8 КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ
Урок 2. Настоящая музыка не бывает «старой»
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— формирование представлений об истории искусства, о соотношении исторического прогресса и вечных культурных ценностей.
Личностные:
— укрепление представлений о роли музыки в формировании человека.
Предметные:
— умение определить принадлежность музыки к старинному стилю или современной эпохе.
Форма проведения занятия: Беседа о вечной ценности и актуальности искусства на примере музыки.
Учебно-дидактическое обеспечение
Живопись: П. Боннар. «Ранняя весна»; братья Лимбург. «Сентябрь. Из Роскошного часослова герцога Беррийского».
Архитектура: В. Васнецов. «Проект теремка»; А. Гауди. «Каса Мила», Барселона, Испания (фото).
Музыка: Х. Родриго. «Пастораль» из Концерта для гитары с оркестром «Мадригал», фрагмент (№ 1 аудиоприложения); Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром, финал (№ 2 аудиоприложения).
Поэзия: Б. Пастернак. Стихотворение (фрагмент).
Песенный материал: Т. Хренников, стихи М. Матусовского. «Московские окна».
Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о традициях и новаторстве в искусстве, о вечных духовных ценностях и их соотношении с историческим прогрессом. Разучивание и исполнение песенного материала урока. Прослушивание, анализ, обсуждение предложенных музыкальных произведений. Просмотр, анализ, обсуждение иллюстраций в учебнике и соотнесение их с прослушанными музыкальными произведениями.
Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о традициях и новаторстве в музыке. Контроль качества пения. Контроль умения соотнести иллюстрации учебника с музыкальными произведениями, звучащими на уроке. Контроль умения проанализировать музыку на слух. Контроль понимания и умения объяснить термины «мадригал», «пастораль».
Дополнительные рекомендации педагогам
В качестве иллюстраций к уроку даны разнообразные картины, рисунки, фотографии архитектурных сооружений. Они принадлежат разным эпохам, стилям, художественным школам. Здесь и сказочный теремок, и современное здание, и весенний пейзаж, и полотно с символическим изображением осенней сценки. Если теремок, изображённый В. Васнецовым, является воплощением традиционной постройки в русском стиле, то здание испанского архитектора представляет оригинальный современный взгляд на архитектуру. Ученики замечают, что в этом доме совсем нет углов, все линии — плавные и закруглённые. В весеннем пейзаже подчёркивается идея нового, зарождающегося, что выражено и в присутствии детей на картине, и в изображении птичек, расцветающих деревьев и лугов. В осеннем пейзаже, напротив, воплощаются традиционные образы и занятия, в центре изображён старинный замок готического стиля, на переднем плане находится сценка уборки урожая. Учитель обращает внимание учеников именно на богатство и многообразие тем, сюжетов, техник предложенных произведений изобразительного искусства.
Рекомендации по музыкальному материалу
Учитель рассказывает ученикам о композиторах, произведения которых входят в программу этого урока.
Хоакин Родриго — крупнейший испанский композитор XX в. Родриго учился и долгое время работал во Франции, много гастролировал в Европе, Японии и Америке — давал мастер-классы, устраивал фестивали собственной музыки. Среди сочинений Родриго концерты, симфонические и хоровые произведения, романсы и песни, пьесы для фортепиано и гитары, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Родриго также писал музыкально-критические статьи. Композитор прожил очень долгую жизнь, охватившую весь XX в., 97 лет (1901—1999).
Людвиг Август Лебрен — немецкий композитор XVIII в., современник В. А. Моцарта, представитель эпохи классицизма. Лебрен был одним из лучших исполнителей на гобое, играл в мангеймском Придворном оркестре, гастролировал в разных странах. Лебрен писал концерты для гобоя с оркестром, балетную музыку, камерно-инструментальные ансамбли. Вся семья Лебрена была музыкальной — жена и дочь были певицами, другая дочь стала пианисткой.
При прослушивании музыки Родриго и Лебрена ученики с помощью учителя определяют, к какому веку и стилю она принадлежит.
Также учитель объясняет ученикам музыкальные термины, встречающиеся на данном уроке, — «мадригал» и «пастораль».
Пастораль — понятие, уже знакомое ученикам по материалу занятий прошлых лет. Это произведение искусства, посвящённое описанию мирной пастушеской жизни, происходящей на лоне природы, любование красивыми пейзажами. Идиллические сельские пейзажи были распространены в эпоху Возрождения. В музыке в жанре пасторали могли быть написаны небольшие оперы, пантомимы, балеты, позже инструментальные пьесы. Пасторали встречаются в творчестве Ф. Куперена, А. Вивальди, И. С. Баха, Д. Фрескобальди. У Л. Бетховена есть «Пасторальная симфония» № 6, у П. Чайковского — пасторальная сцена в опере «Пиковая дама». Музыку безмятежно пасторального склада композиторы продолжают сочинять и в наши дни.
Дополнительный материал для учителя по жанру мадригала:
(Из книги: Рыцарева М. Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей. - М., 2006. 367 с.)
Мадригал - адресованный даме остроумный стихотворный комплимент, короткое пасторально-любовное стихотворение.
Мадригал — это не просто музыкальный жанр, без него невозможно представить европейскую музыку Возрождения так же, как невозможно представить музыку прошлого века без романса.
Да, мадригал — жанр музыкально-поэтический.
У музыкального мадригала на протяжении XVI– XVII вв. была непростая и динамичная история. Будучи популярным в XIV в., он представлял собой двух- и трёхголосную песню, иногда с инструментальным сопровождением, на тексты любовно-лирического, сатирического или мифологического характера. Мелодика его была нарядна и витиевата. В XV в. вышел из моды и был забыт. Однако с 1530-х гг. произошло мощное возрождение этого жанра, которое продлилось целое столетие. Впрочем, возрождение касалось, скорее, внешней стороны — названия, характера поэтических текстов. Что же касается музыки, то можно сказать, что жанр родился заново. Новые мадригалы сочинялись в виде многоголосных, обычно пятиголосных полифонических вокальных ансамблей, где содержание текста передавалось с тончайшим мастерством, изысканностью и выразительностью. Мастерами мадригала были Дж. Палестрина, К. Монтеверди, У. Берд, Г. Шютц, К. Джезуальдо и многие композиторы Италии и других европейских стран. (С. 172, 173.)
О ТРАДИЦИИ В МУЗЫКЕ
Часть «О традиции в музыке» открывается эпиграфом — фрагментом из стихотворения Р. Тагора.
И сокровенный изначальный миг,
Времён исток,
Открылся предо мной.
И я постигнул, что моё рожденье
Нанизано на нить рождений прежних;
Так зрелище в одном себе хранит
Поток других, невидимых творений.
Учитель анализирует с учениками эти важные строки, выявляет их главную мысль — опору и жизненных процессов, и явлений искусства на вековые традиции, их связь с прошлым и настоящим, выстраивание единой цепи от прошлого к будущему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.