Конспект урока русского языка
Повторение раздела «Предложение»
Цель: систематизировать знания второклассников о предложении;
- повторить ранее изученный материал по орфографии и грамматике,
- строить урок на основе здоровьесберегающих технологий;
- развивать умение работать в паре, в группе;
- развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас;
- развивать итоговую самооценку и взаимоконтроль;
- продолжить формировать интерес к изучению русского языка через игровой сюжет, смену видов деятельности, разнообразные формы работы.
Метапредметные умения:
Познавательные:
- отличать предложения от словосочетаний;
- различать типы предложений и обосновывать свое суждение;
- уметь озаглавливать текст.
Регулятивные:
- соотносить учебные действия с учебной задачей.
- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- оценивать свою деятельность и деятельность работы группы.
Коммуникативные:
- формулировать понятные высказывания, используя термины;
- формировать умения взаимодействия в группе и паре.
Личностные:
- формировать положительное отношение к учебе.
Ход урока:
Психологический настрой.
· Здравствуйте, ребята! У меня сегодня хорошее настроение, я очень рада вас всех видеть. Хочу поделиться с вами своим настроением. (Подойти к каждому ребенку и передать в ладошки хорошее настроение)
· Думаю, что теперь и у вас хорошее настроение, надеюсь, что оно сохраниться до конца урока, и позволит вам преодолеть все трудности на нашем уроке.
· На уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
· Думаю, у наших гостей тоже прекрасное настроение. Давайте поприветствуем их доброй улыбкой.
Чистописание.
· Наш урок традиционно начинаем с минутки чистописания, и сейчас я предлагаю вам игру «Доскажи словечко».
Игра «Доскажи словечко».
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай – ка,
Кто же это? (Зайка)
· Назовите первый звук в слове. Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий парный; твердый парный).
· Какой буквой на письме он обозначается.
Пальчиковая гимнастика «Зайка и ушки».
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
· Пропишите по образцам, записанным в тетради, букву З отдельно и в соединении с другими буквами.
· Теперь посмотрите на доску внимательно, потому что вы должны сейчас уловить закономерность в записи букв и, продолжив ее, в тетради записать целую строчку букв. (Зз Ззз Зззз)
· Прочитайте пословицу (на слайде). Объясните ее смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.
За доброе дело жди похвалы смело.
(Нужно стараться делать только добрые дела, потому как только они заслуживают похвалы, уважения).
· Назовите слово с безударной гласной, проверяемой ударением, подберите проверочное слово.
Словарная работа.
На слайде: за.ц, з.вод, з.мл.ника, (завтр.к).
· Обратите внимание на слайд. Прочитайте слова. Что это за слова?
· Запишите эти слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы и поставьте ударение.
· Вы бы хотели узнать, есть ли еще словарные слова на букву з?
· Небольшая игра «Доскажите словечко». Можно хором.
Сегодня вдруг узнал и я,
Что было раньше днем - вчера,
А после ночи - будет завтра
И мама приготовит…
· Попробуйте записать это слово самостоятельно. Почему задумались?
· А теперь внимательно посмотрите на слайд. Что можно сделать с данной группой слов? (Составить предложение). (Слайд). (Мама, вкусным, меня, накормила, завтраком.)
Целеполагание.
· Ребята, я уверена, вы догадались, над чем мы будем работать и можете сформулировать тему урока. Поставьте учебные задачи. (Мы повторим, что такое предложение, его признаки, виды предложений по цели высказывания и по интонации).
Подвести итог.
Игра «Да-нет»
- Закончите фразы:
1. Наша речь состоит из предложений.
2. Предложение состоит из… слов
3. Слова в предложении не связаны … по смыслу
4. Предложение выражает … законченную мысль
5. Первое слово в предложении пишется..с маленькой буквы
6. В конце предложения ставится ...только точка.
Работа в парах. (Задание каждой паре по 3 предложения)
· Прочитайте записанные ряды слов и выпишите только предложения.
· Кто-то один из пары запишет предложение на доске, а другой запишет его в тетради. Работающий у доски объяснит правильность вашего выбора.
1 пара.
Наступила весна.
На птица сидела ветка.
На верхушке ели …
2 пара.
Около рос береза гриб.
Светит яркое солнышко.
На сосне мы увидели…
3 пара.
Лебеди летели над…
Растет в сирень сад душистая.
Дети гуляли в лесу.
· Почему не выписали остальное?
(Потому что нам надо было выписать только предложения.)
· Продолжаем проверять работу в парах. Прочитайте то, что у вас записано кроме предложения в карточках.
· Чем эти записи отличаются от предложений? Дайте обоснованный ответ.
Физкультминутка.
· Предлагаю вам отдохнуть, но отдых напрямую будет связан с темой сегодняшнего урока.
· Похлопаем в ладоши, если услышите предложение. Если звучит не предложение, а что-то другое, потопаем ножками.
Светит солнце. Зеленая травка. Яркое солнышко. Летают пестрые бабочки. Сильный ветер.
Работа в тетрадях по заданию в карточке: определение границ предложений.
· У каждого из вас лежат карточки. Задание в них предназначено для самостоятельной работы. Прочитай… задание.
Определите, сколько предложений в тексте.
Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений. Дайте название тексту. (Самостоятельная работа в карточках, взаимопроверка по эталону на слайде, оценивание)
· Итак, ребята, приступайте к работе.
Ребята работают в школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят садовые дорожки.
· Молодцы, вы умеете определять границы предложения.
Беседа по вопросам.
· А теперь давайте вспомним, какие знаки препинания ставятся в конце предложений? (Предложение пишется с большой буквы, а в конце предложений ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки.)
· Какую работу выполняет каждый знак препинания в конце предложения?
· Давайте придумаем предложения с разными знаками препинания в конце.
Эту работу проведем в группах, каждой из которых нужно придумать три разных предложения.
· Выполнили задание? Проверим.
· Прочитайте ваше предложение, в котором содержится вопрос.
· Теперь озвучьте предложение, которое выражает чувство или дает какую-то оценку.
· Осталось прочитать предложение, в котором содержится сообщение.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура! Долой! Привет! Домой!
( С. Маршак)
· Я прочитала вам отрывок из стихотворения С.Я.Маршака не просто так, а с целью напомнить, какой должна быть интонация в вопросительных и восклицательных предложениях.
· А теперь вы произнесите предложение «Прозвенел звонок» с разной интонацией.
Работа с учебником.
· Ребята, откройте учебник на стр. 118, найдите упр. 197. Прочитайте про себя текст упражнения. Прочитайте вслух.
· Почему вы улыбнулись?
· Этот текст - диалог или монолог?
· Как вы это определили?
· Давайте, ребята, прочитаем по лицам этот диалог. Будьте внимательны, обращайте внимание на знаки препинания в конце предложений.
· Вадим, ты будешь читать слова Фомы, а слова того, кто к нему обращается, будет читать Маша.
· А теперь из текста упражнения выпишите только вопросительные предложения.
· Сколько предложений вы выписали?
· Давайте хором прочитаем это предложение.
Зрительная физкультминутка.
Тест на тему « Предложение».
· Ребята, а теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме нашего сегодняшнего урока и выполнить самостоятельно тест.
Дети выполняют самостоятельно на карточках.
1. Первое слово в предложении пишется:
а) с маленькой буквы; б) с большой буквы;
2.Предложение состоит из:
а) букв; б) звуков; в) слогов; г) слов;
3.Если в предложении о чём-либо сообщается, повествуется, то в конце предложения ставится:
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
4.Какой знак нужно поставить в конце предложения.
Какой замечательный вечер сегодня…
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
5. Выбери правильно записанное предложение
А)На суку сидит жук.
Б)на суку сидит жук
В) На суку сидит жук,
Итог урока.
· Какую тему мы сегодня повторили?
· Что вспомнили?
· Молодцы!
Рефлексия
· Сейчас проверим, сохранилось ли ваше хорошее настроение до конца урока? Если да, прикрепите алый парус на корабль, если на душе «тоска зеленая» - зеленый парус.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.