Конспект урока музыки на тему «Образы радости, света, счастья в музыкальных произведениях С. Рахманинова и Д. Шостаковича» (8 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Образы радости, света, счастья в музыкальных произведениях С. Рахманинова и Д. Шостаковича» (8 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
искусство +1
8 кл
15.11.2020
Конспект урока музыки на тему «Образы радости, света, счастья в музыкальных произведениях С. Рахманинова и Д. Шостаковича» (8 класс)
Аналитическое занятие по произведениям С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 2 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства. Личностные: — осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыкальных произведениях русских композиторов на примере музыки С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Предметные: — пробуждение и развитие интереса к отечественной музыкальной культуре ХХ века.
Урок 11.docx

8 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 11. Образы радости, света, счастья в музыкальных произведениях С. Рахманинова и Д. Шостаковича.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.

Личностные:

— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыкальных произведениях русских композиторов на примере музыки С. Рахманинова, Д. Шостаковича.

Предметные:

—  пробуждение и развитие интереса к отечественной музыкальной культуре ХХ века.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведениям С. Рахманинова, Д. Шостаковича.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: А. Осмёркин. «На набережной Невы»; И. Шишкин. «У берегов Финского залива».

Скульптура: Микеланджело. «Давид».

Поэзия: Микеланджело Буонарроти, перевод А. Эфроса. «Бессмертие».

Музыка: С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. «Здесь хорошо…» (№ 13 аудиоприложения); Д. Шостакович. «Бессмертие» из Сюиты для баса и фортепиано на стихи Микеланджело Буонарроти, перевод А. Эфроса (№  14 аудиоприложения).

Виды деятельности учащихся: Беседа о жизни и творчестве С.  Рахманинова, Д.  Шостаковича на материале произведений, изученных в разных классах. Беседа о воплощении образов радости в разных видах искусства. Смысловое прослушивание, слуховой анализ музыкальных произведений. Просмотр, обсуждение и анализ репродукций картин и скульптуры. Выявление связи репродукций с содержанием музыкальных произведений. Выразительное чтение вслух и обсуждение стихотворения. Анализ взаимосвязи поэтического и музыкального образов в романсе С.  Рахманинова. Анализ нотных примеров.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания и эстетической оценки светлых, позитивных, радостных образов в искусстве. Контроль осознания этической ценности и необходимости темы радости в музыке. Контроль знания черт творческого облика С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Контроль участия каждого ученика в беседах и дискуссиях. Контроль умения высказать и отстоять собственную позицию в споре на темы культуры, творчества, искусства, музыки.  Контроль умения проанализировать нотные примеры разного содержания, обозначить в них музыкально-выразительные средства и объяснить их значение и влияние на характер произведения.

 

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Актуализация знаний

Исполните разученную на прошлом уроке «Песенку о Моцарте» Б. Окуджавы - https://youtu.be/3qXhFHN_iZY .

? Ответьте на вопросы:

·         В какой стране и в каком веке родился и жил Вольфганг Амадей Моцарт?

·         В чём сила музыки Моцарта?

·         С каким его произведением вы познакомились на прошлом уроке?

·         Охарактеризуйте музыку каждой из частей Концерта №23: музыкальные настроения, выраженные Моцартом в их последовательности.

·         Как образы радости, света, счастья проявляются в музыке моцартовского Концерта №23?

 

2.      Мотивация. Целеполагание

Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, как это показал нам В.А. Моцарт, - это лишь одна сторона выражения прихотливого мира человеческих эмоций. Но бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение даётся сразу во всём объёме различных нюансов. Они словно свидетельствуют о той неопровержимой истине, что в реальной жизни радость всегда соседствует с грустью, что привкус горечи, этот неизбежный спутник человеческого опыта и знаний, не покидает нас даже в минуты подъёма и воодушевления.

На сегодняшнем уроке вам предстоит исследовать образы радости в творчестве отечественных композиторов – Сергея Васильевича Рахманинова и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, выявить связи между содержанием музыкальных произведений этих композиторов и  произведениями других видов искусства.   

3.      Работа по теме

1)      Образы русской пейзажной живописи

Рассмотрите два разных русских пейзажа  — городской петербургский и сельский. Опишите образы, представленные на картинах русских художников. Постарайтесь выявить в них запечатлённые образы красоты.

А. Осмёркин. На набережной Невы   

И. Шишкин. У берегов Финского залива  Шишкин «У берегов Финского залива»

На картине художника Осмёркина дан задумчиво-созерцательный образ природы - ранняя весна в городе: ещё не весь стаял снег и лёд, ещё довольно холодно на берегу реки, но начинающаяся пробиваться на деревьях листва - на переднем плане картины – даёт оживление, радость и надежду на возрождение природы (и жизни). Цветовая стихия здесь – при общей сдержанности и тонкой тональной оркестровке – довольно уже красочна и одновременно рассеянно мягка и естественна.

В этой естественности, правдивости просматривается красота образа ранней весны: будущего наступления тепла, света, радости.

Картина же И. Шишкина изображает сельский  пейзаж или пейзаж городской окраины. Картина уже наполнена теплом и солнцем, освещающим великолепный пейзаж: мы видим цветущие летние луга  и людей, спокойно и неторопливо прогуливающихся по змейкой пролегающей по обрыву дороге. На переднем плане - маленький участок высокого обрыва, который тянется вдоль всего полотна и оканчивается узкой полоской холмов, поросших девственными лесами.

Эта прекрасная панорама также никого не может оставить равнодушным. Хочется пробежаться по извивающейся по обрыву стёжке-дорожке, насладиться теплом летнего дня где-то далеко от шумных улиц города.

2)      Образ природы в романсе С. Рахманинова

Давайте теперь соотнесём рассмотренные живописные образы природы ученики с содержанием романса С.В. Рахманинова «Здесь хорошо…».

По материалам уроков прошлых лет вам уже знакомы романсы этого композитора: «Весенние воды», «Островок», «Сирень», «Ночь печальна». Все они воплощают образы красоты природы, восхищение русским пейзажем, лирические чувства. Вообще композитором создано около 80 вокальных миниатюр.

Романс «Здесь хорошо…»,  как и другие романсы Рахманинова, также вызывает светлый созерцательный образ природы.

Прочитайте фрагмент из воспоминаний З.А. Прибытковой – друга великого русского композитора С.В. Рахманинова:

«Весна. Петроградская весна. Нигде так остро и волнующе не пахнет весной, как в этом холодном, сыром, но прекрасном городе. С моря веет новой, нарождающейся жизнью; в голове дурман от молодости, весны и счастья…»

В воспоминаниях З.А. Прибытковой, в частности, упоминается и о том, как Сергей Васильевич, охваченный настроением расцветающей весны, пригласил сестёр Прибытковых послушать его музыку. «Я сейчас сыграю вам ваше настроение», - сказал он и заиграл самые свои весенние романсы… Среди этих произведений, проникнутых чувством вечно юной любви, был и романс «Здесь хорошо…»:

Здесь хорошо… Взгляни, вдали огнём горит река;

Цветным ковром луга легли, белеют облака…

Уже из слов романса видно, что в нём воспевается всё счастливое, всё светлое, чем дорога и ценна каждому из нас наша жизнь. Весь романс построен как бы на одном дыхании, передаёт текучесть музыкального развития, одухотворённость чувств. И музыка романса в основе своей светла, но свет это не блистающий, не лучезарный, а как будто чуть приглушённый нежностью и любовью, какой-то особой теплотой с едва уловимым оттенком печали. Может быть, совсем не случайно З. Прибыткова в начале описания этого эпизода говорит именно о петроградской весне, особенно остро ощущаемой в северном городе на Неве, где солнечный свет и тепло ценятся выше, чем в других городах России.

А может быть, С. Рахманинов, подобно многим своим современникам, чувствовал тревогу и противоречивость самого времени: ведь XX век безвозвратно унёс ощущения безмятежности и наивной лёгкости, свойственные прежним временам.

А) Работа над нотным примером

В нотном примере 9 вы видите приведённый фрагмент романса С. Рахманинова.

Нежное задумчивое настроение создаётся благодаря мечтательной мелодии голоса, сопровождаемой тихим покачиванием партии фортепиано. Музыка развивается в переменном ладу, мажорные краски соседствуют с минорными. Арпеджато и смены https://pavellasmusic.files.wordpress.com/2014/05/screenhunter_231-may-11-08-03.jpgразмера создают впечатление импровизационности, фантазийности музыкального образа.

 

С. Рахманинов

Прослушайте романс, проанализируйте музыку.

Б) Слушание романса С. Рахманинова «Здесь хорошо…», музыкальный анализ:

·         По какому принципу осуществляется соотношение вокальной и фортепианной партий в произведении Рахманинова?

·         К какому из просмотренных пейзажей подходит музыка романса? Объясните свой выбор.

В) Вывод

Словно в подтверждение рахманиновских музыкальных настроений прочитайте строку из стихотворения А. Блока, написанного в весенний день 31 марта 1914 года:

Мелодией одной звучат печаль и радость…

3)       «Бессмертие» Микеланджело  и Д. Шостаковича

Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и лёгкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний.

После нелёгких испытаний, какие принёс людям XX век, сама радость стала иной, более дорогой, более драгоценной. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение.

Такова пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» - последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и фортепиано. Сюита эта была написана Шостаковичем в 1974 г. на стихи Микеланджело Буанаротти.

Стихи Микеланджело гораздо менее известны, чем его исполинские фрески и скульптуры. При жизни автора о его поэтическом наследии мало кто знал. Между тем Микеланджело писал стихи на протяжении всей своей жизни.

https://i.pinimg.com/736x/8f/5d/e0/8f5de044db75c6931f0b50348f45d7e1--baroque-art-admirable.jpg Микеланджело Буанаротти

Прочитайте выразительно вслух стихотворение Микеланджело «Бессмертие». О чём  рассказывает нам великий ходожник? Какой заложен в нём смысл?

Здесь рок послал безвременный мне сон,

Но я не мёртв, хоть и опущен в землю:

Я жив в тебе, чьим сетованьям внемлю,

Затем, что в друге друг отображён.

 

Я словно б мёртв, но миру в утешенье

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих, и, значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье.

Вслед за Микеланджело Д.  Шостакович в своей Сюите поднимает вечные, важнейшие вопросы нравственности, добра и зла, жизни и смерти, любви и творчества.

Сюита состоит из частей: Истина, Утро, Любовь, Разлука, Гнев, Данте, Изгнаннику, Творчество, Ночь, Смерть, Бессмертие.

В последней – 11 части, имеющей название «Бессмертие» - Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им для фортепиано. И в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной её устремлённости в высоты юного, свободного, бессмертного духа.

Общеизвестно, что Д. Шостакович признан величайшим мастером инструментовки. При прослушивании произведения обратите внимание на выразительность звучания тембров, а также тембровых сочетаний музыкальных инструментов.

А) Слушание, музыкальный анализ 11-й части Сюиты для баса и фортепиано Д. Шостаковича:

·         Можно ли считать характер этого произведения радостным? Если да, то какая это радость?

·         Какие музыкальные инструменты выделяются в первую очередь? Почему?

Б) Работа над нотным примером

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/195198/pub_5bd8ab2afb0e8700aab83f27_5bd8ab3107649100aa566c8f/scale_1200   Д. Шостакович

В нотном примере 10 приведена тема «Бессмертие» Д.  Шостаковича.

Как вам теперь известно, эту мелодию композитор сочинил в детстве, а уже позже использовал в сюите.

Тема имеет светлый, идиллический характер, изложена в высоком регистре, прозрачной фактуре и тихой динамике отрывистым штрихом staccato.

В) Скульптура Микеланджело и музыка Шостаковича

Внимательно рассмотрите значимый шедевр мирового искусства эпохи Возрождения, ставший символом величайшего итальянского культурного наследия, - скульптуру Микеланджело «Давид». Эта скульптура Микеланджело стала также символом свободы и защиты отечества от власти тиранов.

Библейский герой работы великого мастера – ветхозаветный царь Давид - до сих пор поражает воображение достоверностью и точно переданной пластикой человеческого тела. «Давид» признан эталоном мужской красоты эпохи Возрождения.

Микеланджело запечатлел своего героя в момент подготовки к решающей битве с Голиафом. Статуя изображает обнажённого юношу мощного телосложения, готового к бою с опасным врагом. Причём враг намного превосходит его по силе. Однако юноша спокоен; кажется, ничто не выдаёт его беспокойства. Заметно только, как напряглись его мышцы, как сдвинулись его брови, как максимально напряжено его внимание. Давид сосредоточен на предстоящей схватке. Его гордая голова с копной волос, нахмуренные брови и твёрдо сжатые губы говорят о несгибаемой воле. В его взгляде есть нечто устрашающее. Его расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе. Видно, как через левое плечо он перекинул пращу, сулящую грозному противнику решающий, смертоносный выпад.

Видно, как Давид олицетворяет мощь и всесилие вольного человека. Давид символизирует уверенность человека в том, что он сможет победить любого врага. Таким образом, можно сказать об этой статуе, что она призывает к мужеству, защите.

И в то же время скульптура Давида отличается простотой, ясностью и выразительностью. В ней нет ничего противоречивого. Каждая деталь служит для выражения мужественности, свободы и максимальной концентрации перед схваткой с грозным царём.

Скульптура имеет высоту свыше 5 метров и вес более 6 тонн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Микеланджело. Давид. Фрагмент

4.      Рефлексия

? Сравните образ скульптуры Микеланджело с характером музыки части «Бессмертие» из Сюиты для баса и фортепиано Д.  Шостаковича. Есть ли связь скульптуры с содержанием музыкального произведения Шостаковича? Если есть, то в чём она выражена?

5.      Итог

Не из детских ли воспоминаний черпаем мы самую светлую радость, живущую среди людей, вопреки всему тёмному и тяжёлому, что омрачает жизнь?

Бессмертие: не признающее никаких оков, властвующее над временем и пространством, глубоко предчувствуемое каждым, кто способен к высоким побуждениям, - не оно ли озаряет светом и лучшие страницы великих музыкальных творений?

6.      Вопросы и задания

1)      Как находят отражение в музыке романса С. Рахманинова «Здесь хорошо…» слова А. Блока «Мелодией оной звучат печаль и радость»?

2)      Каким из средств музыкальной выразительности в первую очередь определяется переменное мерцание состояний радости и грусти в романсе?

3)      О чём рассказывает вокальная пьеса «Бессмертие» Д. Шостаковича?

4)      Какие жанровые истоки можно услышать в её разделах?


 

5)      Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 11

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 11

ХОД УРОКА 1. Организация урока

ХОД УРОКА 1. Организация урока

А. Осмёркин. На набережной Невы

А. Осмёркин. На набережной Невы

Эта прекрасная панорама также никого не может оставить равнодушным

Эта прекрасная панорама также никого не может оставить равнодушным

Нежное задумчивое настроение создаётся благодаря мечтательной мелодии голоса, сопровождаемой тихим покачиванием партии фортепиано

Нежное задумчивое настроение создаётся благодаря мечтательной мелодии голоса, сопровождаемой тихим покачиванием партии фортепиано

Прочитайте выразительно вслух стихотворение

Прочитайте выразительно вслух стихотворение

В) Скульптура Микеланджело и музыка

В) Скульптура Микеланджело и музыка

Микеланджело. Давид. Фрагмент 1

Микеланджело. Давид. Фрагмент 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2020