6 КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ
Урок 2. Наш вечный спутник
Цели и задачи урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— формирование понимания связи и взаимодействия искусства с природой, с историей человечества;
— умение выявить взаимосвязь и различие между звуками природы и музыкальными звуками.
Личностные:
— развитие образного и ассоциативного мышления.
Предметные:
— интонационно и ритмически верное, выразительное исполнение песни.
Форма проведения занятия: Урок-размышление о роли музыкального искусства в формировании человеческой личности, о силе воздействия музыки на человека в разные периоды жизни.
Учебно-дидактическое обеспечение
Музыка: И. Брамс. Симфония № 3, III часть, фрагмент (№ 2 аудиоприложения).
Песенный материал:
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
Повторение и повышение качества исполнения песни «Цветные сны», муз. М. Дунаевского, стихи Н. Олевой.
Дополнительный материал: Картинки. Портрет композитора И. Брамса.
Виды деятельности учащихся: Беседа о влиянии музыки на жизнь человека в разные периоды; дискуссия с использованием логических универсальных действий — анализа, сравнения, классификации, поиска доказательств. Пение песни.
Формы педагогического контроля: Проверка ведения учениками «Дневника музыкальных размышлений». Контроль узнавания и обсуждение с учениками иллюстраций материала прошлого учебного года («Кот Матрос», «Гном»). Работа с рубрикой учебника «Вопросы и задания». Проверка понимания записи нотного примера. Контроль применения учащимися в ходе урока-размышления логических универсальных действий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Запись на СЛАЙДЕ:
Тут целый мир, живой, разнообразный, Волшебных звуков и волшебных снов, – О, этот мир, так молодо-прекрасный, Он стоит тысячи миров. Ф. Тютчев |
2. Сообщение темы урока
- Тема урока: «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник.
1. Работа по теме урока
- «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик.
Музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растёт, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Каждый помнит песни своего детства – песни бабушки и мамы, песни которыми встречает и провожает нас школа; каждый помнит, как «звучат» праздники: ведь своя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или встреч Нового года. Она бывает весёлой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.
Музыка никуда не уходит от человека, она всегда с ним – и та, совсем далёкая, детская, и та, что пришла вместе с юностью, помогала взрослеть, любить и думать.
Мы «перерастаем» свои игрушки и платья, мебель и даже дома, весь этот мир вещей, который с течением времени становится нам тесен и узок.
Но любимая музыка, которая как и всё, что мы ценим по-настоящему, остаётся с нами всю жизнь.
Потому что во всём, что нам дорого, мы оставляем частицу собственной души – она и в памяти первых лет, овеянных любовью близких друзей, и в детском восхищении чудесной мелодией, когда-то открывшей невиданные миры музыкальной фантазии, и в живых воспоминаниях о первых радостях и надеждах.
В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один – видимый – составляет внешние события. Другой составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни: ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. В них могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.
2. Симфония №3 И. Брамса
1) Рассказ учителя
- Сегодня вы познакомитесь с музыкой одной из симфоний И. Брамса.
Иоганнес Брамс — немецкий композитор, живший и сочинявший в 19 веке. Одним из его любимых жанров была симфония — крупное произведение для симфонического оркестра. Симфонии обычно состоят из четырёх частей. В прошлом году вы слушали фрагменты симфоний Моцарта, Бородина.
Перу Брамса принадлежат четыре симфонии.
Вашему вниманию предлагается фрагмент медленной, третьей части Симфонии №3. Это — лирический центр симфонии, самая певучая и задушевная её часть. Прозвучит прекрасная, гибкая и выразительная мелодия – будто песня без слов. В прошлом году вы изучали «Песню без слов» Ф. Мендельсона. Музыка Брамса — тоже своего рода песня без слов для оркестра.
2) Работа с учебником. Работа над нотным примером
В мелодии из симфонии Брамса (нотный пример 1) ученики отмечают волнообразное строение, лиги, подчёркивающие певучесть исполнения, общее тихое звучание (p) c небольшим усилением и уменьшением звука («вилочки»).
3) Слушание и обсуждение музыки И. Брамса. Симфония № 3. III часть. Фрагмент.
- Послушайте музыку. И. Брамс. Симфония № 3. III часть.
Вопросы:
- Что вам хотелось бы делать под эту музыку?
- Можно отдохнуть или спеть её.
- Что таится в этой музыке за внешней простотой и ясностью?
- Скрытые, затаённые, глубокие мысли и чувства.
Вывод (на слайде):
Следовательно, в искусстве, как и в человеческой жизни, присутствуют те же два плана: внешний и внутренний, поверхностный и глубинный. Наверху находится та часть, которая видима, не составляет никакой тайны, потому что «обслуживает» события внешней жизни. В глубине таится тот пласт, подобраться к которому не так-то просто – ведь его понимание требует зрелости души, опыта и мудрости. |
Жизнь одного человека не так уж велика и богата событиями, и опыт её не всегда достаточен, чтобы разобраться в глубинах мудрости и философии, заключённых в произведениях искусства. Недаром ещё древние говорили: «Ars longa, vita brevis» («Жизнь коротка, искусство вечно»). |
3. Вокально-хоровая работа
1) Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
2) М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).
1. Итог урока
- Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь – ведь в нём, таком большом, поистине безграничном, заключён опыт всего человечества, всех времён, стран и сословий. Поэтому оно раздвигает обычные границы пространства и времени, умеет открыть человеку то, на что порой самому ему не хватает целой жизни.
Каждое такое открытие даёт возможность и в самом искусстве находить всё больше, обогащать свой собственный духовный мир, без которого жизнь никогда не бывает по-настоящему полной.
2. Домашнее задание
Ответить на вопросы учебника. Выучить песню.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.