Конспект урока на тему: «Развитие хозяйства"
Оценка 5

Конспект урока на тему: «Развитие хозяйства"

Оценка 5
docx
04.11.2023
Конспект урока на тему: «Развитие хозяйства"
Конспект урока по географии _ Развитие хозяйства._.docx

  География  8 класс               

                                                                       Тема: Развитие хозяйства

Планируемые результаты:

 

Личностные : воспитать осознание необходимости динамичного развития экономики России, воспитание патриотизма и любви к Родине.

Предметные: формирование представлений и знаний о природно-ресурсном, человеческом и производственном ка­питале, об отраслевой, функциональной и территориаль­ной структуре хозяйства, о секторах экономики и «циклах Кондратьева». Познакомить с содержанием понятий «хозяйство», «отрасль», «отраслевой комплекс», «территориальная структура».

Метапредметные : Формировать умения работать со статистическими материалами,

развивать умение работать с учебниками, составлять логические схемы. формирование умений: 1) анализи­ровать схемы и таблицы учебника, делать самостоятель­ные выводы; 2) высказывать своё мнение и аргументиро­вать свою позицию; 3) работать с текстом; 4) включаться в обсуждение проблем необходимости развития хозяйства России.

Тип урока: изучение нового материала.

 

 

Оборудование: учебник, тетрадь, ноутбук, проектор

 

Основные понятия, терминыхозяйство, отрасль, комплекс, сфера, предприятие, секторы экономики , промышленность.

Деятельность обучающихся: анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства Рос­сии, определять их различия; формулировать черты сход­ства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от отраслевой и функциональной струк­туры хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира; выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт; выявлять значение человеческого капитала как основного фактора развития общества.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся  (1 мин.).

 Организационный момент

 2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 4 мин.).

Для успешного развития хозяйства важно эффективно управлять природно-ресурсным, человеческим и производственным капиталом.

Вспомните, что относится к природно-ресурсному капиталу? Что такое человеческий капитал?

3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения  ( 30 мин)

 Изучение нового материала

- Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики) России.

Придерживаться будем   - Плана урока:

1.       Что такое хозяйство?    (учащиеся совместно с учителем пробуют сформировать новое и основное понятие « хозяйство»)

2.       Главной задачей хозяйства ?

3.       3 проблемы общества ?

4.       Какое бывает хозяйство?

5.       Структура или строение хозяйства?

 

1   Урок начинается с вопросов учителя к обучающимся:

«Что вы знаете о понятиях «экономика», «хозяйство»?

Ка­кое определение даётся этим понятиям в параграфе?

По­чему необходимо развивать экономику страны?»

 

Что же такое хозяйство России?

Запись в тетрадь. (Карточки) работа в группе, паре.

Экономика-это особая сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление созданных в обществе благ. ИЛИ

Хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.

Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из средств труда (то, чем или с помощью чего работает человек) и предметов труда (то, что он обрабатывает).

Хозяйство России — это совокупность огромного чис­ла разнообразных предприятий и учреждений, каждое из которых удовлетворяет определённые потребности населе­ния. Учитель подчёркивает, что хозяйство, сложившееся исторически в границах государства, называют экономи­кой страны или национальной экономикой.

 

2.  Главной задачей хозяйства (экономики) является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.

3. Общество любой страны должно решить 3 проблемы:

а) что производить (пушки или масло);

б) как производить (какие технологии и ресурсы использовать);

в) для кого они будут предназначены (какой части населения необходимы и как географически распределены по стране).

Для успешного управления хозяйством нужно хорошо представлять, чем располагает страна-что есть в избытке, чего не хватает и как правильно распорядиться имеющимися экономическими ресурсами.

Работа в группах. Изучить текс учебника на стр. 154  ( 3-5мин.)

Выступление учеников. Определить виды экономических ресурсов.

 

5.     Хозяйство состоит из отраслей. А что такое отрасль?

Запись в тетрадь

Отрасль - это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги.

Совокупность отраслей составляет экономику страны. Например: все автомобильные заводы страны образуют отрасль - автомобилестроение; а все медицинские учреждения (больницы, поликлиники и др.) образуют другую отрасль - медицину (или здравоохранение).

Какие учреждения образуют отрасль экономики – образование? Ответы учеников

 

Отрасли, производящие сходную продукцию, объединяются в отраслевые комплексы(ТЭК, АПК)

Хозяйственные производства и населения размещены по территории страны неравномерно. Одни территории имеют высокую концентрацию производства , другие освоены слабо. Промышленные и транспортные узлы, города, дороги, сельскохозяйственные районы образуют территориальную структуру.

Размещение производства зависит от многих факторов. где то большая концентрация  производства, а где то не большая.

Назвать факторы, которые влияют на размещение производств по территории страны (рис 73, на стр. 155). Ответы учеников.

- Хозяйство часто делят на две сферы: производственную (материальную) и непроизводственную (нематериальную). Производственная сфера состоит из отраслей, производящих материальные блага (машины, мебель, продукты питания и др.). Непроизводственная сфера оказывает услуги (образовательные - образование, медицинские - медицина, услуги связи и пр.).

Хозяйство можно представить в виде следующей схемы, которую учитель чертит на доске, а учащиеся в тетради.

 

hello_html_734b2060.jpg

 Задания: Назвать и дать краткую характеристику секторам экономики рис 74. стр 156.

Работа в группах

1. Первичный сектор

Первичный сектор экономики составляют охота и рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство (охрана и восстановление лесов), лесозаготовки, горнодобывающая промышленность

2. Вторичный сектор

Вторичный сектор составляют обрабатывающие отрасли и строительство.

3. Третичный сектор.

Третичный сектор стал преобладающим в развитых странах. Это сфера непроизводственная - наука, финансовая сфера, информация, услуги. Науку и управление часто выделяют в четвертичный сектор хозяйства.

4. Четвертичный сектор.

В XX веке начали выделять четвертичный сектор. Производство и обработка информации.

В России до сих пор преобладающей отраслью является промышленность, ведущей сферой - производственная. Россия отстает в развитии экономики технологически, у нас преобладает вторичный сектор экономики, т. е. обрабатывающая промышленность.

 

 

4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (5 мин.).

- В чем особенности структуры экономики России? (Преобладание промышленности в экономике.)

- Какие отрасли хозяйства являются ведущими? (Промышленность (добывающая), строительство, торговля, здравоохранение, образование и др.)

- Назовите секторы хозяйства? (Первичный, вторичный, третичный, часто выделяют еще и четвертичный.)

5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 5 мин.).

Рефлексия – 4 мин

Что нового вы узнали об экономике страны?

Как и где вам может пригодиться эта информация?

Всё ли вам было понятно на уроке? Какие трудности возникли и как вы их решили?

 Домашнее задание: - 1 мин

1) изучить § 38; 2) выполнить задания 5—7 (по выбору уча­щихся);

Просмотреть видеоурок: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2688/main/    

проработать тренировочные задания ;  https://resh.edu.ru/subject/lesson/2688/train/#206321

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

 Дополнительно. Для ознакомления учеников с «циклами Кондратье­ва» — учёного, фото которого помещено на шмуцтитуле, используется приём опережающего задания — анализ та­блицы на с. 157 учебника. Учителю следует подчеркнуть, что сегодня в мире формируется шестой технологический уклад. Его базовые отрасли: биотехнология, нанотехноло­гия и др. Именно развитие этих отраслей обеспечит про­гресс и развитие России.

В качестве дополнительного материала к уроку учитель может привлечь следующий текст.

Развитие промышленности происходит неравномерно, че­рез спады и подъёмы. Впервые на эту закономерность обратил внимание в 1847 г. англичанин Х. Кларк, который подсчитал, что между экономическими кризисами 1793 г. и 1847 г. про­шло 54 года. Он высказал мысль, что такой период не случаен, что должны быть причины, его обусловившие. Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому учёному

Н. Д. Кондратьеву. Он впервые глубоко проанализировал этот феномен в 1928 г.

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892—1938), выпускник юридического факультета Петербургского университета, про­жил всего 46 лет. Ещё в начале 1920-х он начал широкую дис­куссию по поводу длинных волн (периодов, циклов) в развитии экономики. Наибольшую известность ему принёс доклад в ин­ституте экономики в 1928 г. «Большие циклы конъюнктуры». Ис­следования Н. Д. Кондратьева охватывали этапы развития ряда стран Западной Европы и США за 100—150 лет. Он учитывал индексы цен, внешнеторговый оборот, добычу золота, угля, вы­плавку чугуна. Н. Д. Кондратьев в 1930 г. был репрессирован и умер в заключении в 1938 г. Его научные труды стали из­даваться только с 1989 г.


 

Скачано с www.znanio.ru

География 8 класс

География 8 класс

Что же такое хозяйство России?

Что же такое хозяйство России?

Задания : Назвать и дать краткую характеристику секторам экономики рис 74

Задания : Назвать и дать краткую характеристику секторам экономики рис 74

Приложение: Дополнительно.

Приложение: Дополнительно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2023