Конспект урока музыки на тему «Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского» (8 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского» (8 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
искусство +1
8 кл
04.11.2020
Конспект урока музыки на тему «Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского» (8 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 6 урока 1 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности Метапредметные: — понимание необходимости приобщения людей к древним пластам культуры, к исконным традициям человечества. Личностные: — осознание значения и многообразия ритмического начала в музыке на примере «Весны священной». Предметные: — расширение знаний приёмов артикуляции на примере фрагментов из «Весны священной». Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по балету И. Стравинского «Весна священная».
8 КЛ_Урок 1.7_Весна священная.docx

8 КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 6. Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского

 

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

—  понимание необходимости приобщения людей к древним пластам культуры, к исконным традициям человечества.

Личностные:

— осознание значения и многообразия ритмического начала в музыке на примере «Весны священной».

Предметные:

—  расширение знаний приёмов артикуляции на примере фрагментов из «Весны священной».

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по балету И. Стравинского «Весна священная».

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: И. Билибин. «Царство Дадона», эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»; С. Мамотин. «Кащей»; Л. Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы; А. Головин. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Жар-птица»; Н.  Рерих. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Весна священная».

Музыка: И. Стравинский. «Весенние гадания. Пляски щеголих» из балета «Весна священная» (№ 6 аудиоприложения). Песенный материал. Л. Квинт, стихи В. Кострова. «Здравствуй, мир!».

Виды деятельности учащихся: Беседа о необходимости приобщения к истокам народного творчества, древним культурным традициям. Обсуждение творческого облика И. Стравинского. Просмотр, обсуждение, анализ эскизов декораций к балету «Весна священная». Прослушивание музыкальных фрагментов и анализ музыки на слух. Сравнительный анализ музыки и декоративного оформления балета. Анализ нотного примера. Разучивание и исполнение песни.

Формы педагогического контроля: Контроль знания особенностей творчества художников —  авторов эскизов декораций к «Весне священной». Контроль понимания сюжета и музыки балета. Контроль умения произвести сравнительный анализ декораций, либретто и музыки балета. Контроль знания знаков артикуляции. Контроль умения проанализировать нотный пример. Контроль качества пения.

ХОД УРОКА

1.      Введение в тему

Известно, что начало XX века – века социальных и индустриальных революций, машин, автоматов и роботов – ознаменовалось появлением огромного числа выдающихся музыкальных произведений. В них композиторы по-новому воплощали свои возвышенные сказки и мифы вопреки всему, что происходило вокруг.

«Кащей бессмертный» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Баба Яга» и «Волшебное озеро» А. Лядова, «Жар-птица» и «Весна священная» И. Стравинского, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля – вот далеко не полный перечень произведений, определивших музыкальное направление первой четверти XX века.

И. Билибин. Царство Дадона. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

https://aria-art.ru/0/D/Dekoracii%20k%20opere/6.jpg

https://artpriced.ru/images/load/ce2/ce2f911dfc46c8bfb7929e278de05961.jpg   https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/31/Koschei_by_Sergey_Malyutin.jpg

Л. Бакст. Эскиз костюма              С. Мамотин. Кащей

Жар-птицы

А. Головин. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Жар-птица»

Отчего же в те годы появились именно такие произведения, на первый взгляд столь несозвучные характеру эпохи? Некоторые музыканты склонны объяснять это «духом бегства», во все времена свойственным творческим людям, не желающие мириться с рутиной (рутина – рабское следование установленному порядку; боязнь перемен, застой, косность) и обыденностью, с мертвящей скукой повседневности. «Крыльев! Чтобы воспарить над горами, долами, над жизнью и смертью, над всем!» - эти слова одного из романсов Р. Шумана могли бы стать девизом для многочисленных художников, не желающих подчиняться тискам и оковам своего времени.

Однако есть и более глубокие причины, побуждающие музыкантов пускаться в дальние странствия – по векам и эпохам, по мирам сказочных фантазий и волшебных превращений, - в поисках источника вечной мудрости и красоты. Ведь искусство, это дитя богини Памяти, неподвластно течению веков, не знает границ в преодолении пространств и времён. Рождаясь в условиях своего века,  оно несёт ему знания и опыт веков прошедших. И нередко бывает так, что опыт давно отшумевших веков поразительным образом способен объяснять смысл самых современных событий и даже помогает предугадывать будущее.

«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», - говорил французский поэт  XX века Поль Валери, подчёркивая непреходящее значение истин, которые никогда не станут старыми, бесконечно возрождаясь в каждом новом поколении.

И в обращении музыкантов к глубинным пластам культурной памяти не угадывается ли стремление ещё раз понять человека, его сокровенную (сокровенный – свято хранимый, тайный; задушевный) природу – стремление, особенно важное в эпохи больших потрясений, переломов и распутий?

2.      Балет «Весна священная» И. Стравинского

Одним из произведений, созданных в переломное время начала XX века (1913 год), был балет И. Стравинского «Весна священная». Он воссоздаёт образ языческой Руси с её весенними гаданиями, девичьими хороводами, культом Земли, жертвоприношением в честь богини Весны.

В балете необыкновенно сильна и выразительная могучая стихия ритма – этого первоначала музыки, восходящего к глубинным свойствам человеческой природы.

Культ танца, идея танца как символа энергии жизни вообще характерны для того времени, отмеченного необыкновенным триумфом балетного жанра (вспомним «Русские сезоны» в Париже с их серией превосходных балетных постановок). Именно в рамках «Русских сезонов» и была исполнена «Весна священная». Её замысел заключается в том, чтобы средствами музыки – тембров, гармоний, но прежде всего ритма – показать извечную силу природных, стихийных сил жизни. Из них произрастает всё: цветение весны, радость, любовь.

 https://legacy-time.ru/img/biographies/picasso/igor-stravinskij.jpg И. Стравинский (фото)

Мы с вами уже обращались ранее к творчеству И. Стравинского — в 5 классе слушали фрагменты из его балетов «Жар-птица» и «Петрушка». Сегодня вы познакомитесь с «Весной священной» —  третьим балетом композитора. На премьере публика не поняла это новаторское произведение и освистала спектакль. Однако всего год спустя началось триумфальное шествие балета по лучшим сценам мира.

Хореографом балета был В. Нижинский — талантливый танцовщик, но начинающий балетмейстер. Балет основан на новаторской пластике, в нём танцуют не на пуантах, а в лаптях, в белых просторных одеждах. Хореография основана не на классических балетных движениях и позах, а на нарочито неуклюжих жестах первобытных людей, ходьбе на внешней стороне ступни и скачках на пятках. Танцовщикам перед премьерой было очень трудно освоить новые движения, они протестовали против непривычного пластического языка.

Самое новаторское и ценное в «Весне священной» —  музыка. Она живёт самостоятельной жизнью, часто звучит в концертных залах в виде симфонической сюиты. Партитура «Весны священной» очень сложна для исполнения. В ней мы как будто слышим первобытные ритмы, звуки природы, шелест листвы, пение птиц, рёв животных.

И вот что удивительно: этот балет, столь необычный по тематике, такой далёкой от интересов европейского искусства (хотя создавался и исполнялся он в Париже), от социальных потрясений своего времени, стал подлинным художественным взрывом! Французский публицист Жан Кокто назвал «Весну священную» шедевром, «симфонией, исполненной дикой печали, запечатлевшей землю в состоянии произрастания, шумы древних хижин и становищ, напевы, идущие из глубины веков, прерывистое дыхание скота, глубокие потрясения».

Либретто балета см. в Приложении.

3. Слушание музыки из балета И. Стравинского «Весна священная»: «Весенние гадания. Пляски щеголих»

4. Работа над нотным примером

В нотном примере ученики отмечают многократное повторение одного и того же созвучия. Оно состоит как бы из двух аккордов, не связанных по ладу друг с другом. Вместе они составляют жёсткое звучание. Неравномерные акценты то на сильных, то на слабых долях такта разнообразят звучание. Начинающиеся в 9-м такте арпеджио построены на звуках того же созвучия. Громкая динамика, средний и низкий регистры, равномерное движение усиливают сильный, жёсткий, агрессивный характер.

5. О художниках — авторах эскизов декораций к балету «Весна священная»

Художники, работавшие над эскизами декораций к балету «Весна священная», входили в художественное объединение «Мир искусства», сформировавшееся в России в конце XIX в. Основателями группы были художник А. Бенуа и театральный деятель С. Дягилев. Участниками были художники Л.  Бакст, А. Бенуа, И. Билибин, А. Васнецов, И. Левитан, К. Сомов, М. Нестеров.

Члены группы устраивали выставки, издавали журнал. После революции 1917 г. многие из членов содружества эмигрировали.

Николай Рерих —  русский художник, сценограф, философ, путешественник, археолог. За свою долгую жизнь создал около 7000 картин, а также 30 томов литературных трудов. Рерих был общественным деятелем, основал более десяти культурных и образовательных учреждений в разных странах, участвовал во многих экспедициях. Музеи Н. Рериха существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Одессе, Риге, Нью-Йорке.

Леон Бакст —  художник, сценограф, иллюстратор, дизайнер, работавший в России и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства», один из законодателей европейской моды на экзотику и  ориентализм  в начале XX в.

Александр Головин —  художник, сценограф. Головин написал декорации к операм «Кармен» Ж. Бизе, «Орфей и Эвридика» К.В.  Глюка, «Каменный гость» А. Даргомыжского, к спектаклям «Маскарад» по М. Лермонтову и «Гроза» по А. Островскому. Головин — автор натюрмортов, пейзажей, портретов, книжных иллюстраций.

Иван Билибин — русский художник, книжный иллюстратор, театральный оформитель первой трети XX в. Создал иллюстрации к детским сказкам, к поэмам А.  Пушкина, декорации к операм: «Борис Годунов» М.  Мусоргского, «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.  Бородина. Билибин делал эскизы росписей залов, фресок, панно.

https://aria-art.ru/0/D/Dekoracii/17.jpg 

Н. Рерих. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Весна священная»

6. Разучивание, пение «Здравствуй, мир!» Л. Квинт, стихи В. Кострова -  https://youtu.be/4fYeebqrPDA

В завершение урока - песня на стихи Владимира Кострова «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!», музыка Лоры Квинт.

Эта советская эстрадная песня стала финальной на фестивале «Песня года», который проходил в Таллине в 1986 году. 

Текст песни:

1.       Мир проснулся, как ребёнок,

Солнце плещет в берега.

Мчится резвый жеребёнок

На зелёные луга:

Грива стелется разливом,

А во лбу горит звезда!..

Мир! Ты хочешь быть счастливым? -

Значит, миром будь всегда!

ПРИПЕВ: Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!

Здравствуй, песен щедрый круг!

Здравствуй, миг! Здравствуй, век!

Здравствуй, добрый человек!

Здравствуй, дом! Здравствуй, даль!

Здравствуй, радость и печаль!

Здравствуй, быль! Здравствуй, новь!

Здравствуй, светлая любовь!

2.       Если мир певуч и звонок

И во сне, и наяву,

Научи нас, жеребёнок,

Верить в солнце и траву,

И ловить стихи и сказки

В золотые невода.

Мир, ты хочешь быть прекрасным? –

Только миром будь всегда!

ПРИПЕВ.

7. Итог

Возможно, что в этой обращённости к вечным истинам – истине природы, истине древних законов, данным сквозь призму музыкального звучания современности, и заключён секрет непреходящей (непреходящий – не исчезающий, вечный) актуальности данного произведения. Ведь ничто не меняется в мире людей: те же силы движут побуждениями, что и тысячи лет назад, и те же оковы древних обычаев противостоят этим слепым и могучим силам.

Так традиция становится синонимом власти вечного.

Вопросы и задания

1)      Почему на протяжении XX века композиторы так часто обращались к темам, далёким от злободневных интересов современности?

2)      О чём рассказывает балет И. Стравинского «Весна священная»?

3)      Согласен ли ты с утверждением, что в «Весне священной» необыкновенно сильна и выразительна могучая стихия ритма? С чем это связано?

4)      Рассмотри нотный пример. Обрати внимание на запись акцентов и знаков артикуляции возле нот. Среди них:

· («стаккато» - отрывисто);

˗  («портато» - лёгкий акцент);

>  (акцент);

sf («сфорцандо» - внезапный акцент).

Зачем, по-твоему, композитору понадобилось такое их многообразие? Как это повлияло на ритмические особенности музыки?

 

 

 

 

 

Приложение

Краткое содержание балета «Весна священная» (Картины из жизни языческой Руси)

1-я картина. Природа и люди, живущие на Земле, находятся в тесном единении. Наступление весны и пробуждение природы от долгого зимнего сна приводит юношей и девушек к священному камню, который должен подать им вещий знак. Девушки начинают двигаться кругами около Старца, который ведёт их к заветному кургану. Там начинаются весенние гадания девушек и игры юношей. Они заклинают Землю расстаться с зимой и стараются умилостивить богов и природу единым ритмом жестов и движений ритуального действа. Оно переходит в завораживающую всех пляску. Наступает время выбора девушки и умыкания её. Вешние хороводы сменяются Игрой двух городов: группы юношей ведут борьбу, похваляясь своей силой. Старец пытается их унять, его слушают. Приближается шествие Старейшего-Мудрейшего. Юноши падают ниц. Все замирают перед его появлением. Мудрейший припадает к Земле, благославляя её. Это знак Поцелуя Земли и общего раскрепощения — все бегут, объединяясь в разные группы, ощущая себя как часть природы. Начинается Выплясывание земли.

2-я картина. Наступает ночь. Девушки сидят около костра, окружая Старца. Все ждут начала обряда жертвоприношения Земле. Пробудившись ото сна, она должна оживить природу и отдать свои дары людям. Девушки затевают хоровод — Тайные игры, во время которых выбирают самую красивую, ту, что должна быть принесена в жертву Земле. Следует Величание избранной, а затем Взывание к праотцам, переходящее в общую Священную пляску. Танцуя всё стремительнее и быстрее, избранница падает замертво — Земля приняла жертву. Все вместе благодарят мать Землю в Великой священной пляске.


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС I ЧЕТВЕРТЬ Урок 6.

КЛАСС I ЧЕТВЕРТЬ Урок 6.

В них композиторы по-новому воплощали свои возвышенные сказки и мифы вопреки всему, что происходило вокруг

В них композиторы по-новому воплощали свои возвышенные сказки и мифы вопреки всему, что происходило вокруг

А. Головин. Эскиз декорации к балету

А. Головин. Эскиз декорации к балету

Одним из произведений, созданных в переломное время начала

Одним из произведений, созданных в переломное время начала

Слушание музыки из балета И. Стравинского «Весна священная»: «Весенние гадания

Слушание музыки из балета И. Стравинского «Весна священная»: «Весенние гадания

Н. Рерих. Эскиз декорации к балету

Н. Рерих. Эскиз декорации к балету

Здравствуй, быль! Здравствуй, новь!

Здравствуй, быль! Здравствуй, новь!

Приложение Краткое содержание балета «Весна священная» (Картины из жизни языческой

Приложение Краткое содержание балета «Весна священная» (Картины из жизни языческой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020