7 КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ
Урок 3. В чём состоит сущность музыкального содержания
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;
— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;
— осознание роли деталей в художественном произведении (на примере сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и сказки Х. К. Андерсена «Русалочка»).
Личностные:
— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека.
Предметные:
— умение определить конкретные музыкально-выразительные средства произведения и обобщённо определить содержание, которое передаётся этими средствами, на примере музыки Джадзотто «Адажио Альбинони».
Цели и урока:
· Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
· Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
· Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
· Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
· Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании произведения искусства на примере музыки Р. Джадзотто и картины С. дель Пьомбо.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись: С. дель Пьомбо. «Несение креста».
Музыка: Р. Джадзотто. Адажио Альбинони.
Песенный материал: В. Мигуля. «Быть человеком». - https://youtu.be/sySVj9KgytI
Виды деятельности учащихся: Просмотр и обсуждение картины, сравнительный анализ произведения изобразительного искусства и музыкального фрагмента. Анализ нотного примера. Разучивание и пение песни. Анализ и сравнение этического содержания текста песни «Быть человеком». Выполнение заданий и ответы на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений». Обсуждение знакомых сказок «Маленький принц» и «Русалочка» с точки зрения роли деталей в сюжете произведения.
Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о метафоричности искусства, о силе его воздействия, о подробностях и обобщениях в искусстве. Контроль результатов самостоятельного домашнего прослушивания музыки Р. Джадзотто, понимания художественного смысла, характера произведения. Контроль сравнительного анализа образов изобразительного искусства и музыки. Проверка качества пения. Контроль понимания этического содержания выученной песни. Проверка ответов на вопросы и выполнения заданий.
ХОД УРОКА
1. Особенности содержания произведений искусств
Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик – облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине. Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.
? Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: Что вас больше всего в них трогает и волнует?
Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать.
Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных. Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством.
2. Метафора в искусстве
Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.
Ведь художественно произведение – всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.
Метафора – (греч.) «перенос». В его основе — сравнение, сопоставление ярких, зрелищных образов.
Рассмотрите картину «Несение креста» С. Дель Пьомбо. Проанализируйте, найдите в ней метафору.
Себастьяно дель Пьомбо. Несение креста. 1537 г.
На картине мы наблюдаем мрачный библейский сюжет. «Несение креста» - это изображение Иисуса Христа во время его долгого пути на Голгофу. Римляне заставили его на себе нести орудие собственной казни – крест из массивного дерева.
Изображение запечатлело Иисуса уставшего, измученного, предчувствующего неминуемую гибель. На его лице написано страдание, а массивный крест словно придавливает его к земле своей тяжестью. Но в картине чувствуется и настоящая любовь художника к своему герою: изящные линии драпировки светлой одежды Христа, красивое золотистое дерево креста. Особенно впечатляет изящная кисть руки, держащая крест. Она, как и лицо, выделена золотистым светом. Если вспомнить, что по Библии Христос был плотником, становится понятно, что мастер явно упивался красотой человеческого тела и изяществом движения.
Цветовая гамма картины сдержанная, с преобладанием золотистых, серых и коричневых цветов. Фона как такового здесь нет – всё внимание зрителя фокусируется на фигуре Христа, а всё остальное словно тонет во мраке: среди мрачных тонов лишь одеяние Спасителя кристально белое, говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём через пару часов он будет распят, и он знает об этом.
Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове, ни напряжения в руках, – его волнует более большое горе: боль за всех людей на земле.
Себастьяно дель Пьомбо отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия.
И поэтому основной темой картины оказывается не показ человеческой жестокости и равнодушия, а изображение самих страданий.
Используя метафору, художник выразил свои мысли, своё отношение к событию и к герою художественного произведения.
3. Что такое музыкальное содержание
Музыка воздействует несколько иначе.
И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.
И музыке это удаётся – удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства.
Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.
Что же является сущностью музыкального содержания?
Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности – предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т.д.
Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают…
И даже в той её части, которая связана с программным описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживания их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.
В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих?
Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.
4. Слушание музыки Р. Джадзотто «Адажио Альбинони», музыкальный анализ
Прослушайте музыку Р. Джадзотто. С этой музыкой вы уже знакомы: она звучала и обсуждалась на последнем занятии в 6 классе.
Расскажите о её настроении, характере.
! Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины 20-го в., оно использовалось в десятках кинофильмов.
Многие музыковеды отмечали, что эта пьеса стилистически отличается от несомненных произведений барокко и Альбинони. Действительно, это произведение сочинил уже в 20-ом веке Ремо Джадзотто — автор биографии и ряда трудов о творчестве Альбинони. В музыке ощущается влияние скорее романтического стиля, чем музыки эпохи барокко.
Затем проанализируйте сходства и различия картины «Несение креста» и музыки Джадзотто. Задумайтесь о содержательной общности этой музыки с картиной Пьомбо «Несение креста».
Постарайтесь отметить, что музыкально-выразительные средства в Адажио направлены на создание глубоко печального образа:
· Музыка написана в минорном ладу, в медленном темпе.
· Мелодическая линия направлена вниз, каждая фраза заканчивается нисходящими секундами-вздохами.
· Мелодию сопровождают скупые строгие басы и выразительные фразы-ответы в сопровождении.
Выразительные же средства картины соответствуют музыкальным: мы видим опущенные глаза и горестное выражение лица Иисуса, напряжённость его позы и затруднённость движений, преобладание тёмной, мрачной цветовой гаммы вокруг Иисуса и выделяющийся холодный голубовато-белый цвет его одеяния.
5. Разучивание и исполнение песни Владимира Мигули «Быть человеком». - https://youtu.be/sySVj9KgytI
6. Итог урока
Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.
Музыка может выразить даже то, что скрыто в непостижимых глубинах жизни: она – главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.
7. Вопросы и задания
1) Почему художественное произведение можно уподобить загадке?
2) Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего?
3) Назовите известные вам музыкальные произведения, в которых бы воплощались основные человеческие чувства – радость, печаль, злость, восторг и т.д.
4) Выучите песню.
5) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.