5 КЛАСС
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок 11. Песни народов мира
Цели и задачи урока:
- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- учить осмысленно воспринимать музыкальные произведения (знать музыкальные жанры и формы, средства музыкальной выразительности, осознавать взаимосвязь между содержанием и формой в музыке).
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— укрепление и развитие заинтересованного отношения и стремления к изучению литературного и музыкального фольклора — народных песен, сказок, легенд и т.д.
Личностные:
— укрепление уважительного, эмоционально-ценностного отношения к фольклору разных народов.
Предметные:
— укрепление навыков анализа музыкальных произведений, нахождения их связей и родства с фольклорными образцами;
— формирование стремления к художественному, интонационно чистому и ритмически верному исполнению песен.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о богатстве фольклора, связи слов и музыки в песнях разных народов.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Музыка: польская народная песня «Висла» (№ 12 аудиоприложения); Г. Малер. «Похвала знатока» из цикла «Волшебный рог мальчика» (№ 13 аудиоприложения); Ф. Мендельсон. «Песня без слов» № 14 (№ 14 аудиоприложения).
Песенный материал: Вокализ на тему «Песни без слов» Ф. Мендельсона, обработка Т. Кичак.
Поэзия: Н. Браун. «Песня без слов»; стихи из цикла «Волшебный рог мальчика».
Дополнительный материал: Портреты композиторов.
Виды деятельности учащихся: Прослушивание предложенных песен, фортепианной пьесы. Художественное чтение и анализ стихотворений. Сравнительный анализ текста и музыки. Выявление и определение звукоизобразительных моментов в музыке. Поиск народных песен разных стран с помощью Интернета, структурирование знаний, полученных в ходе информационного поиска. Пение Вокализа, песни «Висла» (одновременно с прослушиванием и отдельно).
Формы педагогического контроля: Проверка работы с рубрикой «Вопросы», контроль заполнения «Дневника музыкальных наблюдений». Контроль активности участия каждого учащегося в беседе. Контроль применения учениками методов информационного поиска материала.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Урок начинается с исполнения песни А. Александрова (обработка Ю. Тугаринова) «Уж ты зимушка-зима».
Вопросы:
· Авторскую или народную песню исполнили?
· Как называют композиторские песни, похожие по своему характеру на народные?
· Какие жанры русской народной песни знаете? Перечислите их.
· Что выражает, о чём рассказывает русская народная песня?
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Как птицы песни старые летают.
В них прошлое живёт всего сильней,
В них время сердце века оставляет,
В них бродит ветер отшумевших дней.
К. Кулиев
2. Сообщение темы урока. Целеполагание
Свои собственные песни есть у каждого народа. Может быть, ничто другое так ярко не выражает его характер и обычаи, как родная песня. Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.
Сегодня мы отправимся в путешествие по разным странам для того, чтобы ещё больше узнать о фольклоре - литературном и музыкальном, о песнях других народов. Поучимся правильному - интонационно чистому и ритмически верному их исполнению.
Тема сегодняшнего урока – «Песни народов мира».
3. Введение в тему
1) Памятник песне
В одном из самых музыкальных городов мира – столице Австрии Вене, в самом её центре – сооружён в честь победы над чумой самый необычный памятник: над неиссякающей струёй воды стоит человек с волынкой в руках. Это - памятник песне.
Венцы увековечили своё почтение легендарному музыканту Августину и в народной песне, и в памятнике, где он стоит с волынкой под мышкой: песенка «Ах, мой милый Августин» сложилась в народе в его честь - жившего в Вене простого уличного музыканта Августина - и самим ставшего впоследствии незамысловатой песней. И трудно сказать — какой из этих памятников дороже венцам. Ведь впоследствии многие маститые музыканты-венцы использовали этот мотив, как музыкальную цитату, в своих серьёзных симфонических произведениях, чтобы дать музыкальную характеристику певучей душе народа Австрии.
Венцы до сих пор любят рассказывать историю, как Августин с его песнями помог «победить» страшную смертельную болезнь – чуму:
Давным-давно жил в Вене весельчак, который был известен благодаря своим песням, многие из которых сочинял прямо на ходу… Музыкант этот был своего рода символом радости и веселья.
Но однажды в страну пришла страшная болезнь – чума, которая уносила жизни людей, так что вымирали целые улицы и даже целые города. Приуныли жители Вены. И только музыкант Августин по-прежнему появлялся то там, то здесь со своим немудрёным инструментом, и повсюду задорно звучала волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал горожан, а они смотрели на него с удивлением: неужели он не боится смерти?
Как-то раз усталый Августин, возвращаясь ночью домой, забрёл на окраину города. Он долго блуждал в темноте, совершенно выбился из сил и мечтал только о том, чтобы немного поспать, засыпая прямо на ходу от усталости. Проплёлся Августин по каким-то оврагам и колдобинам и вдруг, споткнувшись, свалился в яму. «Яма – так яма, – подумал он.
– Чем не место для сна, главное – ветер не дует». И проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра.
А утром он вдруг обнаружил, что попал на кладбище и провёл ночь в общей могиле для бедняков, сражённых болезнью.
Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге он сочинил песню, в которой говорилось о том, что сегодня ночью он повстречался со Смертью и победил её.
Он пел эту песню повсюду, и жители гибнущего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели.
Вместе с Августином эту песню запела вся Вена. И, в конце концов, страшная болезнь отступила перед жизнелюбивыми венцами, поющими наперекор смерти. С жизнерадостными и сильными людьми ей и впрямь справиться труднее, чем с людьми слабовольными.
А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.
После возникновения этой легенды в Вене и начало существовать поверье, по которому любой человек, кто исполнит песню «Ах, мой милый-милый Августин», никогда не заболеет чумой. Даже в России во время бушевания чумы на кремлёвских часах была установлена песня при их биении, и страшная эпидемия чудом отошла.
Стоит на площади памятник Августину, и звучит по сей день весёлая песенка-вальс «Ах, мой милый Августин». Но, конечно, лучший памятник песне – она сама, её звучание и сегодня, и всегда.
2) Волынка
И несколько слов о волынке.
Волынка – довольно своеобразный духовой музыкальный инструмент. Русское название инструмента происходит от украинского исторического региона Волынь, куда инструмент пришёл из Румынии. Волынка - один из древнейших музыкальных инструментов, известных человечеству. Её история насчитывает не одно тысячелетие. Первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в древнегреческих источниках, начиная с 400 года до н.э.
У разных народов волынка имеет различные названия: в Украине, например, волынку называют «коза», так как по внешнему виду инструмент - надутый воздухом продолговатый мешок - напоминает тело козы, из которого, словно ноги, торчат длинные трубки, в Польше, Белоруссии – дуда, в Болгарии – гайда.
Гендрик ван Брюгген. «Волынщик» (1624)
Инструмент этот сложный: манипулируя трубками и вдувая в волынку воздух, музыкант умудряется извлекать тянущиеся низкие и одновременно подвижные звуки.
На волынке играют обычно на открытом воздухе, так как звук её - сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев.
4. Углубление в тему. Фольклор – коллективное народное творчество
Вообще всё народное творчество – музыкальное и устное словесное - объединяется термином «фольклор». Фолькло́р (folk-lore) в переводе с английского языка означает «народная мудрость»: folk – «народ», lore – «учение». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято во всём мире называть устное народное творчество, музыкальное и литературное. И даже в более широком смысле, кроме словесных и музыкальных жанров, фольклор включает в себя проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла. И название такое глубоко справедливо: в самом деле, в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость.
Фольклорное музыкальное творчество - это проявление коллективной души каждого народа: нельзя спутать русскую песню с грузинской, как нельзя спутать неаполитанский напев с шотландским наигрышем, потому что каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории и быта.
Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.
5. Работа по теме урока
1) Польская народная песня «Висла»
Прослушайте песню. Расскажите о ней.
А) Слушание, обсуждение
Что же мы представляем, слушая польскую народную песню «Висла»?
- Музыка звучит плавно, спокойно, как вода в реке Висла. Песню поёт пастух, который пасёт стадо волов на берегу, а вокруг шумит лес. Музыка передаёт любовь к родному краю, какую-то особую теплоту, она очень красивая и лёгкая по характеру. В ней мы слышим повторяющиеся мотивы.
- Совершенно верно. Мелодия течёт плавно и неторопливо, как воды задумчивой Вислы. На её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами. Так поётся в песне.
И всё же мы слышим в ней что-то большее, чем просто описание природы. Музыка песни как будто согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со своей свирелью по прибрежным лугам.
Б) Работа над нотным примером
Откройте учебник на стр. 62, рассмотрите нотный пример 13. Обратите внимание на традиционно польские народные черты в мелодии: трёхдольный размер, признаки танцевальности, мелкие длительности на первой доле такта («разбитая» первая доля).
А похожа ли польская народная песня на русскую, как думаете?
Ответы детей.
- Если сравнивать польскую песенную традицию, её танцевальность, с русской, для которой характерна распевность, широта, раздолье (вспомните, например, пройденную на прошлом уроке песню «Ах ты, степь широкая…»), то мы можем отметить ярко выраженный контраст.
В) Повторное прослушивание и исполнение
При прослушивании песни «Висла» вы ранее уже обратили внимание на многочисленные повторения мотивов и ритмов. Благодаря таким повторениям мелодия эта проста в исполнении и потому хорошо запоминается даже непрофессиональными певцами.
Прослушайте песню ещё раз и одновременно постарайтесь подпеть её.
Текст песни «Висла» (русский перевод С. Кондратьева):
1. Гей ты, Висла голубая!
Лес вокруг, лес вокруг.
У меня свирель пастушья
На боку, на боку.
Разольются переливы
По реке, по реке.
Поведут волы ушами
Вдалеке, вдалеке.
2. Гей ты, Висла голубая,
Как цветок! Как цветок!
Ты бежишь в чужие земли –
Путь далёк. Путь далёк.
Ты течёшь в большое море,
В край иной, в край иной,
Где вода черна, как пашня,
Бог ты мой! Бог ты мой!
3. Эх, дивчина, эх, калина,
Не тужи! Не тужи!
Лучше блеск весёлых глазок
Покажи! Покажи!
Слышишь, песня зазвучала
Вдалеке! Вдалеке!
Возвращаются ребята
По реке. По реке.
2) Народные песни – цветы души любого народа
Песня «Висла» - полностью народная. В другом же музыкальном примере, с которым вы позже познакомитесь — «Похвале знатока» — народным является только текст; музыка же принадлежит немецкому композитору Густаву Малеру. Композитор бережно и гибко следует стилю народного стихотворения. Он пишет приветливую жизнерадостную мелодию в народном духе.
Народные песни всегда привлекали композиторов разных стран. Как у русских композиторов Глинки, Мусоргского, Чайковского мы находим раздолье и очарование родного края, обычаи и характеры людей, так же находим мы всё это в музыке Шуберта, Малера, Грига.
Композиторы и поэты разных стран нередко ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию. Записанные ими песни затем аранжировались, из них составлялись сборники.
3) «Волшебный рог мальчика» - сборник песен Густава Малера
Один из наиболее известных сборников – «Волшебный рог мальчика», кладезь (кладезь – нечто ценное, содержащее в себе много достоинств) немецкой народной поэзии, созданный в начале XIX века.
Выдающийся немецкий поэт Генрих Гейне писал об этом сборнике так: «Эта книга содержит прелестнейшие цветы немецкой души, и тот, кто хочет познакомиться с немецким народом с лучшей его стороны, пусть прочтёт эти народные песни».
Среди замечательных музыкальных мастеров, которых вдохновил это сборник, был австрийский композитор Густав Малер.
Г. Малер
Вот одна из песен цикла - «Похвала знатока»:
Текст песни:
1. В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос, чей милей
Весеннею порою?
2. Кукушка молвит:
«Пусть сейчас кто-то рассудит нас»,
Осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»
3. Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всём,
Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осёл ворчит: «Я что-то песню не пойму?
И-а! И-а! Твой голос раздражает!»
4. Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столько кварт и квинт...
Осёл доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:
5. «Прилично соловей звучал...
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»
В основу этой песни положено шуточное стихотворение, столь поучительное, что по характеру напоминает басню. В нём говорится о состязании двух лесных певцов – соловья и кукушки. Их спор о том, кто из них лучше поёт, было предложено разрешить ослу.
Прослушайте, какие музыкальные темы получает каждый из этих персонажей. При прослушивании обратите внимание, как Малер для большей убедительности образов использует приём звукоподражания, придающий музыке весёлый и задорный характер.
Обратите внимание также на то, какую значительную роль играет в песне музыкальное сопровождение. Именно в нём содержатся звукоподражательные интонации, передающие голоса соловья и кукушки.
А) Слушание, музыкальный анализ: Г. Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока (из вокального цикла «Волшебный рог для мальчика»).
Понравилась ли вам эта песня? Расскажите о ней.
- Это очень интересная песня-сценка. Спор между соловьём и кукушкой было предложено разрешить ослу. Звукоподражательные приёмы очень точно изображают каждый персонаж. Имение длинных ушей вовсе не означает наличие музыкального слуха. Осёл, конечно, выбрал победительницей кукушку, поскольку его «иа–иа» чем-то похоже на «ку-ку».
Б) Работа над нотными примерами
Нотные примеры 14 и 15 на стр. 64-65 учебника знакомят нас с песней «Похвала знатока».
Примеры изложены одноголосно. Мы с вами их сейчас исполним: первый споём, второй сыграем на фортепиано.
При анализе мотивов соловья, кукушки, осла ученики обращают внимание на благозвучие первого, однообразие второго и комический характер третьего.
4) Песня без слов
Музыкальные средства могут и без слов сказать о музыке очень многое. В том, что их составляет, - в мелодии, ритме, динамике – содержится огромная эмоциональная выразительность. Такая способность музыки проявила себя ещё в одном песенном жанре – жанре песни без слов.
Прочитайте стихотворение русского советского поэта Николая Брауна «Песня без слов»:
Ни слова… И только мельканье
Бегущих по клавишам рук,
Невидимых струн рокотанье,
За звуком взлетающий звук.
То чудом рождённые трели,
То лепет ручья поутру,
То голос поющей свирели,
То птиц щебетанье в бору.
То ветра порыв. То суровый
Грозы нарастающий звук.
И рушится ливень. И снова —
В ромашках сверкающий луг.
Ушло, отшумело ненастье,
И слышно, как бьются сердца…
И всё это — песня о счастье,
Которой не будет конца.
Стихотворение Николая Брауна «Песня без слов» передаёт то многообразие чувств и состояний, которое способна выразить музыка
Одним из музыкальных мастеров этого замечательного жанра стал немецкий композитор Феликс Мендельсон. Он создал целый фортепианный цикл «Песни без слов», в котором представил разные пьесы. Каждая из них выражает какое-нибудь настроение – то торжественный гимн, то нежный напев, то бурный порыв.
Ф. Мендельсон
К этому жанру композитор обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Эти пьесы были для него своеобразным «музыкальным дневником», зарисовками разных настроений, чувств.
«Песни без слов» — лирические миниатюры для домашнего музицирования. Они доступны для исполнения любителями музыки, а не только музыкантами-профессионалами. Их мелодичность и демократичность полюбились современникам Мендельсона, эти качества объясняют их популярность и в наши дни.
5) Творчество Ф. Мендельсона
Феликс Мендельсон - немецкий композитор 19 века, пианист, дирижёр, педагог. Он являлся одним из крупнейших представителей романтизма в музыке.
Когда Феликсу Мендельсону исполнилось 6 лет, он стал заниматься на фортепиано с матерью. В 9 лет мальчик уже принимал участие в берлинском камерном концерте.
В юношеские годы композитор часто встречался с философом Гёте и немало его стихотворений положил на музыку.
Как и Моцарт, Мендельсон просто записывал музыку, рождавшуюся у него в голове, полностью законченную и не нуждающуюся в исправлениях. Друзья могли вести с ним непринуждённые беседы, восхищаясь тем, как Феликс изливает музыку на бумагу, не прерывая разговора с ними.
Мендельсон благоговейно относился к музыке и творчеству. Он говорил: «Первое качество в артисте есть уважение ко всему великому, умение преклоняться перед истинно великим. Считаю невозможным сочинять музыку, которая не прочувствована мною вполне; это кажется мне ложью», подчёркивал, что «…ноты имеют такой же определённый смысл, как и слова — быть может, ещё более определённый».
Репутация Мендельсона в кругу музыкантов-современников была весьма высока. Роберт Шуман называл его «Моцартом девятнадцатого столетия», молодой Гектор Берлиоз писал, что пианистическое искусство Мендельсона столь же велико, сколь его композиторский гений, а о последней оратории Мендельсона «Илия» отозвался как о «возвышенно величавой и неописуемо роскошной в гармонии».
«Мендельсон всегда даёт нам повод для размышления о высших проблемах эстетики», - так говорил о композиторе великий немецкий поэт Г. Гейне.
6) Песни без слов Феликса Мендельсона
Послушайте одну из пьес этого замечательного цикла – Песню без слов №14. Её музыка необыкновенно мелодична, певуча, отличается широким дыханием.
Мелодия миниатюры трепетна, чувствительна, взволнованна; это - искреннее, задушевное признание. Её так и хочется запеть. А ведь это чисто инструментальное произведение.
Наверное, благодаря такой певучей мелодии эта пьеса и получила своё название «Песня без слов».
А) Слушание
Б) Работа над нотным примером
Нотный пример 16 «Песни без слов» Ф. Мендельсона педагог играет на фортепиано. Ученики отмечают певучесть, взволнованный характер и подвижный темп мелодии.
6. Вокально-хоровая работа. Вокализ на тему «Песни без слов» Ф. Мендельсона, обработка Т. Кичак
Мелодия вокализа разучивается после прослушивания пьесы Ф. Мендельсона, а потом поётся одновременно с прослушиванием.
Вокализ исполняется двумя группами.
7. Итог урока. Рефлексия
? Что нового узнали на уроке?
8. Вопросы и задания
1) Как характер мелодии в песне «Висла» передаёт содержание её слов?
2) Как в песне «Похвала знатока» Г. Малера передаются голоса главных персонажей? Какой приём для этого используется?
3) Как ты считаешь, почему Песня без слов всё-таки называется песней?
4) Запиши в тетрадь слова твоей любимой песни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.