Конспект урока музыки на тему ««Вначале был ритм»» (6 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему ««Вначале был ритм»» (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство +1
6 кл
21.11.2020
Конспект урока музыки на тему ««Вначале был ритм»» (6 класс)
Урок-дискуссия с элементами исследования роли ритма в разных областях жизни человека, в разных видах искусства. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 2 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — умение размышлять и вести беседу о роли ритма в природе, жизни человека, о его присутствии в науке и разных видах искусства, о «музыке сфер» Пифагора. Личностные: — этическая и эстетическая оценка коренных свойств ритма — порядка, симметрии. Предметные: — умение определять на слух ритмические признаки жанра вальса.
6 КЛ_Урок 11.docx

6 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 11. «Вначале был ритм»

Цели и задачи урока:

- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- учить осмысленному восприятию музыкальных произведений: знать музыкальные жанры и формы, средства музыкальной выразительности, осознавать взаимосвязь между содержанием и формой в музыке.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— умение размышлять и вести беседу о роли ритма в природе, жизни человека, о его присутствии в науке и разных видах искусства, о «музыке сфер» Пифагора.

Личностные:

—  этическая и эстетическая оценка коренных свойств ритма — порядка, симметрии.

Предметные:

— умение определять на слух ритмические признаки жанра вальса.

Форма проведения занятия: Урок-дискуссия с элементами исследования роли ритма в разных областях жизни человека, в разных видах искусства.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: Асклепион на острове Кос, Греция (фото); Екатерининский дворец. Пушкин (Царское Село) (фото); Кашпо с изображением бабочек (фото); Неизвестный художник. «Король вальса»; С. Боттичелли. «Весна» (фрагмент).

Музыка: И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» (№ 9 аудиоприложения). Песенный материал: М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Непогода» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания!».

Виды деятельности учащихся: Беседа со сверстниками и учителем о роли ритма в жизни людей, в искусстве. Поиск доказательств по теме урока, нахождение аргументов в споре, дискуссии о ритмическом начале. Интонационно и ритмически верное, выразительное исполнение песни «Непогода», хора «Волшебные колокольчики» (нотный пример 8). Анализ ритмической составляющей музыкальных номеров для пения, слушания, нотного примера.

Формы педагогического контроля: Контроль качества пения песни и нотного примера (хора из «Волшебной флейты»). Контроль анализа учениками ритма в примере для слушания, нотном примере и песне для разучивания. Контроль умения находить ритмическое начало, логику и соразмерность в иллюстрациях учебни­ка (архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство).

 

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Актуализация опорных знаний

? Вопросы:

·         Что в первую очередь слушатель должен знать о музыкальном произведении, чтобы правильно понять его?

·         Перечислите основные средства музыкальной выразительности.

Верно, ребята, вслушиваясь в музыкальные произведения, мы можем выделить особенные их черты, проявляющиеся в гармонии, тембрах, динамике, ритмах и других средствах музыкальной выразительности.

2. Мотивация. Сообщение темы. Целеполагание

Сегодня мы обратимся к одному из важнейших выразительных средств музыки – ритму.

Ритм играл важнейшую роль в музыке всегда, но в наше динамичное, стремительное время именно ритмическое начало в музыке вышло на первое место. Поэтому именно ритм как основополагающее выразительное средство мы будем изучать первым.

Итак, тема сегодняшнего урока – Ритм. «Вначале был ритм». Вы поразмышляете о роли ритма в природе, жизни человека, о его присутствии в науке и разных видах искусства, поучитесь определять на слух ритмические признаки жанра вальса.

Прочитайте эпиграф к уроку:

В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что волшебное принадлежит нам. И.В. Гёте

Как вы понимаете эти слова великого немецкого писателя, мыслителя и философа?

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Ритм обязательно присутствует и в жизни людей, и в искусстве. Рассмотрите иллюстрации (фото) некоторых произведений изобразительного искусства и найдите в них такое ритмическое начало, логику и соразмерность.

 

Асклепион на острове Кос, Греция

 https://ic.pics.livejournal.com/micoff/16611222/1023858/1023858_1000.jpg

https://megaterem.ru/wa-data/public/shop/products/45/00/90045/images/84243/84243.970x0.jpgЕкатерининский дворец. Пушкин (Царское Село)

 

Кашпо с изображением бабочек. Начало 1830-х гг.

 

                         

 

 

Всё это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

 Ритм в природе

Глядя на эти фото, можно сразу уловить порядок и симметрию – эти замечательные свойства ритма.

Может быть, во всеобщей ритмичности бытия и заключён ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы начинаем различать и понимать слова.

Слово «ритм» происходит от греческого глагола «теку», означает - мерное течение.

В Музыкальной энциклопедии ритм определяется как «воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов» (т. 6).

Но термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни всё подчинено определённому ритму - и наступление времён года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию чёткое определение. Недаром русский советский поэт В. Маяковский говорил о стихотворном ритме так: «Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя».

3. Углубление в тему

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поёшь им какую-нибудь музыкальную прибаутку?

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм наиболее близок восприятию человека. Воздействуя на него, он способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция – это уже общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним.

Вот почему иногда говорят, что ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем.

Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Господство ритма во всех сферах жизни позволило ещё во времена античности выдвинуть музыку на первый план в устройстве Вселенной.

Например, древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как некий вселенский музыкальный инструмент. Этот инструмент управлялся «музыкой сфер» - звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1-2-3-4). Они вносили в строение и понимание Вселенной порядок и гармонию.

Порядок, то есть истина, красота и симметрия (симметрия – соразмерность, пропорциональность частей целого), наделялись и нравственными качествами. Пифагореец Филолай – математик и последователь древнегреческого философского движения Пифагора Самосского - писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии… Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия (асимметрия – отсутствие симметрии) безобразны и вредны».

Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Мы находим их в самых разнообразных музыкальных сочинениях – от нехитрой детской песенки до сложных оперных и симфонических произведений.

Вот, например, известная всем песня «Ёлочка» М. Красева.

Спойте её, и вы сразу почувствуете лёгкость, естественность, соразмерность ритма и мелодии https://youtu.be/hOdCRGnWMiA. Наверное, эта песенка так популярна потому, что её без труда запоминают и поют даже маленькие дети.

Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.

Несмотря на симметрию и порядок музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Ритм – яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Именно ритм придаёт неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную поступь марша и величавую приподнятость гимна. То есть, благодаря ритму мы можем отличить марш от вальса, мазурку от польки, т.к. для каждого из этих жанров характерны определённые ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения. Ритмы этих жанров так характерны (характерный – с ярко выраженными особенностями), что без труда улавливаются в более сложных музыкальных произведениях – симфониях, романсах, ариях.

Очень большую роль ритм играет в джазовой музыке. Группа ударных инструментов джаз-ансамбля часто восхищает любителей этого вида музыкального искусства виртуозными ритмическими импровизациями.

А порой характерные ритмы можно услышать даже в звуках окружающего мира. Так, И. Штраус – «король вальса» - утверждал, что первые такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса» он уловил в перестуке колёс кареты и только потом записал.

Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса, многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой – так естественно вырастают их ритмы и мелодии из атмосферы, духа, культурных традиций своей страны.

4. Ритм вальса

В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма вальса – этого популярного бального танца XIX века? Прежде всего, в его музыкальном размере – ¾. В этом размере написаны все вальсы мира, не только венские, но и французские, русские, немецкие…

Чередование одной сильной и двух слабых долей такта (РАЗ-два-три, РАЗ-два-три) сразу же навевает образ плавного кружения, изящного и лёгкого танца.

Замечательная музыка вальса «Сказки Венского леса» получила всенародное признание не только у себя на родине, в Австрии, но и во всё мире. Наряду со «Сказками Венского леса» ещё  одним из самых известных творений Иоганна Штрауса является вальс «На берегу прекрасного голубого Дуная».

5. Иоганн Штраус (младший)

В XIX в. в Австрии была целая династия — музыкальная семья, члены которой писали музыку для танцев. Самыми известными были Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын.

Важно не перепутать Штраусов – отца и сына, ведь оба они композиторы, и оба Иоганны. Иоганн Штраус-отец писал вальсы, польки, кадрили, марши. Одно из самых известных его произведений — «Марш Радецкого». А ведь есть ещё и братья, самые известные из них Йозеф и Эдуард. Мало того, есть ещё один выдающийся немецкий композитор Рихард Штраус, который не имеет отношения к семейству австрийских Штраусов. Одно из его самых известных произведений (Рихарда) - симфоническая поэма «Так говорил Заратустра».

Иоганн Штраус-сын намного превзошёл своего отца и братьев Йозефа и Эдуарда.

Иоганн Штраус-сын (годы жизни: 1825—1899) - великий австрийский композитор, дирижёр, скрипач.

Он написал множество прекрасных вальсов с красивыми названиями: «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Сказки Венского леса», «Прекрасный май», «Розы с юга», «Весенние голоса». Вальсы Иоганна Штрауса-младшего отличаются необычайной лёгкостью, прозрачностью и светом.  После прослушивания его произведений всегда поднимается настроение, ведь заряд этих произведений, их чувственная линия ненадолго заставляют погрузиться в сказку, в мечту, которой так не хватает в нашей реальной жизни. Да и, пожалуй, все самые красивейшие вальсы в мире принадлежат его перу. Этого человека по праву называют «королём вальсов».

https://studfile.net/html/2706/592/html_6imzgHL0tw.mtp4/img-WNhO99.jpg И. Штраус (младший)

Вообще И. Штраус-сын написал очень большое количество произведений, среди них 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурка, 15 оперетт, комическая опера и балет. Он сотворил с танцевальной  музыкой то, что позднее Джордж Гершвин сделал с джазом, а именно - вознёс до симфонических  вершин. Установил рекорд, дирижируя сразу 1000 музыкантами одновременно.  Выдающийся мастер дирижёрского искусства, Штраус одновременно был виртуозным скрипачом и совмещал эти дарования в своих концертных выступлениях.

6. И. Штраус. «Сказки Венского леса»

Венский лес - огромный лесной массив, полукругом охватывающий  австрийскую столицу Вену. Его живописность в своё время вдохновляла великих художников, таких как Бетховен, Моцарт, Шуберт и многих, многих других. Надо отметить, что Венский лес мог бы и не сохраниться до наших дней, ведь в нелёгкие для Австрии времена лес был продан купцу, который торговал древесиной, и мог быть вырублен. Его площадь составляет 1200 кв.км. Венский лес всегда являлся местом для отдыха обычных людей и знатных особ. Славится своими историческими памятниками, памятными местами, живописной местностью. Если ходить его тенистыми тропами, то можно увидеть очень много интересных исторических объектов, красивых пейзажей природы. Сегодня Венский лес привлекает огромное количество туристов со всего мира.

Музыка вальса «Сказки Венского леса» вызывает в воображении образы солнечного зелёного леса, который полон эльфов, фей и других сказочных существ. Светит солнце, переливаются паутинки, капли росы вздрагивают от лёгкого ветра, слышатся трели соловья.

Слушая музыку вальса Штрауса (мл.), постарайтесь определить на слух ритмические признаки жанра вальса, продирижируйте.

Слушание музыки вальса «Сказки Венского леса».

7. Вокально-хоровая работа

1) «Волшебные колокольчики» (хор из «Волшебной флейты» Моцарта) - пение и музыкальный анализ

Мелодия Хора «Волшебные колокольчики» из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» проста и по скла­ду близка австрийским народным песням. Этот хор звучит в опере «Волшебная флейта».

Несколько слов о сюжете оперы:

Главные герои оперы — принц Тамино, принцесса Памина, слуга принца Папагено, добрый волшебник Зарастро и злая волшебница Царица ночи.

Папагено — ловкий птицелов, его наряд сделан из перьев.

Принц и его слуга попадают в царство Зарастро в поисках принцессы Памины. Чтобы спасти её и жениться на ней, принц должен пройти ряд испытаний. В помощь принцу и Папагено выдают волшебные инструменты: они помогут героям в трудную минуту. Для принца этот инструмент — флейта, для Папагено — колокольчики. И действительно, когда принц играет на флейте, даже дикие звери покорно сходятся и садятся вокруг него, чтобы послушать чудесные звуки. Папагено тоже помогут его колокольчики: благодаря их звучанию он спасётся от преследователей, а потом и найдёт свою невесту Папагену.

Хор звучит в тот момент, когда Папагено вместе с принцессой Паминой убегают от её стражников. Как только зазвучит музыка колокольчиков, преследователи, вместо того чтобы схватить беглецов, начинают против своей воли петь и плясать. Об этом говорят и слова хора. Мелодия заканчивается слогами «тра-ля-ля», потому что у стражников как бы уже нет слов, но они не могут не петь.

Это ещё раз доказывает волшебную магическую силу музыки, о которой говорилось на первых уроках учебного года.

Проанализируйте нотный пример Хора «Волшебные колокольчики» Моцарта, отметьте черты порядка и симметрии — свойства, которые так ценили философы Античности. Обратите внимание, как строится мелодия: она состоит из коротких мотивов, перемежающихся паузами и повторяющихся на другой высоте (т.е. мы отмечаем определённый ритм в построении мелодии):

Выучите, спойте Хор «Волшебные колокольчики». Постарайтесь петь ритмически  и интонационно правильно.

Разучивание, исполнение - https://youtu.be/5Kq317gWcYo.

2) М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Непогода». (Из т/ф «Мери Поппинс, до свидания»)

Тема этой песни также связана с темой урока, так как в ней говорится о равномерных отрезках времени — полугодиях. Это - тоже ритм.

Песня широко известна и очень популярна, потому исполняем её без тщательного предварительного разучивания.

При исполнении постарайтесь подчеркнуть в ритме песни полное соответствие мелодии словам: на ударных слогах - более долгие длительности, на безударных — короткие. Концы фраз отмечаем ритмическими остановками, отделяющими фразы друг от друга.

Постарайтесь исполнить песню интонационно и ритмически верно и выразительно.

Исполнение песни - https://youtu.be/dvjjZCCuoIs.

Текст песни:

1.       Изменения в природе

происходят год от года.

Непогода нынче в моде.

Непогода, непогода.

Словно из водопровода

льёт на нас с небес вода.

Полгода плохая погода,

полгода - совсем никуда.

Полгода плохая погода,

полгода - совсем никуда.

 

Припев: Никуда-никуда нельзя укрыться нам,

но откладывать жизнь никак нельзя.

Никуда-никуда, но знай, что где-то там

кто-то ищет тебя среди дождя.

 

2.       Грома грозные раскаты -

от заката до восхода.

За грехи людские плата-

непогода-непогода.

Ни простуда, ни ангина,

посерьёзнее беда –

полгода плохая погода,

полгода - совсем никуда.

Полгода плохая погода,

Полгода - совсем никуда.

Припев.

 8. Рефлексия

Можно ли говорить о присутствии музыкального ритма на картине С. Боттичелли «Весна»? С ритмом какого музыкального жанра ты бы сравнил ритм этой картины? Почему?

С. Боттичелли. Весна. Фрагмент   https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/168279/pub_5c06b736ace17c00ae02e9b2_5c06cdb6ba341100abc6ea4f/scale_1200

9. Итог урока

Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.

Ритм – яркое выразительное средство.

 

10. Вопросы и задания

1)      Приведи примеры, где ещё, кроме музыки, проявляет себя ритм.

2)      Какое значение придавалось музыкальному ритму в эпоху античности?

3)      В чём заключаются особенности ритма вальса? Расскажи на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса».


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 11

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 11

Анализ ритмической составляющей музыкальных номеров для пения, слушания, нотного примера

Анализ ритмической составляющей музыкальных номеров для пения, слушания, нотного примера

Асклепион на острове Кос, Греция

Асклепион на острове Кос, Греция

Екатерининский дворец. Пушкин (Царское

Екатерининский дворец. Пушкин (Царское

Глядя на эти фото, можно сразу уловить порядок и симметрию – эти замечательные свойства ритма

Глядя на эти фото, можно сразу уловить порядок и симметрию – эти замечательные свойства ритма

Спойте её, и вы сразу почувствуете лёгкость, естественность, соразмерность ритма и мелодии https://youtu

Спойте её, и вы сразу почувствуете лёгкость, естественность, соразмерность ритма и мелодии https://youtu

Чередование одной сильной и двух слабых долей такта (

Чередование одной сильной и двух слабых долей такта (

И. Штраус. «Сказки Венского леса»

И. Штраус. «Сказки Венского леса»

Мелодия Хора «Волшебные колокольчики» из оперы

Мелодия Хора «Волшебные колокольчики» из оперы

Выучите, спойте Хор «Волшебные колокольчики»

Выучите, спойте Хор «Волшебные колокольчики»

Можно ли говорить о присутствии музыкального ритма на картине

Можно ли говорить о присутствии музыкального ритма на картине
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2020