8 КЛАСС
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок 11. Образы радости, света, счастья в музыкальных произведениях С. Рахманинова и Д. Шостаковича.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.
Личностные:
— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыкальных произведениях русских композиторов на примере музыки С. Рахманинова, Д. Шостаковича.
Предметные:
— пробуждение и развитие интереса к отечественной музыкальной культуре ХХ века.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведениям С. Рахманинова, Д. Шостаковича.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись: А. Осмёркин. «На набережной Невы»; И. Шишкин. «У берегов Финского залива».
Скульптура: Микеланджело. «Давид».
Поэзия: Микеланджело Буонарроти, перевод А. Эфроса. «Бессмертие».
Музыка: С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. «Здесь хорошо…» (№ 13 аудиоприложения); Д. Шостакович. «Бессмертие» из Сюиты для баса и фортепиано на стихи Микеланджело Буонарроти, перевод А. Эфроса (№ 14 аудиоприложения).
Виды деятельности учащихся: Беседа о жизни и творчестве С. Рахманинова, Д. Шостаковича на материале произведений, изученных в разных классах. Беседа о воплощении образов радости в разных видах искусства. Смысловое прослушивание, слуховой анализ музыкальных произведений. Просмотр, обсуждение и анализ репродукций картин и скульптуры. Выявление связи репродукций с содержанием музыкальных произведений. Выразительное чтение вслух и обсуждение стихотворения. Анализ взаимосвязи поэтического и музыкального образов в романсе С. Рахманинова. Анализ нотных примеров.
Формы педагогического контроля: Контроль понимания и эстетической оценки светлых, позитивных, радостных образов в искусстве. Контроль осознания этической ценности и необходимости темы радости в музыке. Контроль знания черт творческого облика С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Контроль участия каждого ученика в беседах и дискуссиях. Контроль умения высказать и отстоять собственную позицию в споре на темы культуры, творчества, искусства, музыки. Контроль умения проанализировать нотные примеры разного содержания, обозначить в них музыкально-выразительные средства и объяснить их значение и влияние на характер произведения.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Актуализация знаний
Исполните разученную на прошлом уроке «Песенку о Моцарте» Б. Окуджавы - https://youtu.be/3qXhFHN_iZY .
? Ответьте на вопросы:
· В какой стране и в каком веке родился и жил Вольфганг Амадей Моцарт?
· В чём сила музыки Моцарта?
· С каким его произведением вы познакомились на прошлом уроке?
· Охарактеризуйте музыку каждой из частей Концерта №23: музыкальные настроения, выраженные Моцартом в их последовательности.
· Как образы радости, света, счастья проявляются в музыке моцартовского Концерта №23?
2. Мотивация. Целеполагание
Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, как это показал нам В.А. Моцарт, - это лишь одна сторона выражения прихотливого мира человеческих эмоций. Но бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение даётся сразу во всём объёме различных нюансов. Они словно свидетельствуют о той неопровержимой истине, что в реальной жизни радость всегда соседствует с грустью, что привкус горечи, этот неизбежный спутник человеческого опыта и знаний, не покидает нас даже в минуты подъёма и воодушевления.
На сегодняшнем уроке вам предстоит исследовать образы радости в творчестве отечественных композиторов – Сергея Васильевича Рахманинова и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, выявить связи между содержанием музыкальных произведений этих композиторов и произведениями других видов искусства.
3. Работа по теме
1) Образы русской пейзажной живописи
Рассмотрите два разных русских пейзажа — городской петербургский и сельский. Опишите образы, представленные на картинах русских художников. Постарайтесь выявить в них запечатлённые образы красоты.
А. Осмёркин. На набережной Невы
И. Шишкин. У берегов Финского залива
На картине художника Осмёркина дан задумчиво-созерцательный образ природы - ранняя весна в городе: ещё не весь стаял снег и лёд, ещё довольно холодно на берегу реки, но начинающаяся пробиваться на деревьях листва - на переднем плане картины – даёт оживление, радость и надежду на возрождение природы (и жизни). Цветовая стихия здесь – при общей сдержанности и тонкой тональной оркестровке – довольно уже красочна и одновременно рассеянно мягка и естественна.
В этой естественности, правдивости просматривается красота образа ранней весны: будущего наступления тепла, света, радости.
Картина же И. Шишкина изображает сельский пейзаж или пейзаж городской окраины. Картина уже наполнена теплом и солнцем, освещающим великолепный пейзаж: мы видим цветущие летние луга и людей, спокойно и неторопливо прогуливающихся по змейкой пролегающей по обрыву дороге. На переднем плане - маленький участок высокого обрыва, который тянется вдоль всего полотна и оканчивается узкой полоской холмов, поросших девственными лесами.
Эта прекрасная панорама также никого не может оставить равнодушным. Хочется пробежаться по извивающейся по обрыву стёжке-дорожке, насладиться теплом летнего дня где-то далеко от шумных улиц города.
2) Образ природы в романсе С. Рахманинова
Давайте теперь соотнесём рассмотренные живописные образы природы ученики с содержанием романса С.В. Рахманинова «Здесь хорошо…».
По материалам уроков прошлых лет вам уже знакомы романсы этого композитора: «Весенние воды», «Островок», «Сирень», «Ночь печальна». Все они воплощают образы красоты природы, восхищение русским пейзажем, лирические чувства. Вообще композитором создано около 80 вокальных миниатюр.
Романс «Здесь хорошо…», как и другие романсы Рахманинова, также вызывает светлый созерцательный образ природы.
Прочитайте фрагмент из воспоминаний З.А. Прибытковой – друга великого русского композитора С.В. Рахманинова:
«Весна. Петроградская весна. Нигде так остро и волнующе не пахнет весной, как в этом холодном, сыром, но прекрасном городе. С моря веет новой, нарождающейся жизнью; в голове дурман от молодости, весны и счастья…»
В воспоминаниях З.А. Прибытковой, в частности, упоминается и о том, как Сергей Васильевич, охваченный настроением расцветающей весны, пригласил сестёр Прибытковых послушать его музыку. «Я сейчас сыграю вам ваше настроение», - сказал он и заиграл самые свои весенние романсы… Среди этих произведений, проникнутых чувством вечно юной любви, был и романс «Здесь хорошо…»:
Здесь хорошо… Взгляни, вдали огнём горит река;
Цветным ковром луга легли, белеют облака…
Уже из слов романса видно, что в нём воспевается всё счастливое, всё светлое, чем дорога и ценна каждому из нас наша жизнь. Весь романс построен как бы на одном дыхании, передаёт текучесть музыкального развития, одухотворённость чувств. И музыка романса в основе своей светла, но свет это не блистающий, не лучезарный, а как будто чуть приглушённый нежностью и любовью, какой-то особой теплотой с едва уловимым оттенком печали. Может быть, совсем не случайно З. Прибыткова в начале описания этого эпизода говорит именно о петроградской весне, особенно остро ощущаемой в северном городе на Неве, где солнечный свет и тепло ценятся выше, чем в других городах России.
А может быть, С. Рахманинов, подобно многим своим современникам, чувствовал тревогу и противоречивость самого времени: ведь XX век безвозвратно унёс ощущения безмятежности и наивной лёгкости, свойственные прежним временам.
А) Работа над нотным примером
В нотном примере 9 вы видите приведённый фрагмент романса С. Рахманинова.
Нежное задумчивое настроение создаётся благодаря мечтательной мелодии голоса, сопровождаемой тихим покачиванием партии фортепиано. Музыка развивается в переменном ладу, мажорные краски соседствуют с минорными. Арпеджато и смены размера создают впечатление импровизационности, фантазийности музыкального образа.
С. Рахманинов
Прослушайте романс, проанализируйте музыку.
Б) Слушание романса С. Рахманинова «Здесь хорошо…», музыкальный анализ:
· По какому принципу осуществляется соотношение вокальной и фортепианной партий в произведении Рахманинова?
· К какому из просмотренных пейзажей подходит музыка романса? Объясните свой выбор.
В) Вывод
Словно в подтверждение рахманиновских музыкальных настроений прочитайте строку из стихотворения А. Блока, написанного в весенний день 31 марта 1914 года:
Мелодией одной звучат печаль и радость…
3) «Бессмертие» Микеланджело и Д. Шостаковича
Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и лёгкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний.
После нелёгких испытаний, какие принёс людям XX век, сама радость стала иной, более дорогой, более драгоценной. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение.
Такова пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» - последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и фортепиано. Сюита эта была написана Шостаковичем в 1974 г. на стихи Микеланджело Буанаротти.
Стихи Микеланджело гораздо менее известны, чем его исполинские фрески и скульптуры. При жизни автора о его поэтическом наследии мало кто знал. Между тем Микеланджело писал стихи на протяжении всей своей жизни.
Микеланджело Буанаротти
Прочитайте выразительно вслух стихотворение Микеланджело «Бессмертие». О чём рассказывает нам великий ходожник? Какой заложен в нём смысл?
Здесь рок послал безвременный мне сон,
Но я не мёртв, хоть и опущен в землю:
Я жив в тебе, чьим сетованьям внемлю,
Затем, что в друге друг отображён.
Я словно б мёртв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Вслед за Микеланджело Д. Шостакович в своей Сюите поднимает вечные, важнейшие вопросы нравственности, добра и зла, жизни и смерти, любви и творчества.
Сюита состоит из частей: Истина, Утро, Любовь, Разлука, Гнев, Данте, Изгнаннику, Творчество, Ночь, Смерть, Бессмертие.
В последней – 11 части, имеющей название «Бессмертие» - Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им для фортепиано. И в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной её устремлённости в высоты юного, свободного, бессмертного духа.
Общеизвестно, что Д. Шостакович признан величайшим мастером инструментовки. При прослушивании произведения обратите внимание на выразительность звучания тембров, а также тембровых сочетаний музыкальных инструментов.
А) Слушание, музыкальный анализ 11-й части Сюиты для баса и фортепиано Д. Шостаковича:
· Можно ли считать характер этого произведения радостным? Если да, то какая это радость?
· Какие музыкальные инструменты выделяются в первую очередь? Почему?
Б) Работа над нотным примером
Д. Шостакович
В нотном примере 10 приведена тема «Бессмертие» Д. Шостаковича.
Как вам теперь известно, эту мелодию композитор сочинил в детстве, а уже позже использовал в сюите.
Тема имеет светлый, идиллический характер, изложена в высоком регистре, прозрачной фактуре и тихой динамике отрывистым штрихом staccato.
В) Скульптура Микеланджело и музыка Шостаковича
Внимательно рассмотрите значимый шедевр мирового искусства эпохи Возрождения, ставший символом величайшего итальянского культурного наследия, - скульптуру Микеланджело «Давид». Эта скульптура Микеланджело стала также символом свободы и защиты отечества от власти тиранов.
Библейский герой работы великого мастера – ветхозаветный царь Давид - до сих пор поражает воображение достоверностью и точно переданной пластикой человеческого тела. «Давид» признан эталоном мужской красоты эпохи Возрождения.
Микеланджело запечатлел своего героя в момент подготовки к решающей битве с Голиафом. Статуя изображает обнажённого юношу мощного телосложения, готового к бою с опасным врагом. Причём враг намного превосходит его по силе. Однако юноша спокоен; кажется, ничто не выдаёт его беспокойства. Заметно только, как напряглись его мышцы, как сдвинулись его брови, как максимально напряжено его внимание. Давид сосредоточен на предстоящей схватке. Его гордая голова с копной волос, нахмуренные брови и твёрдо сжатые губы говорят о несгибаемой воле. В его взгляде есть нечто устрашающее. Его расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе. Видно, как через левое плечо он перекинул пращу, сулящую грозному противнику решающий, смертоносный выпад.
Видно, как Давид олицетворяет мощь и всесилие вольного человека. Давид символизирует уверенность человека в том, что он сможет победить любого врага. Таким образом, можно сказать об этой статуе, что она призывает к мужеству, защите.
И в то же время скульптура Давида отличается простотой, ясностью и выразительностью. В ней нет ничего противоречивого. Каждая деталь служит для выражения мужественности, свободы и максимальной концентрации перед схваткой с грозным царём.
Скульптура имеет высоту свыше 5 метров и вес более 6 тонн.
Микеланджело. Давид. Фрагмент
4. Рефлексия
? Сравните образ скульптуры Микеланджело с характером музыки части «Бессмертие» из Сюиты для баса и фортепиано Д. Шостаковича. Есть ли связь скульптуры с содержанием музыкального произведения Шостаковича? Если есть, то в чём она выражена?
5. Итог
Не из детских ли воспоминаний черпаем мы самую светлую радость, живущую среди людей, вопреки всему тёмному и тяжёлому, что омрачает жизнь?
Бессмертие: не признающее никаких оков, властвующее над временем и пространством, глубоко предчувствуемое каждым, кто способен к высоким побуждениям, - не оно ли озаряет светом и лучшие страницы великих музыкальных творений?
6. Вопросы и задания
1) Как находят отражение в музыке романса С. Рахманинова «Здесь хорошо…» слова А. Блока «Мелодией оной звучат печаль и радость»?
2) Каким из средств музыкальной выразительности в первую очередь определяется переменное мерцание состояний радости и грусти в романсе?
3) О чём рассказывает вокальная пьеса «Бессмертие» Д. Шостаковича?
4) Какие жанровые истоки можно услышать в её разделах?
5) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.