Конспект урока музыки на тему «Классика и современность» (7 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока музыки на тему «Классика и современность» (7 класс)

Оценка 4.7
Документация +3
docx
музыка
7 кл
03.10.2021
Конспект урока музыки на тему «Классика и современность» (7 класс)
Тип урока: вводный. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка». 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 1 четверти. Цель урока: Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся; проявление интереса учащихся к музыке как к ценности национальной и мировой культуры. Задачи: - содействовать пониманию учащимися того, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений; - учить осознавать образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства; знакомить с законами, принципами, приёмами развития и построения музыки; - знакомить учащихся с понятиями классика и классическая музыка, классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный); - уметь распознавать интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений; - формировать умения соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; выражать личностное отношение к музыке; - развивать у школьников стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение; - развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся; представления, память, воссоздающее воображение, зрительное и слуховое восприятие; умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному; - воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов; - воспитывать умение работать в коллективе; - формировать художественный вкус учащихся. Ожидаемый результат: 1. Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль. 2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей. 3. Воспринимать и сравнивать образцы лёгкой и серьёзной музыки. 4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов. 5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
7 кл_Урок 1.1_Классика и современность.docx

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

7 класс

I ПОЛУГОДИЕ

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

 

Урок 1: Классика и современность

Цель урока: Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся; проявление интереса учащихся к музыке как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи:

- содействовать пониманию учащимися того, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений;

- учить осознавать образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства; знакомить с законами, принципами, приёмами развития и построения музыки;

- знакомить учащихся с понятиями классика и классическая музыка, классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);

- уметь распознавать интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений;

- формировать умения соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; выражать личностное отношение к музыке;

- развивать у школьников стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение;

- развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся; представления, память, воссоздающее воображение, зрительное и слуховое восприятие; умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному;

- воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- формировать художественный вкус учащихся.

 

Ожидаемый результат:

1.      Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.

2.      Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3.      Воспринимать и сравнивать образцы лёгкой и серьёзной музыки.

4.      Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

5.      Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

 

Тип урока: вводный.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Музыкальный материал: М.П. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке; С.С. Прокофьев. Монтекки и Капулетти (фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»); Л.В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (начальный фрагмент); Э.-Л. Уэббер. Ария «Память» из мюзикла «Кошки»; песня «Вчера» (из репертуара гр. «Битлз»).

Оборудование и мультимедийное сопровождение: синтезатор, фортепиано, проектор, компьютер; презентация по теме урока, видеоматериал.

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1.      Организация начала урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Приветствие.

Беседа о летних музыкальных впечатлениях.

- Из беседы о ваших летних музыкальных впечатлениях становится понятно, что музыка вас сопровождает всегда. Музыка разная, - каждому нравится своя. И вот такое многообразие музыки заставляет нас задуматься: Что же нас в ней привлекает?

? Прослушайте два музыкальных фрагмента и определите, какая будет звучать  музыка – классическая или современная.

Слушание музыкальных фрагментов:

1)      П.И. Чайковский. Ноктюрн ре минор (соч. 19, №4)

2)      Ф. Шопен. Вальс дождя (в соврем. обработке)

 

2. Постановка проблемы. Сообщение темы занятия. Целеполагание

? А как вы думаете, какая музыка вечная?

Ответы учащихся.

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

И сегодня мы с вами поговорим о таких музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей, поговорим о музыке, которую называют  классической.

Музыкальные сочинения, которые вы сегодня прослушаете, являются, можно сказать, новацией в музыкальном искусстве своего времени. Но для того, чтобы  понять такую музыку, заинтересоваться ей, вы должны понять, что классическая музыка – это музыка, к которой надо идти, в отличие от произведений так называемой массовой культуры – музыки, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.

Именно это определяет тему нашего вводного урока - «Классика и современность».

Говоря об искусстве, люди часто используют слово «классика» в различных сочетаниях.

На экране приведены несколько подобных выражений:

·         Классическая музыка

·         Музыкальный классицизм

·         Классика музыкального жанра

Как вы думаете, они имеют одинаковое или различное значение?

- Различное.

- Верно. Аргументируйте ответ.

 

Сегодня вы узнаете, что означает слово «классика», чем оно отличается от термина «классицизм»; какие музыкальные произведения принято называть «классикой жанра» и почему классику иногда противопоставляют современной музыке.

Также вы познакомитесь с основными законами музыкальной драматургии, научитесь отличать повтор от варьирования, секвенцию от имитации.

 

2.      Основной этап урока

1)      Беседа

Что же означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? Какие произведения называют классическими?

История развития культуры и искусства насчитывает не одну сотню лет. За это время было создано множество музыкальных произведений. Некоторые из них теперь забыты. Другие - продолжают звучать, несмотря на свой «почтенный возраст».
Музыка, прошедшая проверку временем, становится классической. 

Классикой (от лат. classicus – совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые, независимо от того в какую эпоху они были созданы, являются лучшими, получили общее признание и продолжают волновать многие поколения людей, а также имеют непреходящую ценность для человечества, для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.

В отличие от этого понятия, термин «классицизм» обозначает совершенно определённый художественный стиль, этап в истории искусства. К нему относят музыку Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Эти композиторы жили во второй половине XVIII – начале XIX веков, и все так или иначе были связаны с городом Веной. Поэтому их ещё называют венскими классиками.

В эпоху классицизма окончательно сформировались многие жанры, принципы музыкального развития. С незапамятных времён народные музыканты пользовались приёмами повтора, варьирования. В профессиональной музыке приём варьирования превратился в соответствующую музыкальную форму – вариации.
В творчестве венских классиков особое значение получил приём разработки музыкальных тем. Он придаёт музыке динамичность, она звучит как захватывающее повествование, полное событий и противоречий. Во многих сонатах, симфониях венских классиков есть раздел, основанный на таком приёме развития.

Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма. Понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут называться произведения, созданные в далёком прошлом, и современные сочинения.

Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Очевидно, именно поэтому музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни.

Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых ещё не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество С. Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке и других великих композиторов.

Обычно термин «классика» употребляют по отношению к серьёзной музыке – операм, балетам, симфониям. Но в каждом музыкальном направлении есть и своя классика жанра. В этом случае классическими называют произведения лёгкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.

Композиции в исполнении оркестра Глена Миллера, трубача Оскара Питерсона, певицы Эллы Фитцджеральд нередко называют джазовой классикой. Поклонники рока классическими считают творчество групп «Metallica» или «AC/DC».

Чтобы научиться разбираться во всём многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определённому стилю, художественному направлению.

Слово стиль (от греч. stylos, буквально – палочка для письма) означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль – стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растёт интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются её новые версии, интерпретации, обработки, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству с музыкой разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог и со своими современниками, и с людьми далёкого прошлого – как бы побывать в разных временах.

► Приведите примеры.

·         Вспомните и назовите классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда.

·         Вспомните современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали её слушать. Объясните, почему так произошло.

 

2) Слушание и анализ музыкальных произведений. Творческое их осмысливание

А) Ответы на вопросы

Прослушайте несколько музыкальных фрагментов из уже знакомых вам музыкальных произведений и определите:

·         Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, а какие - композиторами прошлого?

·         Какие сочинения написаны зарубежными композиторами, а какие – русскими?

·         Какие из них относятся к жанру серьёзной, а какие – к жанру лёгкой музыки?

·         Какие из этих произведений можно отнести к классике? (М. Мусоргский, С. Прокофьев, Л. Бетховен – классика; Э. Уэббер, «Битлз» - классика жанра)

Звучат фрагменты: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта») С.С. Прокофьева; Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л. Уэббера; «Рассвет на Москве-реке» (музыка Вступления к опере «Хованщина») М.П. Мусоргского; Увертюра «Эгмонт» Л.В. Бетховена; песня «Вчера» (из репертуара британской рок-группы «Битлз»).

Песни группы «Битлз» также считаются классикой — образцом рок-музыки. В 20 веке ваши дедушки и бабушки, мамы и папы были современниками популярной в то время рок-группы «Битлз». И сейчас музыка этой группы не потеряла свою популярность.

https://ic.pics.livejournal.com/dubikvit/65747770/602459/602459_900.jpg

На фотографии перед вами - британская рок-группа «Битлз» из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. С неё началось всемирное признание  «ливерпульского» звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи, комбинирования различных стилей, включая симфоническую музыку, а также съёмок видеоклипов. Эта рок-группа до сих пор на первом месте в списке величайших исполнителей всех времён.

·         Какие песни этой группы вы ещё знаете? Кто сможет исполнить их в классе?

N.B. Учитель должен быть готов к предложениям детей и иметь возможность исполнить аккомпанемент названных школьниками песен или включить аудиозапись с музыкой этой группы.

 

Б) Работа с учебником

В ваших учебниках приведены нотные примеры прослушанных произведений. Попытайтесь соотнести звучание музыки с нотами.

Теперь напойте мелодию «Рассвета...» Мусоргского,

(Учащиеся выполняют задание.)

Слушая сегодня музыкальные произведения, анализируя музыку и исполняя её, вы смогли убедиться, что не только лучшие образцы серьёзной музыки, но и лучшие образцы лёгкой музыки могут быть названными классическими. Примером тому является и ария «Память» из мюзикла «Кошки» английского композитора XX в. Э.-Л. Уэббера.

Сегодня мы также разучим и исполним эту замечательную классическую арию.

 

3.      Вокально-хоровая работа

1)      Распевание

Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласные звуки «у», «о», «и», с использованием слогов «да-де-ди-до-ду», «ми-я-ма».

2)      Работа над песней

При разучивании песни обращать внимание на точность исполнения мелодии; фразировку; дикцию.

Текст песни:

Память... Блики лунного света…

Уведи меня, память,

В полуночную сень.

Там я встречу потерянное счастье свое,

Новой жизни новый день.

Память. Я одна в лунном свете

Снова грежу о прошлом,

О былой красоте.

Снова вижу растаявшее счастье своё,

Каждый светлый прошлый день.

Дымный вечер злого дня,

Прогорклый утра запах.

Бледнеет ночь,

И новый день тихонько

Бредёт на мягких лапах.

Солнце… Юный свет новой жизни…

Я должна ждать рассвета

И подняться с колен.

И с восходом, я знаю, станет памятью ночь

И начнётся новый день.

 

Солнце плещет в летних листьях,

И блестит, и тает.

Лепестками на краю рассвета

Память облетает.

Боже! Как легко меня бросить!

Я прошу вас о ласке,

Прикоснитесь ко мне.

Лишь дотроньтесь – и вы поймёте счастья суть,

И начнётся новый день.

4.      Итог урока

Классика — это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители — художники прошлого. Можно не знать этого опыта, можно пренебречь им, что нередко и случается, но тогда мы лишаем себя возможности общения с лучшими образцами проявления человеческого духа и подвергаемся опасности превратиться в заурядных потребителей материальных ценностей.

Общение с классической музыкой обогащает наше мировосприятие, позволяет прожить иную жизнь, выраженную в художественных образах, сделать её своей и тем самым начать глубже чувствовать и понимать реальную жизнь.

По звучанию музыки всегда можно определить стиль эпохи - старинная или современная эта музыка, стиль национальный - русская или зарубежная, индивидуальный стиль автора (музыка Бетховена, Мусоргского, Прокофьева), который отличает совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества.

Для постижения художественных произведений разных стилей определяющими становятся слова Д.Д. Шостаковича: «Никакие, даже самые вдохновенные слова о музыке не могут дать представление обо всём её неисчерпаемом богатстве. Никакие слова не могут оказать на душу слушателя того воздействия, которое производит сама музыка... Чтобы узнать и любить музыку, недостаточно читать о ней. Надо её слушать».

 По музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры.

Музыка всегда бездонна.

Это значит -

Хвалят иль порочат -

Каждый в ней находит то, что хочет… Л. Мартынов

«То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, коротко проходяще и склонно быстро уступать место новому, ещё более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.

 «Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет наибольшие шансы оказаться современником многих эпох будущего», — писал А.В. Луначарский.

Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и лёгкая, и серьёзная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека.

 

5.       Рефлексия

·         Понравилось вам размышлять о музыке?

·         Венгерский композитор Ф. Лист говорил: «Есть музыка, которая идёт к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли».

Как вы понимаете это высказывание?

·         Какое искусство мы называем классическим?

·         Сопоставьте термин и его определение:

 

Классика жанра                  Стиль в европейском искусстве XVII – XIX веков

 


Классицизм                         Лучшие образцы того или иного жанра, направления

 


Классика                              Лучшие произведения искусства, имеющие непреходящую

                                              ценность для культуры

 

·         Какому из этих терминов соответствует следующее определение: «совокупность характерных черт, элементов музыкального языка, приёмов и способов творчества»? Выберите нужное:

 

Музыкальная форма         Музыкальный жанр         Музыкальный стиль

 

·         Какая музыка нужна современному человеку?

·         Почему Л.В. Бетховена, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева называют великими нашими современниками?

·         Каких ещё композиторов вы бы назвали так же?

 

6.      Домашнее задание

1)      Закрепите знания, просмотрев видеоматериал - https://youtu.be/1YvWmmdGi5o.

2)      Запишите в тетрадь впечатления от знакомых классических произведений разных жанров, выразив личностное отношение к музыке.

3)      Напишите названия музыкальных произведений современных композиторов, которые стали классикой.

4)      Выучите наизусть Арию «Память» Э.-Л. Уэббера.


 

5)      Скачано с www.znanio.ru

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 7 класс

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 7 класс

ХОД УРОКА 1. Организация начала урока

ХОД УРОКА 1. Организация начала урока

Классикой (от лат. classicus – совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства , которые, независимо от того в какую эпоху они были созданы , являются…

Классикой (от лат. classicus – совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства , которые, независимо от того в какую эпоху они были созданы , являются…

В искусстве различают стиль эпохи ( исторический ), стиль национальный , индивидуальный стиль – стиль композитора и даже конкретного исполнителя

В искусстве различают стиль эпохи ( исторический ), стиль национальный , индивидуальный стиль – стиль композитора и даже конкретного исполнителя

Харрисон, Ринго Старр. С неё началось всемирное признание «ливерпульского» звучания рок-музыки

Харрисон, Ринго Старр. С неё началось всемирное признание «ливерпульского» звучания рок-музыки

Боже! Как легко меня бросить!

Боже! Как легко меня бросить!

Какому из этих терминов соответствует следующее определение: «совокупность характерных черт, элементов музыкального языка, приёмов и способов творчества»?

Какому из этих терминов соответствует следующее определение: «совокупность характерных черт, элементов музыкального языка, приёмов и способов творчества»?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2021