Конспект урока музыки по теме: «Древнейшая песнь материнства». 3 класс.

  • docx
  • 09.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 30. Конспект урока музыки по теме.docx

Конспект урока музыки по теме: «Древнейшая песнь материнства». 3 класс.

 

Цель урока:

Развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей — отношения к материнству — средствами искусства.

 

Задачи:

- Развивать музыкальное восприятия, память, творческий потенциал личности    в процессе изучения темы материнства;

- Формировать знания учащихся о церковной музыке;

- Выявлять интонационное сходство произведений духовного жанра;

- Воспитывать осознанное чувство уважения к матери.

- Развивать вокально-хоровые навыки на основе материала песни В.Гаврилина «Мама».

 

Тип урока: интегрированный, развивающий (формирование новых знаний).

 

Методы работы: объяснительный, репродуктивный, наглядный, практический.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

 

Оборудование:  Музыкальный центр, аудиодиски; мультимедийный проектор;                                                                                                                

 

Музыкальный материал:

Ф.Шуберт. Ave Maria; С.Рахманинов. Богородице Дево, радуйся; Тропарь Владимирской иконе Божьей Матери; В.Гаврилин. Мама.

 

Образовательные технологии:

-Презентация на тему «Древнейшая песнь материнства»;

-Демонстрация репродукций картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», В.Васнецова «Богоматерь с младенцем», иконы «Богоматерь Владимирская»;

- Привлечение к изложению учителем нового материала нескольких учащихся, заранее подготовивших чтение стихов на тему данного урока.

 

Предполагаемые результаты:

Метапредметные: знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства.

Предметные: знакомство с мировыми шедеврами музыкального искусства;

Межпредметные: формирование художественно-музыкального вкуса, творческого воображения, основанных на межпредметных связях музыки, изобразительного искусства и литературы;                                                                         Личностные: формирование лучших душевных качеств — доброты, любви к близким.

 

 План урока:

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Работа по теме урока.

3. Заключительный раздел слушания. Рефлексия.

4. Домашнее задание.

5. Вокально-хоровая работа.

6. Итог урока.

 

Ход урока:           

1. Оргаеизационный момент. Приветствие.

2.Работа по теме урока.                                                                                                                                         Тема сегодняшнего урока самая главная, великая и вечная тема во всех видах искусства.  Писатели, художники, композиторы во все времена воспевали женщину-мать. Сегодня на уроке мы будем говорить о самом близком, дорогом человеке для каждого из нас — о маме, о материнстве. Давайте хором прочтём с доски тему сегодняшнего урока: «Вечная песнь материнства».

Эпиграф к сегодняшнему уроку, а это будет стихотворение Сергея Острового, прочтёт... (имя учащегося).

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребёнком на руках.

 

Начало презентации на тему «Вечная песнь материнства»

1.Слайд «Рафаэль. Сикстинская мадонна»

Великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти жил и писал свои бессмертные полотна более 500 лет тому назад. Ребята, почему сегодня, как все 500 лет существования картины нас волнует образ матери, запечатлённой на ней? (Ответы)

В основу содержания картины положена библейская легенда, которая прославляет великую силу материнства. Пред Марией с младенцем на руках склонились св.Варвара и св.Сикст. Картина предназначалась для убранства капеллы св. Сикста в Риме, отсюдаи название картины.

Беседа по вопросам:

-Как изображена Мария;

-Как художник подчёркивает её святость и величие;

-Что выражает взгляд Марии;

 (Ответы учащихся)

Давайте хором прочтём строки из учебника средневекового поэта Данте :

Она идёт, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя...

 

Композиторы всех стран и поколений также прославляли в своих творениях Богородицу и младенцем на руках. Как должна звучать музыка, посвящённая Деве Марии? (Ответы).

Одно из величайших музыкальных творений, раскрывающих образ Богородицы — это песня австрийского композитора 19 века Ф.Шуберта «Ave Maria

 

2.Слайд. Портрет Ф.Шуберта; картина Рафаэля «Сикстинская мадонна»

 

Слушание: Ф.Шуберт. Ave Maria.

 

Песня прозвучала в исполнении юного итальянского певца Робертино Лоретти.

Латинская молитва, обращённая к матери Христа, начинается словами «Аve Maria”, что означет «Славься, Мария!»

 Что общего в этих двух произведениях — музыкальном и живописном? (Ответы).

Какие муз. краски придают музыке Шуберта возвышенность, благородство,

а воспеваемому образу Матери — доброту и нежность? (Ответы).

 

3.Слайд. В.Васнецов. Богоматерь с младенцем.

 

 К величайшему творению русских художников, воспевающих образ Богородицы, относится картина В.Васнецова «Богоматерь с младенцем».

И подписью к картине могли бы служить стихи А.С.Пушкина, передавшего        в поэтическом творении своё восхищение творением живописным.

 

Учащимся предлагается хором прочесть строки А.С.Пушкина:

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель -

Она с величием, Он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и лучах...

 

Ребята, подумайте, в чём сходство двух картин, изображающих Богородицу, написанных разными художниками в разные эпохи и в разных странах. (Ответы)

 

4.Слайд «Икона Богоматери Владимирской»

 

Перед вами ещё один непревзойдённый шедевр. Является ли это изображение картиной? (Ответ). Перед вами икона,- в переводе с греческого означает «образ».

Изображение лица на иконе не несёт индивидуальных черт, а является образом. Иконы пишутся по строго определённым канонам (правилам). Иконописцы, изобажавшие Богородицу, передавали в лике её высокие духовные чувства — нежность материнства, сострадание за судьбу сына.

На Руси есть иконы с удивительными поэтическими названиями                                      Названия икон учащимся предлагается прочесть хором:«Утоли моя печали», «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость».

 

5.Слайд «Православные иконы Богородицы»

 

Икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Она является небесной заступницей города Москвы. Россию называют домом Богородицы.

В православных храмах звучат праздничные песнопения, тропари. Послушайте, как звучит православный церковный «Тропарь Владимирской иконе Божьей Матери».

 

Слушание: Тропарь Владимирской иконе Божьей Матери»

 

Молитвы, как и иконы слагаются по строго определённым канонам (правилам).

Скажите, какие общие черты присущи этим двум произведениям церковного искуссва? (Ответы: строгость, сдержанность, благостность, просветлённость). Дополните свой эмоциональный словарь передающими чувства словами из учебника.

 

Учащиеся читают поочерёдно: мир, радость, величие, достоинтво, благородство, тишина, спокойствие, красота, простота.                

 

Подобно песне «Ave Maria» Ф. Шуберта в западно-европейском музыкальном искусстве, в русской музыке есть духовное произведение , написанное выдающимся композитором 20-го века С.В.Рахманировым. Называется оно «Всенощное бдение» и написано на тексты православных молитв.

«Всенощной» называется вечерняя церковная служба у православных христиан.

Эта композиция из 15-ти песнопений — один из мировых шедевров культовой музыки. Музыка С.Рахманинова, что выросла из древнерусского искусства знаменного пения и народного песнотворчества, прославляет как наивысшую ценность стремление людей к добру, к единению, к всеобщему миру. Глубоко поэтическая душа народа проявляется в пении без сопровождения, ибо живой певческий голос способен передать самые тонкие движения души.                        Одной из 15-ти частей «Всенощной» является песнопение «Богородице Дево, радуйся».Среди многих обращений к Богородице — Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна — есть обращение: Всепетая.

 

6.Слайд «Портрет С.Рахманинова. Изображение церковного хора».

 

Слушание: С.Рахманинов. Богородице Дево, радуйся»

Анализирование музыки по вопросам:

- Ребята, как звучала молитва?; - Какие голоса, мужские или женские, исполняли молитву?; - Созвучна ли музыка С.Рахманинова, написанная в духе древнерусского знаменного распева с теми чувствами, которые вызывает

 у нас икона?

(Ответы).

 Молитву «Богородице Дево...» С.Рахманинова и православную икону Владимирской Божьей Матери можно назвать единым целым, неделимым произведением, «древнейшей песнью материнства», выражающим чувство восхищения и поклонение самому дорогому и близкому каждому из нас человеку — матери.

 

3.Заключительная часть слушания. Рефлексия.

Дать ответы на вопросы:

- С какими музыкальными, поэтическими произведениями и картинами живописи вы познакомились сегодня на уроке?; - В чём интонационное сходство   этих произведений?; - Какие новые понятия вы узнали на уроке?;(отличие иконы от картины; каноны: молитвенное песнопение) (Ответы учащихся).

 

4.Домашнее задание:

Прослушать: Ф.Шуберт «Ave Maria», С.Рахманинов. «Богородице Дево, радуйся»; Нарисовать портрет мамы.

 

5. Вокально-хоровая работа.

Вокальные упражнения для расширения диапазона голоса, для дыхания, артикуляции.

 Разучивание песни В.Гаврилина «Мама». Анализ песни.                                            Беседа по вопросам:

- В каком характере исполняется песня;

- Какиеслова в песне выражают характер музыки:

- Возможно ли исполнение песни с такими стихами петь отрывисто и в быстром темпе? Почему?

- Какие динамические оттенки могли бы украсить исполнение песни?

 

6. Итог урока.

- Анализ уровня активности учащихся на уроке.

- Выставление отметок.