География 8 класс
Тема: Развитие хозяйства
Планируемые результаты:
Личностные : воспитать осознание необходимости динамичного развития экономики России, воспитание патриотизма и любви к Родине.
Предметные: формирование представлений и знаний о природно-ресурсном, человеческом и производственном капитале, об отраслевой, функциональной и территориальной структуре хозяйства, о секторах экономики и «циклах Кондратьева». Познакомить с содержанием понятий «хозяйство», «отрасль», «отраслевой комплекс», «территориальная структура».
Метапредметные : Формировать умения работать со статистическими материалами,
развивать умение работать с учебниками, составлять логические схемы. формирование умений: 1) анализировать схемы и таблицы учебника, делать самостоятельные выводы; 2) высказывать своё мнение и аргументировать свою позицию; 3) работать с текстом; 4) включаться в обсуждение проблем необходимости развития хозяйства России.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, ноутбук, проектор
Основные понятия, термины – хозяйство, отрасль, комплекс, сфера, предприятие, секторы экономики , промышленность.
Деятельность обучающихся: анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия; формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от отраслевой и функциональной структуры хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира; выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт; выявлять значение человеческого капитала как основного фактора развития общества.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (1 мин.).
Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 4 мин.).
Для успешного развития хозяйства важно эффективно управлять природно-ресурсным, человеческим и производственным капиталом.
Вспомните, что относится к природно-ресурсному капиталу? Что такое человеческий капитал?
3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения ( 30 мин)
Изучение нового материала
- Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики) России.
Придерживаться будем - Плана урока:
1. Что такое хозяйство? (учащиеся совместно с учителем пробуют сформировать новое и основное понятие « хозяйство»)
2. Главной задачей хозяйства ?
3. 3 проблемы общества ?
4. Какое бывает хозяйство?
5. Структура или строение хозяйства?
1 Урок начинается с вопросов учителя к обучающимся:
«Что вы знаете о понятиях «экономика», «хозяйство»?
Какое определение даётся этим понятиям в параграфе?
Почему необходимо развивать экономику страны?»
Что же такое хозяйство России?
Запись в тетрадь. (Карточки) работа в группе, паре.
Экономика-это особая сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление созданных в обществе благ. ИЛИ
Хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.
Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из средств труда (то, чем или с помощью чего работает человек) и предметов труда (то, что он обрабатывает).
Хозяйство России — это совокупность огромного числа разнообразных предприятий и учреждений, каждое из которых удовлетворяет определённые потребности населения. Учитель подчёркивает, что хозяйство, сложившееся исторически в границах государства, называют экономикой страны или национальной экономикой.
2. Главной задачей хозяйства (экономики) является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.
3. Общество любой страны должно решить 3 проблемы:
а) что производить (пушки или масло);
б) как производить (какие технологии и ресурсы использовать);
в) для кого они будут предназначены (какой части населения необходимы и как географически распределены по стране).
Для успешного управления хозяйством нужно хорошо представлять, чем располагает страна-что есть в избытке, чего не хватает и как правильно распорядиться имеющимися экономическими ресурсами.
Работа в группах. Изучить текс учебника на стр. 154 ( 3-5мин.)
Выступление учеников. Определить виды экономических ресурсов.
5. Хозяйство состоит из отраслей. А что такое отрасль?
Запись в тетрадь
Отрасль - это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги.
Совокупность отраслей составляет экономику страны. Например: все автомобильные заводы страны образуют отрасль - автомобилестроение; а все медицинские учреждения (больницы, поликлиники и др.) образуют другую отрасль - медицину (или здравоохранение).
Какие учреждения образуют отрасль экономики – образование? Ответы учеников
Отрасли, производящие сходную продукцию, объединяются в отраслевые комплексы(ТЭК, АПК)
Хозяйственные производства и населения размещены по территории страны неравномерно. Одни территории имеют высокую концентрацию производства , другие освоены слабо. Промышленные и транспортные узлы, города, дороги, сельскохозяйственные районы образуют территориальную структуру.
Размещение производства зависит от многих факторов. где то большая концентрация производства, а где то не большая.
Назвать факторы, которые влияют на размещение производств по территории страны (рис 73, на стр. 155). Ответы учеников.
- Хозяйство часто делят на две сферы: производственную (материальную) и непроизводственную (нематериальную). Производственная сфера состоит из отраслей, производящих материальные блага (машины, мебель, продукты питания и др.). Непроизводственная сфера оказывает услуги (образовательные - образование, медицинские - медицина, услуги связи и пр.).
Хозяйство можно представить в виде следующей схемы, которую учитель чертит на доске, а учащиеся в тетради.
Задания: Назвать и дать краткую характеристику секторам экономики рис 74. стр 156.
Работа в группах
1. Первичный сектор
Первичный сектор экономики составляют охота и рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство (охрана и восстановление лесов), лесозаготовки, горнодобывающая промышленность
2. Вторичный сектор
Вторичный сектор составляют обрабатывающие отрасли и строительство.
3. Третичный сектор.
Третичный сектор стал преобладающим в развитых странах. Это сфера непроизводственная - наука, финансовая сфера, информация, услуги. Науку и управление часто выделяют в четвертичный сектор хозяйства.
4. Четвертичный сектор.
В XX веке начали выделять четвертичный сектор. Производство и обработка информации.
В России до сих пор преобладающей отраслью является промышленность, ведущей сферой - производственная. Россия отстает в развитии экономики технологически, у нас преобладает вторичный сектор экономики, т. е. обрабатывающая промышленность.
4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (5 мин.).
- В чем особенности структуры экономики России? (Преобладание промышленности в экономике.)
- Какие отрасли хозяйства являются ведущими? (Промышленность (добывающая), строительство, торговля, здравоохранение, образование и др.)
- Назовите секторы хозяйства? (Первичный, вторичный, третичный, часто выделяют еще и четвертичный.)
5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 5 мин.).
Рефлексия – 4 мин
Что нового вы узнали об экономике страны?
Как и где вам может пригодиться эта информация?
Всё ли вам было понятно на уроке? Какие трудности возникли и как вы их решили?
Домашнее задание: - 1 мин
1) изучить § 38; 2) выполнить задания 5—7 (по выбору учащихся);
Просмотреть видеоурок: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2688/main/
проработать тренировочные задания ; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2688/train/#206321
Приложение:
Дополнительно. Для ознакомления учеников с «циклами Кондратьева» — учёного, фото которого помещено на шмуцтитуле, используется приём опережающего задания — анализ таблицы на с. 157 учебника. Учителю следует подчеркнуть, что сегодня в мире формируется шестой технологический уклад. Его базовые отрасли: биотехнология, нанотехнология и др. Именно развитие этих отраслей обеспечит прогресс и развитие России.
В качестве дополнительного материала к уроку учитель может привлечь следующий текст.
Развитие промышленности происходит неравномерно, через спады и подъёмы. Впервые на эту закономерность обратил внимание в 1847 г. англичанин Х. Кларк, который подсчитал, что между экономическими кризисами 1793 г. и 1847 г. прошло 54 года. Он высказал мысль, что такой период не случаен, что должны быть причины, его обусловившие. Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому учёному
Н. Д. Кондратьеву. Он впервые глубоко проанализировал этот феномен в 1928 г.
Николай Дмитриевич Кондратьев (1892—1938), выпускник юридического факультета Петербургского университета, прожил всего 46 лет. Ещё в начале 1920-х он начал широкую дискуссию по поводу длинных волн (периодов, циклов) в развитии экономики. Наибольшую известность ему принёс доклад в институте экономики в 1928 г. «Большие циклы конъюнктуры». Исследования Н. Д. Кондратьева охватывали этапы развития ряда стран Западной Европы и США за 100—150 лет. Он учитывал индексы цен, внешнеторговый оборот, добычу золота, угля, выплавку чугуна. Н. Д. Кондратьев в 1930 г. был репрессирован и умер в заключении в 1938 г. Его научные труды стали издаваться только с 1989 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.