Конспект урока музыки на тему «Мелодией одной звучат печаль и радость» (6 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему «Мелодией одной звучат печаль и радость» (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство +1
6 кл
21.01.2021
Конспект урока музыки на тему «Мелодией одной звучат печаль и радость» (6 класс)
Урок-исследование жизни, творческого облика, произведений В.А. Моцарта. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 3 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — укрепление уважительного и восхищённого отношения к творчеству великих авторов произведений раз¬ных видов искусства на примере изучения жизни и произведений В.А. Моцарта. Личностные: — укрепление эмоционально-личностного отношения к музыке В.А. Моцарта; — формирование художественного вкуса и эталонных критериев для оценки произведений искусства. Предметные: — формирование навыков рассказа о жизни и творчестве любимого композитора на примере В.А. Моцарта; — нахождение и определение ведущего мелодического начала в произведениях В.А. Моцарта.
Мелодией одной звучат печаль и радость.docx

6 КЛАСС

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (18). «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— укрепление уважительного и восхищённого отношения к творчеству великих авторов произведений раз­ных видов искусства на примере изучения жизни и произведений В.А. Моцарта.

Личностные:

— укрепление эмоционально-личностного отношения к музыке В.А. Моцарта;

— формирование художественного вкуса и эталонных критериев для оценки произведений искусства.

Предметные:

— формирование навыков рассказа о жизни и творчестве любимого композитора на примере В.А. Моцарта;

— нахождение и определение ведущего мелодического начала в произведениях В.А. Моцарта.

Форма проведения занятия: Урок-исследование жизни, творческого облика, произведений В.А. Моцарта.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: «Вид Вены во времена Моцарта» (репродукция); «Моцарт в своей венской квартире» (гравюра XIX в.); В.Д. Грант. «Умирающий Моцарт сочиняет Реквием».

Музыка: В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада, I часть (№19 аудиоприложения); В.А. Моцарт. Реквием. «Lacrimosa» (№20 аудиоприложения).

Песенный материал: Вокализ на тему «Lacrimosa» из Реквиема В.А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского.

Дополнительный материал: Портрет композитора В. Моцарта.

Виды деятельности учащихся: Заинтересованное прослушивание фрагментов произведений В.А. Моцарта; выявление характера и контраста двух произведений, отражающих разные полюсы его творчества. Слуховой анализ и исследование нотных примеров «Маленькой ночной серенады» и фрагмента Реквиема. Обсуждение различий между жанрами вокальной и инструментальной серенады. Нахождение доказательств следующим определениям: «Серенада» Шуберта — образец романтической лирической серенады; «Маленькая ночная серенада» Моцарта — пример оптимистического и жизнерадостного произведения классицизма. Пение вокального переложения «Лакримозы» (возможно пение одновременно с прослушиванием).

Формы педагогического контроля: Контроль личностного заинтересованного отношения к наследию В.А. Моцарта как одного из лучших представителей музыкальной культуры прошлого. Контроль осознания этической и эстетической ценности творчества композитора. Контроль знания краткой биографии Моцарта и умения её рассказать. Проверка качества пения, понимания нотных примеров. Контроль использования в ответах на вопросы и выполнении заданий учебника сети Интернет.

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Игра «Угадай мелодию» (Звучит фрагмент «Серенады» Ф. Шуберта):

·         Как называется это музыкальное произведение? Кто автор?

·         Что такое «серенада»?

Ответы учащихся.

·         О каком из важнейших музыкально-выразительных средств мы говорили на прошлом уроке? Разгадайте ребус и назовите это средство музыкальной выразительности.

·         Как вы понимаете слова П. Чайковского «Мелодия – душа музыки»?

Ответы учащихся.

2.      Сообщение темы урока. Целеполагание

Мы продолжим изучение мелодии как важнейшего музыкально-выразительного средства. Сегодня мы рассмотрим особенности мелодии на примере творчества В.А. Моцарта: вы встретитесь с жанрами инструментальной серенады и Реквиема этого гениального композитора – прослушаете два произведения, отражающие разные полюсы его творчества, выявите их характер и контраст. Мы разучим и споём вокальное переложение одного из этих произведений; познакомимся также с краткой биографией композитора, определим его творческий облик, обозначим любимые темы и образы; одновременно рассмотрим живописные произведения великих художников, выразивших в своём творчестве уважение и признательность гению великого Моцарта.

Тема нашего урока – «Мелодией одной звучат печаль и радость».

3.      Работа по теме урока

1)      Жизнь и творчество великого композитора

Имя этого великого композитора вам уже известно: в 5 классе вы слушали фрагмент из его Симфонии №40 и находили в прекрасной мелодии мотивы, фразы, предложения, родственные строению и интонациям человеческой речи.

 В.А. Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 г. в маленьком австрийском городке Зальцбурге в семье музыканта, композитора и педагога Леопольда Моцарта.

Вольфганг был настоящим вундеркиндом («чудо-ребёнком») — его музыкальные способности проявились поразительно рано. В 5 лет он уже сочинял и выступал на концертах. Когда Моцарту было 7 лет, отец повёз своих детей  — Вольфганга и его сестру — на гастроли по разным европейским странам. Искусству юного Моцарта рукоплескали аристократы Парижа, Лондона, многих городов Германии и Италии.

Моцарт с поразительной лёгкостью осваивал разные музыкальные жанры — писал симфонии, оперы, музыку для различных солирующих инструментов.

Но когда Моцарт повзрослел, ему трудно было найти постоянное место работы — он не хотел служить в родном провинциальном Зальцбурге, где не было хороших оркестров и оперного театра. Моцарт стремился в Вену — культурный центр и столицу Австрии.

В Вене Моцарт прожил последние 10 лет своей трагически короткой жизни.

В эти годы он сочинил самые великие произведе­ния — оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», последние симфонии (№№ 39, 40 и 41), Реквием.

В Вене в последние годы жизни были написаны Моцартом произведения, фрагменты которых вы сегодня услышите: «Маленькая ночная серенада» — в 1787 г., Реквием — в год смерти, 1791-й.

Умер композитор скоропостижно в возрасте 36 лет.

2)      В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада

А) Серенада

Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).

С одним из значений слова «серенада» вы познакомились уже на предыдущем уроке. На сегодняшнем уроке вы узнаете другое значение этого слова.

В «Музыкальном словаре Гроува» читаем: «В эпоху классицизма широкое распространение получили многочастные серенады для инструментальных ансамблей различного состава или для оркестра. В Австрии, особенно в Зальцбурге, культивировались серенады из большого числа контрастных частей (до 10); отдельные части могли включать виртуозные партии для солирующих инструментов. Такие серенады часто исполнялись праздничными вечерами на открытом воздухе» (с. 781).

И кому не знакома прелестная и грациозная (грациозный – изящный, стройный)  «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся  в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте участвовало несколько человек – ведь радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр – собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.

Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом: слушая её, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в её звуках оживает для нас облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать чудесную музыку: то пленяющее пение, то удивительную игру на скрипке. Причём, даже самая лёгкая музыка была необыкновенно прекрасной, – ведь её писал Моцарт!

Бернардо Беллотто. Вид Вены (во времена Моцарта)

Дополнительный материал в виде цитат великих деятелей культуры о В.А. Моцарте см. в Приложении.

Б) Слушание I части «Маленькой ночной серенады» В.А. Моцарта (фрагмент). Музыкальный анализ

В) Работа над нотным примером

В мелодии «Маленькой ночной серенады» (нотный пример 18) ученики отмечают выразительные средства, создающие светлый энергичный характер — быстрый темп, громкую динамику (f), мажорный лад.

Это - оркестровая, инструментальная музыка.

3)      «Две стороны медали»

Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил своё отношение к великому композитору: «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».

https://fs.znanio.ru/methodology/images/1e/54/1e54db9b52a6b0de6fa5a0cd63f09832c560bf3c.jpg

Моцарт в своей венской квартире. Гравюра XIX в.

В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта – та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения. В ней человек не только занят обычными делами: ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или собирает марки; кроме всего этого тон задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы – проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.

Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн назвал Гелиосом – богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» – создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений – свой Реквием.

Серенада и Реквием - два произведения Моцарта, которые представляют два разных полюса его творчества. Эти жанры очень контрастны друг другу и воплощают прямо противоположные чувства: «Маленькая ночная серенада» — одно из самых светлых и жизнерадостных моцартовских произведений, а Реквием — глубоко трагическое сочинение.

4)      В.А. Моцарт. Реквием

А) «Погребальная песнь» Моцарта

Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная (погребальный        - похоронный) песнь. Не могу оставить её незавершённой».

Реквием — католическая заупокойная месса. Само слово происходит от латинского, означающего «покой». До создания Реквиема Моцартом этот жанр исполнялся только в церкви. Реквием Моцарта — первое произведение этого жанра, утвердившееся в концертном репертуаре. Реквием написан для хора, солистов и оркестра.

Реквием был заказан Моцарту анонимно - неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица (его заказчик пожелал остаться неизвестным). Впоследствии выяс­нилось, что им был некий граф, недавно овдовевший и желающий выдать произведение Моцарта за своё собственное.

Известно, что Моцарт долгое время не решался взяться за сочинение из-за охвативших его суеверных предчувствий: ему неотступно казалось, что он пишет заупокойную музыку для себя самого, но всё же принялся за работу. Надо сказать, что работа его увлекла. Между тем болезнь уже подтачивала его силы.

Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной драматической силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Вот как говорит композитор о своих тревогах незадолго до смерти:

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам - третий

Сидит.

Опасения Моцарта оказались не напрасными — он скоропостижно скончался, успев написать только шесть частей Реквиема. Седьмая часть (Lacrimosa — «Слёзная») осталась незаконченной; её, как и незаконченные Моцартом разделы Реквиема (всего в Реквиеме 14 частей), после смерти композитора завершил его ученик – Зюсмайр, согласно указаниям, которые ему дал умирающий Моцарт. Зюсмайр был досконально посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.

https://static.360tv.ru/media/uploads/2016/01/27/515f52fd66c78f7e537cff75dc09daef.jpg

В.Дж. Грант. Умирающий Моцарт сочиняет Реквием

Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?

Моцарт остановился в начале «Lacrimosa» (Лакримоза), дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби.

Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основа на интонации вздоха и плача, одновременно выражая состояние глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.

Б) В.А. Моцарт. Лакримоза (из Реквиема) В.А. Моцарта - слушание. Музыкальный анализ

В) Работа над нотным примером

В нотном примере 19 учащиеся  отмечают  средства, обеспечивающие горестное настроение: медленный темп, стонущие жалобные интонации, тихая динамика (p).

Особенно трогательно и выразительно звучит хор.

Ученики отмечают и запоминают деление хора на группы — сопрано, альты, тенора, басы. У каждой группы хора своя партия; вместе партии хора соединяются в стройное и печальное аккордовое звучание. Партия оркестра не повторяет музыку хора, а дополняет её строгими басами и короткими мотивами — «вздохами».

 5) Вокализ на тему Лакримозы (из Реквиема) В.А. Моцарта, обработка                 Д. Кабалевского - пение

Мы разучим и исполним сегодня Вокализ на тему Лакримозы Моцарта.

Исполнение этого вокализа не просто соответствует теме занятия, оно прекрасно дополняет и иллюстрирует материал сегодняшнего урока.

Исполнять будем приёмом «вокализ» - на звук «а».

Вокализ – это песня без слов.

(Учителю: Мелодия изложена одноголосно и не представляет сложности для разучивания. Этот пример имеет большое значение для приобщения учеников к лучшим страницам творчества композитора, для более личностного эмоционального восприятия его музыки.)

А) Разучивание - https://youtu.be/Cu9jl1ojDUI

Б) Исполнение - https://youtu.be/u8l5xuulNhg

4.      Итог урока

Мелодии, как и ритмы, отличаются глубоким своеобразием. В них находят яркое воплощение национальный колорит страны и творческая личность композитора, красота пейзажа и характер персонажа…

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поёт,

Моцарт Отечества не выбирает –

Просто играет всю жизнь напролёт.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

наша судьба - то гульба, то пальба.

Не оставляйте стараний, маэстро,

не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь

на остановке конечной

скажем спасибо и этой судьбе.

Но из грехов своей Родины вечной

не сотворить бы кумира себе!

Ах, ничего, что всегда, как известно,

наша судьба - то гульба, то пальба...

Не расставайтесь с надеждой, маэстро,

не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые:

миг -

и развеются, как на кострах,

красный камзол, башмаки золотые,

белый парик, рукава в кружевах.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба....

Не обращайте вниманья, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Булат Окуджава. Моцарт на скрипке играет (Из путевого дневника)

О, Моцарт, бессмертный Моцарт, как много, как бесконечно много благотворных отпечатков более светлой, лучшей жизни оставил ты в наших душах! Ф. Шуберт

Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. П.И. Чайковский

 

5.      Рефлексия. Вопросы и задания

1)      Какие настроения передаёт «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта? Как ты думаешь, почему над этой музыкой не властно время, почему её с удовольствием слушают и взрослые, и дети во все времена? В чём её сила?

2)      Какие интонации звучат в «Лакримозе» из Реквиема В.А. Моцарта?

3)      Задумайся: «Маленькая ночная серенада» и Реквием принадлежат перу одного композитора. Почему, по-твоему, они такие разные?

4)      Исполни «Вокализ» на тему Лакримозы Моцарта (в обраб. Д. Кабалевского).

 

 

 

 

 

 

Приложение

Из книги: Шорникова М. Десять страниц из истории музыки: популярные очерки о выдающихся композиторах разных эпох. Ростов н/Д, 2010. 284 с.

Великие о В.А. Моцарте (с. 28, 29)

Я всегда был одним из самых ревностных почитателей Моцарта и останусь им до последнего вздоха.

Л. Бетховен

…И лучшим композитором считаю Моцарта, ибо он владеет в совершенстве правилами композиции и обладает самым лучшим вкусом.

Й. Гайдн

Когда мне было двадцать лет, я признавал только себя. Тридцати лет я говорил уже: «Я и Моцарт», сорока лет: «Моцарт и я», а теперь я говорю только: «Моцарт».

Ш. Гуно

Про Моцарта нельзя сказать, что он был, прежде всего, музыкант. Он только музыкант.

Р. Роллан

Моцарт — Рафаэль и Пушкин в музыке.

Б. Асафьев

Когда Моцарт брался за перо, произведение уже было готово в его голове. Есть гении, которые творят даже во сне.

П. Казальс

Музыка Моцарта стала светлой радостью всего человечества.

М. Шагинян

Моцарт — это молодость души, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления.

Д. Шостакович

Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту.

Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, как он (Моцарт). Бетховен заставлял меня тоже трепетать, но скорее от чего-то вроде страха и мучительной тоски.

П. Чайковский


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС III ЧЕТВЕРТЬ Урок 2 (18)

КЛАСС III ЧЕТВЕРТЬ Урок 2 (18)

Контроль осознания этической и эстетической ценности творчества композитора

Контроль осознания этической и эстетической ценности творчества композитора

В.А. Моцарт Вольфганг Амадей

В.А. Моцарт Вольфганг Амадей

И кому не знакома прелестная и грациозная ( грациозный – изящный, стройный) «Маленькая ночная серенада»

И кому не знакома прелестная и грациозная ( грациозный – изящный, стройный) «Маленькая ночная серенада»

Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец

Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец

Реквием — глубоко трагическое сочинение

Реквием — глубоко трагическое сочинение

В.Дж. Грант. Умирающий Моцарт сочиняет

В.Дж. Грант. Умирающий Моцарт сочиняет

Исполнять будем приёмом «вокализ» - на звук «а»

Исполнять будем приёмом «вокализ» - на звук «а»

Но из грехов своей Родины вечной не сотворить бы кумира себе!

Но из грехов своей Родины вечной не сотворить бы кумира себе!

Приложение Из книги: Шорникова

Приложение Из книги: Шорникова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2021