Конспект урока на тему "Южные моря"

  • doc
  • 07.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала южные моря россии конспект.doc

Конспект урока географии в 9-м классе Тема: "Южные моря»

Цель:

Обучающая: организовать деятельность учащихся на самостоятельную работу по созданию “образа южного моря”, выявить особенности моря и его проблемы, используя различные источники географической информации: Интернет-ресурсы, учебник, таблицы, дополнительный материал, карты атласа, настенные карты.

Ориентированная на развитие личности: создать условия для применения ранее полученных знаний и умений в создании “образа моря”, т.е. актуализировать субъектный опыт учащихся; создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Задачи:

1.    совершенствование навыков работы с картами;

2.    расширить знания о природных богатствах России;

3.    создать комфортную, культуротворческую и здоровьесозидательную обстановку на уроке.

Оборудование: физическая карта Восточно-Европейской равнины, экран, компьютер, проектор, географические атласы, контурные карты, рабочие тетради, учебник А.И. Алексеева “География России. Хозяйство и географические районы”.

Опорные знания: характеристика моря по плану, моря России, работа с картами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы, цели  и задачи урока.

2. Вступительное слово учителя:

«Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях. « Море зовет» - это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности человека, но так же на культуру, религию, на эпос и традиции, на архитектуру , одежду, хозяйство, транспорт.

Различные сферы деятельности людей связанны с  морем: рыболовство, навигация, добыча полезных ископаемых, продуктов питания. Человек издревле селился по берегам морей .Древнейшие цивилизации возникали именно на морских побережьях. И, как писал Тур Хейердал- известный путешественник- «…человек научился ставить парус раньше, чем седлать коня. Шест и  весло  он стал  использовать раньше на море, чем  колесо на суше».

 

Эпиграфом к уроку могут служить стихи П.С. Комаро

(Ученик читает стихотворение)

 

Россия- морская держава, она в штормовые ветра

Свой парус холщовый держала еще до деяний Петра.

   Тогда еще Русь ли Россия морскою державой была:

На Грумант , на Мангазею, на Каспий по Волге плыла.

На щитиках, чайках и кочках, на палубах утлых людей

Служивых, торговых , охочих своих посылала людей.

 

Живя между гладом и мором, чтя княжий и Божий закон,-

Не пашней да лесом,- а морем кормилась она испокон.

Доподлинно были известны дороги её кораблям

К далеким ишпанским и светским и всяким иным королям.

 Купцы , рыбаки, зверобои, туда, где большая вода,

 Не ради большого разбоя свои снаряжали суда.

Но если войны лихолетье, рукою и духом тверда,

За землю и море в ответе Россия бывала всегда.

 

Предлагаю вам совершить путешествие к южным морям России, и попытайтесь в конце урока доказать , действительно ли велики и прекрасны  Южные моря России.

Работать будем в группах, каждая группа получит задание по описанию определенного моря, характеристики моря должны будут  записываться на доске, а также необходимо будет заполнить сводную контурную карту, дать рекламу моря и в конце урока составить синквейн. Руководители групп должны распределить обязанности, кто за какие пункты плана отвечает и делает записи.

 

Первая группа: Описание Каспийского моря , руководитель группы Алешкина А.

 

Вторая группа:ОписаниеАзовского моря, руководитель  группы Мещерякова Е.

 

Третья группа: Описание Черного моря, руководитель группы Кунгурцев Е.

 

А для того, чтобы начать работу нам необходимо составить план характеристики моря.

Вспомним из ранее изученного материала план характеристики моря и предложите экономические параметры моря, которые можно включить в план.

Путем обсуждения получаем план (корректирует учитель).

П л а н

1.    ГП

2.    Внутреннее или окраинное

3.    К бассейну, какого океана относится

4.    Берега, каких государств омывает.

5.    Природные особенности:

А) климатический пояс, средняя температура января и июля
Б) соленость
В) преобладающие и мах глубины
Г) впадающие реки

6.    Ресурсы моря

7.    Транспорт

8.    Портовые города

9.    Значение моря

10.                      Проблемы моря

3. Изучение нового материала.

А сейчас, опираясь на составленный план, создайте образ Черного и Каспийского  и Азовского морей дайте им характеристику.

У каждой группы  есть папка “География 9 класс”, где вам подобран материал о морях , а так же печатный текст, ментальные карты , учебник. Определитесь, как вы будете работать.

Дети обсуждают и работают. Здесь вам необходимо распределить, кто за что отвечает:

1.    3-й уровень (творческий) – составление образа моря с помощью ментальной карты на основе дополнительной информации или данных учащихся из своей группы. Выступление о ГП моря по первым четырем пунктам плана.

2.    2-й уровень – подбор материала и выступления о природных особенностях морей (5 пункт плана)

3.    1-й уровень – сбор материала и выступление о ресурсах морей, портовых городах, транспорте

Работа детей по созданию “Образа моря”

Защита работы. Выступление. В процессе работы одна группа задает вопросы другой группе по теме.

Учитель предлагает найти пути решения проблемы:

1.    Море Азовское: Какую проблему имеет море, предложите меры по решению данной проблемы.

2.    Море Каспийское: Каковы последствия моря от снижения уровня моря?

3.    Море Черное: Как вы считаете, какое будущее у Черного моря?

4. Закрепление материала

Синквейн. Схема синквейна. Пример синквейна.

  • название синквейна –Карское море
  • два прилагательных –неприветливое,холодное
  • три глагола – отдыхать, загорать, лечит
  • фраза – Черное море – рекреационный район России.
  • существительное – ОЛИМПИАДА.

5. Рефлексия: самооценка, коррекция учителем

Ведомость оценки работы групп ( на протяжении всей работы дети сами оценивают свою деятельность, проставляя баллы)

Критерии оценок

0–5 баллов

Умение работать в команде

 

Защита работы

 

Пути решения проблемы. Ответы на вопросы

 

Количество баллов

15

Ответы на вопросы учителя:

Почему выбрали данное море?
Что было интересно?
Чему научились?
В чем были трудности?
Чем данный урок был полезен?
Как вы себя чувствовали на уроке?

6. Домашняя работа

Разноуровневые задания на выбор.

  • 1-й уровень – Мини-выступление о портовом городе.
  • 2-й уровень – Заполнить таблицу в рабочей тетради стр. 93
  • 3-й уровень – Написать благодарственное письмо морю за его “достижения”.