Конспект урока музыки на тему «О чём рассказывает музыкальный жанр: Память жанра» (7 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока музыки на тему «О чём рассказывает музыкальный жанр: Память жанра» (7 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
искусство +1
7 кл
01.12.2020
Конспект урока музыки на тему «О чём рассказывает музыкальный жанр: Память жанра» (7 класс)
Урок-беседа о жанровой основе музыки. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 2 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — осознание жанров в искусстве как исторически сложившихся видов произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, местом исполнения и условиями восприятия. Личностные: — осознание многозначности и разнообразия музыкальных жанров. Предметные: — умение назвать и охарактеризовать разные музыкальные жанры; — овладение навыками исполнения русской народной многоголосной песни.
Урок 13. Память жанра.docx

7 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 13. О чём «рассказывает» музыкальный жанр: «Память жанра»

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание жанров в искусстве как исторически сложившихся видов произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, местом исполнения и условиями восприятия.

Личностные:

— осознание многозначности и разнообразия музыкальных жанров.

Предметные:

— умение назвать и охарактеризовать разные музыкальные жанры;

— овладение навыками исполнения русской народной многоголосной песни.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о жанровой основе музыки.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: В. Гаузе. «Бал в Хофбурге»; Ж.П. Норблен де ла Журден. «Полонез».

Музыка: Ф. Шопен. Полонез, соч. 53 № 6 (№ 13 аудиоприложения).

Песенный материал: Русская народная песня «Ты, река ль моя, реченька», обработка А. Лядова.

Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о жанрах в искусстве, о «памяти жанра». Чтение и объяснение фрагмента стихотворения А. Блока. Смысловое прослушивание и анализ Полонеза Ф. Шопена. Анализ нотного примера. Сравнительный анализ музыки и картин с изображением танцующих. Разучивание и трёхголосное исполнение песни «Ты, река ль моя, реченька». Анализ музыкально-выразительных средств песни.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания терминов «жанр», «хорал», «былина», понятия «память жанра». Контроль участия в беседе о разных жанрах в искусстве. Контроль певческих навыков при исполнении русской народной песни. Контроль анализа музыки полонеза (слуховой анализ и анализ нотного примера). Контроль выстраивания ассоциативных связей между картинами с изображением балов и музыки полонеза.

 ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

 

Игра «Угадай мелодию»: Звучат фрагменты произведений: «Окиан-море синее» (Вступление к опере «Садко») Н. Римского-Корсакова, «Лесной царь» Ф. Шуберта, Прелюдия №12 С. Рахманинова.

Вопросы и задания:

1)      Назовите музыкальные произведения, фрагменты из которых сейчас прозвучали.

2)      Какие характерные образы - лирический, драматический, эпический - передаёт музыка каждого фрагмента?

3)      В каком музыкальном жанре был представлен лирический образ? Эпический? Драматический?

4)      Как связан характер музыкального образа с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?

2.      Сообщение темы урока. Целеполагание

Огромный мир музыкального содержания зашифрован прежде всего в жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определённые образы и представления.

Тема урока – «Память жанра». Сегодня мы рассмотрим понятие жанра в историческом ракурсе, поговорим о существующем разнообразии музыкальных жанров, их видах, происхождении, жизненном назначении. Также вы поучитесь исполнять русскую народную многоголосную песню.

3.      Работа по теме

1)      Жанр и образ

Итак, разберёмся в понятии «память жанра».

Что, например, представляется нам, когда мы слушаем вальс или польку, марш или колыбельную песню? Не правда ли, в нашем воображении тотчас возникают кружащиеся в благородном танце пары  - вальс, весёлая молодёжь, оживлённая и смеющаяся - полька, торжественная поступь, нарядные мундиры - марш, ласковый материнский голос, родной дом - колыбельная.

Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира.

С. Боттичелли.    

Весна. Фрагмент

 

 

 

 

 

Ф. Малявин. Вихрь. Фрагмент

О такой способности музыки – способности вызывать в памяти образы и представления – писали многие поэты, в частности Александр Блок:

Под звуки прошлое встаёт

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поёт,

То веет таинством прекрасным. А. Блок

Музыка делится по своему назначению на непосредственно связанную с потребностями человека и не несущую конкретных жизненно-бытовых функций.

Бытовые жанры сосредоточивали в себе типичные интонации и ритмы эпохи.

Народные песенно-танцевальные жанры влияли на развитие профессиональной музыки. Так, австрийские песни и танцы легли в основу творчества Й. Гайдна, французские революционные песни «питали» музыку Л. Бетховена.

 

2)      Задание

Изучите картины с изображением танцующих, определите танцы, которые изображены на них.

В. Гаузе. Бал в Хофбурге

   Ж.П. Норблен де ла Журден. Полонез

- На картине В. Гаузе изображено кружение пар в вальсе на балу XIX в.

- На картине Ж.П. Норблена де ла Журдена это - степенное движение пар в полонезе в эпоху старинного бала.

 3) Связь музыкального жанра и музыкального образа

Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко вызывало яркие и живые образы.

Так, существует легенда о том, что Ф. Шопен, сочиняя Полонез ля-бемоль мажор, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времён.

Благодаря такой особенности жанров, заключающих в себе огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, многие из них используются композиторами намеренно – для заострения того или иного жизненного содержания.

4. Жанр полонеза

1) О жанре

Слово «полонез» в переводе с французского означает «польский».

Полонез — величественный танец-шествие.

Его истоки — в старинном крестьянском танце, который был сначала чисто мужским и четырёхдольным. В XVII в. полонез приобретает характерный ритм — раздробленную первую долю. Полонез становится трёхдольным, хоть его сходство с маршем не исчезает.

В XVIII в. начинают сочиняться полонезы не для танца, а для слушания и музицирования.

Полонезы сочиняли многие композиторы — И.С. Бах, В.А. Моцарт, М. Глинка, Г. Венявский, М. Огиньский. Создавались и полонезы с хором: например, полонез О. Козловского «Гром победы, раздавайся!», полонезы в операх («Жизнь за царя» М. Глинки).

Непревзойдённой вершиной жанра и символом Польши стали полонезы Ф. Шопена. Этот жанр у Шопена неотделим от истории его родины. В полонезах Шопен вспоминает о былом величии Польши, скорбит о её порабощении, мечтает о будущем процветании.

2) Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор

А) Слушание и музыкальный анализ

Знаменитый Полонез, соч. 53 написан в 1842 г., когда Шопену было 32 года. Энергичность, пышность рыцарского полонеза соединены в нём с поэтичностью и свободой фантазии. 

Прослушайте, охарактеризуйте музыкально-выразительные средства, запечатлевшие музыкальный образ и жанр.

Мелодия - …

Лад - …

Ритм - …

Динамика - …

Характер - …

Б) Работа над нотным примером

В нотном примере  12 ученики отмечают многозвучность и пышность аккордовой фактуры, мажорный лад, типичный упругий ритм полонеза, громкую динамику. Хоть музыка написана для фортепиано, в ней как бы слышится и представляется мощное оркестровое звучание.

Всё это создаёт блестящий праздничный и торжественный образ.

5. Народные жанры

Часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.

1) Жанр протяжной народной песни в творчестве А. Лядова

Сегодня на примере русской народной песни «Ты, река ль моя, реченька» в обработке русского композитора А. Лядова вы познакомитесь с жанром протяжной песни.

Протяжные песни — старинный жанр, имеющий долгую историю. Для протяжных песен характерны медленный темп, минорный лад, долгая распевная мелодия, переменный размер, плавный ритм. В мелодии обычно на один слог распевается несколько звуков.

Лядов Анатолий Константинович - один из талантливейших русских композиторов конца XIX и начала XX века, оставил богатое наследие в области обработки русских народных песен. Всего им сделано около 200 песенных обработок.

Композитор очень бережно относился к народным напевам, и глубоко воспринимал их. Народное песенное творчество было для него, прежде всего, реалистическим искусством, которое, по его словам, «никогда не лжёт», искусством, в котором отражается народный характер — «ясность» мысли, «прямодушие». Для его обработок характерны лаконичность, изящество, тонкое ощущение стиля.

Знакомимся с жанром песни «Ты, река ль моя, реченька».

Песня эта особая - сопровождала свадьбу невесты-сироты на Руси: на девичник приносили разукрашенную ёлочку без верхушки (олицетворение сиротства) и пелись особые свадебные песни - лирические сиротские. К таким и относится песня «Ты река ль моя, реченька».

Русская народная песня «Ты, река ль моя, реченька» в обработке А. Лядова - лирическая, распевная, протяжная по своему характеру и звуковедению. Песня воспитывает доброе отношение к национальным традициям, знакомит с красотой и величием русских напевов.

2) Слушание и анализ музыкально-выразительных средств песни «Ты, река ль моя, реченька» - https://youtu.be/u0PAWLpJaJA

Размер - переменный (что характерно для песенного фольклора – народных песен).

Ритм – ровный.

Лад - минорный с отклонениями в мажор.

Темп – умеренный.

Динамика – в основном р (тихая).

Мелодия – распевная. В песне встречаются распевы на 4 звука - на гласные а, е, ё.  

Характер звучания – задумчивый, светлый, мягкий, спокойный.

Форма - куплетная (4 куплета).

 

6. Рефлексия

Разучивание и исполнение песни «Ты, река ль моя, реченька» -  https://youtu.be/va0reTDrYSo.

Вокально-хоровая работа: работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

Текст песни:

1.       Ты река ль, моя реченька.
Ты течёшь, не колыбнешься.

2.       Ты дитя ль, моё дитятко,
Ты сидишь, не улыбнешься.

3.       Вы сестрицы, подруженьки,
Для чего же мне радоватися?

4.       У нас коней-то - полон двор,
А гостей-то - полна горница.

7. Итог урока

В искусстве существует множество разнообразных жанров. Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. Ведь все жанры, в основном, – это уже исторически сложившиеся виды произведений в соответствии с их происхождением, предназначением в жизни, местом и условием исполнения. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Каждая эпоха задаёт музыкантам и слушателям свои жанры, одни из которых сохраняются на века, а другие со временем могут исчезать. Например, в эпоху европейского средневековья - примерно до конца 11 века - складываются жанры церковной музыки. И важнейшие из них (месса, матет, хорал) останутся жить и по сей день, не потеряв своего предназначения – для богослужения. В  позднее средневековье – эпоху крестовых походов - возникает жанр светской песни. А, например, 17 век буквально взрывается фейерверком новых музыкальных жанров: возникают жанры, дошедшие до нашего времени и которые ещё останутся после нас - это опера, оратория, кантата, инструментальный концерт; появляются жанры камерной музыки: романсы, баллады, серенады, канты, реквием, вокализ, танцевальная инструментальная музыка.

А вот жанр вокальной музыки, как народная песня, является самым древним в истории развития музыки.

Жанры русских народных песен отражают всю прелесть души русского народа, в них обычно восхваляется природа родного края, герои и обычные труженики. Также упоминается о радостях и бедах русского народа.

Основные жанры русских народных песен:

·         Трудовые песни — напевались при работе для облегчения трудовой деятельности человека;

·         Частушки — несли в себе большой смысл русского слова: них выражалось основное настроение народа;

·         Календарные песни — используются на различных календарных праздниках (например, в Рождество Христово или под Новый год).

·         Колыбельная — нежные, простые и ласковые песни, которые исполняли матери своим детям. Как правило, в таких песнях мамы знакомили своих детей с окружающим миром.

·         Семейные (или обрядовые) песни — использовались на различных семейных праздниках: на свадьбах, при рождении ребёнка, отправления сына в армию и т.д. Такие песни сопровождались определённым обрядом. 

·         Лирические, протяжные композиции — в таких произведениях упоминается нелёгкая доля русского народа (тяжёлая женская доля и нелёгкая жизнь простых крестьян).

Обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа.

Вопросы и задания

1)      Как ты понимаешь выражение «память жанра»?

2)      Выучи текст песни «Ты, река ль моя, реченька».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ: Жанр, хорал, былина, полонез, лирическая народная песня, обрядовая песня, понятие «память жанра».


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 13

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 13

Назовите музыкальные произведения, фрагменты из которых сейчас прозвучали

Назовите музыкальные произведения, фрагменты из которых сейчас прозвучали

Ф. Малявин. Вихрь. Фрагмент

Ф. Малявин. Вихрь. Фрагмент

Задание Изучите картины с изображением танцующих, определите танцы, которые изображены на них

Задание Изучите картины с изображением танцующих, определите танцы, которые изображены на них

На картине Ж.П. Норблена де ла

На картине Ж.П. Норблена де ла

Динамика - … Характер - …

Динамика - … Характер - …

Размер - переменный (что характерно для песенного фольклора – народных песен)

Размер - переменный (что характерно для песенного фольклора – народных песен)

А вот жанр вокальной музыки, как народная песня, является самым древним в истории развития музыки

А вот жанр вокальной музыки, как народная песня, является самым древним в истории развития музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2020