5 КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ
Урок 3. Искусство открывает мир
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— формирование понимания этической и эстетической ценности искусства.
Личностные:
— умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем о преобразующей роли искусства в жизни человека.
Предметные:
— выразительное и музыкальное исполнение песенного материала урока;
— работа с нотным текстом.
Цели и задачи урока:
· Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
· Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
· Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
· Рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта.
Форма проведения занятия: Урок-дискуссия с элементами литературного анализа.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Литература: Х. К. Андерсен. «Соловей», фрагмент; А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц», фрагмент.
Изобразительное искусство: Н. Ге. «Портрет Л.Н. Толстого»; И. Репин. «Портрет А.Г. Рубинштейна»; детские рисунки, иллюстрации к сказкам «Маленький принц», «Соловей».
Музыка: М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. «Маленький принц» (№ 1 аудиоприложения). Песенный материал: М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. «Маленький принц»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели».
Виды деятельности учащихся: Художественное чтение фрагментов сказок. Восприятие, анализ, обсуждение, сравнение предложенных произведений изобразительного искусства. Прослушивание песни «Маленький принц», чтение слов, исполнение. Работа с текстом музыкального примера под руководством педагога — все знаки нотного примера должны быть объяснены учителем и понятны ученикам. Разучивание и пение песен.
Формы педагогического контроля: Проверка стихотворений о музыке, найденных и записанных учащимися в «Дневнике музыкальных наблюдений». Контроль проявления учащимися коммуникативных универсальных учебных действий в ходе обсуждения-дискуссии.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы урока. Введение в тему
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Эпиграф урока:
«Много в пространстве невидимых Форм и неслыханных звуков, Много чудесных в нём есть Сочетаний и слова, и света, Но передаст их лишь тот, Кто умеет и видеть, и слышать». А. Толстой |
- Тема урока – «Искусство открывает мир». Мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир.
Человек соприкасается с искусством каждый день, порой об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования – человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.
Вся жизнь человека, как всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникли религии, наука и искусство. Искусство в окружающей человека действительности – это радость, утешение, поддержка.
2. Работа по теме урока
- Есть такое понятие «детство человечества». Оно относится к давним временам, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, окрылялся пропетой песней, вырезал на стене контуры животных. На заре человечества люди придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью.
В ту далёкую пору искусство ещё не подразделялось на отдельные виды. Музыка была неразрывно связана со стихом, песня – с танцем, пантомимой и даже с рисунком. Да, рисунком. Потому что, до того как научиться писать, люди изображали предметы и явления, животных и самих себя, пытаясь передавать друг другу различную информацию.
! Пантомима – это сценическое представление, содержание которого выражается только с помощью движений, жестов и мимики (различных выражений лица).
Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие-либо зашифрованные символы. Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами.
Подобные сюжеты нередко встречаются и в сказках, где герои обмениваются посланиями, зашифрованными в рисунках-символах. Требовалась большая работа ума, чтобы расшифровать такие послания, увидеть связь между изображениями и тем, что они выражали.
! Символ – условный знак, обозначающий какое-либо понятие, явление действительности.
Истинным мудрецом считался тот, кто обладал богатым воображением, способным понять хитросплетение символов. Только истинный мудрец, включая своё богатое воображение, видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. Это сейчас достаточно быть просто грамотным человеком, чтобы прочесть любой текст, любое письмо. И мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались.
Однако и сейчас необходимо иметь и мудрость, и воображение, чтобы понять произведение искусства. Ибо оно содержит смысл, который не лежит на поверхности, а зашифрован в сочетаниях слов, мелодий или красок.
Природа, создавая человека, наделила его таким воображением.
Всмотритесь в детские рисунки, понаблюдайте за детскими играми – и вы увидите, как естественно дети познают мир через своё собственное творчество. Они пишут прекрасные стихи, пользуются необычными сочетаниями красок и даже изобретают собственные слова.
Перед вами - рисунки 4ёх-7-ми-летних детей. Что вы можете рассказать об этих рисунках?
Золушка в своём саду. Детский Золушка. Детский рисунок
рисунок
В подводном царстве. Детский рисунок Обитатели подводного царства. Детский
рисунок
- Каждый ребёнок видит мир по-своему, своими глазами, и отражает его в своих рисунках через сочетания красок, непривычными, с точки зрения взрослых, изображениями.
- То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства.
Учащиеся приводят примеры.
3. Работа с учебником
- А какие замечательные непосредственные стихи и истории сочиняют в этом возрасте!
Но, к сожалению, нередко бывает, что с годами человек утрачивает свежесть восприятия жизни и способность к воображению. Новизна восприятия с годами проходит у многих людей, они перестают удивляться, восхищаться и видят мир по-другому. Об этом очень талантливо рассказывает французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц».
Давайте зачитаем фрагмент из этой замечательной сказки, а затем побеседуем.
Вот как она начинается:
«Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку: на картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:
В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться, и спит полгода подряд, пока не переварит пищу».
Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:
Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
- Разве шляпа страшная?- возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2.
Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».
В этой книге автор делает ещё один грустный вывод:
«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они воскликнут: «Какая красота!»
- Что вы можете сказать о прочитанном?
Ответы учащихся.
- Конечно, все взрослые – разные: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие – сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых эти разные люди с трудом понимают друг друга. А иногда, это даже приводит к тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.
Экзюпери писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного и того же корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга».
Перефразировав известное высказывание, можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»
4. Вокально-хоровая работа
1) «Маленький принц», муз. М. Таривердиева
- Мы с вами начинаем разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка?
- «Маленький принц».
- Совершенно верно. Эта песня - о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. Образ Маленького принца возник здесь не случайно: он навеян сказочной повестью А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой чудесной сказке повествуется о маленьком мальчике - принце далёкой крошечной планеты, о его жизни, мечтах и о том, как однажды, отправившись в путешествие, он посетил и нашу планету.
Его путь стал не только путешествием во времени и пространстве; этот путь принёс ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что именно всё это составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и не власть.
Он с удивлением узнал, что это понимание жизни, такое простое на первый взгляд, оказалось недоступным многим взрослым людям, которых Маленький принц повстречал на своём пути, - ни Королю, гордому своим мнимым величием, ни Звездочёту, тратящему жизнь на бесплодный подсчёт своего богатства, ни Пьянице, стремящемуся обрести вечное забвение в вине.
И только Лётчику, встретившему Маленького принца в конце его путешествия к людям, открылись эти пронзительные в своей чистоте истины, которые поведал ему маленький, затерявшийся в пустыне ребёнок. И с той поры для Лётчика и для всех нас, узнавших от него эту историю, Маленький принц и его далёкая планета стали воплощением высокой сказочной мечты.
А музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью, - Микаэл Леонович Таривердиев.
Микаэл Таривердиев — советский и российский композитор армянского происхождения. Жил и сочинял в XX в. Больше всего известна его музыка к кинофильмам (например, к фильму «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»).
Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом-песенником Николаем Добронравовым.
Микаэл Леонович Таривердиев (1931 – 1996) - советский и российский композитор, Народный артист РСФСР (1986), Лауреат Государственной премии СССР (1977)
Николай Николаевич Добронравов (1928) - советский и российский поэт-песенник, Лауреат Государственной премии СССР (1982)
a) Работа над нотным примером:
- Рассмотрите нотный пример 1. Это – фрагмент песни «Маленький принц». Обратите внимание на соответствие каждого звука мелодии стихотворному слогу. Также следует отметить, что паузы в мелодии отделяют словосочетания друг от друга, подчёркивая тем самым строение и смысл текста.
b) Разучивание 1 куплета.
! Песню «Маленький принц» можно не разучивать, а прослушать.
2) «Крылатые качели», муз. Е. Крылатова
- И ещё одну замечательную песню мы сегодня исполним – песню, окрыляющую нас и несущую нас к мечте.
«Крылатые качели» — очень популярная песня. Обратите внимание на её строение. Что вы можете о нём сказать?
- Три куплета с припевами.
- Совершенно верно. Обратите внимание также, что куплеты - минорны, а припевы мажорны.
Исполнение песни без предварительного разучивания.
5. Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Соловей»
- Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.
Но бывает так, что какое-то событие переворачивает жизнь такого человека – и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Всё это было в человеке, но только забилось за долгие годы пустой, ничем не одухотворённой жизни. И нужен был какой-то импульс, толчок, будь то встреча с добрым человеком, услышанная музыка, либо прочитанная книга для того, чтобы он вновь вернулся к самому себе, к своим истокам.
«В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные - китайцы ...
В целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться».
- Поднимите руку те из вас, кто читал эту сказку.
…
- Правильно, это - «Соловей» Г.Х. Андерсена – сказка, повествующая об истинности красоты и о бренности, непрочности власти и богатства. Обязательно прочтите её те, кто не читал.
Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всех концов света. Возвращаясь домой, путешественники превозносили в своих книгах всё, что им довелось увидеть, но больше всего восхищались соловьём, живущим в лесу, у синего моря.
Император, который ничего не знал о соловье, пока не прочёл о нем в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.
И мы видим, что император жесток и своенравен.
! Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.
Каковы же его подданные?
«И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел соловей. Чуть не половина придворных двинулась туда. Шли-шли, вдруг где-то замычала корова.
- О! - воскликнули молодые придворные. - Вот он! Какой, однако, сильный голос! И у такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше.
- Это мычат коровы,- сказала девочка. - Нам ещё далеко идти.
Немного погодя в болоте заквакали лягушки.
- Изумительно! - вскричал придворный проповедник. - Теперь я слышу! Точь-в-точь колокольчик в молельне.
- Нет, это лягушки! - возразила девочка. - Но теперь мы, наверное, скоро услышим его.
И, наконец, запел соловей.
- Вот это соловей! - сказала девочка. - Слушайте, слушайте! А вот он и сам! - И она показала пальчиком на маленькую серенькую птичку, сидевшую высоко в ветвях.
- Неужели этот? - удивился первый приближенный. - Вот уж не ожидал, что он такой! Такой невзрачный! Очевидно, все его краски полиняли, едва он увидел столько знатных особ!»
! Молельня – помещение для религиозных собраний, служб.
Особа – важный, влиятельный человек.
Таков портрет придворных. Великий сказочник намеренно заостряет их смешные и нелепые стороны, чтобы показать, как люди, ослеплённые собственным величием, уже не способны разбираться в самых простых вещах.
И вот придворные слушают дивное пение соловья, даже восхищаются им, но более всего они радуются его предстоящему успеху при дворе.
Однако сам император был глубоко потрясён.
«Соловей запел, да так дивно, что у императора слезы выступили на глазах. Вот они покатились по щекам, а соловей залился ещё более звонкой и сладостной песней, она так и хватала за сердце. Император пришёл в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён.
- Я видел на глазах императора слезы,- какой ещё награды мне желать? В слезах императора дивная сила. Видит бог, я вознаграждён с избытком!»
Слёзы императора и в самом деле таили огромную силу. Они открыли то, что было лучшего в его душе. В конце концов, они спасли его от Смерти, когда она уже сидела у него на груди. Соловей, преданный императором и изгнанный из его государства, прилетел снова, чтобы утешить и ободрить его. Пение соловья было так прекрасно, что сама Смерть заслушалась его и отступила.
«Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! - сказал соловей в ответ на горячую благодарность императора. – Когда я в первый раз пел тебе, я видел слезы на твоих глазах, и этого мне не забыть никогда!»
Таков итог этой сказки. Это совсем небольшое повествование, но в нём с огромной яркостью и глубиной показаны различные вещи в их истинном свете: непрочность земного могущества, неверность и легкомыслие подданных, ценящих корону императора выше человеческого сердца, нравственная сила подлинного искусства, побеждающего даже смерть.
Отныне император и соловей обрели друг друга. Песня соловья каждый вечер радует императора и заставляет его задуматься. Истина, открывшаяся им обоим, уничтожила границы между владыкой государства и маленькой серой птичкой. И в этом единении обнаружился некий высший смысл, когда красота оказалась способной подчинить себе надменную гордость императора.
Учащиеся высказывают своё мнение о героях сказки.
6. Итог урока
- Так мы видим, что искусство способно воспитывать даже императоров. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Оно обращено к глубинной, скрытой сущности вещей.
А ведь мы уже знаем, что внешнее, поверхностное суждение никогда не бывает самым главным. И когда мастер, художник берёт в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, не означает ли это, что в эту минуту ему открывается некий сокровенный смысл, которым он спешит поделиться со всеми людьми?
И час его творчества становится часом открытия новой, высшей реальности - реальности не менее бесспорной, чем та, которую создают земледельцы, ремесленники и производители машин. Это - реальность духа.
!Сокровенный – хранимый в глубине души, в тайне.
Реальность – настоящая, подлинная невыдуманная действительность.
Дух – внутренняя сила человека.
? Как же создаётся искусство?
Ответы учащихся.
Искусство - это великая тайна природы.
Неслучайно древние греки считали это дело божественным.
Неслучайно создателя произведений искусства называют творцом - как Всевышнего.
Неслучайно и то, что гений, - а творят искусство гении, - у древних означал добрый дух, покровитель людей. А начиная с века Просвещения этим словом назван человек-художник в широком смысле этого слова.
Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового.
Рассмотрите внимательно одухотворённые лица двух таких гениев-творцов.
На одном из портретов вы видите выдающегося музыканта и общественного деятеля в истории культуры России - Антона Григорьевича Рубинштейна (годы жизни: 1829-1894).
Велика его роль в истории культуры: Антон Рубинштейн — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог (основоположник профессионального музыкального образования в России, основатель первой русской консерватории в Петербурге (1862 г.)).
Среди учеников А. Рубинштейна — Пётр Ильич Чайковский.
Отметим также, что и брат А. Рубинштейна — Николай Григорьевич – тоже является великим русским пианистом-виртуозом и дирижёром, основателем Московской консерватории (1866 г.) и первым её директором.
Н. Ге. Портрет Л.Н. Толстого И. Репин. Портрет А.Г. Рубинштейна
7. Вопросы и задания
1) «Искусство открывает мир». Как вы понимаете эти слова по отношению к сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»?
2) Был ли в вашей жизни случай, когда под впечатлением от музыкального произведения вы совершили добрый поступок?
3) Согласны ли вы, что песня «Маленький принц» о мечте человека? Какие слова песни подтверждают это?
4) Внимательно рассмотрите портреты великих деятелей искусства. Какие черты объединяют эти изображения?
5) 3адумайтесь: слово дух родственно словам духовность, одухотворённость. Почему возможно говорить о реальности духа?
6) В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение о музыке. Какие чувства оно в вас вызывает?
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК
Пантомима. Символ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.