6 КЛАСС
III ЧЕТВЕРТЬ
Урок 1 (17). Мелодия — душа музыки
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— умение вести беседу о выразительных средствах в разных видах искусства на примере ведущей роли мелодии в музыке;
— умение объяснить слова А. Пушкина, посвящённые мелодии.
Личностные:
— понимание и оценка влияния мелодии как важнейшего средства выразительности и эстетического воздействия на человека;
— знакомство с жанром вокальной серенады как воплощением лирических чувств — любви, нежности, грусти.
Предметные:
— умение определить мелодию в произведении (на слух и по нотам) и описать её характер;
— умение определить главные отличительные черты выразительности мелодии от ритма.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о роли мелодии в музыке, о силе её воздействия на человека, об эстетическом значении мелодического начала в музыкальных произведениях.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Литература: цитаты П. Чайковского, А. Пушкина о роли мелодии в искусстве.
Музыка: Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба, перевод Н. Огарёва. «Серенада» (№ 18 аудиоприложения).
Песенный материал: Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное Далёко».
Дополнительный материал: портрет композитора Ф. Шуберта (фото).
Виды деятельности учащихся: Смысловое прослушивание «Серенады» Ф. Шуберта, определение её выразительных средств и эмоционального воздействия на человека. Беседа о мелодии как одном из важнейших выразительных средств в музыке. Выразительное чтение и объяснение высказываний П. Чайковского и А. Пушкина о мелодии. Анализ нотного примера, выявление в нём типичных черт жанра серенады. Разучивание и пение песни (сольное исполнение куплета и хоровое исполнение припева). Ответы на вопросы в учебнике и в «Дневнике музыкальных размышлений».
Формы педагогического контроля: Контроль коммуникативных универсальных учебных действий: умения анализировать, находить доказательства своей позиции, слушать и понимать позицию других участников беседы, синтезировать результаты беседы, делать выводы. Контроль правильного понимания цитат А. Пушкина и П. Чайковского и выстраивания на их основе собственного мнения по поводу мелодии как выразительного средства музыки. Контроль личностных универсальных учебных действий: формирования личностного эмоционального отклика на произведения с ведущим мелодическим началом на примере жанра серенады. Проверка качества исполнения песни: контроль выразительности, интонационной чистоты, ритмической правильности.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Разгадайте ребусы и назовите, о каких средствах музыкальной выразительности шёл разговор на уроках музыки во 2-й четверти:
1 2
3
- Совершенно верно, это – ритм, метр, темп – одни из важнейших выразительных средств музыки: в них проявляются особенные её черты, они образуют ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.
И если ритм присутствует везде – и в природе, и в искусствах, то такое выразительное средство как мелодия всецело принадлежит только музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство.
2. Сообщение темы урока. Целеполагание
Тема сегодняшнего урока посвящена изучению мелодии как важнейшего музыкально-выразительного средства. Вы обсудите эпиграф — фразу Ш. Гуно о мелодии, выскажете свои мнения по поводу слов этого французского композитора.
Мы постараемся также объяснить слова А. Пушкина, посвящённые мелодии; рассмотрим особенности мелодии на примере творчества композитора Ф. Шуберта, познакомимся с краткой биографией композитора, определим его творческий облик, обозначим любимые темы и образы. Вы познакомитесь и с жанром вокальной серенады, научитесь определять главные отличительные черты выразительности мелодии от ритма.
Итак, «Мелодия – душа музыки».
3. Работа по теме урока
1) Мелодия
Эпиграфом к теме нашего урока звучит высказывание французского композитора Шарля Гуно: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли».
► Как вы понимаете эти слова?
Ответы учащихся.
Да, конечно, мелодия - это своеобразная исповедь души человека, её самовыражение. Слушая музыку, зачастую понимаешь и переживаешь чувства автора. Ведь в каждом музыкальном произведении живёт душа - это и есть мелодия.
Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки.
Мелодия имеет основополагающее значение в создании музыкального образа и воздействии его на человека. Мелодия имеет особое значение в передаче лирических чувств, она играет лидирующую роль в вокальных жанрах — песне, романсе, хоровом произведении.
В «Музыкальном словаре Гроува» читаем: «Мелодия (от греч. — песнь, пение) — ритмически упорядоченная последовательность звуков, распознаваемая как целое. Мелодия — одно из древнейших и универсальных проявлений творческой деятельности человека. Корни мелодического мышления усматривались в разговорной речи, пении птиц, плаче и играх маленьких детей. Наряду с ритмом и гармонией мелодия считается одним из трёх основных элементов музыки. Эти элементы тесно взаимосвязаны» (с. 546).
Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки. Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной, - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…»
Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире: пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.
У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел человеческих чувств.
В отличие от музыкального ритма, способного всё вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений – ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза – ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.
Чем же объясняется воздействие мелодии?
Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу – человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?
2) «Серенада» Ф. Шуберта
А) Определение серенады
Одним из жанров с ярко мелодическим началом является серенада.
Слово «серенада» происходит от sereno — «ясный», «безмятежный», sera - «вечер».
В «Музыкальном словаре Гроува» одно из значений слова — «песня, исполняемая под окнами возлюбленной, часто в сопровождении мандолины или гитары. Образцы таких серенад встречаются в операх Моцарта, Россини, камерно-вокальном творчестве Шуберта, Брамса, Чайковского и др.» (с. 781).
Сегодня вы познакомитесь с этим жанром на примере творчества австрийского композитора Ф. Шуберта.
Б) Творческий облик Франца Шуберта
В 5 классе вы уже знакомились с его песней «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».
Песня — главный жанр в творчестве Шуберта. За свою трагически короткую жизнь (Шуберт прожил всего 31 год) композитор написал более 600 песен. Некоторые из них объединены в вокальные циклы — «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».
«Серенада», которую вы услышите на данном занятии, входит в сборник «Лебединая песня». В нём собраны самые последние песни, которые композитор написал в год смерти (1828 г.). Ноты этих произведений друзья Шуберта нашли на фортепиано, когда композитор умер, и издали их.
Сборник состоит из 14 песен. Несколько из них написаны на стихи Г. Гейне, несколько — на стихи Л. Рельштаба.
«Серенада» — четвёртая песня сборника, его лирический центр и кульминация. Это одна из самых проникновенных мелодий, созданных для голоса.
Надо сказать, что любовное стихотворение «Вечерняя серенада» поэта Рельштаба перешло к Шуберту по наследству от Бетховена: текст «Серенады» Рельштаб отправил Бетховену, но тот вскоре умер. Поскольку Шуберт в то время был уже широко известен в Вене своими песнями, секретарь Бетховена отдал это стихотворение ему. А Шуберт, как он это умел, из простого сделал совершенство.
Ф. Шуберт
В) Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба, перевод Н. Огарёва. «Серенада» - слушание
Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта – одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной.
В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта – о счастливой любви: наступит день, влюблённные встретятся. И всё же её мелодия нам открывает очень многое – то, чего нет в словах и о чём вообще рассказывать очень трудно.
Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, – вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви, и как может быть печален человек даже в своей радости.
Г) Музыкальный анализ
Жанр - …
Мелодия -…
Ритм - …
Лад - …
Темп - …
Характер - …
- Как думаете, какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта?
Д) Работа над нотным примером
В нотном примере 17 ученики находят и отмечают типичные черты жанра серенады — неторопливый темп, минорный лад, плавную певучую мелодию и аккомпанемент, подражающий игре на гитаре.
Звуки фортепианного сопровождения исполняются не певуче, а отдельно друг от друга, подобно перебиранию пальцами струн. В паузах между фразами голосу как бы вторит в более высоком регистре фортепиано, создавая впечатление лирического дуэта.
4. Вокально-хоровая работа. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина «Прекрасное Далёко»
Ведущую роль мелодии как выразительного средства вы сможете определить и в песне российского композитора Евгения Крылатова «Прекрасное Далёко».
Прослушайте, определите строение песни.
1) Слушание - https://youtu.be/9FU3C7vh1jI
Строение — три куплета с припевами.
2) Разучивание - https://youtu.be/aVSbNjXlC5c
При разучивании песни обратите внимание на отличие мелодии куплета от припева: в куплете мелодия более повествовательная, речевого склада, в припеве — более певучая, плавная мелодическая линия, подчёркнутая трёхголосным звучанием.
Текст песни:
1. Слышу голос из Прекрасного Далёка –
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.
Припев: Прекрасное Далёко,
Не будь ко мне жестоко.
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь!
От чистого истока
В Прекрасное Далёко,
В Прекрасное Далёко
Я начинаю путь.
2. Слышу голос из Прекрасного Далёка, –
Он зовёт меня в чудесные края.
Слышу голос, - голос спрашивает строго –
А сегодня что для завтра сделал я?
Припев.
3. Я клянусь, что стану чище и добрее
И в беде не брошу друга никогда!..
Слышу голос, - и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.
Припев.
3) Исполнение - https://youtu.be/pIweO_BDOsY
Куплет — это музыкальный рассказ, его лучше исполнять сольно; припев — поэтичный и выразительный портрет того самого «Прекрасного Далёка», он исполняется хором.
5. Итог урока
Высказывания великих людей:
«Вся прелесть музыки — в мелодии». Йозеф Гайдн, австрийский композитор
«Мелодия — это мысль, это движение, это душа музыкального произведения». Дмитрий Дмитриевич Шостакович, советский композитор
«Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление». Антон Павлович Чехов, русский писатель
«Мелодия — душа всего… Без мысли нет поэта, без мелодии — музыки». Владимир Васильевич Стасов, русский историк, музыкальный и художественный критик
6. Рефлексия. Вопросы и задания
1) В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма?
2) Как ты понимаешь слова П. Чайковского «Мелодия – душа музыки»? Объясни на примере «Серенады» Ф. Шуберта.
3) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.