Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
7 класс
I ПОЛУГОДИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Урок 1: Классика и современность
Цель урока: Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся; проявление интереса учащихся к музыке как к ценности национальной и мировой культуры.
Задачи:
- содействовать пониманию учащимися того, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений;
- учить осознавать образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства; знакомить с законами, принципами, приёмами развития и построения музыки;
- знакомить учащихся с понятиями классика и классическая музыка, классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);
- уметь распознавать интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений;
- формировать умения соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; выражать личностное отношение к музыке;
- развивать у школьников стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение;
- развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся; представления, память, воссоздающее воображение, зрительное и слуховое восприятие; умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному;
- воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- формировать художественный вкус учащихся.
Ожидаемый результат:
1. Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.
2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.
3. Воспринимать и сравнивать образцы лёгкой и серьёзной музыки.
4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.
5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Тип урока: вводный.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Музыкальный материал: М.П. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке; С.С. Прокофьев. Монтекки и Капулетти (фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»); Л.В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (начальный фрагмент); Э.-Л. Уэббер. Ария «Память» из мюзикла «Кошки»; песня «Вчера» (из репертуара гр. «Битлз»).
Оборудование и мультимедийное сопровождение: синтезатор, фортепиано, проектор, компьютер; презентация по теме урока, видеоматериал.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Приветствие.
Беседа о летних музыкальных впечатлениях.
- Из беседы о ваших летних музыкальных впечатлениях становится понятно, что музыка вас сопровождает всегда. Музыка разная, - каждому нравится своя. И вот такое многообразие музыки заставляет нас задуматься: Что же нас в ней привлекает?
? Прослушайте два музыкальных фрагмента и определите, какая будет звучать музыка – классическая или современная.
Слушание музыкальных фрагментов:
1) П.И. Чайковский. Ноктюрн ре минор (соч. 19, №4)
2) Ф. Шопен. Вальс дождя (в соврем. обработке)
2. Постановка проблемы. Сообщение темы занятия. Целеполагание
? А как вы думаете, какая музыка вечная?
Ответы учащихся.
Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
И сегодня мы с вами поговорим о таких музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей, поговорим о музыке, которую называют классической.
Музыкальные сочинения, которые вы сегодня прослушаете, являются, можно сказать, новацией в музыкальном искусстве своего времени. Но для того, чтобы понять такую музыку, заинтересоваться ей, вы должны понять, что классическая музыка – это музыка, к которой надо идти, в отличие от произведений так называемой массовой культуры – музыки, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.
Именно это определяет тему нашего вводного урока - «Классика и современность».
Говоря об искусстве, люди часто используют слово «классика» в различных сочетаниях.
На экране приведены несколько подобных выражений:
· Классическая музыка
· Музыкальный классицизм
· Классика музыкального жанра
Как вы думаете, они имеют одинаковое или различное значение?
- Различное.
- Верно. Аргументируйте ответ.
Сегодня вы узнаете, что означает слово «классика», чем оно отличается от термина «классицизм»; какие музыкальные произведения принято называть «классикой жанра» и почему классику иногда противопоставляют современной музыке.
Также вы познакомитесь с основными законами музыкальной драматургии, научитесь отличать повтор от варьирования, секвенцию от имитации.
2. Основной этап урока
1) Беседа
Что же означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? Какие произведения называют классическими?
История развития
культуры и искусства насчитывает не одну сотню лет. За это время было создано
множество музыкальных произведений. Некоторые из них теперь забыты. Другие -
продолжают звучать, несмотря на свой «почтенный возраст».
Музыка, прошедшая проверку временем, становится классической.
Классикой (от лат. classicus – совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые, независимо от того в какую эпоху они были созданы, являются лучшими, получили общее признание и продолжают волновать многие поколения людей, а также имеют непреходящую ценность для человечества, для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.
В отличие от этого понятия, термин «классицизм» обозначает совершенно определённый художественный стиль, этап в истории искусства. К нему относят музыку Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Эти композиторы жили во второй половине XVIII – начале XIX веков, и все так или иначе были связаны с городом Веной. Поэтому их ещё называют венскими классиками.
В эпоху
классицизма окончательно сформировались многие жанры, принципы
музыкального развития. С незапамятных времён народные музыканты
пользовались приёмами повтора, варьирования. В
профессиональной музыке приём варьирования превратился в соответствующую музыкальную
форму – вариации.
В творчестве венских классиков особое значение получил приём разработки
музыкальных тем. Он придаёт музыке динамичность, она звучит как
захватывающее повествование, полное событий и противоречий. Во многих сонатах,
симфониях венских классиков есть раздел, основанный на таком приёме развития.
Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма. Понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут называться произведения, созданные в далёком прошлом, и современные сочинения.
Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Очевидно, именно поэтому музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни.
Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых ещё не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество С. Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке и других великих композиторов.
Обычно термин «классика» употребляют по отношению к серьёзной музыке – операм, балетам, симфониям. Но в каждом музыкальном направлении есть и своя классика жанра. В этом случае классическими называют произведения лёгкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.
Композиции в исполнении оркестра Глена Миллера, трубача Оскара Питерсона, певицы Эллы Фитцджеральд нередко называют джазовой классикой. Поклонники рока классическими считают творчество групп «Metallica» или «AC/DC».
Чтобы научиться разбираться во всём многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определённому стилю, художественному направлению.
Слово стиль (от греч. stylos, буквально – палочка для письма) означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль – стиль композитора и даже конкретного исполнителя.
В наше время растёт интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются её новые версии, интерпретации, обработки, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству с музыкой разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог и со своими современниками, и с людьми далёкого прошлого – как бы побывать в разных временах.
► Приведите примеры.
· Вспомните и назовите классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда.
· Вспомните современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали её слушать. Объясните, почему так произошло.
2) Слушание и анализ музыкальных произведений. Творческое их осмысливание
А) Ответы на вопросы
Прослушайте несколько музыкальных фрагментов из уже знакомых вам музыкальных произведений и определите:
· Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, а какие - композиторами прошлого?
· Какие сочинения написаны зарубежными композиторами, а какие – русскими?
· Какие из них относятся к жанру серьёзной, а какие – к жанру лёгкой музыки?
· Какие из этих произведений можно отнести к классике? (М. Мусоргский, С. Прокофьев, Л. Бетховен – классика; Э. Уэббер, «Битлз» - классика жанра)
Звучат фрагменты: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта») С.С. Прокофьева; Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л. Уэббера; «Рассвет на Москве-реке» (музыка Вступления к опере «Хованщина») М.П. Мусоргского; Увертюра «Эгмонт» Л.В. Бетховена; песня «Вчера» (из репертуара британской рок-группы «Битлз»).
Песни группы «Битлз» также считаются классикой — образцом рок-музыки. В 20 веке ваши дедушки и бабушки, мамы и папы были современниками популярной в то время рок-группы «Битлз». И сейчас музыка этой группы не потеряла свою популярность.
На фотографии перед вами - британская рок-группа «Битлз» из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. С неё началось всемирное признание «ливерпульского» звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи, комбинирования различных стилей, включая симфоническую музыку, а также съёмок видеоклипов. Эта рок-группа до сих пор на первом месте в списке величайших исполнителей всех времён.
· Какие песни этой группы вы ещё знаете? Кто сможет исполнить их в классе?
N.B. Учитель должен быть готов к предложениям детей и иметь возможность исполнить аккомпанемент названных школьниками песен или включить аудиозапись с музыкой этой группы.
Б) Работа с учебником
В ваших учебниках приведены нотные примеры прослушанных произведений. Попытайтесь соотнести звучание музыки с нотами.
Теперь напойте мелодию «Рассвета...» Мусоргского,
(Учащиеся выполняют задание.)
Слушая сегодня музыкальные произведения, анализируя музыку и исполняя её, вы смогли убедиться, что не только лучшие образцы серьёзной музыки, но и лучшие образцы лёгкой музыки могут быть названными классическими. Примером тому является и ария «Память» из мюзикла «Кошки» английского композитора XX в. Э.-Л. Уэббера.
Сегодня мы также разучим и исполним эту замечательную классическую арию.
3. Вокально-хоровая работа
1) Распевание
Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласные звуки «у», «о», «и», с использованием слогов «да-де-ди-до-ду», «ми-я-ма».
2) Работа над песней
При разучивании песни обращать внимание на точность исполнения мелодии; фразировку; дикцию.
Текст песни:
Память... Блики лунного света…
Уведи меня, память,
В полуночную сень.
Там я встречу потерянное счастье свое,
Новой жизни новый день.
Память. Я одна в лунном свете
Снова грежу о прошлом,
О былой красоте.
Снова вижу растаявшее счастье своё,
Каждый светлый прошлый день.
Дымный вечер злого дня,
Прогорклый утра запах.
Бледнеет ночь,
И новый день тихонько
Бредёт на мягких лапах.
Солнце… Юный свет новой жизни…
Я должна ждать рассвета
И подняться с колен.
И с восходом, я знаю, станет памятью ночь
И начнётся новый день.
Солнце плещет в летних листьях,
И блестит, и тает.
Лепестками на краю рассвета
Память облетает.
Боже! Как легко меня бросить!
Я прошу вас о ласке,
Прикоснитесь ко мне.
Лишь дотроньтесь – и вы поймёте счастья суть,
И начнётся новый день.
4. Итог урока
Классика — это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители — художники прошлого. Можно не знать этого опыта, можно пренебречь им, что нередко и случается, но тогда мы лишаем себя возможности общения с лучшими образцами проявления человеческого духа и подвергаемся опасности превратиться в заурядных потребителей материальных ценностей.
Общение с классической музыкой обогащает наше мировосприятие, позволяет прожить иную жизнь, выраженную в художественных образах, сделать её своей и тем самым начать глубже чувствовать и понимать реальную жизнь.
По звучанию музыки всегда можно определить стиль эпохи - старинная или современная эта музыка, стиль национальный - русская или зарубежная, индивидуальный стиль автора (музыка Бетховена, Мусоргского, Прокофьева), который отличает совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества.
Для постижения художественных произведений разных стилей определяющими становятся слова Д.Д. Шостаковича: «Никакие, даже самые вдохновенные слова о музыке не могут дать представление обо всём её неисчерпаемом богатстве. Никакие слова не могут оказать на душу слушателя того воздействия, которое производит сама музыка... Чтобы узнать и любить музыку, недостаточно читать о ней. Надо её слушать».
По музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры.
Музыка всегда бездонна.
Это значит -
Хвалят иль порочат -
Каждый в ней находит то, что хочет… Л. Мартынов
«То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, коротко проходяще и склонно быстро уступать место новому, ещё более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.
«Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет наибольшие шансы оказаться современником многих эпох будущего», — писал А.В. Луначарский.
Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и лёгкая, и серьёзная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека.
5. Рефлексия
· Понравилось вам размышлять о музыке?
· Венгерский композитор Ф. Лист говорил: «Есть музыка, которая идёт к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли».
Как вы понимаете это высказывание?
· Какое искусство мы называем классическим?
· Сопоставьте термин и его определение:
Классика жанра Стиль в европейском искусстве XVII – XIX веков
Классицизм Лучшие образцы того или иного жанра, направления
Классика Лучшие произведения искусства, имеющие непреходящую
ценность для культуры
· Какому из этих терминов соответствует следующее определение: «совокупность характерных черт, элементов музыкального языка, приёмов и способов творчества»? Выберите нужное:
Музыкальная форма Музыкальный жанр Музыкальный стиль
· Какая музыка нужна современному человеку?
· Почему Л.В. Бетховена, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева называют великими нашими современниками?
· Каких ещё композиторов вы бы назвали так же?
6. Домашнее задание
1) Закрепите знания, просмотрев видеоматериал - https://youtu.be/1YvWmmdGi5o.
2) Запишите в тетрадь впечатления от знакомых классических произведений разных жанров, выразив личностное отношение к музыке.
3) Напишите названия музыкальных произведений современных композиторов, которые стали классикой.
4) Выучите наизусть Арию «Память» Э.-Л. Уэббера.
5) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.