Конспект урока музыки на тему «Искусство и фантазия» (6 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Искусство и фантазия» (6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
искусство +1
6 кл
05.11.2020
Конспект урока музыки на тему «Искусство и фантазия» (6 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 1 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — формирование понимания этической и эстетической ценности музыки. Личностные: — умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем о влиянии музыки на внутренний мир человека, на его чувства и эмоции, на мир его фантазий. Предметные: — выразительное и музыкальное исполнение песенного материала урока; — работа с нотным текстом.
6 КЛ_Урок 1.3.doc

6 КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

 

Урок 3. Искусство и фантазия

 

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— формирование понимания этической и эстетической ценности музыки.

Личностные:

— умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем о влиянии музыки на внутренний мир человека, на его чувства и эмоции, на мир его фантазий.

Предметные:

— выразительное и музыкальное исполнение песенного материала урока;

 — работа с нотным текстом.

 

Цели и задачи урока:

·        Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

·        Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

·        Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

·        Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

·        Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

·        Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

 

Форма проведения занятия: Урок-дискуссия о любви к музыке и склонности человека к фантазированию, творчеству.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Поэзия: Ш. Бодлер. «Плаванье».

Изобразительное искусство: И. Фаберже. Модель Кремля; Деревянный дом в Томске (фото). Портрет композитора М. Глинки.

Музыка: М. Глинка. «Вальс-фантазия» (№ 3 аудиоприложения).

Песенный материал: Г. Струве, стихи К. Ибряева. «Школьный корабль»; А. Рыбников, стихи И. Коханов­ского. «Ты мне веришь?» из кинофильма «Большое космическое путешествие».

 

Виды деятельности учащихся: Художественное чтение стихотворения. Восприятие, анализ, обсуждение иллюстративного материала урока — произведений декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Художественное чтение слов песен, разучивание и пение. Ответы на вопросы о песнях, направленные на достижение метапредметных результатов в приложении «Дневника музыкальных размышлений». Работа с текстом музыкального примера под руководством педагога — все знаки нотного примера должны быть объяснены учителем и понятны ученикам.

Формы педагогического контроля: Проверка выполнения заданий рубрики «Тысяча миров» музыки» в «Дневнике музыкальных размышлений». Проверка ответов в рубрике «Вопросы и задания» учебника. Контроль использования учащимися возможностей сети Интернет при выполнении заданий. Контроль проявления учащимися коммуникативных универсальных учебных действий в ходе обсуждения-дискуссии.

 

ХОД УРОКА

 

1.      Введение в тему урока

Тема урока: «Искусство и фантазия».

В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один составляют внешние события. Например, мы знаем, в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у него привычки и т.д.

Другой составляют сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Нередко именно в нём таится главное содержание человеческой жизни. Ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его склонности, вкусы, привязанности. Однако его внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонациях голоса.

Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. Послушайте, например, музыку М. Глинки - великого русского композитора 19-го века, основоположника русской классической музыки.

 

2.      Слушание и анализ музыки М. Глинки «Вальс-фантазия» (Фрагмент)

В 5 классе вы уже слушали много его произведений:  романсы «Я помню чудное мгновенье...», «Жаворонок», фрагменты из двух его опер: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».

Теперь пришло время познакомиться с его симфоническим произведением.

Глинка, как и многие другие композиторы 19-го века, очень любил жанр вальса. Но он написал своё произведение не для танцев на балу, а для прослушивания в концертном зале в исполнении симфонического оркестра.

В Вальсе-фантазии мастерски сочетаются два начала, выраженные в названии произведения. И уже в названии произведения подчёркивается, что валь­совое кружение уносит нас далеко, в мир фантазий и грёз. С одной стороны, это вальс – плавный, кружащийся танец с трёхдольным ритмом. Известно, что вальсы могут быть разными – весёлыми и торжественными, грустными и трепетными. С другой стороны, в этом произведении Глинка воплощает нежное, полётное вращение, уносящее наше воображение в прекрасный мир фантазии.

Прослушайте музыку, ответьте на вопросы:

·        Каков характер музыки? Почему композитор дал своему произведению такое название?

·        Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета или симфонического концерта?

·        Это просто вальс или в музыке или в музыке слышится нечто большее?

·        К какой области её отнести: лёгкой или серьёзной?

 

Характер музыкального фрагмента — элегический, грустный, но в то же время полётный. Эта музыка, безусловно, лёгкая для восприятия, но не развлекательная по своему содержанию, а тонкая и бесконечно разнообразная по нюансам настроения.

Главная тема построена необычно (отсутствие квадратности придаёт ей взволнованность, смятение), щемящая начальная интонация, которая не   находит своего разрешения и возвращается к исходному звуку как бы в непрерывно кружащемся движении.

Эта глубоко человечная интонация подчиняет себе вальсовое движение, придаёт ему неповторимое своеобразие искреннего романтического порыва. Вальс перерастает границы бытового жанра и выражает целую гамму тонких, чистых и нежных движений души, объединяя их в одну большую симфоническую картину. Не случайно «Вальс-фантазию» считают одним из источников русской лирической балетной музыки, русского классического балета.

Интересный факт: Глинка создал свой вальс первоначально для фортепиано. Первая оркестровая редакция была сделана дирижёром Павловских концертов Г. Германом. В его оркестровке произведение Глинки трактуется как лёгкая оркестровая пьеса, предназначенная для исполнения на открытом воздухе. Сам Глинка переделывал партитуру своего произведения три раза. В последней, третьей редакции он не ограничился только оркестровкой, а расширил сочинение, внёс в него симфоническое развитие и тем самым, переосмыслив всю музыку, углубил её смысл.

Этот факт подтверждает тесную взаимосвязь формы и содержания в музыке, в данном случае связь замысла и оркестровки. Об этом писал сам Глинка: «Все искусства, следственно и музыка, требуют:

1)     Чувства – это получается от вдохновения свыше.

2)     Формы. Forme – значит красота, т.е. соразмерность частей для составления стройного целого.

Чувство… даёт основную идею; форма облекает идею в приличную, подходящую ризу…

Чувство и форма – это душа и тело. Первое - дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»

«Инструментовка находится в прямой зависимости от самого творчества музыкального. Красота музыкальной мысли вызывает красоту оркестра».

«Серьёзный, мыслящий человек никогда не может быть щёголем, точно так же, как миловидная деревенская красавица отнюдь не нуждается  в изящных произведениях гостиного двора. Композитор… серьёзно понимающий искусство, мыслитель в области звуков, никогда не дозволит себе сделать оркестр слишком нарядным – не дозволит щеголять тем или другим сочетанием инструментов, тем или другим приёмом, хотя бы в самом деле чрезвычайно эффектным…».

 

3. Работа над нотным примером

 М. Глинка

Рассматривая и разбирая нотный пример, мы отмечаем типично вальсовый аккомпанемент (бас и два аккорда), певучую мелодию, тихую динамику (pp), характерный для вальса размер 3/4.

4. Реальность и фантазия

Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.

Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и всевозможных романтиков – лётчиков, геологов, путешественников. (Романтик – человек возвышенного, мечтательного склада.)

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,

Не вынеся тягот, под скрежет якорей,

Мы всходим на корабль – и происходит встреча

Безмерности мечты с предельностью морей.

Это строки из стихотворения французского поэта Ш. Бодлера «Плаванье».

! Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с предельностью морей» обозначает такие горизонты человеческой мечты, в сравнении с которыми даже моря – эти извечные символы необозримого пространства – кажутся предельными, узкими и тесными.

Что же такое фантазия?

Почему иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего?

Вероятно, это происходит оттого, что без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведения искусства.

      

Н. Фаберже. Модель              Деревянный дом в Томске. Фото

Кремля        

Нередко бывало так, что многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности. В то же время они потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.

«Я на 85 процентов музыкант, во мне только 15 процентов человека», - говорил Сергей Васильевич Рахманинов. И в этих словах слышна вся мыслимая одержимость искусством, на которую способен большой художник.

 

5. Разучивание и пение

1)     Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль.

2)     А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь?

Темы и настроения этих песен созвучны теме урока.

Стихи и музыка песен полны полёта фантазии: в первой песне школа сравнивается с кораблём, плывущим вдаль; во второй перед слушателями встают фантастические картины расцветшей зимой сирени, лунной ночи и звездопада.

В первой песне куплет одноголосный, а припев — двухголосный. Песня «Ты мне веришь?» разучивается и исполняется как диалог — двумя солистами и (или) двумя группами хора.

6. Итог урока

Жизнь каждого художника протекает в сложном переплетении реальности и творческого воображения – переплетении, рождающем совершенно новый, особенный мир его произведений. И, как ни удивительно, эти произведения учат нас глубже понимать именно живую жизнь, как бы далёк от её повседневного течения ни был их создатель.

7. Вопросы и задания

1)     Вспомните, назовите известные вам музыкальные произведения, где одновременно сочетаются и реальность, и фантазия.

2)     Почему в стихотворении Ш. Бодлера «Плаванье» поэт сравнивает «безмерность мечты» с «предельностью морей» в пользу мечты?

3)     Подумайте, о каких «тяготах», «тоске» и «ненастье» говорил Бодлер в своём стихотворении?

4)     Почему, по-вашему, М. Глинка воплотил фантазию в жанре вальса? Может быть, для этого лучше было использовать другой жанр (например, марш)?

5)     Как вы считаете, относится Симфония №3 И. Брамса к такой музыке, которая пробуждает фантазию? Какие образы она в вас вызывает?

6)     Выучите песни.

 

 МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Вальс. Музыкальный размер. Динамика. Аккомпанемент. Пианиссимо.


КЛАСС I ЧЕТВЕРТЬ Урок 3

КЛАСС I ЧЕТВЕРТЬ Урок 3

Виды деятельности учащихся: Художественное чтение стихотворения

Виды деятельности учащихся: Художественное чтение стихотворения

Каков характер музыки? Почему композитор дал своему произведению такое название? ·

Каков характер музыки? Почему композитор дал своему произведению такое название? ·

М. Глинка Рассматривая и разбирая нотный пример, мы отмечаем типично вальсовый аккомпанемент (бас и два аккорда), певучую мелодию, тихую динамику (pp), характерный для вальса размер…

М. Глинка Рассматривая и разбирая нотный пример, мы отмечаем типично вальсовый аккомпанемент (бас и два аккорда), певучую мелодию, тихую динамику (pp), характерный для вальса размер…

Нередко бывало так, что многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали в…

Нередко бывало так, что многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2020