Конспект урока музыки на тему «Музыка «дружит» не только с поэзией» (5 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Музыка «дружит» не только с поэзией» (5 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
искусство +1
5 кл
05.11.2020
Конспект урока музыки на тему «Музыка «дружит» не только с поэзией» (5 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 7 урока 1 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — формирование понятий литературно-музыкальных жанров. Личностные: — укрепление эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, русской речи, музыке отечественных композиторов. Предметные: — формирование и укрепление стремления к высокохудожественному исполнению выученных песен.
5 КЛАСС.docx

5 КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 7. Музыка «дружит» не только с поэзией

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

—  формирование понятий литературно-музыкальных жанров.

Личностные:

— укрепление эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, русской речи, музыке отечественных композиторов.

Предметные:

— формирование и укрепление стремления к высокохудожественному исполнению выученных песен.

Цели и задачи урока:

- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по сравнению интонаций человеческой речи и музыки.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: М. Мусоргский. «Кот Матрос» (№ 8 аудиоприложения). Песенный материал. Рекомендуется повторение песен, выученных на прошлом уроке.

Литература: текст песни «Кот Матрос».

Дополнительный материал: Портрет М. Мусоргского (фото). Рисунок «Маленький принц».

Виды деятельности учащихся: Прослушивание песни «Кот Матрос». Художественное смысловое чтение текста песни. Вдумчивое чтение определения жанров в словаре-справочнике. Интерактивная беседа о литературно-музыкальных жанрах. Подробное освоение нотного примера с помощью педагога. Пение выученных на прошлом уроке песен.

Формы педагогического контроля: Проверка «Дневника музыкальных наблюдений»: решение кроссворда по названиям изученных музыкальных произведений; оценка стихотворений, выбранных учащимися для музыкального воплощения — отрывка стихотворения для создания песни (развитие личностных качеств, укрепление метапредметных связей). Контроль оценки учащимися процесса и результатов их деятельности при решении проблем творческого и  поискового характера.

ХОД УРОКА

1.      Мотивация. Введение в тему урока

Песни, романсы, оперы на протяжении многих веков были для музыкантов подлинной школой композиторского мастерства. Они учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.

Иногда это приводило к подлинным художественным открытиям и созданию необыкновенно выразительных произведений. Одно из таких открытий – вокальный цикл «Детская» великого русского композитора М. Мусоргского. Это произведение необыкновенно по силе музыкальной выразительности.

? Что означает слово «вокальный»?

- Слово «вокал» означает «пение». Наверное, этот цикл состоит из песен.

- Совершенно верно, цикл состоит из семи вокальных пьес, которые рассказывают о детских размышлениях и проказах, чувствах и настроениях. Песни цикла — это портреты детей друзей композитора; среди них есть и мальчики (песня «В углу»), и девочки (песня «С куклой»). Эти портреты даны в движении, в разных ситуациях; в музыке и тексте много смешного, трогательного, наивного и непосредственного.

Прежде, чем мы прослушаем одно из произведений этого цикла, давайте составим общую картину творчества русского композитора Модеста Мусоргского.

2.      Работа по теме урока. О творчестве Модеста Петровича Мусоргского

Модест Петрович всегда говорил о том, что «Искусство есть средство для беседы с людьми» и «самое главное в музыке – говорить правду». Его музыку – образную, говорящую – сравнивали с картинами великих русских живописцев.

Композитор очень любил детей: он сочувствовал нелёгкой доле крестьянских ребятишек, - об этом написана его трогательная печальная песня «Сиротка». У композитора есть и портрет дерзкого мальчугана  — песня «Озорник». Но есть и портрет сына самого царя Бориса Годунова — царевича Фёдора (опера «Борис Годунов»). Целая палитра детских образов и характеров дана в вокальном цикле композитора «Детская».

«Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех  тончайших изгибах её… Вот идеал, к которому я стремлюсь», - писал Мусоргский.

https://www.liveabout.com/thmb/TckGYLF-9tfVcGDPK2NaRTqF7-8=/3490x3329/filters:fill(auto,1)/portrait-of-the-russian-composer-modest-mussorgsky--toropets--1839--saint-petersburg--1881---by-ilya-repin--1844-1930--549580583-5a5e5701da2715003785f9ba.jpg М. Мусоргский

3. Строение вокального цикла «Детская»  

Цикл «Детская» был сочинён М. Мусоргским в 1868 г., вероятно, под влиянием общения композитора с детьми его друга В. Стасова. Песни сочинены на слова самого композитора.

Мусоргский посвятил цикл «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». В центре произведения  — душевный мир ребёнка.

Цикл состоит из семи песен-сценок. Названия песен цикла «Детская»:

1. С няней

2. В углу

3. Жук

4. С куклой

5. На сон грядущий

6. Кот Матрос

7. Поехал на палочке

Шесть из семи номеров цикла имеют посвящения:

·         «В углу» —  Виктору Гартману, другу композитора, художнику и архитектору (его выставка вдохновила композитора на создание цикла «Картинки с выставки»).

·         «Жук» посвящён Владимиру Стасову.

·         Над пьеской «С  куклой» стоит надпись «Посвящается Танюшке и  Гоге Мусоргским»  — племянникам композитора, детям его старшего брата Филарета.

·         «На сон грядущий» посвящён сыну композитора Цезаря Кюи Саше.

·         Последний номер - «Поехал на палочке» – посвящён Дмитрию и Поликсене Стасовым (брату В. Стасова и его жене).

Лишь «Кот Матрос» остался без посвящения.

4. М. Мусоргский. «Кот Матрос»

Рассмотрим с вами одну из песен цикла, которая называется «Кот Матрос». Итак, слушаем, обращая внимание на характер звучания пьесы, на речь, темп и другие особенности музыкального произведения.

Слушание музыки.

Поделитесь своими впечатлениями.

- Пьеса звучала необычно: в ней не чувствуется рифмы в словах, музыка звучит не по фразам, сбивчиво – то громко, то тихо.

- Да, этим интересна и необычна эта песня – она будто рисует картину жизни. Интонация детской речи передаётся очень тонко. Девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался в клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему помешала.

Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка убедительно передаёт и волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность. В сопровождении слышно много изобразительных моментов, речь девочки похожа на настоящую. Чётко слышны в музыке вопросы, восклицания. В музыкальном сопровождении слышно даже то, как кот скребёт клетку и как кричит, пищит испуганная птица.

Что вы можете сказать о темпе музыки?

- Темп музыки очень быстрый, как будто девочка куда-то торопится и боится, что не успеет дорассказать.

Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение. В нём нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк. Здесь всё направлено на создание точного и убедительного образа. Поэтому так естественна речь девочки: мелодия точно передаёт все её обороты – восклицания, вопросы, торопливую скороговорку.

Прочитайте текст произведения:

Ай, ай, ай, ай, мама,

Милая мама!

Побежала я за зонтиком, мама,

Очень ведь жарко,

Шарила в комоде и в столе

Искала – нет, как нарочно!

Я второпях к окну подбежала,

Может быть, зонтик там позабыла…

Вдруг вижу: на окне-то кот наш Матрос,

Забравшись на клетку, скребёт!

Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.

Зло меня взяло!

Э, брат до птичек ты лаком!

Нет! Постой, попался!

Вишь ты, кот!

Как ни в чём не бывало, стою я,

Смотрю в сторонку,

Только глазом одним подмечаю –

Странно что-то!

Кот спокойно в глаза мне смотрит,

А сам уж лапу в клетку заносит,

Только что думал схватить снегиря…

А я его хлоп!

Мама! Какая твёрдая клетка,

Пальцам так больно, мама, мама!

Вот в самых кончиках, вот тут,

Так ноет, ноет так…

Нет! Каков кот-то, мама, а?

На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия, - музыка может трактовать любой литературный жанр, как в данном случае – рассказ. Она способна на выразительное воплощение самого необычного текста.

5. Работа над нотным примером

В вокальной партии песни «Кот Матрос» (нотный пример 9) есть все признаки речевых интонаций: паузы, отделяющие мотивы друг от друга, ритмы, соответствующие ритмам произнесения слов (ударные слоги выделяются более протяжёнными длительностями  — четвертями, а безударные  — короткими, восьмыми). Фортепианная партия играет изобразительную роль: в ней ребята услышат и дрожь снегиря, и его писк, и скребущего клетку кота, и хлопок руки девочки, отогнавшей кота от клетки.

6. Вокально-хоровая работа

? Посмотрите внимательно на этот замечательный рисунок. Его автор - ваш сверстник. Кто и что здесь изображено?

Анна Силивончик

Ответы детей.

- Конечно же, это наш старый знакомый Маленький принц. Изображён он на паруснике, плывущим, быть может, к мысу Надежды либо к острову Добра.

Сегодня доучим эту замечательную песню, но прежде ответьте на вопрос: кто написал музыку к ней?

- Музыку к песне «Маленький принц» написал М. Таривердиев.

Проводится вокально-хоровая работа над унисоном и достижением однородности звучания регистров. Составляется музыкально-исполнительский план.

7. Итог

Итак, ребята, сегодня вы должны вынести главную мысль этого урока – музыка может взаимодействовать с произведениями любых литературных жанров. Даже трудно назвать литературный жанр, который музыка не пыталась бы перевести на свой язык. Элегии и оды, баллады и гимны – всё это, помимо песен и романсов, зазвучало в музыке.

Так литература даёт жизнь многим жанрам музыкального искусства:

- вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория;

- сценические жанры: опера, балет, оперетта;

- жанры программной музыки, представляющие собой инструментальные произведения с литературным описанием содержания.

Без влияния слова, вероятно, было бы совсем другим музыкальное произведение, его музыкальная речь, ставшая более выразительной благодаря содружеству с поэзией.

Вывод. ЛИТЕРАТУРА и МУЗЫКА: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.

8. Вопросы и задания

1)      Велико ли воздействие литературы на музыку? Объясни свой ответ на примере любого из пройденных вокальных произведений.

2)      Назови жанры музыки, возникшие под влиянием литературы.

3)      Как детская речь передаётся в песне М. Мусоргского «Кот Матрос»?

4)      В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихотворение, которое ты мог бы предложить композитору для создания песни. Попробуй объяснить свой выбор.

5)      Выучи песню «Маленький принц».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Элегия. Ода. Баллада. Гимн.

 

 


 

КЛАСС I ЧЕТВЕРТЬ Урок 7. Музыка «дружит» не только с поэзией

КЛАСС I ЧЕТВЕРТЬ Урок 7. Музыка «дружит» не только с поэзией

Контроль оценки учащимися процесса и результатов их деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Контроль оценки учащимися процесса и результатов их деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Строение вокального цикла «Детская»

Строение вокального цикла «Детская»

Да, этим интересна и необычна эта песня – она будто рисует картину жизни

Да, этим интересна и необычна эта песня – она будто рисует картину жизни

Странно что-то! Кот спокойно в глаза мне смотрит,

Странно что-то! Кот спокойно в глаза мне смотрит,

Ответы детей. - Конечно же, это наш старый знакомый

Ответы детей. - Конечно же, это наш старый знакомый

Велико ли воздействие литературы на музыку?

Велико ли воздействие литературы на музыку?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2020