Конспект урока музыки на тему «Из чего состоит опера» (5 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока музыки на тему «Из чего состоит опера» (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
искусство +1
5 кл
21.01.2021
Конспект урока музыки на тему «Из чего состоит опера» (5 класс)
Аналитическое занятие по фрагментам опер Н. Римского-Корсакова. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 3 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — выявление синтеза музыки, литературы, изобразительного искусства, театра на примере оперного жанра. Личностные: — формирование эмоционально-ценностного отношения к русским операм на примере произведений Н. Римского-Корсакова. Предметные: — освоение музыкального материала и выразительное пение хором фрагмента детской оперы «История Кая и Герды».
Урок 18.docx

5 КЛАСС

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (18). Из чего состоит опера

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— выявление синтеза музыки, литературы, изобразительного искусства, театра на примере оперного жанра.

Личностные:

—  формирование эмоционально-ценностного отношения к русским операм на примере произведений Н. Римского-Корсакова.

Предметные:

— освоение музыкального материала и выразительное пение хором фрагмента детской оперы «История Кая и Герды».

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по фрагментам опер Н. Римского-Корсакова.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: Н. Римский-Корсаков. «Сцена таяния Снегурочки» из оперы «Снегурочка», IV действие, фрагмент (№ 22 аудиоприложения); «Сеча при Керженце» из  оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», III действие, фрагмент (№ 23 аудиоприложения).

Песенный материал: С. Баневич. «Пусть радость будет в каждом доме…». Финал оперы «История Кая и Герды».

Изобразительное искусство: В. Васнецов. «Снегурочка»; Д. Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Н. Рерих. Декоративное панно «Сеча при Керженце».

Дополнительный материал: Портреты композиторов.

Виды деятельности учащихся: Освоение понятий «ария», «инструментальный эпизод». Прослушивание и  анализ фрагментов из опер Н. Римского-Корсакова. Просмотр и обсуждение предложенных картин и декораций В. Васнецова, Д. Стеллецкого, Н.  Рериха. Сравнительный анализ музыкальных фрагментов и соответствующих картин и декораций. Одноголосное пение хором «Пусть радость будет в каждом доме…».

Формы педагогического контроля: Контроль личностных универсальных учебных действий: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, личностный моральный выбор на основе восприятия культурных ценностей. Проверка освоения учащимися понятий «ария», «инструментальный эпизод». Контроль исполнения хорового эпизода из детской оперы. Контроль выполнения творческого задания, направленного на развитие личностных качеств,  — рисование эскиза декорации к опере, придумывание и запись названия оперы в «Дневнике музыкальных наблюдений».

 

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

► Разгадайте ребус и скажите, с каким крупным вокальным жанром мы познакомились на прошлом уроке?

? Какие виды искусства участвуют в опере?

Что такое либретто?

Чем отличается оперное либретто от литературного источника?

2. Сообщение темы урока. Целеполагание

Сегодня мы продолжаем разговор об оперном жанре: вы познакомитесь с  творчеством великого русского композитора Н.  Римского-Корсакова; прослушаете и  проанализируете музыкальные фрагменты из 2-ух его опер; сравните эти музыкальные фрагменты с  картинами и декорациями к этим операм русских художников В. Васнецова, Д. Стеллецкого, Н.  Рериха. Вы разучите и исполните также финал одной из самых известных опер советского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды» (или «Снежная королева»), написанной в 1979 году, и познакомитесь с новыми музыкальными терминами - «ария», «инструментальный эпизод».

Тема нашего урока – «Из чего состоит опера».

Прочитайте эпиграф к уроку. Он вновь приглашает вас в оперу:

Но уж темнеет вечер синий,

Пора нам в оперу скорей:

Там упоительный Россини,

Европы баловень – Орфей.

Не время критике  суровой, -

Он вечно тот же, вечно новый,

Он звуки льёт – они кипят,

Они текут, они горят. А.С. Пушкин.

 

3. Работа по теме урока

1) Сказочность в творчестве Н.А.  Римского-Корсакова

А) «Снегурочка» - опера-сказка

Великий русский композитор Николай Андреевич  Римский-Корсаков является автором 15 опер.

Многие его оперы написаны на сюжеты сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный».

https://specialradio.ru/wp-content/uploads/2008/06/rimskiy-korsakov-1-1010x1024.jpg Н.А. Римский-Корсаков

Опера «Снегурочка» написана Римским-Корсаковым на сюжет сказки Н. Островского. Главная героиня - Снегурочка – один из самых пленительных и нежных персонажей мирового оперного искусства. Она проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа в живую, страдающую девушку.

https://lib39.ru/images/rarity/vasnetsov_snegurochka.jpg В. Васнецов. Снегурочка

В начале оперы этот персонаж - внешне прекрасный, но холодный. Снегурочке не свойственны человеческие чувства, но она стремится к людям: её привлекают песни пастуха Леля. Снегурочка приходит в слободку берендеев и начинает жить среди людей.

https://bigenc.ru/media/2016/10/27/1238802632/31387.jpg

Д. Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Постепенно девушка понимает, что в общении с людьми ей не хватает тепла, нежности, и обращается к своей матери Весне с просьбой наделить её даром любви. И получив его, Снегурочка начинает таять: этот дар любви, полученный от матери-Весны, губит Снегурочку, она тает от беспощадных лучей солнца. Но одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой подлинного блаженства, когда её любовь, её живая душа достигают наивысшего расцвета. Эта двойственность состояния выражена и в её словах – «люблю и таю».

Сцена таяния находится в конце оперы и основана на мелодиях Снегурочки, которые уже звучали ранее. Музыка полна нежности, томления. Пение Снегурочки в  оркестре сопровождает солирующая скрипка, а раньше, когда Снегурочка была холодна, её мелодии исполняла флейта, тембр которой менее чувствителен и эмоционален.

Подробнее о содержании оперы «Снегурочка» см. Приложение 1.

Б) Слушание и музыкальный анализ

Прослушайте фрагмент из четвёртого действия оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова — «Сцену таяния Снегурочки». Охарактеризуйте выразительные средства музыки.

В) Работа над нотным примером

Педагог исполняет тему на фортепиано.  Из выразительных средств музыки в нотном примере 24 учащиеся отмечают очень нежную, плавную и тянущуюся мелодию, медленный, неторопливый темп.

2) Оперные жанры

По законам оперного театра опера делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены.

Вы познакомились с одним из оперных жанров – арией.

Арии играют в операх большую роль. Арии можно сравнить с описанием портрета героя в литературном произведении, в котором обычно передаётся его характер, душевное состояние. В ариях герой или героиня оперных событий душу свою обнажают. Да так, будто сил больше нет таить, что на душе творится. Пусть все замрут и слушают!.. А что именно душа показывает — это зависит от того, какая роль герою или героине уготована: благородно негодовать или клясться в любви, веселиться или грустить.

Слово «ария» у итальянцев означает одновременно и «песню», и «воздух». Самое важное в пении - считают итальянцы - владеть, управлять дыханием. Именно в итальянской опере родилось искусство бельканто (прекрасное пение).

Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер героев более полно и разносторонне, рисует автопортрет. И очень многие арии оперных произведений отличаются особенной выразительностью. Примером, как раз, и может служить ария Снегурочки из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова, - настолько она трепетна и проникновенна и при этом полна самого живого и тёплого чувства.

В оперном деле, кроме жанра арии, есть ещё каватины, монологи — они более развёрнутые, более протяжённые, чем ариетта — маленькая ария, ариозо — исполнение в духе, в характере, в манере арии.

Ещё один из жанров оперы – вокальный ансамбль.  

Слово «ансамбль» — значит вместе. Бывает такое, что несколько героев какой-то оперной истории собираются вместе. О чём они поют? Попробуйте-ка понять людей, когда все говорят разом и каждый о своём. Слушать такое просто невозможно... в жизни. А в опере — одно удовольствие!.. Мы слушаем оперные ансамбли: дуэты, трио, квартеты и др.

В опере мы встречаемся и с таким жанром, как речитатив.  Речитатив в переводе означает «декламация, чтение вслух». Но в оперном  речитативе герои разговаривают по-оперному, нараспев.

В речитативе, в отличие от оперной арии и оперного ансамбля, нет больших красивых закруглённых мелодий. Здесь герои бросают друг другу короткие фразы —  реплики, сообщают всякие подробности оперного действия.

Следующий вокальный жанр - оперный хор.

Арии, ансамбли, речитативы в опере — это для главных героев.  Главные герои имеют в опере собственные имена. Часто по имени самых главных героев называются оперы: «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Князь Игорь» и т.д. Но есть в опере действующие лица без собственных имён. Имена у них собирательные: войско, крестьяне, народ или какие-либо другие общие собирательные имена. Вот такой собирательный, многоликий, многоголосый герой в опере поёт хором. Хор может находиться с главными героями в полном согласии, а может и вступать в конфликты.

Жанр балета по ходу действия оперы нужен, если требуются танцы,  чтобы украсить оперу.

Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизоднебольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью). Ведь музыка способна передавать характеристику образов сама по себе. И круг таких образов необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.

И если действие оперного спектакля, разворачивающееся у всех на виду в лучах света,  – героя ли, в одиночестве изливающего душу, массовые ли сцены с наряженными певцами-артистами - мы наблюдаем на сцене, то музыканты, сопровождающие своей игрой на инструментах оперное действие, скрыты от глаз в полумраке: они находятся внизу, в оркестровой яме - сидят на стульях с инструментами в руках.

Оркестровой ямой называется площадка перед сценой, где располагается оперный оркестр.

Один дирижёр над оркестром возвышается. Дирижёр держит в своих руках все невидимые оперные нити от каждого артиста и музыканта. Он руками из этих невидимых нитей всякие замысловатые фигуры плетёт, чтобы соединить старания всех многочисленных участников оперного спектакля.

    Оперный оркестр помогает пению артистов на сцене и вместе с пением отвечает за красоту и  выразительность музыки. Есть у оркестра и особое задание: он играет музыкальное вступление к опере - увертюру, чтобы заранее всех настроить на нужную волну. А ещё оперный оркестр своими звуками  целые картины «рисует»: битву, бурю у моря или что-нибудь другое. Такие музыкальные картины называются симфоническими картинами или инструментальными эпизодами.

    Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные  шедевры: обогащая и облагораживая сочинение, благодаря которому они возникли, они способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение. С одним таким примером - знаменитой оркестровой картиной из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», изображающей сцену битвы - вы сегодня познакомитесь поближе.

3) Н. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» (из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»)

Фрагмент «Вхождение в невидимый град» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» вам уже знаком. Вы слушали фрагмент из этой оперы несколько занятий назад.

► Вспомните, перескажите эту уже знакомую вам легенду.

Ответы учащихся.

А) Содержание (описание) картины

Фрагмент «Сеча при Керженце» (сеча – сражение, битва) из этой оперы, с музыкой которого вы сегодня познакомитесь, рисует неравный бой китежской дружины с полчищами хана Батыя у реки Керженец.

Во вступлении вы услышите постепенное приближение конных орд кочевников. Угрюмая мелодия завоевателей звучит у фаготов и басового кларнета, упругий и чёткий ритм скачки —  у струнных инструментов.

Далее прозвучит удалая и вместе с тем печальная мелодия русской дружины. С ней сталкивается напористая и суровая татарская тема. В музыке отчётливо будет слышно, как сходятся две борющиеся силы, каждая из которых выражена своей музыкальной темой. В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Постепенно тема врага звучит всё более грозно, вытесняет русскую мелодию, захватывает весь оркестр. Композитор передаёт яростное кипение боя, удары сшибающихся мечей, звон щитов, возгласы сражающихся. Жестокая борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится ясным её трагический исход.

В конце дана картина ночного «мёртвого поля». Мы слышим как бы удаляющийся конский топот и страдальческую надломленную русскую мелодию.

https://xn--80aktf.xn--p1ai/painters/russian-and-soviet-painting/98-11.jpg

Н. Рерих. Сеча при Керженце. Декоративное панно

Подробнее о содержании оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» см. Приложение 2.

Б) Слушание музыкального произведения. Музыкальный анализ

Что вы скажете об этом произведении?

- В музыке чётко слышно, как сходятся борющиеся силы, у каждой из них своя собственная тема, тема врага звучит более жёстко, борьба продолжается вплоть до трагической развязки.

В) Работа над нотным примером

Приведённый нотный пример 25 из «Сказания...» Н. Римского-Корсакова — это тема русской народной песни «Про татарский полон».

Педагог исполняет тему на фортепиано.

Из выразительных средств учащиеся выделяют темп музыки – быстрый, стремительный.

4. Вокально-хоровая работа: С. Баневич. «Пусть радость будет в каждом доме…». Финал оперы «История Кая и Герды» - выразительное одноголосное пение хором фрагмента детской оперы.

1) История создания «Истории…» С. Баневича

Сколько детей выросло на сказках Ханса Кристиана Андерсена! Невозможно представить себе детство наших современников без «Дюймовочки», «Стойкого оловянного солдатика» или «Снежной королевы». Сказки Андерсена раскрывают перед детьми вечные истины. Неудивительно, что творчество великого датского сказочника привлекло внимание Сергея Петровича Баневича, ведь с первых лет своей творческой деятельности он создавал произведения, адресованные детям: оперы, мюзиклы, балеты, множество песен для детской эстрады.

Оперу «История Кая и Герды» Сергей Петрович создал в 1979 году (первоначальное название «История Герды и Кая»). Начиналась Афганская война и, по словам композитора, подобный сюжет противоречил «официальным общественным настроениям». Но, может быть, именно в такие времена людям особенно нужны такие истории, повествующие о беспредельной силе сердечного тепла, способного растопить лёд равнодушия и жестокости.

Создавая оперу, Баневич был верен главному принципу своего композиторского творчества – для детей он пишет доступно, но не упрощённо. Опера достаточно динамична, чтобы увлечь ребёнка. Яркие мелодии, характеризующие композитора как «прямого наследника» Петра Ильича Чайковского, привлекают внимание и врезаются в память. Лейтмотивы, легко запоминающиеся юными слушателями, помогают отслеживать действие. Но в то же время в опере есть и глубокий смысл – тот самый, который присутствует во всех сказках Андерсена.

Опера С. Баневича «История Кая и Герды» - прекрасное произведение, исполненное глубинных, вечных идей.

Сегодня разучим и исполним хоровой эпизод из этой детской оперы.

2) Слушание и разучивание - https://youtu.be/TDww0cCkcsw

Текст:

Пусть будет радость в каждом доме,

Пусть будет счастье в каждом доме.

Пусть будет память доброй, а не злой,

Пусть будет память доброй, а не злой

Если ж горе приключилось,

Помните: чтоб ни случилось,

За февралём всегда наступит март,

Наступит март, наступит март, наступит март…

3) Исполнение - https://youtu.be/-ayEMdaQBjI

5. Итог

Сегодня мы познакомились с различными оперными жанрами.

Каждая опера - это целый мир сюжетов, действий и красочных декораций, - ведь в оперной постановке, как и в любом театре, немалая роль отводится художественному оформлению: художник рисует декорации, режиссёр ставит спектакли, гримёр гримирует артистов, костюмер готовит костюмы, осветитель распоряжается светом, машинист сцены орудует механизмами, а пожарник следит за противопожарной безопасностью. Каждая опера – это целый мир музыки, гармонии и оркестровки, мир персонажей и умелой актёрской игры:

Когда я слышу сладки голоса

певиц прекрасных, - сердцу сразу легче

становится, и сходит полоса

печали, что казалась бесконечной!..

О, как прекрасны эти голоса:

в них - рай земной, в них все природы краски!..

Ведь с ними забывается тоска,

Они меня уводят, словно, в сказку.

Да! Пенье дивных оперных певиц

мне просто согревает душу:

я вдохновляюсь голосами их.

Ведь с ними жизнь становится вся лучше!

Послушайте вы тех певиц,

чьи голоса есть звуки рая…

Прекрасным надо, надо жить!

Я это точно, точно знаю. И. Андрюшкин

И глубоко прав был Н.А. Римский-Корсаков в своём высказывании: «Каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет». Сегодня мы убедились в этом, прослушав и увидев противоположность светлого нежного образа Снегурочки и картины яростной драматической битвы. Так композитор использует все возможности своего любимого и основного жанра творчества — оперы.

И, конечно, композитор - главное лицо в оперном жанре: он сочиняет музыку, а музыка в музыкальном деле - всему начало и всему конец. Недаром имя композитора всегда стоит первым, рядом с названием каждой оперы.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

1)      Какую роль в опере играет ария? Что она передаёт? Объясни на примере арии Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова.

2)      Считаешь ли ты, что инструментальные эпизоды в опере могут выразить сложное содержание? Расскажи на примере «Сечи при Керженце».

3)      Нарисуй эскиз декораций к фрагменту известного тебе оперного произведения.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Краткое содержание оперы «Снегурочка»

Пролог. Начало весны. Лесная поляна. Леший возвещает о конце зимы. Окружённая птицами, Весна Красна спускается на землю. Птицы поют и пляшут, чтобы согреться. Появляется Дед Мороз и зовёт свою дочку Снегурочку. Она просит отпустить её к людям, в  слободку берендеев. Отец и мать отпускают Снегурочку.

Берендеи тем временем празднуют Масленицу и призывают Весну. Из леса выходит Снегурочка и просит крестьян Бобыля и Бобылиху взять её в дочки.

I действие. Слободка берендеев. Весенний вечер. Пастух Лель поёт Снегурочке песни. Леля зовут к себе девушки, и он покидает Снегурочку, убегает к ним. Вбегает Купава — подруга Снегурочки. Она счастлива — сегодня состоится её свадьба с купцом Мизгирем. Появляется Мизгирь, начинается свадебный обряд. Но Мизгирь, увидев Снегурочку, внезапно влюбляется в неё и  бросает Купаву. Все осуждают Мизгиря и советуют Купаве искать защиты у Берендея.

II действие. Палаты царя Берендея. Купава жалуется царю. Берендей возмущён поступком Мизгиря; он созывает суд. Входит народ, появляется и Снегурочка. Царь поражён её красотой. Он выносит решение: если Мизгирь сумеет до завтрашнего дня пробудить в душе Снегурочки любовь, он женится на ней.

III действие. Заповедный лес. Берендеи веселятся, пляшут, водят хороводы. Лель поёт песню. В награду царь разрешает ему поцеловать приглянувшуюся девушку. Лель целует Купаву. Обиженная Снегурочка убегает в лес. Внезапно перед ней появляется Мизгирь. Он настойчиво молит Снегурочку о любви. Снегурочка боится и убегает, на помощь ей приходит леший и весь заповедный лес. Наступает утро. На поляне появляются держащиеся за руки Лель и Купава. Снегурочка страдает от  ревности. Она решает обратиться к матери  — Весне — за даром любви.

IV действие. Раннее утро. Появляется Весна, окружённая цветами. Она дарит Снегурочке волшебный венок, наделяющий её возможностью любить.

Долину заполняют берендеи. Они встречают первый день лета. Снегурочка и Мизгирь подходят к Берендею. Снегурочка рассказывает о своей любви. В этот момент на неё падает луч солнца, и она начинает таять под действием тепла и любовных чувств. Увидев, что его невеста растаяла, Мизгирь бросается в озеро  — он не хочет жить без Снегурочки. Народ славит светлого бога Ярилу-Солнце.

Приложение 2

Краткое содержание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

I действие. В Заволжье, в глубине лесов находится хижина девы Февронии. Она живёт спокойно и тихо, понимает язык зверей и птиц, разговаривает с ними. Однажды она видит юного охотника. С первого взгляда молодые люди влюбляются друг в друга и обмениваются кольцами. От охотников Феврония узнаёт, что её жених  —  княжич Всеволод, сын князя Игоря, правящего Китежем.

II действие. На базарной площади народ ждёт появления жениха и невесты. Богатые горожане недовольны, что княгиней станет простолюдинка. Бедняк и пьяница Гришка Кутерьма пеняет невесте, что она простая крестьянская девушка. Его прогоняют, но свадьба внезапно прерывается нашествием татар. Они берут в плен Февронию и заставляют Гришку Кутерьму провести их к Великому Китежу.

III действие:

1-я картина. Великий Китеж. Жители узнают о приближении татар, воины под руководством князя Всеволода направляются навстречу врагу. Город становится невидимым.

2-я картина. Ночью Гришка привёл татар к озеру. Татары делят добычу, привязывают Гришку к дереву и  засыпают. Гришка уговаривает Февронию развязать его. Освобождённый, он убегает в лес, таща за собой и  Февронию. Татары просыпаются и видят отражение города в озере. В ужасе они разбегаются.

IV действие:

1-я картина. В чаще леса бредут обессиленные Феврония и Гришка. Феврония уговаривает Гришку раскаяться, но он убегает от неё. Феврония остаётся одна среди волшебно расцветающего леса.

2-я картина. Появляется призрак княжича Всеволода (он погиб в сражении с татарами). Туман рассеивается и открывается чудесно преображённый Великий Китеж. Феврония и Всеволод под звон колоколов направляются в Невидимый град.


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС III ЧЕТВЕРТЬ Урок 2 (18)

КЛАСС III ЧЕТВЕРТЬ Урок 2 (18)

ХОД УРОКА 1. Организация урока

ХОД УРОКА 1. Организация урока

Работа по теме урока 1) Сказочность в творчестве

Работа по теме урока 1) Сказочность в творчестве

В начале оперы этот персонаж - внешне прекрасный, но холодный

В начале оперы этот персонаж - внешне прекрасный, но холодный

Педагог исполняет тему на фортепиано

Педагог исполняет тему на фортепиано

Хор может находиться с главными героями в полном согласии, а может и вступать в конфликты

Хор может находиться с главными героями в полном согласии, а может и вступать в конфликты

Во вступлении вы услышите постепенное приближение конных орд кочевников

Во вступлении вы услышите постепенное приближение конных орд кочевников

В) Работа над нотным примером

В) Работа над нотным примером

Помните: чтоб ни случилось,

Помните: чтоб ни случилось,

И, конечно, композитор - главное лицо в оперном жанре: он сочиняет музыку, а музыка в музыкальном деле - всему начало и всему конец

И, конечно, композитор - главное лицо в оперном жанре: он сочиняет музыку, а музыка в музыкальном деле - всему начало и всему конец

Приложение 1 Краткое содержание оперы «Снегурочка»

Приложение 1 Краткое содержание оперы «Снегурочка»

Они берут в плен Февронию и заставляют

Они берут в плен Февронию и заставляют
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2021