Цель:
Обучающая: организовать деятельность учащихся на самостоятельную работу по созданию “образа южного моря”, выявить особенности моря и его проблемы, используя различные источники географической информации: Интернет-ресурсы, учебник, таблицы, дополнительный материал, карты атласа, настенные карты.
Ориентированная на развитие личности: создать условия для применения ранее полученных знаний и умений в создании “образа моря”, т.е. актуализировать субъектный опыт учащихся; создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Задачи:
1. совершенствование навыков работы с картами;
2. расширить знания о природных богатствах России;
3. создать комфортную, культуротворческую и здоровьесозидательную обстановку на уроке.
Оборудование: физическая карта Восточно-Европейской равнины, экран, компьютер, проектор, географические атласы, контурные карты, рабочие тетради, учебник А.И. Алексеева “География России. Хозяйство и географические районы”.
Опорные знания: характеристика моря по плану, моря России, работа с картами.
2. Вступительное слово учителя:
«Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях. « Море зовет» - это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности человека, но так же на культуру, религию, на эпос и традиции, на архитектуру , одежду, хозяйство, транспорт.
Различные сферы деятельности людей связанны с морем: рыболовство, навигация, добыча полезных ископаемых, продуктов питания. Человек издревле селился по берегам морей .Древнейшие цивилизации возникали именно на морских побережьях. И, как писал Тур Хейердал- известный путешественник- «…человек научился ставить парус раньше, чем седлать коня. Шест и весло он стал использовать раньше на море, чем колесо на суше».
Эпиграфом к уроку могут служить стихи П.С. Комаро
(Ученик читает стихотворение)
Россия- морская держава, она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала еще до деяний Петра.
Тогда еще Русь ли Россия морскою державой была:
На Грумант , на Мангазею, на Каспий по Волге плыла.
На щитиках, чайках и кочках, на палубах утлых людей
Служивых, торговых , охочих своих посылала людей.
Живя между гладом и мором, чтя княжий и Божий закон,-
Не пашней да лесом,- а морем кормилась она испокон.
Доподлинно были известны дороги её кораблям
К далеким ишпанским и светским и всяким иным королям.
Купцы , рыбаки, зверобои, туда, где большая вода,
Не ради большого разбоя свои снаряжали суда.
Но если войны лихолетье, рукою и духом тверда,
За землю и море в ответе Россия бывала всегда.
Предлагаю вам совершить путешествие к южным морям России, и попытайтесь в конце урока доказать , действительно ли велики и прекрасны Южные моря России.
Работать будем в группах, каждая группа получит задание по описанию определенного моря, характеристики моря должны будут записываться на доске, а также необходимо будет заполнить сводную контурную карту, дать рекламу моря и в конце урока составить синквейн. Руководители групп должны распределить обязанности, кто за какие пункты плана отвечает и делает записи.
Первая группа: Описание Каспийского моря , руководитель группы Алешкина А.
Вторая группа:ОписаниеАзовского моря, руководитель группы Мещерякова Е.
Третья группа: Описание Черного моря, руководитель группы Кунгурцев Е.
А для того, чтобы начать работу нам необходимо составить план характеристики моря.
Вспомним из ранее изученного материала план характеристики моря и предложите экономические параметры моря, которые можно включить в план.
Путем обсуждения получаем план (корректирует учитель).
П л а н
1. ГП
2. Внутреннее или окраинное
3. К бассейну, какого океана относится
4. Берега, каких государств омывает.
5. Природные особенности:
А) климатический пояс, средняя температура
января и июля
Б) соленость
В) преобладающие и мах глубины
Г) впадающие реки
6. Ресурсы моря
7. Транспорт
8. Портовые города
9. Значение моря
10. Проблемы моря
3. Изучение нового материала.
А сейчас, опираясь на составленный план, создайте образ Черного и Каспийского и Азовского морей дайте им характеристику.
У каждой группы есть папка “География 9 класс”, где вам подобран материал о морях , а так же печатный текст, ментальные карты , учебник. Определитесь, как вы будете работать.
Дети обсуждают и работают. Здесь вам необходимо распределить, кто за что отвечает:
1. 3-й уровень (творческий) – составление образа моря с помощью ментальной карты на основе дополнительной информации или данных учащихся из своей группы. Выступление о ГП моря по первым четырем пунктам плана.
2. 2-й уровень – подбор материала и выступления о природных особенностях морей (5 пункт плана)
3. 1-й уровень – сбор материала и выступление о ресурсах морей, портовых городах, транспорте
Защита работы. Выступление. В процессе работы одна группа задает вопросы другой группе по теме.
Учитель предлагает найти пути решения проблемы:
1. Море Азовское: Какую проблему имеет море, предложите меры по решению данной проблемы.
2. Море Каспийское: Каковы последствия моря от снижения уровня моря?
3. Море Черное: Как вы считаете, какое будущее у Черного моря?
Синквейн. Схема синквейна. Пример синквейна.
Ведомость оценки работы групп ( на протяжении всей работы дети сами оценивают свою деятельность, проставляя баллы)
Критерии оценок |
0–5 баллов |
Умение работать в команде |
|
Защита работы |
|
Пути решения проблемы. Ответы на вопросы |
|
Количество баллов |
15 |
Ответы на вопросы учителя:
Почему выбрали данное море?
Что было интересно?
Чему научились?
В чем были трудности?
Чем данный урок был полезен?
Как вы себя чувствовали на уроке?
Разноуровневые задания на выбор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.