Конспект урока музыки на тему «Наш вечный спутник» (6 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему «Наш вечный спутник» (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
искусство +1
6 кл
05.11.2020
Конспект урока музыки на тему «Наш вечный спутник» (6 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 1 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — формирование понимания связи и взаимодействия искусства с природой, с историей человечества; — умение выявить взаимосвязь и различие между звуками природы и музыкальными звуками. Личностные: — развитие образного и ассоциативного мышления. Предметные: — интонационно и ритмически верное, выразительное исполнение песни. Форма проведения занятия: Урок-размышление о роли музыкального искусства в формировании человеческой личности, о силе воздействия музыки на человека в разные периоды жизни.
6 кл_Урок 1.2.doc

6        КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2. Наш вечный спутник

Цели и задачи урока:

Ø  Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø  Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø  Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø  Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø  Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø  Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

 

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  формирование понимания связи и взаимодействия искусства с природой, с историей человечества;

—  умение выявить взаимосвязь и различие между звуками природы и музыкальными звуками.

Личностные:

— развитие образного и ассоциативного мышления.

Предметные:

— интонационно и ритмически верное, выразительное исполнение песни.

Форма проведения занятия: Урок-размышление о роли музыкального искусства в формировании человеческой личности, о силе воздействия музыки на человека в разные периоды жизни.

Учебно-дидактическое обеспечение

Музыка: И. Брамс. Симфония № 3, III часть, фрагмент (№ 2 аудиоприложения).

Песенный материал:

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).

Повторение и повышение качества исполнения песни «Цветные сны», муз. М. Дунаевского, стихи Н. Олевой.

Дополнительный материал: Картинки. Портрет композитора И. Брамса.

 

Виды деятельности учащихся: Беседа о влиянии музыки на жизнь человека в разные периоды; дискуссия с использованием логических универсальных действий — анализа, сравнения, классификации, поиска доказательств. Пение песни.

Формы педагогического контроля: Проверка ведения учениками «Дневника музыкальных размышлений». Контроль узнавания и обсуждение с учениками иллюстраций материала прошлого учебного года («Кот Матрос», «Гном»). Работа с рубрикой учебника «Вопросы и задания». Проверка понимания записи нотного примера. Контроль применения учащимися в ходе урока-размышления логических универсальных действий.

 

ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.      Организационный момент

Запись на СЛАЙДЕ:

Тут целый мир, живой, разнообразный,

Волшебных звуков и волшебных снов, –

О, этот мир, так молодо-прекрасный,

Он стоит тысячи миров.

Ф. Тютчев

 

2.      Сообщение темы урока

- Тема урока: «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник.

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1.      Работа по теме урока

- «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик.

Музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растёт, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик.  Каждый помнит песни своего детства – песни бабушки и мамы, песни которыми встречает и провожает нас школа; каждый помнит, как «звучат» праздники: ведь своя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или встреч Нового года. Она бывает весёлой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.

Музыка никуда не уходит от человека, она всегда с ним – и та, совсем далёкая, детская, и та, что пришла вместе с юностью, помогала взрослеть, любить и думать.

Мы «перерастаем» свои игрушки и платья, мебель и даже дома, весь этот мир вещей, который с течением времени становится нам тесен и узок.

Но любимая музыка, которая как и всё, что мы ценим по-настоящему, остаётся с нами всю жизнь.

Потому что во всём, что нам дорого, мы оставляем частицу собственной души – она и в памяти первых лет, овеянных любовью близких друзей, и в детском восхищении чудесной мелодией, когда-то открывшей невиданные миры музыкальной фантазии, и в живых воспоминаниях о первых радостях и надеждах.

В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один – видимый – составляет внешние события. Другой составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни: ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. В них могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.

2.      Симфония №3 И. Брамса

1) Рассказ учителя

- Сегодня вы познакомитесь с музыкой одной из симфоний И. Брамса.

Иоганнес Брамс  —  немецкий композитор, живший и сочинявший в 19 веке. Одним из его любимых жанров была симфония — крупное произведение для симфонического оркестра. Симфонии обычно состоят из четырёх частей. В прошлом году вы слушали фрагменты симфоний Моцарта, Бородина.

Перу Брамса принадлежат четыре симфонии.

Вашему вниманию предлагается фрагмент медленной, третьей части Симфонии №3. Это — лирический центр симфонии, самая певучая и задушевная её часть. Прозвучит прекрасная, гибкая и выразительная мелодия – будто песня без слов. В прошлом году вы изучали «Песню без слов» Ф. Мендельсона. Музыка Брамса — тоже своего рода песня без слов для оркестра.

2) Работа с учебником. Работа над нотным примером

В мелодии из симфонии Брамса (нотный пример 1) ученики отмечают волнообразное строение, лиги, под­чёркивающие певучесть исполнения, общее тихое звучание (p) c небольшим усилением и уменьшением звука («вилочки»).

3) Слушание и обсуждение музыки И. Брамса. Симфония № 3. III часть. Фрагмент.

- Послушайте музыку. И. Брамс. Симфония № 3. III часть.

Вопросы:

- Что вам хотелось бы делать под эту музыку?

- Можно отдохнуть или спеть её.

- Что таится в этой музыке за внешней простотой и ясностью?

- Скрытые, затаённые, глубокие мысли и чувства.

 

Вывод (на слайде):

Следовательно, в искусстве, как и в человеческой жизни, присутствуют те же два плана: внешний и внутренний, поверхностный и глубинный. Наверху находится та часть, которая видима, не составляет никакой тайны, потому что «обслуживает» события внешней жизни. В глубине таится тот пласт, подобраться к которому не так-то просто – ведь его понимание требует зрелости души, опыта и мудрости.

 

Жизнь одного человека не так уж велика и богата событиями, и опыт её не всегда достаточен, чтобы разобраться в глубинах мудрости и философии, заключённых в произведениях искусства. Недаром ещё древние говорили: «Ars longa, vita brevis» («Жизнь коротка, искусство вечно»).

 

3.      Вокально-хоровая работа

1)     Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).

2)     М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).

 

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

1.      Итог урока

- Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь – ведь в нём, таком большом, поистине безграничном, заключён опыт всего человечества, всех времён, стран и сословий. Поэтому оно раздвигает обычные границы пространства и времени, умеет открыть человеку то, на что порой самому ему не хватает целой жизни.

Каждое такое открытие даёт возможность и в самом искусстве находить всё больше, обогащать свой собственный духовный мир, без которого жизнь никогда не бывает по-настоящему полной.

2.      Домашнее задание

Ответить на вопросы учебника. Выучить песню.


КЛАСС I ЧЕТВЕРТЬ Урок 2. Наш вечный спутник

КЛАСС I ЧЕТВЕРТЬ Урок 2. Наш вечный спутник

Виды деятельности учащихся: Беседа о влиянии музыки на жизнь человека в разные периоды; дискуссия с использованием логических универсальных действий — анализа, сравнения, классификации, поиска доказательств

Виды деятельности учащихся: Беседа о влиянии музыки на жизнь человека в разные периоды; дискуссия с использованием логических универсальных действий — анализа, сравнения, классификации, поиска доказательств

Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце

Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце

Вокально-хоровая работа 1)

Вокально-хоровая работа 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2020