Конспект урока - М.Ю. Лермонтов "Дары Терека"
Оценка 4.6

Конспект урока - М.Ю. Лермонтов "Дары Терека"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
14.09.2022
Конспект урока - М.Ю. Лермонтов "Дары Терека"
Дары терека.docx

Литературоведческий анализ:

Жанр: Стихотворение

Вид жанра: Лирическое стихотворение (вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора)

Тема: Природа

Идея: передать красоту и силу Кавказкой природы

Сюжет: Терек просит у Каспийского моря покоя, т.е. разрешения впасть в воды моря.

Художественные образы:

Образ – пейзаж:
Мы видим реку Терек, буйную, быструю, сильную и непокорную, которая берет своё начало на одной из самых высоких вершин Кавказа, горе Казбек. Мы слышим шум и грохот, который издают воды Терека, что спускаются с большой скоростью с вершины. Мы находимся рядом с рекой, так как мы видим брызги воды. Впереди находится Дарьяльское ущелье, где протекает река Терек, окруженная вершинами Кавказских гор,  и по берегам реки мы видим разбросанные огромные камни и обломки горных пород. Чуть дальше мы видим степь, где река становиться спокойной, тихой и мирной. Вблизи находится Каспийское море, к которому и обращается Терек, и просит его расступиться и дать приют его волне.

Язык:

В стихотворении присутствовали слова не знакомые детям, связанные с географическими названиями объектов. Во время рассказа учителя было дана информация об этих объектах (Дарьял, Терек, Кайспий, Казбек). В остальном, язык был понятен и доступен для учащихся, так как в стихотворении нет простонародных слов  и слов из высокого слога.

Эпитеты: «чуждой властью», «утёсистые громады», «родной Дарьял» «лукавый вид», «дик и злобен»
Олицетворение: «Терек воет, дик и злобен», «Я родился у Казбека» «Погулял я…, отдохнуть пора бы мне», «Вечно спорить был готов» «Я, сынам твоим в забаву, разорил Дарьял» «Он лукавый принял вид, приветливо ласкаясь»
Метафора: Вскормлен грудью облаков, «Терек воет, дик и злобен» «по степи разбегаясь», «утесистых громад», «Вечно спорить был готов»
Сравнение: «Буре плач его подобен», «И валунов им, на славу, Стадо целое пригнал», «Слезы брызгами летят».


Психолого-педагогический анализ:

ПУ: умение читать выразительно стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»

КСО: действие

По широте применения: предметное

По степени сформированности: умение, переходящее в навык

СУ: умение составлять партитуру

ОЗ: для того, чтобы выразительно прочитать стихотворение, нужно составить партитуру данного произведения.

Структура действия:

Ориентировочная часть: слушаем выразительное чтение учителя

Исполнительская часть: определяем темп чтения, определяем интонацию, с которой будем читать, расставляем логическое ударение, паузы.

Контрольная часть: проверяем по критериям, выразительность, соответствует партитуре, без запинок, без пропуска слов и строк.

ХД: продуктивный



 

Конспект урока по литературному чтению.

УМК: Перспектива

Класс: 4

Тема урока: М. Ю. Лермонтов. Дары Терека.


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- знают интересные факты из биографии М. Ю. Лермонтова;

- знают особенности творчества М. Ю. Лермонтова;

- умеют выразительно рассказывать стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком»;


Метапредметные результаты:

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (на этапе постановки целей и задач урока)

- анализ объекта с целью выделения признаков (при анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дары Терека»)

- сравнение с целью выделения общих и различных признаков (при сравнении картины созданной словами поэта и картины М. Ю. Лермонтова «Дарьяльское ущелье»)


Регулятивные:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (на протяжении всего урока при организации контроля деятельности учащихся)

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности (на этапе постановки целей и задач урока и на этапе подведение итогов урока)


Коммуникативные:

- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения (при анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дары Терека»; при сравнении картины созданной словами поэта и картины М. Ю. Лермонтова «Дарьяльское ущелье»»; при ответах на целевые вопросы; при составлении партитуры)

 

Личностные результаты:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов (на протяжении всего урока)

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия (на этапе проверки домашнего задания; при выразительном чтении стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком»; при чтении сочинения по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Горные вершины»; на этапе подведение итогов урока с помощью приема «Закончи предложение»)


Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 4 класс, часть 2, Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина; презентация, карточки контроля, листы для рефлексии, листы для составления партитуры.


 

Ход урока:

 

I этап: Мотивационный

ОДЗ: Создать положительную мотивацию; формирование познавательных интересов, учебных мотивов

У: Здравствуйте, ребята! Начать наш урок я хочу с вопроса «Что такое дар?»

Д: подарок

Д: подношение

Д: способность

Д: что-то хорошее

У: К сегодняшнему занятию я приготовила такое высказывание «И дары бывают разными». Как вы понимаете эти слова?

Д: Дар бывает разный, природный, человеческий.

Д: Подарок может быть любой.

У: Действительно, и сегодня мы с вами познакомимся с произведением М.Ю. Лермонтова, в котором он описывает один из даров природы.

 

II этап: Проверка домашнего задания

ОДЗ: Проверить качество выполненной самостоятельной работы.

Вид работы № 1: Чтение сочинений по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Горные вершины».

ДЗУ: Проверить качество выполненной самостоятельной работы; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия.

УЗУ: Но сначала проверим ваше домашнее задание. Вы должны были написать сочинение по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Горные вершины».

ОД: Я спрошу несколько человек, остальные в это время будут контролировать их деятельность с помощью критериев.

ОК: Какие были выделены критерии на прошлом уроке?

Д: В сочинение должно быть описание картины стихотворения

Д: Сочинение должно быть написано с опорой на текст

Д: Должно быть описано собственное отношение к произведению

У: Правильно. Если все критерии будут соблюдены, то показываем зеленную карточку и ставим отметку «5», если один из критериев будет нарушен, показываем красную карточку.

Нарушен один критерий – отметка «4», нарушено «2» критерия – отметка «3».

Ск: Своё сочинение нам прочитает Арсений.
Д: (читает сочинение, остальные контролируют деятельность по выделенным критериям с помощью карточек)
У: Спасибо! Как оценим Арсения?

Д: Он не нарушил ни одного критерия, значит, ставим ему «5».
У: Все согласны?
Д: (поднимают зеленые карточки)

У: Согласна. Катя прочти нам своё сочинение.
Д: (читает сочинение, остальные контролируют деятельность по выделенным критериям с помощью карточек)

У: Ваше мнение?
Д: Был нарушен один критерий (показывают красные карточки).

Д: Не было описано собственное отношение к произведению.
Д: Отметка «4» (поднимают зелёные карточки)
У: Хорошо, Саша прочитай нам свое сочинение.

Д: (читает сочинение, остальные контролируют деятельность по выделенным критериям с помощью карточек)
У: Спасибо, молодец! Как оценим Сашу?

Д: Он не нарушил ни одного критерия, значит, ставим ему «5».
У: Все согласны?
Д: (поднимают зеленые карточки).

К-О: Ученики контролируют деятельность друг друга по заданным критериям;
учитель контролирует деятельность детей с помощью оценочных суждений.

ОР: Ребята, вы молодцы, я рада, что вы учли критерии, выделенные на прошлом уроке. Ваши сочинения очень красивые и содержательные.

Вид работы № 2: Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком».

ДЗУ: Проверить качество выполненной самостоятельной работы; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия

УЗУ: Ранее вы должны были выучить стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…».

ОД: Сейчас я спрошу оставшихся учеников, а остальные внимательно слушают и контролируют их деятельность с помощью критериев.

ОК: По каким критериям мы будем оценивать выступление?

Д: Стихотворение рассказано без запинок.

Д: Стихотворение рассказано выразительно.

Д: При рассказе не пропущены слова или строки из стихотворения.

У:  Правильно. Если все критерии будут соблюдены, то показываем зеленную карточку и ставим отметку «5», если один из критериев будет нарушен, показываем красную карточку.

Нарушен один критерий – отметка «4», нарушено «2» критерия – отметка «3».

Ск: Рома, выходи к доске.

Рома: На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

У: Спасибо. Как вы оцените выступление Ромы по критериям?

Д: Поставим «5», он  рассказывал выразительно, без запинок и ничего не пропускал.

У: Все согласны?
Д: (поднимают зеленые карточки)

У: Хорошо. Следующим расскажет Лёша.

Д: (рассказывает стихотворение)

У: А как вы оцените рассказ Лёши?

Д: Один из критериев был нарушен.

Д: Пропустил несколько слов.

Д: Ставим «4». (поднимают зелёные карточки)

У: Хорошо, следующий к доске выходит Коля.

Д: (рассказывает стихотворение)

У: Какую отметку поставим Коле?

Д: «5», он прочитал выразительно, без запинок и не пропускал строчки и слова. (показывают зелёные карточки)

К-О: Ученики контролируют деятельность друг друга по заданным критериям;
учитель контролирует деятельность детей с помощью оценочных суждений.

ОР: Молодцы!

Итог этапа: Вы хорошо поработали дома и достойно выполнили задание. Остальных мы послушаем на следующем уроке.

 

III этап: Постановка целей и задач урока

ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока, активизировать познавательную деятельность.

ДЗУ: Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

УЗУ: Давайте сформулируем цели нашего урока.

ПЗУ: Для этого посмотрите на слайд, прочитайте тему урока и подумайте, какие цели мы можем достигнуть на нашем занятии.

ОД: Поднимайте руку, если вы готовы ответить. Обсудим ваш ответ вместе и решим, подходит она нам или нет.

ОК: Какая должны быть цель?

Д: Цель должна быть конкретна.

У: Чему цель должна соответствовать?

Д: Цель должна соответствовать теме урока.

У: Правильно. Если вы согласны с предложенной целью, то поднимаете зелёную карточку, если не согласны, то красную.

Ск: (На слайде представлена тема урока: М. Ю. Лермонтов. Дары Терека.)

У: Какие цели вы можете предложить?

Д: Узнать новые факты из биографии М. Ю. Лермонтова.

У: Подходит?      

Д: Да,  она соответствует теме урока, и она конкретна. (показывают зелёные карточки)

У: (цель появляется на слайде). Какую еще цель мы можем поставить?

Д: Познакомиться с новым произведением М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

У: Подходит данная цель нам?

Д: Да, она соответствует всем выделенным критериям. (показывают зелёные карточки)

У: Правильно! (цель появляется на слайде).

К-О: Ученики контролируют свои ответы по заданным критериям;
учитель контролирует деятельность детей с помощью оценочных суждений.

ОР: Молодцы, вы правильно определили наши цели урока.

Итог этапа: Теперь давайте будем их достигать.

 

IV этап: Подготовка к восприятию стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дары Терека»

ОДЗ: ввести в круг описываемых событий, создать эмоциональный настрой на восприятие стихотворения М. Ю. Лермонтова «Горные вершины»

Вид работы № 1: Рассказ учителя

ДЗУ: Актуализировать и пополнить знания детей об авторе и его творчестве; формировать познавательные интересы, учебные мотивы

УЗУ: Сейчас я расскажу вам об истории создания стихотворения «Дары Терека».

ПЗУ: Для этого внимательно послушайте мой рассказ и ответьте на вопросы по его содержанию.

ОД: Во время рассказа все должны внимательно слушать меня, соблюдая тишину в классе. Будьте сосредоточенны и внимательны, чтобы не упустить важной информации.

ОК: Ребята, какие критерии мы можем выделить при ответе на вопросы?

у: Ответ должен быть полным и соответствовать содержанию рассказа.

У: Верно, молодцы! Если критерии будут соблюдены - показываем зеленую карточку, если ответ не полный или не соответствует содержанию рассказа - поднимаем красную карточку.

Ск: Все мы хорошо знаем, что Михаил Юрьевич Лермонтов почти половину своей жизни провел на Кавказе. Уже с пяти лет он был знаком с пейзажами этой местности. Одной из самых ярких страниц его жизни была служба на Кавказе, именно тогда он начал с увлечением изучать культуру кавказских народов, учить их язык, знакомиться с традициями и обрядами. Особенно интересовал Лермонтова местное народное творчество, который давал поэту богатую пищу для размышлений. На основе легенд и преданий впоследствии рождались не только повести и рассказы, но и стихи, пронизанные духом свободы и непокорности. Одним из таких произведений является стихотворение «Дары Терека», посвященное сказаниям о реке Терек, берущей своё начало у горы Казбек в Дарьяльском ущелье на Кавказе.

Скажите, во сколько лет Лермонтов впервые познакомился с Кавказом?
Д: В пять лет.
У: Где служил Лермонтов?
Д: На Кавказе.
У: Хорошо. Чем он увлекался так?
Д: Изучал языки местных народов, их сказания и легенды.
У: Почему он этим занимался?
Д: Ему нравилось и это давало ему вдохновение.

К-О: Ученики контролируют свои ответы по заданным критериям;
учитель контролирует деятельность детей с помощью оценочных суждений.

ОР: Ребята, вы внимательно прослушали мой рассказ и правильно ответили на вопросы.

Вид работы № 2: Музыкальная подготовка

ДЗУ: Создать эмоциональный настрой на восприятие стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дары Терека»; формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

УЗУ: Перед тем как прочитать стихотворение М. Ю. Лермонтова и узнать, что же он хотел передать нам, давайте поучимся понимать чувства, которые композитор заложил в своем музыкальном произведении.

ПЗУ: Для этого послушайте отрывок из произведения Людвига Ван Бетховена «Симфония № 5»

ОД: При прослушивании произведения в классе должна быть полная тишина.

ОК: После того, как прослушаете композицию ответьте на вопрос: Какие чувства и эмоции вы испытали при прослушивании данного произведения?  

Ск: Д: (слушают произведение)

У: Какие чувства и эмоции вы испытали при прослушивании данного произведения?  

Д: Беспокойство

Д: Тревожность

Д: Страх.
Д: Я стал переживать

Д: Я  испытал восторг, потому что представил какая природа могущественная.

К-О: Ученики контролируют свою деятельность для ответа на целевой вопрос;
учитель контролирует общую обстановку в классе.

ОР: Действительно, это произведение наполнено тревогой, переживаниями и даже навевает какую-то панику.

Итог этапа: И теперь мы готовы познакомиться с новым произведением М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

 

V этап: Первичное восприятие стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дары Терека»

ОДЗ: Организовать целостное, нерасчлененное, эмоциональное восприятие художественного произведения.

Вид работы № 1: Чтение учителем

ДЗУ: Организовать целостное, нерасчлененное, эмоциональное восприятие художественного произведения;
формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

УЗУ: Сейчас я предлагаю вам познакомиться с произведением М. Ю. Лермонтова «Дары Терека»

ПЗУ: Для этого внимательно послушайте стихотворение.

ОД: В классе должна быть полная тишина.

ОК: После прослушивания вы должны будете ответить на вопрос: Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? 

Ск: У: (читает стихотворение)

Д: (слушают стихотворение)

К-О: Ученики контролируют свою деятельность для ответа на целевой вопрос;
учитель контролирует общую обстановку в классе.

ОР: Вижу, что вы внимательно слушали произведение.

 

Вид работы № 2: Беседа по целевому вопросу

ДЗУ: Выявить степень эмоциональности восприятия художественного произведения; формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

УЗУ: Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали произведение.

ПЗУ: Для этого ответьте на вопрос: Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? 

ОД: Для ответа на вопрос, поднимите руку. Если ответ соответствует критериям, поднимаем зелёную карточку, если нет – то красную.

ОК: Напоминаю, что ответ должен быть полным и должен соответствовать вопросу.

Ск: Д: Данное стихотворение вызывает у меня тревожные чувства.

Д: Мне стало беспокойно.

Д: Чувство опасности посетило меня во время слушания стихотворения.

К-О: Ученики контролируют свою деятельность для ответа на целевой вопрос;
учитель контролирует общую обстановку в классе.

ОР: Хорошо, молодцы!

Итог этапа: Вы достаточно хорошо уловили те чувства, которые хотел передать в своем стихотворении автор.

 

VI этап: Повторное чтение. Анализ.

ОДЗ: Совершенствовать навык чтения через многократное перечитывание.

Вид работы: Словесное иллюстрирование

ДЗУ: Совершенствовать навык чтения через многократное перечитывание;
формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков; формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

УЗУ: После того, как мы с вами познакомились с произведением, давайте его проанализируем.

ПЗУ: Для этого попробуем словесно описать картину, которую автор нам нарисовал.

ОД: Работать будем все вместе.

ОК: Главным критерием ответа будет подтверждение слов строчками из стихотворения. Напоминаю вам про контроль, если ответ правильный – зелёная карточка, если неверный – красная.

Ск: Давайте начнём рисовать нашу картину. Для этого сначала еще раз послушаем стихотворение (читает учитель). Мы сейчас представим, что стоим у края картины, и смотрим внутрь нее. Прочитайте первые 4 строки. Что мы видим?

Д: Горные вершины, реку, ущелье.

У: Какой нам описывает автор реку?

Д: Очень быстрой, буйной, опасной, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.
«Терек воет, дик и злобен», «Буре плач его подобен»

У: Верно, а какие средства выразительности помогли автору передать характер реки?
Д: Олицетворение, Лермонтов оживляет реку.
Д: Сравнение, когда сравнивает плач реки с бурей.

Д: Эпитеты «дикий и злобный»

У: Хорошо, а с кем сравнивает автор реку, как вы думаете?
Д: Думаю, что с диким зверем. «воет»

У: Как вы понимаете фразу «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»

Д: Что это настолько большая и сильная река, что когда она спускается с горы, она грохочет, будто буря, и брызги воды расплескиваются в разные стороны.

У: Что еще мы видим на нашей картине?
Д: Утесистые громады.
У: Что это?
Д: Горы и вершины.
У: Какое средство выразительно здесь использовал автор?
Д: Метафору.

У: Верно, какой мы можем сделать вывод из первых четырех строк о реке?
Д: Что эта река очень быстрая, шумная, бушующая, неуправляемая, опасная.

У: Прочитайте следующие четыре строки, что здесь мы видим?

Д: Мы видим степь и море Каспийское.

У: Как меняется характер реки?
Д: Река становится спокойной и ласковой строки: «Разбегаясь, приветливо ласкаясь, журчит, лукавый принял вид».

У: Хорошо, почему автор говорит, что именно лукавый принял вид Терек? Что значит лукавый?
Д: Хитрый, коварный, потому что он притворяется.

У: Можно ли доверять этой реке?
Д: Нет, не зря автор пишет, что он только принял вид спокойный.
У: Давайте узнаем, что он говорит морю.
Д: (читают следующие четыре строки). Терек просит у моря расступиться и принять его воды.

У: Верно, с кем у нас сравнивают море и почему?

Д: Со старцем, значит Каспийское море намного старше Терека. Это говорит о том, что и море очень большое и властное.

У: Так, читаем до конца стихотворение. О чем здесь говорится?
Д: Река гордится своим местом рождения и восхваляет себя и свою мощь.

У: Да, а как вы понимаете фразу: «С чуждой властью человека вечно спорить был готов»

Д: Терек – река непокорная, очень опасная и что человеку никогда не укротить эту реку.

У: Действительно, что мы видим на нашей картине. Какой будет фон?

Д: Фон будет светлым, возможно голубым, потому что речь в стихотворении идет о облаках. «Вскормлен грудью облаков».

У: Хорошо, фон у нас светлый, есть облака.

Д: Белые, как молоко.
У: Так, что ещё? Терек он близко к нам или нет?

Д: Близко, мы видим брызжущие капли его воды.

У: Что его окружает?
Д: С одной стороны мы видим вершины, гору Казбек, с которой спускает река, а с другой стороны мы видим степь, где река становится спокойной и впадает в Каспийское море.
У: Еще что мы видим?
Д: В дали, в стороне наших гор мы видим ущелье, куда пригнал стадо валуны Терек.
У: Хорошо, но почему стадо?
Д: Значит их было очень много, и для него это сложности не составило. «в забаву разорил».
У: Какая эта река тогда, раз ей в забаву разорять земли?
Д: Своенравная, непослушная, опасная, злая и непостоянная.

У: Я согласна с вами, давайте обобщим представленную нами картину.
Д: Картина описана на светлом фоне, мы видим бушующую реку, которая быстрыми потоками срывается с горы и разливается в степи, где становится спокойной и тихой, мы видим море, куда впадает Терек. Вдали мы видим ущелье, в которое принес Терек свои дары в виде валунов. Мы ярко представляем образ и характер реки, потому что близко к вам, мы слышим её вой, плач и шум, видим её брызги. Картину нашу окутывают горные вершины, высокие и массивные.

К-О: Ученики контролируют свои ответы по заданным критериям;
учитель контролирует деятельность детей с помощью наводящих вопросов и оценочных суждений.

ОР: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, картина, описанная нами, отлично передает настроение, которое хотел изобразить автор.  

 

Вид работы: Анализ иллюстраций

ДЗУ: Формировать умение сравнивать пейзаж, описанный поэтом с пейзажем, нарисованным художником; формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формировать умение сравнивать объекты с целью выделения общих и различных признаков

УЗУ: А сейчас нам предстоит узнать, как эту же картину видит сам М. Ю. Лермонтов.

ПЗУ: Для этого посмотрите на картину Михаила Юрьевича Лермонтова «Дарьяльское ущелье».

ОД: Давайте выделим сходства и отличия между нашей воображаемой картиной и картиной, нарисованной М. Ю. Лермонтовым.  Работаем все вместе.

ОК: Напоминаю, что ответ должен быть полным и должен соответствовать теме. Если вы согласны с ответом, то поднимаете зелёную карточку, если не согласны, то красную.

Ск: Что отличается на картинах, а что наоборот похоже?

Д: На картине М. Ю. Лермонтова изображены горы и сама река выглядит спокойной, а на нашей картине мы видели реку бушующую, спускающуюся с горы и ещё и море.

Д: На картине есть люди, а у нас их не было.

Д: На картине Михаила Юрьевича изображены горы окружающие реку, вокруг которой лежат валуны, так же как и на нашей картине.

Д: На картине небо совсем безоблачное, хотя мы представляли иначе.

Д: На картине изображено ущелье очень близко, но точно также как мы его описывали.

У: Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Д: Мне всё равно тревожно, горы очень большие, а эти валуны говорят о том, что река только выглядит спокойной, хотя на самом деле она очень опасная.

Д: Опасность, недоверие.

Д: Беспокойство, но одновременно и восторг от красоты и величия природы.

К-О: Ученики контролируют свои ответы по заданным критериям;
учитель контролирует деятельность детей с помощью наводящих вопросов и оценочных суждений.

ОР: Молодцы, я согласна с вами!

Итог этапа: Нам удалось описать картину словами и сравнить ее с картиной М. Ю. Лермонтова «Дарьяльское ущелье». И мы узнали, что передавать одни и те же чувства и эмоции можно по-разному, как с помощью слов, так и с помощью кисти и красок.

 

VII этап: Обобщение

ОДЗ: Подвести учащихся к формулированию основной идеи произведения

Вид работы: Обобщающая беседа

ДЗУ: Выяснить с учащимися авторский замысел стихотворения;
формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

УЗУ: Сейчас мы с вами нарисовали словестную картину, а теперь давайте выясним её авторский замысел.

ПЗУ: Для этого побеседуем.

ОД: Отвечать будем по одному, для ответа поднимайте руки.

ОК: Критерии остаются теми же.

Ск: Какая главная особенность у лирических произведений?

Д: Главной особенностью лирического произведения является то, что оно передает читателям чувства и эмоции, пережитые автором.

У: Верно, и что хотел передать нам М. Ю. Лермонтов через свое произведение?

Д: Хотел показать величие природы.
Д: Непокорность дикой природы.
Д: Тревожность и опасность, которые мы испытали, представим себя там.
Д: Показать, что мы не в силах совладать и противостоять природе.

К-О: Ученики контролируют свои ответы по заданным критериям;
учитель контролирует деятельность детей с помощью наводящих вопросов и оценочных суждений

ОР: Молодцы, ребята.

Итог этапа: Благодаря совместной работе, мы теперь знаем главную идею стихотворения «Дары Терека»

 

VIII этап: Закрепление

ОДЗ: создать условия для закрепления умения выразительно читать лирическое стихотворение

Вид работы: Выразительное чтение

ДЗУ: создать условия для закрепления умения выразительно читать лирическое стихотворение; формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

УЗУ: А теперь потренируемся выразительно читать данное стихотворение.

ПЗУ: Для этого в ходе беседы составим партитуру, на листах, которые лежат у вас на столах

ОД: Работать будем все вместе, используя представленные на слайде условные обозначения.

ОК: Критерии, для ответа на вопросы те же. Если верно – зелёная карточка, если нет – красная.

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию шумит:

"Расступись, о старец море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить был готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов им, на славу,

Стадо целое пригнал".


ПАМЯТКА

Выразительно читать стихотворение – это значит:
– читать эмоционально;
– соблюдать нужную интонацию;
– правильно выдерживать паузы;
– правильно ставить логические ударения;
– не допускать ошибок в словах

 


Условные обозначения:

пауза - ||

логическое ударение –  воет

темп спокойный -  журчит           

темп быстрый -  летят
громко - дик
тихо - ласкаясь

Ск:

У: Итак, возьмите в руки карандаш и внимательно прочитайте условные обозначения.

Итак, сначала расставим паузы в нашем стихотворении. Как вы думаете, где они должны стоять?

Д: На знаках препинания (зелёная карточка)

У: А еще где-нибудь нужна пауза?

Д: Нет (зелёная карточка)

У: Хорошо, расставьте паузы в тексте. Скажите, как мы будем читать это стихотворение?
Д: Громко и величественно, чтобы передать характер реки.

У: Всегда ли  мы так будем читать?
Д: Нет, иногда нужно будет читать тихо, потому что Терек в степи мирный и ласковый и нам нужно будет это показать.

У: Выделите слова, которые нужны для логического ударения. Обозначьте их условным обозначением. Посмотрите на доску, сравните. Получилось? (зелёная карточка)
У: Определим темп, с которым будем читать? Как будет читать первые 4 строчки?

Д: Быстро и громко

У: Следующие четыре?

Д: Медленно и плавно

У: Следующие четыре как читаем?

Д: Спокойно, но громко и горделиво

У: Следующие строки как будем читать?

Д: Медлено и с гордостью.

У: Последние 4 строки?

Д: Медленно.
У: Итак, мы составили партитуру. Давайте попробуем прочитать его выразительно.

Но перед этим выделим критерий, для контроля этой деятельности.

Д: Соответствие партитуре (читают стихотворение)

У: Получилось ли  прочитать по партитуре? (зелёная карточка)

К-О: Ученики контролируют свои ответы по заданным критериям;
учитель контролирует деятельность детей с помощью наводящих вопросов и оценочных суждений.

ОР: Молодцы, ребята!

Итог этапа: Мы с вами умеем выразительно читать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дары Терека».

 

IX этап: Домашнее задание

У: Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. Вам нужно будет дома написать  сочинение по стихотворению «Дары Терека» М. Ю. Лермонтова. Для этого вспомним критерии, которым вы будете придерживаться для качественного написания сочинения. Какие это критерии?

Д: В сочинение должно быть описание картины стихотворения.
Д: Должна быть опара на текст.

Д: В сочинении должно быть описано собственное отношение к произведению

У: Правильно. Придерживайтесь этих критерий, когда будете писать сочинение.

 

X этап: Подведение итогов урока

ОДЗ: Придать уроку логическую завершенность.

ДЗУ: Учить обобщать полученную информацию и анализировать свою деятельность на уроке; формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия.

УЗУ: Урок подошел к концу, и мы должны подвести итог.

ПЗУ: Для этого вспомним, какие цели мы поставили в начале урока.

ОД: Отвечать будем по одному.

ОК: Ответ должен быть полным и ясным. Если ответ неверный, то показываем красную карточку, если верный – зелёную.

Ск:  Какие цели мы поставили в начале урока?

Д: Узнать новые факты из биографии М. Ю. Лермонтова.

Д: Познакомиться с новым произведением М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

Д: (показывают зелёные карточки)

У: Достигли мы этих целей за наш урок?

Д: Да, достигли.

У: Вам выданы листочки с высказываниями, дополните эти предложения и сдайте мне со звонком.

Сегодня на уроке я достиг цели, потому что…

 

Сегодня я узнал …

 

Было трудно …

 

Я приобрел …

 

Я научился…

 

Я смог…

 

Мне захотелось…

 

Меня удивило…

 

Д: (Дети дополняют предложения и передают листочки с последних парт)

К-О: Ученики оценивают свою деятельность на уроке, заканчивая высказывания;

учитель контролирует общую обстановку в классе.

ОР: Молодцы!

Итог этапа: Я рада, что вы активно работали на уроке.  Ребята, спасибо за урок.

 

 

 

Самоанализ проделанной работы

Во время составления конспекта мне было трудно написать литературоведческий и психолого-педагогический анализ, так как раньше с такой работой я очень редко встречалась.
С теоретической частью при подготовке урока проблем у меня не возникло, я старалась как можно больше поместить в своем конспекте видов работы, чтобы во время его реализации темп работы в классе был достаточно высоким.
Во время просмотров других уроков литературного чтения, мною было отмечено, что детям не интересно изучать лирические стихотворения, из-за того, что уроки были построены сухо и организованы в традиционной форме обучения. Большая часть урока литературного чтения отдается на проверку домашнего задания, что я считаю не правильным, так как на полноценный анализ произведения не остаётся времени.

При подготовке своего урока, я постаралась построить его в соответствии с требованиями ФГОС НОО, избежать ошибок, которые были допущены учителем, и заинтересовать учащихся на протяжении всего урока. Благодаря хорошей дисциплине, на уроке  удалось организовать продуктивную деятельность детей во время всего занятия, обратная связь между мной и детьми была постоянной, учащиеся были очень активны на уроке.
Единственной трудностью при проведении урока было создать идеальную атмосферу в классе для качественного анализа произведения. Думаю, мне это удалось, так как большинство класса были увлечены работой и активно взаимодействовали со мной.
Большим плюсом своего урока считаю, что за занятие я успела выполнить с детьми все виды работы, которые были запланированы, и провести полный и содержательный анализ стихотворения.

 

 


 

Литературоведческий анализ: Жанр:

Литературоведческий анализ: Жанр:

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Ход урока: I этап: Мотивационный

Ход урока: I этап: Мотивационный

Д: Он не нарушил ни одного критерия, значит, ставим ему «5»

Д: Он не нарушил ни одного критерия, значит, ставим ему «5»

ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока, активизировать познавательную деятельность

ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока, активизировать познавательную деятельность

Скажите, во сколько лет Лермонтов впервые познакомился с

Скажите, во сколько лет Лермонтов впервые познакомился с

Вид работы № 2: Беседа по целевому вопросу

Вид работы № 2: Беседа по целевому вопросу

У: Верно, какой мы можем сделать вывод из первых четырех строк о реке?

У: Верно, какой мы можем сделать вывод из первых четырех строк о реке?

ПЗУ: Для этого посмотрите на картину

ПЗУ: Для этого посмотрите на картину

ДЗУ: создать условия для закрепления умения выразительно читать лирическое стихотворение; формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения ; формировать умение контролировать процесс…

ДЗУ: создать условия для закрепления умения выразительно читать лирическое стихотворение; формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения ; формировать умение контролировать процесс…

Итог этапа: Мы с вами умеем выразительно читать стихотворение

Итог этапа: Мы с вами умеем выразительно читать стихотворение

Самоанализ проделанной работы

Самоанализ проделанной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2022