Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи
Оценка 4.7

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Оценка 4.7
docx
16.01.2020
Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи
конспект.docx

Тема. Самостоятельные и служебные части речи

Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Эпиграф:

Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.
Д.И. Писарев

 

Выступление:   Дми́трий Ива́нович Пи́сарев родился 14 октября 1840 года в  селе ЗнаменскоеОрловской губернии. Русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ. По праву считается «третьим», после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятникомПлеханов называл его «одним из самых выдающихся представителей шестидесятых годов

 

Образовательные цели

ü  повторить изученное о частях речи;

ü  познакомить обучающихся с принципами русской орфографии;

ü   повторить и обобщить правила, касающиеся разных частей речи;

ü  привести в систему знания по морфологическим нормам русского языка (нормы словообразования и словоизменения)

Развивающие:

ü  Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

ü  Формирование позитивной Я - концепции;

ü  Совершенствование речемыслительной деятельности;

ü  Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

ü  Развитие умения логически верно излагать мысли;

ü  Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

ü  Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

ü  Совершенствование навыков этичного межличностного общения;

ü  Воспитание бережного отношения к слову, ответственного отношения к собственной речи.

Оборудование урока: ИКТ - презентация; орфографические словари, таблицы.

 

Ход урока

1.Работа с эпиграфом:

Неправильное употребление слов

ведет за собой ошибки в области мысли

и потом в практике жизни.
Д.И. Писарев

 

ПРОВЕРКА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:

 

Ø  Что такое норма в русском языке?

Ø  К чему приводит нарушение фонетических, лексических норм?

Ø  Приведите примеры.

 

2. Подготовка к изучению нового материала:

 

Главный экономист пришёл на работу.

Главный экономист пришла на работу.

Главная экономист пришла на работу.

Главная экономистша пришла на работу.

 

Ø  Как правильно сказать о женщине?

Многие наименования лиц по должности, профессии, выполняемой работе образуют пары мужского и женского рода: санитар-санитарка, тракторист- трактористка. Но следует помнить, что в официально-деловой речи и книжных стилях для обозначения профессии употребляют слова мужского рода.

 

Итак, как правильно? Главный экономист пришла на работу.

 

Ø  Зачитайте до трёх предложений из предыдущей работы о вашей специальности.

Ø  Укажите стиль речи и тип текста.

От раздела стилистика мы переходим к повторению следующего материала, для этого поработаем с правильной формой предложения: Главный экономист пришла на работу.

 

Ø  Распределите слова из фразы в таблицу, дополните таблицу и сформулируйте тему урока.

 

3. Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Ø  Тему урока вы сможете сформулировать, если заполните верхнюю строку в таблице.

ЧАСТИ РЕЧИ

 

 

 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Наречие

Предлоги

 

 

 

 

 

 

 

Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности.

Морфология и культура речи, Что объединяет эти понятия?

Во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм, во-вторых, богатство словаря, выразительность, логическая стройность, смысловая точность. Мир слов имеет свои закономерности, познание которых увлекательно.

Этому и посвящен наш урок.

 

4. Обобщение пройденного материала: СХЕМА

Информация на слайде, 1 работает у доски:

Ø  Прокомментируйте и сделайте вывод:

Итак, сегодня на уроке мы повторяем самостоятельные и служебные части речи.

 

5. Работа с текстом:

Ø  Вам даны предложения с возможностью выбора правильного варианта слова.  (РАБОТА НА КАРТОЧКАХ)

Я считаю, что (база – базис) для реформ – малые предприятия. (Развитие – развитость) малого бизнеса (благотворно – плодотворно) отразится на нашей экономике. Мы перестанем (боязливо – боязно) смотреть в будущее, и (бракованный – браковочный) товар навсегда уйдет с наших прилавков. Мы хотим верить, что с (ростом – возрастом) объемов малого бизнеса начнется (воскрешение – воскресение) нашей экономики.

САМОПРОВЕРКА:

ВЫВОД:

Ø  Как в русском языке называются слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению?  (ПАРОНИМЫ)

Ø  Перечислите виды лексических ошибок.

6. Самостоятельная работа (на слайде)

Ø  Продолжаем повторять и обобщать знания о частях речи. Следующий вид работы – самостоятельная:

Восстановите в предложениях глаголы – сказуемые в соответствующей видо – временной форме. Согласуйте сказуемое с подлежащим.

 

Нельзя …кодекс поведения финансиста (нарушить).

Деловой человек постоянно …свои обещания и поручения (выполнить)

Экономические реформы в России …гражданам достойную жизнь (гарантировать).

Кто хорошо работает, тот хорошо …(получать).

Семья и хорошие в ней отношения …на работу (влиять).

 

Ø  Дайте определение глаголу.

 

7. Устная работа (предварительное задание)

Ø  Специальность экономиста так или иначе связана с … (деньгами).

Небольшой исторический факт о происхождении денег мы сейчас послушаем.

 

Происхождение денег

1.       Наиболее важным для изучения механизмов функционирования рыночной экономики является ясное понимание роли денег. Деньги нередко называют «языком рынка».

2.       Деньги возникли в глубокой древности как результат развития производительных сил и товарных отношений.

Для натурального хозяйства признаком развития производительных сил было характерно производство продукции для собственного потребления, обменивались лишь оставшиеся излишки. Продукт удовлетворял потребности производителя и его семьи, т.е. для них он имел значение только как потребительная стоимость, которая представляет собой способность продукта удовлетворять какую - либо потребность человека.

В результате общественного разделения труда, выделения земледелия, скотоводства, а затем и ремесел возникла необходимость в постоянном обмене продуктами труда.

3.       Таким образом, деньги возникли стихийно из обмена, а не являются результатом соглашения сторон. В роли денег выступали разные товары. Но более пригодным оказались драгоценные металлы - серебро и золото.

4.       Первые деньги (монетыпоявились еще в 7-8 вв до н.э. в Китае. Это были слитки из металла в форме ножей и лопат. В 6 в до н.э. в древнем Лидийском царстве (территория современной Турции) начали чеканить круглые монеты из электрона, сплава золота и серебра. ... На Руси появились заграничные монеты - серебряные арабские дирхемы. Затем появились свои металлические деньги - кусочки металла различной формы Гривны. Гривну рубили на части – отсюда название рубль.

5.       Первоначально в обращении находились одновременно златники (монеты из золота) и сребренники (монеты из серебра).К золотому денежному обращению страны перешли во второй половине XIX века. Ведущей из этих стран была Великобритания, которая занимала первое место по добыче золота.

6.       Золотое обращение просуществовало в мире относительно недолго – до первой мировой войны. Когда воюющие страны для покрытия своих расходов осуществляли эмиссию знаков стоимости, постепенно золото исчезло из обращения. В отношениях людей деньги имеют далеко не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. 

                                                                                              

Ø  Определите стиль текста (научный)

Ø  Определите тип речи (повествование, рассуждение)

 

 Игра “Верите, не верите”. Ответьте «Да, нет» на вопросы. (СЛАЙД)

1. . В Китае и Японии деньгами был рис. 
2. Первые бумажные деньги появились в Китае. 
3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? 
4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. 
5.Деньги может печать любой человек. 
6. Денежная единица США – рубль. 
7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги

 

Проверим (СЛАЙД)

Игра “Верите, не верите”.

1.       В Китае и Японии деньгами был рис. (Да)
2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да)
3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет)
4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да).
5.Деньги может печать любой человек. (Нет)
6. Денежная единица США – рубль. (Нет)
7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да)

 

ВЫВОД:

 

Ø  В заключение урока и в продолжение разговора о деньгах задание:

Домашнее задание:   Мини-сочинение

“На что потратить первую зарплату”.

 

ВЫВОД: по уроку

 

1.       Что мне было известно?

2.       Что нового я узнал(а)?

3.       К чему мне надо стремиться?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ:

 

ЭТАП УРОКА

ВИД РАБОТЫ

Балл

Личная оценка

1. Вводный

Работа с эпиграфом (устный ответ)

1

 

2. Проверка изученного материала

Устные вопросы

(за каждый ответ по 1 баллу)

3

 

3. Подготовка к изучению нового материала

А) Устная работа (с выбором предложения)

1

 

Б) Работа с текстом (предыдущего урока)

1

 

В) Работа с таблицей

2

 

4. Определение темы урока

Устная работа

1

 

5. Обобщение пройденного материала

Работа со схемой

3

 

6. Работа на карточках

Самостоятельная работа

(за каждый ответ по 1 баллу)

4

 

7 Работа в тетради

А) Самостоятельная работа

(за каждый ответ по 1 баллу)

5

 

 

Б) Устные выступления (индивидуальные задания)

(каждый выступающий ставит себе по 1 баллу)

 

8. Игра “Верите, не верите”.

 

Ответьте «да» - «нет» на вопросы

(за каждый ответ по 1 баллу)

7

 

Мини-сочинение

Домашнее задание

 

 

ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ:                       28-29  – 5

                                                                                     21-27 – 4

                                                                                     14 - 20 - 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Тема. Самостоятельные и служебные части речи

Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Эпиграф:

Неправильное употребление слов

ведет за собой ошибки

в области мысли и потом

 в практике жизни.
Д.И. Писарев

 

Выступление:   Дми́трий Ива́нович Пи́сарев родился 14 октября 1840 года в  селе ЗнаменскоеОрловской губернии. Русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ. По праву считается «третьим», после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятникомПлеханов называл его «одним из самых выдающихся представителей шестидесятых годов

 

Образовательные цели

ü  повторить изученное о частях речи;

ü  привести в систему знания по морфологическим нормам русского языка

Развивающие:

ü  Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

ü  Формирование позитивной Я - концепции;

ü  Совершенствование речемыслительной деятельности;

ü  Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

ü  Развитие умения логически верно излагать мысли;

ü  Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

ü  Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

ü  Совершенствование навыков этичного межличностного общения;

ü  Воспитание бережного отношения к слову, ответственного отношения к собственной речи.

Оборудование урока: ИКТ - презентация; карточки с заданиями.

 

ЭТАП УРОКА

ВИД РАБОТЫ

время

Вводный

Работа с эпиграфом (устный ответ)

Проверка изученного материала

Устные вопросы

Подготовка к изучению нового материала

Устная работа (с выбором предложения)

Работа с текстом (предыдущего урока)

Работа с таблицей

Определение темы урока

Устная работа

Обобщение пройденного материала

Работа у доски

Работа на карточках

Самостоятельная работа

Работа в тетради

Самостоятельная работа

 

Устные выступления

Игра “Верите, не верите”.

 

Ответьте «да» - «нет» на вопросы

Мини-сочинение

Самостоятельная работа

ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ:                       32-34 – 5

                                                                                     25-31 – 4

                                                                                     17-24 - 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советы студентам: (СЛАЙД)

1.    Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Стендаль до франка прикидывал, сколько ему требуется на содержание дома, сколько – на путешествия и даже сколько - на любимую женщину.

2.    Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть скрягой.

3.    Планируя расходы, будьте сдержанны.

4.    Не экономьте на заботе о близких! Подарки обрадуют их и вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?

5.    Если вы в состоянии дать в долг - давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø  Заполните схему:

ЧАСТИ РЕЧИ

междометияКто?  Что?САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ                  СЛУЖЕБНЫЕ             ДРУГИЕ

Какой? Чей? производные непроизводные
сочинительные,подчинительные,Слова категории состояния
Что сделать?
Что делающий?
Что делая?
o	Восклицательные
o	Вопросительные
o	Указательные
o	Усилительные
o	Уточняющие
o	Отрицательные
o	утвердительные
Как? Когда?
Кто? Что? Чей?
Какой? Сколько?
 

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи

Конспект урока на тему Самостоятельные и служебные части речи. ОГСЭ.05 В Русский язык и культура речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020