5 КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ
Урок 4. Искусства различны, тема едина
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— формирование и укрепление представлений о разнообразии видов искусства и целостности искусства;
— выявление взаимосвязей между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.
Личностные:
— развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
Предметные:
— музыкальное, выразительное, интонационно и ритмически правильное исполнение песни.
Цели и задачи урока:
- Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
- Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
- Выявить на конкретных примерах общность и своеобразие в произведениях музыки, литературы, изобразительного искусства.
- Учить анализировать услышанное и увиденное и искать ту основную нить, которая пронизывает творение.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о единстве тем и разнообразии видов искусства.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись: И. Левитан. «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский. «Опавшие листья». Дополнительный материал: портреты композиторов: П. Чайковского, Р. Шумана (фото).
Архитектура: Государственная Третьяковская галерея, Большой театр, Большой зал Московской консерватории им. П. И. Чайковского (фото).
Музыка: П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь» (№ 3 аудиоприложения); Р. Шуман. «Первая утрата» (№ 4 аудиоприложения). Песенный материал: Й. Гайдн, обработка Т. Кичак, русский текст П. Синявского. «Мы дружим с музыкой».
Виды деятельности учащихся: Выявление различий в выразительных средствах видов искусства и единства идей, тем, образов искусства. Прослушивание и обсуждение предложенных музыкальных произведений, анализ произведений изобразительного искусства. Смысловое чтение определений в словаре-справочнике: инструментальное произведение, соло. Разучивание и пение песни «Мы дружим с музыкой».
Формы педагогического контроля: Домашняя работа — поисковая деятельность с помощью Интернета. Организация и контроль над выполнением творческого задания, направленного на развитие личностных качеств и укрепление метапредметных связей — составления плана урока-концерта «Природа в искусстве» и записи его в «Дневнике музыкальных наблюдений».
ХОД УРОКА
1. Введение в тему
¾ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение. А музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ». Н.А. Римский-Корсаков |
Мы продолжаем разговор об искусстве и сегодня будем учиться искать взаимосвязь между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством.
2. Работа по теме урока. Храмы искусства
Много времени прошло с тех пор, когда искусство начинало свой путь. Если вначале искусство было едино, как одно целое, то теперь все виды искусства разделились и живут параллельно друг другу. Стали более совершенными музыкальные инструменты, литература пользуется современным языком, художники – иными красками, но кроме этого каждый вид искусства образовал своё собственное государство – Живопись, Музыку, Литературу - со своими, только им присущими историей, географией, населением и языком.
Чтобы научиться творить хотя бы в одной области данных государств, человек тратит на обучение многие и многие годы, овладевает разными знаниями для того, чтобы постичь эту сложную науку.
Рассмотрите иллюстрации. На них мы видим храмы искусства.
? Скажите, к каким видам искусства относятся данные храмы?
Государственная Третьяковская галерея. Москва. Фото
Большой театр. Москва. Фото
Большой зал Московской консерватории. Фото
Государственная Третьяковская галерея – храм живописи, где живут замечательные шедевры известных художников.
Большой театр – там живут театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки.
Большой зал Московской консерватории. В консерватории учатся будущие композиторы, музыканты.
? Как вы думаете, у слов «консерватория» и «консервы» есть что-то общее?
Ответы учащихся.
- Внешне, конечно же, ничего общего, хотя у них одинаковый корень итальянского глагола «conservare» – что означает беречь, сохранять.
Что такое консервы?
- Консервы – это сохранённые пищевые продукты.
- А что же сохраняет консерватория?
Так вот послушайте. В старину в Италии консерваториями называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих приютах-консерваториях детей обучали разным ремёслам, а особо – очень уважаемому ремеслу у итальянцев – ремеслу музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значит гостеприимный дом. Но слово госпиталь впоследствии стало относиться только к медицине, а название консерватория окончательно закрепилось за учебным заведением, предназначенным для музыкального образования.
Первая русская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году, вторая – в Москве в 1866 году.
Конечно, для того, чтобы стать профессионалом, нужно много учиться. Но можно быть любителем и знатоком музыки. Для этого нужно только стремиться понять смысл произведения, попытаться ощутить его характер и то, что хотел сказать автор. Для этого требуется чуткость и внимание, воображение и наблюдательность, которые присущи очень многим людям.
Вот потому не обязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием ходить в музеи и читать книги.
3. Учимся понимать искусство
Попробуем доказать, что искусство может быть понято многими людьми. Для этого проанализируем разные виды искусств.
Перед вами несколько различных произведений искусства.
1) П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года»
Может быть, кто-то вспомнит, что это за такой фортепианный цикл?
- Пётр Ильич Чайковский посвятил свой фортепианный цикл о природе детям. Здесь каждому месяцу года есть соответствующее название. Например: Май. «Белые ночи»; Апрель. «Подснежник», и к каждому месяцу есть соответствующий эпиграф – строчки, взятые из стихотворений известных русских поэтов.
- Что хотел сказать этим композитор?
- Он хотел подчеркнуть связь литературы с музыкой. Быть может, эти строчки и явились толчком для написания какого-либо произведения, словесной картины природы.
- Таким образом, мы с вами видим ещё один пример взаимопроникновения разных видов искусств.
Пётр Ильич Чайковский очень сильно любил русскую природу. Он говорил: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил «больше всякой другой».
(Подробнее о любви П. Чайковского к природе - см. Приложение 1.)
Фортепианный цикл «Времена года» Чайковского состоит из 12 пьес, соответственно количеству месяцев. Каждая пьеса предваряется стихотворным эпиграфом.
К пьесе «Октябрь. Осенняя песнь» взят эпиграф А.К. Толстого: «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят…
Вообще к теме осени обращались, помимо Чайковского, и другие композиторы: А. Вивальди в концерте из цикла «Времена года», Й. Гайдн в оратории «Времена года», Г. Свиридов в фортепианной пьесе «Весна и осень», С. Прокофьев в партии Феи осени из балета «Золушка».
А теперь сядьте как слушатели, и постарайтесь понять, что хотел сказать нам композитор своей музыкой.
Слушание. П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь
- Расскажите о том, что вы услышали.
- Композитор своей музыкой хотел передать нам состояние природы. Осенью всегда настроение грустное, так как деревья теряют листву, постоянно дуют ветры, которые напоминают о том, что скоро настанет холодная зима.
- Это не просто зарисовка осеннего пейзажа, музыка звучит задумчиво и печально, как бы передавая настроение человека, созвучное тому, что происходит в природе. Сожаление об уходящем и вместе с тем воспевание красоты увядающей осенней природы. А эпиграф как нельзя лучше способствует данному настроению.
2) Р. Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества»
Роберт Шуман - немецкий композитор, искренне любивший своих юных слушателей. Фортепианный цикл «Альбом для юношества» композитор создал для обучения музыке своих детей. В «Альбоме» более 40 пьес, рисующих жизнь ребёнка час за часом, день за днём.
В пьесе «Первая утрата» композитор выражает горестные чувства своей дочери, оплакивающей смерть любимой птички. В первом издании «Альбома» этой пьесе соответствовала иллюстрация — клетка с птичкой и плачущая девочка рядом с ней.
Подробнее о пьесе «Первая утрата» - см. Приложение 2.
Прослушайте пьесу «Первая утрата», расскажите о своих впечатлениях.
Слушание музыки.
- Музыка звучит грустно, плавно, протяжно, состоит из трёх частей. Первая и третья части похожи, середина звучит более взволнованно.
- Настроение этой пьесы схоже с предыдущей, можно различить жалобу, безысходность, безутешность.
3) Рассматривание репродукций картин
И. Левитан. Осенний день. Сокольники
И. Бродский. Опавшие листья
- Что общего вы видите на этих двух картинах?
- И на той, и на другой изображена осень. На картине Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники» мы видим парк, аллею, по которой навстречу нам идёт женщина. Кажется, что настроение женщины соответствует окружающей природе: наверное, она тоже сожалеет о прошедшем лете, может быть, о чём-то ушедшем.
- Картина Иосифа Бродского «Опавшие листья» показывает нам загородный дом или дачу, заброшенный на зимний период. Этот дом покинули так же, как листья покидают деревья.
- Скажите, что же общего между всеми этими произведениями – музыкальными и живописными?
- Все эти произведения красками, словами, звуками рассказывают нам об осени.
- Действительно, прежде всего мы видим, что их объединяет общая тема – осень. Искусства различны, тема едина. Таким образом, тема – это то, что присутствует во всех видах искусства. Это главная идея, мысль любого творения.
Изучая произведения различных видов искусства, написанных на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.
Сравнивая две картины – И. Левитана и И. Бродского, - мы наблюдаем два сходных состояния: осенний день, увядшая листва. Однако это лишь внешний (здесь: первичный, поверхностный, лишённый глубины внутреннего содержания) образ, выраженный в названии произведений.
Но ведь произведение искусства – это не просто фотография. В нём всегда скрыто что-то большее.
«Осенний день. Сокольники»: парк, аллея, женская фигура, идущая нам навстречу…
Мы невольно проникаемся состоянием этой неведомой (неизвестной) нам женщины и пытаемся понять: о чём она думает, что чувствует. Сожалеет ли она о прошедшем лете, когда парк был таким зелёным и весёлым, или о чём-то ушедшем, далёком, но дорогом сердцу.
Тогда не о том же самом рассказывают нам и опавшие листья? Ведь и они когда-то распустились навстречу весеннему солнцу, росли и ярко зеленели. Но вот – всё изменилось; и теперь они лежат на земле. Они всё ещё прекрасны, но ничто никогда не вернёт им прежних красок, прежнего весёлого трепетания.
Пьеса П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» необыкновенно близка по настроению рассмотренным картинам. Композитор также стремится не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в звучание музыки щемящую человеческую ноту.
Строки из стихотворения А. Толстого, взятые Чайковским как эпиграф к пьесе, подчёркивают состояние боли и сожаления: «Осень, осыпается весь наш бедный сад…». «Бедный сад» - это не просто пейзаж (пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу), это человеческая грусть, чувство жалости и смирения перед неизбежным.
Вслушайтесь: все эти чувства ярко выражены в музыке Чайковского, полной осенней грусти и одиночества.
В представленном художественном ряду лишь одно произведение стоит особняком (отдельно, в стороне от других) – «Первая утрата» Р. Шумана (утрата – потеря). Эта пьеса не содержит осенних мотивов. И всё же она оказывается по-своему созвучной всем произведениям, о которых шла речь.
Вы, слушая и анализируя эту музыку, уже говорили о грустной мелодии, об интонации, в которой можно различить и жалобу, и упрёк, и безутешность. Но если говорить о содержании нашего сегодняшнего разговора, то, наверное, смысл «Первой утраты» станет более глубоким и значительным.
Теперь это не просто жалоба ребёнка, - теперь это становится чем-то бОльшим, каким-то новым знанием о мире. Это знание угадывается уже в самом названии – «Первая утрата», говорящем о неизбежности всех последующих утрат.
Так маленькая детская пьеса становится для нас открытием закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и облетающие осенние листья, и горькие человеческие потери.
И хоть это грустный закон, в нём есть и светлая сторона. Ведь когда-то снова наступит весна, на деревьях появятся молодые листья… Так и человеческая жизнь – потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.
4. Работа над нотными примерами
В фортепианных пьесах П. Чайковского и Р. Шумана (нотные примеры 2 и 3) ученики отмечают общие черты: неторопливый темп, певучий характер мелодии, преобладание нисходящих интонаций, минорный лад. Эти выразительные средства создают печальный задушевный характер обоих произведений.
5. Вокально-хоровая работа
1) «Зонтики»
- Вспомните песню, соответствующую нашей сегодняшней теме.
- «Зонтики».
- Продолжим работу над песней «Зонтики». Разучим 3 куплет.
В первой части этого куплета встречается очень много слов с буквой «Р». Сначала порычите как тигры – Р-Р-Р-Р.
А теперь медленно и чётко проговорите каждую строчку:
Маленькое небо как-то вдРуг пРомокло.
В маленьких окошках задРожали стёкла.
И большущий дождик застучал по кРышам –
Все схватили насмоРк сразу в гоРоде том.
Проводится работа над дикцией, артикуляцией.
- Песня должна звучать выразительно. Поработаем над исполнительским планом 3 куплета. Как должна звучать первая часть 3 куплета?
- Громко, ярко, грозно, страшно, насыщенно. Вторая часть звучит не очень громко, как бы сожаление о том, что случилось.
- Исполните всю песню. Стараемся петь выразительно, представляя то, о чём поём.
Исполнение песни «Зонтики».
2) Й. Гайдн, обработка Т. Кичак, русский текст П. Синявского. «Мы дружим с музыкой»
- Сегодня мы разучим ещё одну песню – «Мы дружим с музыкой». Автор музыки - Йозеф Гайдн — австрийский композитор-классик, живший в XVIII в. Русский текст принадлежит Петру Синявскому:
Если мы дружим с музыкой с детства,
Если мы с детства любим её,
Жить нам на свете просто чудесно,
Музыка с детства дарит нам волшебство своё.
Музыка - это замок хрустальный,
Музыка - это солнечный луч.
Мы открываем нотные тайны.
Нам помогает в этом мудрый скрипичный ключ.
Прослушайте песню «Мы дружим с музыкой» в исполнении детского хора. Обратите внимание на особенность исполнения этой песни: каждая её фраза песни отделяется от следующей фразы паузой. - https://youtu.be/j1GpgDSpkns.
Разучивание. - https://youtu.be/acAVzGRkXwo
Разучивание песни проходит по фразам, по голосам, а потом исполняется целиком.
6. Итог
Каждому виду искусства свойственны определённые выразительные средства. Живопись «говорит» с помощью красок, графика — с помощью линий, скульптура — языком объёмных фигур из глины или бронзы, музыка — звуками и ритмами.
Но при всём многообразии средств выразительности темы произведений искусства едины — прежде всего, это чувства, эмоции людей.
Повторите, что такое тема произведения?
- Тема – это то, что присутствует во всех видах искусства, это главная идея, мысль любого творения.
- Совершенно верно. А изучая произведения различных видов искусства, которые объединены общей темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.
Среди вечных тем искусства — восхищение природой, любование временами года, пейзажами, отражение погоды.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрели несколько различных произведений искусства. Именно их сравнение помогло нам глубже понять содержание темы.
7. Вопросы и задания
1) Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства?
2) Что объединяет музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, прослушанные и рассмотренные на сегодняшнем уроке?
3) Почему «Первую утрату» Р. Шумана можно поставить в один ряд с другими рассматриваемыми произведениями?
4) Только ли тема осени объединяет представленные произведения, или их смысл более глубок? Как ты думаешь, в чём он выражается?
5) Составь свой вариант из произведений музыкального, поэтического и изобразительного искусства для урока-концерта «Природа в искусстве». Запиши его в «Дневник музыкальных наблюдений».
Приложение 1
Из книги: Холодковский В.В. Дом в Клину. М., 1975. 340 с.
В письмах Петра Ильича встречаются поистине восторженные и поэтичные описания родной природы.
«Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
В этот пламенный перечень патриотических привязанностей Чайковского органически входит и русская природа, которую он любил «больше всякой другой».
Ибо он был и всегда оставался истым «верноподданным родины своей, её природы и народа, им горячо любимых» (Б. Асафьев).
«Погода божественная… Прилетели птички… Вода весенняя уже пошла. У мельницы — водопад. Геройски переходил через разлившийся ручей в узком, но глубоком месте. Смотрел на его устье, где снежный свод, под которым он исчезал, уже провалился…»
«Ходили… смотреть, как прорвало плотину».
«Снегу уже почти нет — только в ямках».
Через месяц он заносит в дневник: «Ещё лучше, совсем тепло…»
А ещё через два дня отмечает как значительное событие: «Гремело!»
…Великий музыкант, он умел слушать и слышать природу. Он обладал счастливой способностью «проникаться прелестью каждой травки, каждого облачка». Он испытывал «сильное и глубокое наслаждение» от птичьего щебета, от бабочек, порхающих в лучах яркого солнца. От «чудной воды» в реке и летнего шумного ливня в лесу. От первого сорванного ландыша или коренастого гриба, найденного под раскидистой берёзой…
Хорошо!.. «Хорошо до того, что я утром пойду погулять на полчаса, увлекусь и прогуляю иногда часа два. Всё лес, и даже местами настоящий, таинственный, чудный бор», — пишет Пётр Ильич из Фроловского.
К цветам Пётр Ильич всю жизнь питал самую страстную любовь, особенно к лесным и полевым. Любовь эта проявлялась и в трогательной нежности, и в живейшем интересе, с которым он относился к цветам.
Самым любимым цветком Чайковского всю жизнь оставался ландыш. Он называл его «царём цветов» и говорил, что питает к нему «какое-то бешеное обожание». Он даже посвятил ему большое стихотворение («Ландыши»), в котором поэтическая взволнованность сочетается с философским раздумьем о жизни.
…Но вот и лето минуло. Отцвели цветы, собраны все ягоды и грибы в лесу (одно из любимейших удовольствий Петра Ильича), шуршащий ковёр листопада укрыл все дорожки и торопки…
«…А здесь уже давно осень, холодный северный ветер нескончаемо дует и по ночам воет в трубе».
«…Хотя я это тоже люблю», — добавляет Чайковский. Он любил осень почти так же, как весну. Любил горький аромат опавших листьев, любил серую подмосковную даль, затянутую лёгкой сеткой дождя… (С. 56—62.)
Приложение 2
Из книги: Грохотов С. Шуман и окрестности. Романтические прогулки по «Альбому для юношества». М., 2006. 240 с.
Вот какую историю записала Евгения Шуман со слов своей старшей сестры, Марии: «У детей был чижик. Однажды к супу подали кнели из мозгов. Отцу они пришлись по вкусу, и он сказал, что чижик тоже должен получить свою долю. Сказано — сделано. Он протянул кусочек птичке через прутья клетки — той тоже очень понравилось, но к великой печали всей семьи и не меньшей отца, она поплатилась за удовольствие своей маленькой жизнью».
Это происшествие и нашло отражение в пьесе «Первая утрата». Такое толкование подтверждается рисунком Л. Рихтера на титульном листе: на нём изображена девочка, плачущая над мёртвой птичкой (как уже говорилось, рисунок был выполнен согласно прямым указаниям композитора).
В пьесе Шумана с её нисходящими «рыдающими» интонациями ясно слышится отзвук жалобных оперных арий — lamento.
Существует известное одноимённое стихотворение Гёте 1788 г., и песня Шуберта, созданная на его основе.
Первая утрата
Где же то благое время,
Когда счастие впервые
Мне любовь твоя дарила, —
Как вернуть его на миг?
Одиноко и уныло
Я несу печали бремя,
Я к страданиям привык.
Где же то благое время,
Как вернуть его на миг?
Трудно поверить, что Шуман не знал этих стихов и песни Шуберта и что в «Альбоме для юношества» мы имеем дело со случайным совпадением. Скорее всего, композитор сознательно хотел намекнуть на некое дополнительное, «взрослое» программное содержание, скрытое в музыке. Так что дети, играя или слушая «Первую утрату», могут печалиться об умершем чижике, а их родители вместе с Гёте — вспоминать о блаженных днях первой любви… (С. 156—161.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.