Конспект урока музыки на тему «Образы радости, света, счастья в музыкальных произведениях С. Рахманинова и Д. Шостаковича» (8 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аналитическое занятие по произведениям С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 2 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства. Личностные: — осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыкальных произведениях русских композиторов на примере музыки С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Предметные: — пробуждение и развитие интереса к отечественной музыкальной культуре ХХ века.
Иконка файла материала Урок 11.docx

8 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 11. Образы радости, света, счастья в музыкальных произведениях С. Рахманинова и Д. Шостаковича.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.

Личностные:

— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыкальных произведениях русских композиторов на примере музыки С. Рахманинова, Д. Шостаковича.

Предметные:

—  пробуждение и развитие интереса к отечественной музыкальной культуре ХХ века.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведениям С. Рахманинова, Д. Шостаковича.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: А. Осмёркин. «На набережной Невы»; И. Шишкин. «У берегов Финского залива».

Скульптура: Микеланджело. «Давид».

Поэзия: Микеланджело Буонарроти, перевод А. Эфроса. «Бессмертие».

Музыка: С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. «Здесь хорошо…» (№ 13 аудиоприложения); Д. Шостакович. «Бессмертие» из Сюиты для баса и фортепиано на стихи Микеланджело Буонарроти, перевод А. Эфроса (№  14 аудиоприложения).

Виды деятельности учащихся: Беседа о жизни и творчестве С.  Рахманинова, Д.  Шостаковича на материале произведений, изученных в разных классах. Беседа о воплощении образов радости в разных видах искусства. Смысловое прослушивание, слуховой анализ музыкальных произведений. Просмотр, обсуждение и анализ репродукций картин и скульптуры. Выявление связи репродукций с содержанием музыкальных произведений. Выразительное чтение вслух и обсуждение стихотворения. Анализ взаимосвязи поэтического и музыкального образов в романсе С.  Рахманинова. Анализ нотных примеров.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания и эстетической оценки светлых, позитивных, радостных образов в искусстве. Контроль осознания этической ценности и необходимости темы радости в музыке. Контроль знания черт творческого облика С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Контроль участия каждого ученика в беседах и дискуссиях. Контроль умения высказать и отстоять собственную позицию в споре на темы культуры, творчества, искусства, музыки.  Контроль умения проанализировать нотные примеры разного содержания, обозначить в них музыкально-выразительные средства и объяснить их значение и влияние на характер произведения.

 

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Актуализация знаний

Исполните разученную на прошлом уроке «Песенку о Моцарте» Б. Окуджавы - https://youtu.be/3qXhFHN_iZY .

? Ответьте на вопросы:

·         В какой стране и в каком веке родился и жил Вольфганг Амадей Моцарт?

·         В чём сила музыки Моцарта?

·         С каким его произведением вы познакомились на прошлом уроке?

·         Охарактеризуйте музыку каждой из частей Концерта №23: музыкальные настроения, выраженные Моцартом в их последовательности.

·         Как образы радости, света, счастья проявляются в музыке моцартовского Концерта №23?

 

2.      Мотивация. Целеполагание

Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, как это показал нам В.А. Моцарт, - это лишь одна сторона выражения прихотливого мира человеческих эмоций. Но бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение даётся сразу во всём объёме различных нюансов. Они словно свидетельствуют о той неопровержимой истине, что в реальной жизни радость всегда соседствует с грустью, что привкус горечи, этот неизбежный спутник человеческого опыта и знаний, не покидает нас даже в минуты подъёма и воодушевления.

На сегодняшнем уроке вам предстоит исследовать образы радости в творчестве отечественных композиторов – Сергея Васильевича Рахманинова и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, выявить связи между содержанием музыкальных произведений этих композиторов и  произведениями других видов искусства.   

3.      Работа по теме

1)      Образы русской пейзажной живописи

Рассмотрите два разных русских пейзажа  — городской петербургский и сельский. Опишите образы, представленные на картинах русских художников. Постарайтесь выявить в них запечатлённые образы красоты.

А. Осмёркин. На набережной Невы   

И. Шишкин. У берегов Финского залива  Шишкин «У берегов Финского залива»

На картине художника Осмёркина дан задумчиво-созерцательный образ природы - ранняя весна в городе: ещё не весь стаял снег и лёд, ещё довольно холодно на берегу реки, но начинающаяся пробиваться на деревьях листва - на переднем плане картины – даёт оживление, радость и надежду на возрождение природы (и жизни). Цветовая стихия здесь – при общей сдержанности и тонкой тональной оркестровке – довольно уже красочна и одновременно рассеянно мягка и естественна.

В этой естественности, правдивости просматривается красота образа ранней весны: будущего наступления тепла, света, радости.

Картина же И. Шишкина изображает сельский  пейзаж или пейзаж городской окраины. Картина уже наполнена теплом и солнцем, освещающим великолепный пейзаж: мы видим цветущие летние луга  и людей, спокойно и неторопливо прогуливающихся по змейкой пролегающей по обрыву дороге. На переднем плане - маленький участок высокого обрыва, который тянется вдоль всего полотна и оканчивается узкой полоской холмов, поросших девственными лесами.

Эта прекрасная панорама также никого не может оставить равнодушным. Хочется пробежаться по извивающейся по обрыву стёжке-дорожке, насладиться теплом летнего дня где-то далеко от шумных улиц города.

2)      Образ природы в романсе С. Рахманинова

Давайте теперь соотнесём рассмотренные живописные образы природы ученики с содержанием романса С.В. Рахманинова «Здесь хорошо…».

По материалам уроков прошлых лет вам уже знакомы романсы этого композитора: «Весенние воды», «Островок», «Сирень», «Ночь печальна». Все они воплощают образы красоты природы, восхищение русским пейзажем, лирические чувства. Вообще композитором создано около 80 вокальных миниатюр.

Романс «Здесь хорошо…»,  как и другие романсы Рахманинова, также вызывает светлый созерцательный образ природы.

Прочитайте фрагмент из воспоминаний З.А. Прибытковой – друга великого русского композитора С.В. Рахманинова:

«Весна. Петроградская весна. Нигде так остро и волнующе не пахнет весной, как в этом холодном, сыром, но прекрасном городе. С моря веет новой, нарождающейся жизнью; в голове дурман от молодости, весны и счастья…»

В воспоминаниях З.А. Прибытковой, в частности, упоминается и о том, как Сергей Васильевич, охваченный настроением расцветающей весны, пригласил сестёр Прибытковых послушать его музыку. «Я сейчас сыграю вам ваше настроение», - сказал он и заиграл самые свои весенние романсы… Среди этих произведений, проникнутых чувством вечно юной любви, был и романс «Здесь хорошо…»:

Здесь хорошо… Взгляни, вдали огнём горит река;

Цветным ковром луга легли, белеют облака…

Уже из слов романса видно, что в нём воспевается всё счастливое, всё светлое, чем дорога и ценна каждому из нас наша жизнь. Весь романс построен как бы на одном дыхании, передаёт текучесть музыкального развития, одухотворённость чувств. И музыка романса в основе своей светла, но свет это не блистающий, не лучезарный, а как будто чуть приглушённый нежностью и любовью, какой-то особой теплотой с едва уловимым оттенком печали. Может быть, совсем не случайно З. Прибыткова в начале описания этого эпизода говорит именно о петроградской весне, особенно остро ощущаемой в северном городе на Неве, где солнечный свет и тепло ценятся выше, чем в других городах России.

А может быть, С. Рахманинов, подобно многим своим современникам, чувствовал тревогу и противоречивость самого времени: ведь XX век безвозвратно унёс ощущения безмятежности и наивной лёгкости, свойственные прежним временам.

А) Работа над нотным примером

В нотном примере 9 вы видите приведённый фрагмент романса С. Рахманинова.

Нежное задумчивое настроение создаётся благодаря мечтательной мелодии голоса, сопровождаемой тихим покачиванием партии фортепиано. Музыка развивается в переменном ладу, мажорные краски соседствуют с минорными. Арпеджато и смены https://pavellasmusic.files.wordpress.com/2014/05/screenhunter_231-may-11-08-03.jpgразмера создают впечатление импровизационности, фантазийности музыкального образа.

 

С. Рахманинов

Прослушайте романс, проанализируйте музыку.

Б) Слушание романса С. Рахманинова «Здесь хорошо…», музыкальный анализ:

·         По какому принципу осуществляется соотношение вокальной и фортепианной партий в произведении Рахманинова?

·         К какому из просмотренных пейзажей подходит музыка романса? Объясните свой выбор.

В) Вывод

Словно в подтверждение рахманиновских музыкальных настроений прочитайте строку из стихотворения А. Блока, написанного в весенний день 31 марта 1914 года:

Мелодией одной звучат печаль и радость…

3)       «Бессмертие» Микеланджело  и Д. Шостаковича

Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и лёгкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний.

После нелёгких испытаний, какие принёс людям XX век, сама радость стала иной, более дорогой, более драгоценной. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение.

Такова пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» - последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и фортепиано. Сюита эта была написана Шостаковичем в 1974 г. на стихи Микеланджело Буанаротти.

Стихи Микеланджело гораздо менее известны, чем его исполинские фрески и скульптуры. При жизни автора о его поэтическом наследии мало кто знал. Между тем Микеланджело писал стихи на протяжении всей своей жизни.

https://i.pinimg.com/736x/8f/5d/e0/8f5de044db75c6931f0b50348f45d7e1--baroque-art-admirable.jpg Микеланджело Буанаротти

Прочитайте выразительно вслух стихотворение Микеланджело «Бессмертие». О чём  рассказывает нам великий ходожник? Какой заложен в нём смысл?

Здесь рок послал безвременный мне сон,

Но я не мёртв, хоть и опущен в землю:

Я жив в тебе, чьим сетованьям внемлю,

Затем, что в друге друг отображён.

 

Я словно б мёртв, но миру в утешенье

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих, и, значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье.

Вслед за Микеланджело Д.  Шостакович в своей Сюите поднимает вечные, важнейшие вопросы нравственности, добра и зла, жизни и смерти, любви и творчества.

Сюита состоит из частей: Истина, Утро, Любовь, Разлука, Гнев, Данте, Изгнаннику, Творчество, Ночь, Смерть, Бессмертие.

В последней – 11 части, имеющей название «Бессмертие» - Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им для фортепиано. И в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной её устремлённости в высоты юного, свободного, бессмертного духа.

Общеизвестно, что Д. Шостакович признан величайшим мастером инструментовки. При прослушивании произведения обратите внимание на выразительность звучания тембров, а также тембровых сочетаний музыкальных инструментов.

А) Слушание, музыкальный анализ 11-й части Сюиты для баса и фортепиано Д. Шостаковича:

·         Можно ли считать характер этого произведения радостным? Если да, то какая это радость?

·         Какие музыкальные инструменты выделяются в первую очередь? Почему?

Б) Работа над нотным примером

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/195198/pub_5bd8ab2afb0e8700aab83f27_5bd8ab3107649100aa566c8f/scale_1200   Д. Шостакович

В нотном примере 10 приведена тема «Бессмертие» Д.  Шостаковича.

Как вам теперь известно, эту мелодию композитор сочинил в детстве, а уже позже использовал в сюите.

Тема имеет светлый, идиллический характер, изложена в высоком регистре, прозрачной фактуре и тихой динамике отрывистым штрихом staccato.

В) Скульптура Микеланджело и музыка Шостаковича

Внимательно рассмотрите значимый шедевр мирового искусства эпохи Возрождения, ставший символом величайшего итальянского культурного наследия, - скульптуру Микеланджело «Давид». Эта скульптура Микеланджело стала также символом свободы и защиты отечества от власти тиранов.

Библейский герой работы великого мастера – ветхозаветный царь Давид - до сих пор поражает воображение достоверностью и точно переданной пластикой человеческого тела. «Давид» признан эталоном мужской красоты эпохи Возрождения.

Микеланджело запечатлел своего героя в момент подготовки к решающей битве с Голиафом. Статуя изображает обнажённого юношу мощного телосложения, готового к бою с опасным врагом. Причём враг намного превосходит его по силе. Однако юноша спокоен; кажется, ничто не выдаёт его беспокойства. Заметно только, как напряглись его мышцы, как сдвинулись его брови, как максимально напряжено его внимание. Давид сосредоточен на предстоящей схватке. Его гордая голова с копной волос, нахмуренные брови и твёрдо сжатые губы говорят о несгибаемой воле. В его взгляде есть нечто устрашающее. Его расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе. Видно, как через левое плечо он перекинул пращу, сулящую грозному противнику решающий, смертоносный выпад.

Видно, как Давид олицетворяет мощь и всесилие вольного человека. Давид символизирует уверенность человека в том, что он сможет победить любого врага. Таким образом, можно сказать об этой статуе, что она призывает к мужеству, защите.

И в то же время скульптура Давида отличается простотой, ясностью и выразительностью. В ней нет ничего противоречивого. Каждая деталь служит для выражения мужественности, свободы и максимальной концентрации перед схваткой с грозным царём.

Скульптура имеет высоту свыше 5 метров и вес более 6 тонн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Микеланджело. Давид. Фрагмент

4.      Рефлексия

? Сравните образ скульптуры Микеланджело с характером музыки части «Бессмертие» из Сюиты для баса и фортепиано Д.  Шостаковича. Есть ли связь скульптуры с содержанием музыкального произведения Шостаковича? Если есть, то в чём она выражена?

5.      Итог

Не из детских ли воспоминаний черпаем мы самую светлую радость, живущую среди людей, вопреки всему тёмному и тяжёлому, что омрачает жизнь?

Бессмертие: не признающее никаких оков, властвующее над временем и пространством, глубоко предчувствуемое каждым, кто способен к высоким побуждениям, - не оно ли озаряет светом и лучшие страницы великих музыкальных творений?

6.      Вопросы и задания

1)      Как находят отражение в музыке романса С. Рахманинова «Здесь хорошо…» слова А. Блока «Мелодией оной звучат печаль и радость»?

2)      Каким из средств музыкальной выразительности в первую очередь определяется переменное мерцание состояний радости и грусти в романсе?

3)      О чём рассказывает вокальная пьеса «Бессмертие» Д. Шостаковича?

4)      Какие жанровые истоки можно услышать в её разделах?


 

5)      Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также