Конспект урока музыки на тему «Как создаётся музыкальное произведение. Единство музыкального произведения» (6 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока музыки на тему «Как создаётся музыкальное произведение. Единство музыкального произведения» (6 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
искусство +1
6 кл
11.11.2020
Конспект урока музыки на тему «Как создаётся музыкальное произведение. Единство музыкального произведения» (6 класс)
Урок-панорама, обзор и обсуждение разных элементов музыкального языка, существующих в единстве и создающих цельное произведение искусства. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 2 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — формирование представлений о единстве двух противоположностей в произведениях искусства — неповторимости творчества и его опоры на традиции, уникальности произведений искусства и их связи с прошлым и будущим культуры. Личностные: — формирование представлений учащихся о том, что средства музыкальной выразительности в произведении не являются самоцелью и предметом восхищения слушателей — они ценны не сами по себе, а в качестве средства передачи характера, смысла сочинения. Предметные: — знание музыкально-выразительных средств, умение перечислить основные средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика) и дополнительные (артикуляция, агогика, педаль).
6 класс_Урок 2.1 (10).docx

6 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 10. Как создаётся музыкальное произведение. Единство музыкального произведения

Цели и задачи урока:

- формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  формирование представлений о единстве двух противоположностей в произведениях искусства — неповторимости творчества и его опоры на традиции, уникальности произведений искусства и их связи с прошлым и будущим культуры.

Личностные:

—  формирование представлений учащихся о том, что средства музыкальной выразительности в произведении не являются самоцелью и предметом восхищения слушателей — они ценны не сами по себе, а в качестве средства передачи характера, смысла сочинения.

Предметные:

— знание музыкально-выразительных средств, умение перечислить основные средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика) и дополнительные (артикуляция, агогика, педаль).

Форма проведения занятия: Урок-панорама, обзор и обсуждение разных элементов музыкального языка, существующих в единстве и создающих цельное произведение искусства.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин» (№ 6 аудиоприложения, повторное прослушивание; рекомендуется самостоятельное домашнее прослушивание).

Песенный материал: Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт».

Виды деятельности учащихся: Запоминание и перечисление средств музыкальной выразительности. Беседа о традициях и новаторстве в искусстве, о единстве двух противоположных и взаимодополняющих тенденций — уникальности музыкального произведения и его опоры на законы культурного наследия прошлых эпох. Разучивание и пение песни.

Формы педагогического контроля: Контроль знания средств музыкальной выразительности, возможности охарактеризовать их. Контроль умения проанализировать музыкально-выразительные средства во фрагменте музыки Р. Вагнера. Контроль понимания музыкальных терминов: «артикуляция», «агогика», «педаль». Проверка качества пения. Контроль ответов рубрики «Вопросы и задания» в учебнике.

 

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация

- Добрый день, ребята!

Нашу сегодняшнюю встречу мы начнём с чтения стихов русского лирического поэта 19 века, двоюродного брата А. Толстого, Алексея Жемчужникова «Я музыкальным чувством обладаю…»:

 

Я музыкальным чувством обладаю,

Я для любви возвышенной рождён

И ни на что её не променяю, -

Я в стройные созвучия влюблён.

Природа — музыка! тебе внимаю…

Не умолкая, песнь свою поёт

Весь мир про жизнь, которою он дышит,-

И тот блажен, кто слушает и слышит!

О, сколько он узнает и поймёт,-

Разведав путь в звучащий мир гармоний,-

Непонятых поэм, неведомых симфоний!..

 

О чём рассказывают эти стихи?

- О любви к музыке, о красоте музыки и её связи с жизнью.

Да, без музыки невозможно представить жизнь. Многие поэты-классики посвятили ей свои немеркнущие строки. Музыка является частью культуры и одной из древнейших её форм. По значимости музыку можно сравнить с чтением и письмом.

Музыки не бывает без музыкантов и без музыкальных инструментов. Какие музыкальные инструменты знаете? Перечислите их.

Дети называют.

- А теперь откройте учебники на ст. 33. Посмотрите и скажите, что на ней изображено?

- Изображён человек, играющий на музыкальном инструменте.

- Верно. Этот музыкальный инструмент называется орган.

Орган в старину долгое время был и считался «королём» среди музыкальных инструментов.

Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет.

Орган — клавишно-духовой инструмент, т.е. его строение объединяет свойства и клавишных, и духовых инструментов. И это очень хорошо видно на нашей иллюстрации: музыкант держит руки на клавишах (играет), а звучат «трубы», которых множество разной величины.

Место органиста называется пультом органа. Рассмотрите внимательно: здесь вы можете разглядеть мануалы — клавиатуры для игры руками, ножную педальную клавиатуру. Ножная педальная клавиатура может иметь от 5 до 32 клавиш.

Также на  пульте органиста находятся разнообразные рычаги и кнопки для переключения регистров, для усиления или ослабления звука.

Над пультом размещаются ряды труб, каждая группа труб называется регистром.

Возможности органа позволяют имитировать звучание тембров разных музыкальных инструментов: на нём есть тембры флейт, гобоев, кларнетов, фаготов, труб, тромбонов. То есть орган может заменить собой целый симфонический оркестр.

Для этого величественного инструмента создавали музыку многие композиторы: И.С. Бах, В.А. Моцарт, Г. Гендель, И. Брамс, Ф. Лист, К. Сен-Санс, Д. Букстехуде, Ф. Мендельсон и многие другие.

 

2.      Актуализация знаний. Сообщение темы урока. Целеполагание

Чтобы определиться с темой сегодняшнего урока, внимательно прочитайте высказывание великого русского композитора П.И. Чайковского. Как вы понимаете эти его слова?

Цитата П. Чайковского (на слайде):

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей. П. Чайковский

?

- Что подразумевает П. Чайковский под «музыкальным материалом»?

- Средства музыкальной выразительности.

- Перечислите известные вам музыкально-выразительные средства.

- Ритм, мелодия, темп, тембр, динамика.

- В своём высказывании великий композитор подчёркивает неисчерпаемость «музыкального материала», «мелодических и гармонических комбинаций, оживляемых ритмом». Другими словами, композитор будто очерчивает целый круг элементов музыкального языка (или средств музыкальной выразительности) и отмечает их единство, взаимодействие друг с другом в музыкальном произведении.

Тема сегодняшнего урока – «Единство музыкального произведения».

Сегодня вы узнаете, как выразительные средства музыки влияют на создание музыкального произведения.

3. Работа по теме урока

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, то есть в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, а порой просто невозможно выделить в его звучании что-то одно – мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело ведь не в том, что он изобретает какие-то новые средства выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о людях.

Чтобы понять музыкальное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам – традиции, в которой оно возникло, и неповторимому «почерку» его автора.

(Традиция – то, что унаследовано от предшествующих поколений.)

Почему необходимо обращение к традиции?

Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока и впадает в своё море, мастерству предшествует ученичество, зрелости – юность… Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени, новый ритм – из ритмических, новый тембр – из тембровых особенностей своего времени. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность, неповторимость? (Уникальный – единственный в своём роде).

Потому что в каждом значительном произведении, как бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно проявляется? В биографии композитора? В названиях его произведений? Отчасти – да. И жизнь композитора, и названия его произведений – всё это помогает нам понять многое в его творчестве.

Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное выражение.

И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень разная: в одних случаях в ней солирует ритм, а в других – мелодия, в одних случаях мы погружаемся в волшебный мир гармонии, в других – в многокрасочное тембровое царство. Это и понятно: в каждом произведении общий замысел диктует выбор необходимых средств выразительности.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровке. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью мелодий и т.д.

К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Каждое настроение, каждое чувство, переживание и характер имеют своих музыкальных «представителей». Что-то выражает себя в мелодии, что-то – в гармонии, а что-то – в особенных динамических средствах.

4. Слушание музыки. Музыкальный анализ

Вы уже знакомились ранее с музыкой Антракта к III действию из оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин». Прослушайте ещё раз эту музыку, проанализируйте её по предложенным вопросам.

Вопросы для анализа:

- Согласны ли вы, что эта музыка обладает огромной силой воздействия? В чём заключается эта сила?

- Постарайтесь охарактеризовать особенности ритма, мелодии, тембров, динамики этого произведения.

 

5. Вокально-хоровая работа

Музыка Я. Дубравина, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт».

Тема этой песни полностью соответствует теме сегодняшнего урока: в песне воспевается связь музыки с жизнью.

Строение песни — четыре куплета с припевами.

Слушаем и отмечаем музыкально-выразительные средства песни.

1) Прослушивание, музыкальный анализ - https://youtu.be/gpV2wa_CaAI

- Темп – умеренный;

- Ритм - спокойный повествовательный;

- Мелодия - плавная продолжительная, волнообразная.

- Волнообразное строение мелодии соответствует фразам текста. Каждая фраза оканчивается паузой, дающей возможность взять дыхание перед исполнением следующей фразы. Все эти средства создают в целом спокойный характер песни-рассказа, песни-размышления, в которой воспеваются красота и ценность музыки, её связь с жизнью.

2) Разучивание

Текст песни:

1.       Едва только ветер подует с реки –

К нам музыка в окна стучится.

Ведут перекличку трамваев звонки,

Чирикает первая птица.

Припев: Это чудо, это чудо!

Это музыка повсюду!

Прилетает ниоткуда

И играет и поёт.

На концерте соловьином,

В дальнем крике журавлином,

Даже в писке комарином

Всюду музыка живёт.

2.       Весёлая музыка в доме моём

Со скрипкой дружна и фаготом,

И если вы спросите, как мы живём,

Ответим - живём, как по нотам.

Припев.

3.       Нам с нею легко на параде шагать

И что-нибудь делать не скучно.

А если захочется нам помечтать,

То с нами она неразлучна.

Припев.

4.       Привет тебе, ветра весёлый гопак!

Привет тебе, дождик звенящий!

Нельзя без друзей нам на свете никак,

А музыка - друг настоящий.

Припев (2 раза).

3) Исполнение - https://youtu.be/dF3YG8yY-_A

Сольное исполнение куплетов и хоровое — припевов.

6. Итог

Понимание музыки требует обращения к тому, что называется средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как РИТМ, МЕЛОДИЯ, ГАРМОНИЯ, ПОЛИФОНИЯ, ФАКТУРА, ТЕМБРЫ и ДИНАМИКА. Разумеется, приведённый ряд может быть продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны различные штрихи, входящие в понятие артикуляция; ускорения и замедления темпа, имеющие название агогика; как необыкновенно выразительна роль педали.

Однако мы с вами обращаемся к важнейшим выразительным средствам музыки, лишь попутно касаясь других приёмов.

Прочтите, вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и над тем, чем именно выразительна каждая сторона. И тогда из текучести и разнообразия, всегда лежащих в основе музыкальных произведений, вы сможете выделить особенные черты, проявляющиеся то в гармонии, то в тембрах или ритмах и образующие ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.

7. Вопросы и задания

1)      Что в первую очередь слушатель должен знать о музыкальном произведении, чтобы правильно понять его?

2)      Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

3)      Назови основные средства музыкальной выразительности.

4)      В чём заключается сила музыки из Антракта к III действию в опере Р. Вагнера «Лоэнгрин»? Дай письменную характеристику особенностей ритма, мелодии, тембров, динамики.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК:  Орган. Мануал. Артикуляция. Агогика. Педаль. Ритм. Мелодия. Гармония. Полифония. Фактура. Тембр. Динамика.


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 10

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 10

Формы педагогического контроля:

Формы педагогического контроля:

И это очень хорошо видно на нашей иллюстрации: музыкант держит руки на клавишах (играет), а звучат «трубы», которых множество разной величины

И это очень хорошо видно на нашей иллюстрации: музыкант держит руки на клавишах (играет), а звучат «трубы», которых множество разной величины

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, то есть в единстве всего, из чего оно состоит

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, то есть в единстве всего, из чего оно состоит

Вы уже знакомились ранее с музыкой

Вы уже знакомились ранее с музыкой

В дальнем крике журавлином, Даже в писке комарином

В дальнем крике журавлином, Даже в писке комарином

Вопросы и задания 1)

Вопросы и задания 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2020