Конспект урока: Общение без конфликтов".
Оценка 4.6

Конспект урока: Общение без конфликтов".

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
труд
10 кл—11 кл +1
22.12.2024
Конспект урока: Общение без конфликтов".
Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны.
конспект урока общение без конфликтов.doc

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам

п. Алексеевка Хвалынского района»

 

 

 

 

Конспект урока

на тему:

 «Общение без конфликтов»

 

 

 

 

 

                                                                                   Подготовила:

                                                                                 учитель трудового обучения

                                                                                 Мухтаренкова Ольга Николаевна

 

 

 

 

 

 

Алексеевка

2023 г.

 

 

 

                                                                                                                              «Если у человека есть конфликт   

                                                                                                                             с самим собой, он обязательно

                                                                                                             вступит в конфликт с окружающими».

 

Цель занятия:

- формирование у детей компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций;

- формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми. 

 

Задачи:

    Обучающие:

- ознакомление с понятием "конфликт", причинами его возникновения и эффективными способами разрешения;

- обучение методу анализа конфликтной ситуации;

-  дать представление о различных стилях разрешения конфликта;

- закрепление представлений о смысле законов и норм поведения у несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

 

    Воспитательные:

- воспитание самостоятельности, формирование активной жизненной позиции;

- воспитание толерантности, уважительного отношения к себе и другим;

- создание в коллективе атмосферы сотрудничества.

- профилактика асоциального поведения несовершеннолетних детей.

 

     Развивающие:

- развитие критического мышления и навыков саморегуляции;

- развитие навыков общения и разрешения конфликтов;

- развитие творческих и аналитических способностей.

 

Оборудование:

-  карточки с описанием конфликтных ситуаций;

- бумага для упражнения “Снежинки”;

- ватман с правилами обсуждения конфликтных ситуаций;

- кроссворд;

- компьютер или ноутбук;

- аудиозаписи.

 

Ход занятия.

 

1. Организационный

Цель: подготовка обучающихся к работе на занятии.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня нам предстоит вместе, сообща плодотворно поработать на уроке, а, чтобы всем было комфортно, предлагаю поближе познакомиться и выполнить игровое упражнение «Моя визитная карточка». Послушайте внимательно его правила.

       «Рассаживаемся по кругу. Я, например, говорю: "Меня зовут Оксана, я люблю пельмени"; следующий говорит: "Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре"; третий говорит: "Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол" и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с "визиткой", сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.»

 

2.  Актуализация знаний для изучения нового материала.

Цель: мотивация детей на деятельность.

Метод: проблемный.

Прежде чем определить тему нашего занятия, послушайте стихотворение С.Михалкова «Бараны».

 

 

Учитель:

По крутой тропинке горной                              Не сойдут с твоей дороги».

Шел домой барашек черный                            Помотал один рогами,

И на мостике горбатом                                        Уперся другой ногами...

Повстречался с белым братом.                         Как рогами ни крути,

«Братец, вот какое дело:                                     А вдвоем нельзя пройти.

Здесь вдвоем нельзя пройти -                           Сверху солнышко печет,

Ты стоишь мне на пути».                                    А внизу река течет.

Черный брат ответил: «Ме-е.                            В этой речке утром рано

Ты в своем, баран, уме-е?                                    Утонули два барана.

Пусть мои отсохнут ноги,

 

Учитель: - Ребята, о чём это стихотворение? Что произошло между баранами? Почему бараны утонули?

(ответы детей)

Учитель: - Правильно, между ними произошла ссора или конфликт. Почему это случилось? Каковы причины? Как этого можно было избежать? На эти вопросы нам и предстоит ответить на сегодняшнем занятии «Общение без конфликтов».

 

3.Изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, проблемный.

Цель: дать представление о положительной и отрицательной стороне конфликта.

 

Учитель: - Ребята, что такое конфликт в вашем понимании? 

(Ответы детей: Ссора, спор, драка, когда люди не могут поделить что-то, размолвка, недопонимание, отстаивание своего права, разногласие, недружелюбие, разные точки зрения, обсуждение проблем).

 

Учитель: Если же обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова, то мы увидим, что слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьёзное разногласие, спор».

       Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.

       Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы ещё убедимся в этом при выполнении упражнения “Снежинки”.

Его алгоритм:

Молча возьмите листок.

Сложите его пополам.

Оторвите правый верхний угол.

Сложите ещё раз пополам.

Ещё раз оторвите правый верхний угол.

Ещё раз сложите пополам.

И ещё раз оторвите верхний правый угол.

Учитель: Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” друг другу. Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло?

(Ответы детей).

Учитель: А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Но часто конфликты отравляют   человеку   жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку.

- Ребята, приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?

- Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов).

 

Цель: помочь обучающимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.

 

Учитель: Давайте же вместе поищем возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Для этого выполним упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации». Для начала давайте поделимся на четыре группы. Каждой группе будет дана карточка с ситуацией для обсуждения. Ваша задача: вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт, обсудить возможные пути выхода из неё и изложить их нам. Обсуждение ситуаций должно вестись по следующим правилам.

(Зачитываются педагогом. На доску вывешивается ватман с данными правилами).

Правила обсуждения:

1.Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.

2.Не осуждайте чужие идеи.

3.Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные.

4.Предлагайте, как можно больше идей.

Ситуации:
1 группа. Кто-то дразнит или обзывает тебя.

2 группа. Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной.

3 группа. Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом.

4 группа. Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик.

(После того как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы, идёт обсуждение, какие из них были бы наиболее эффективными. Выбираются лучшие пути решения конфликтных ситуаций.)

Учитель: - Как видите, путей выхода из конфликта множество. Но разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- Что, на ваш взгляд, ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс).

- А вы знаете, что такое компромисс? (это согласие на основе взаимных уступок).

- Тот, кто не боится идти на компромисс, сотрудничество друг с другом чаще выходит из конфликта.

 

Цель: продемонстрировать детям, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.

 

Учитель: А теперь давайте докажем или опровергнем этот вывод с помощью упражнения «Конфликт или взаимодействие?»

Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге).

Учитель: - Ребята, ваша задача за 30 секунд "уложить" руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков (1 касание — 1 очко)».

(Большинству пар придется бороться за каждое очко, но! некоторые участники не будут оказывать никакого сопротивления тому, кто наклоняет их руку, а будут сами помогать в этом партнеру. Когда время, отведенное на упражнение, закончится, вручаются призы победителям.)

Учитель: — Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?

— Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание — с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.  (ответы учащихся).

 

Цель: снять утомление, обеспечить отдых и повысить умственную работоспособность обучающихся

 

Релаксация.

Учитель: - Ребята, я чувствую вы немного устали, поэтому предлагаю вам расслабиться. Это принесет пользу всем. Воображение – хороший помощник для расслабления.

(В качестве музыкального сопровождения берётся  спокойная мелодия.)
Учитель: «Притворись, что ты снежная баба. Тебя вылепили маленькие дети, и теперь они ушли. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ногах. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, потом – другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле. Но вот дети возвращаются и снова начинают лепить снежную бабу. Готов один ком – это крепкие ноги, вылеплен второй – туловище, есть голова и две торчащие в стороны руки. Холодный ветер дует на тебя: “Ф-ф-у… Ф-ф-у… Ф-ф-у,” - и ты снова крепок.»

Учитель: - Отдохнули? А теперь давайте улыбнёмся друг другу и вернёмся к теме нашего занятия. Кстати, об улыбке.  Ведь с её помощью тоже можно обойти конфликт. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

 

Цель: дать представление о различных стилях разрешения конфликта.

 

Учитель: - Ребята, давайте разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.

Упражнение “Ответ с улыбкой”.

       Для этого нам нужно разделиться на пары. Каждой паре я дам карточку с конфликтной ситуацией, причём одна и та же ситуация может повториться у нескольких пар. Ваша задача: театрализовано разыграть данные ситуации. 

Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.

Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?

Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?

Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели множество вариантов выхода из конфликтных ситуаций. Давайте попробуем составить правила решения подобных ситуаций.

- Ребята, какие правила можете предложить вы?

(Ответы детей).

Учитель: Теперь давайте систематизируем ваши ответы и добавим то, что, возможно вы упустили. Итак, 6 основных правил выхода из конфликта

для этого необходимо:

1. Относиться друг к другу терпимо.

2. Идти на компромисс.

3. Уважать друг друга.

4. Уметь ставить себя на место другого.

5. Сочувствовать.

6. Сопереживать.

Учитель: - Ребята, руководствуйтесь этими правилами в своей жизни, а, чтобы их не забыть, предлагаю после занятия сделать памятку «Правила выхода из конфликта» и повесить в вашей учебной кабине. Ведь соблюдая эти правила можно совершать такие поступки, которые не причиняют вреда другим.

Цель: закрепление представлений о смысле законов и нормах поведения.

 

Учитель: Все поступки людей должны соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в обществе, в государстве. Правила, принятые в сообществе людей, являются законом. Основным законом нашей страны является Конституция РФ. Тот, кто сознательно нарушает установленные законы, должен нести наказание согласно статьямосновного закона: Конституции РФ.

- Ребята, как вы думаете, зачем    инструкции, правила и законы нужны людям? Ограничивают или расширяют они свободу человека?

(ответы детей)

Вывод: Законы и правила поведения имеют целью охранять удобства, безопасность, личную свободу каждого.

 

4. Закрепление учебного материала.

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Метод: проблемный

 

Учитель: Ребята! Целью нашего занятия “Общение без конфликтов” было знакомство с основами бесконфликтного общения: нормами и правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали, чему научились? Каждому из вас предлагаю быстро и кратко ответить на мои вопросы.

— В чем причины конфликтов?

— Как можно предотвратить конфликт?

— Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?

— Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?

Учитель: А теперь, предлагаю вам разгадать кроссворд.

(Кроссворд нарисован на ватмане, прикрепленный к доске).

Ключевое слово спор (синоним конфликта).

Задание: заполните пустые клетки словами-качествами человека, которые помогут избежать конфликт.

 

с

о

ч

у

в

С

т

в

и

е

 

 

т

е

р

П

и

м

о

с

т

ь

 

к

о

м

п

р

О

м

и

с

с

 

 

с

о

п

е

Р

е

ж

и

в

а

н

и

е

 

Учитель: - Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

 

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Цель: самоанализ эмоционального состояния обучающихся.

 

Словесная рефлексия.

- Ребята, а вам было интересно на занятии?

-А когда было особенно интересно?

- Трудные для вас были задания? В чём была трудность?

- Как вы справились?

- А где могут пригодиться знания, которые вы сегодня получили?

- А что вы расскажите дома о нашем занятии?

- Что было самым главным на занятии?

- Как вы считаете, что нам удалось на занятии? А что нет? Почему?

- А за что вы можете поблагодарить друг друга?

- Какие можете сделать выводы?

(ответы детей)

 

Цель: закрепление мотивации детей на положительное решение конфликтных ситуаций.

 

 

 

Притча.

- Закончить наше занятие мне хочется притчей:

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!

Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в решении конфликтных ситуаций!

 

Правила бесконфликтного общения.

 

1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

2. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.

4. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.

5. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.

6. В споре будь сдержан и тактичен.

7. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

8. Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора

произошла - скорее помирись.

9. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

10. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Аджаева Е.М., Байкова Л.В., Гребенкина Л.К., Еремкина О.Е., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. 50 сценариев классных часов. М., 2000.

 

2. Землянушкина О.О. Конфликты межу детьми и их разрешение//Школьный психолог.2000. №43.

 

3. СелевкоГ.К.,Маркова Н.Н., Левина О.Г.Познай себя.М.,2000

 

4.  Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Божович, под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: АСТ, 2010. - 322 с.

 

5. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст]: учеб. пособие / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, - 189 с.

 

6. Ворожейкин, И.Н. Конфликтология [Текст]: учебник / И. Н Ворожейкин, А.Я. Кибанова, Д. К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.

 

7. Волков, Б.З. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б.З. Волков. - М.: Издат. центр «Владос», 2009. - 343 с.

 

8. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

 

9. Гришина, Н.В. Психология конфликта 2-е изд. [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

 

10. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1986. 544 с.

 

11. Донченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония [Текст] / Е. А. Донченко, Т.А. Титаренко. - Киев, 2009 - 163с.

 

12. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / И. В. Дубровина. - М.: Издат. центр «Академия», 2010. - 368 с.

 

13. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В.И. Журавлев. - М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1995. - 184 с.

 

14. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления [Текст]: книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

 

15. Лямина, Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. В. Лямина // Педагогика и психология. 2009. № 4 (6). С.939 - 943.

 

16. Психология человека от рождения до смерти [Текст]. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2012. - 656 с.

 

17. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Текст]: учебник для вузов / Н. В. Самоукина. - М.: Новая школа, 1995. - 144 с.


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими»

Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими»

Учитель: По крутой тропинке горной

Учитель: По крутой тропинке горной

Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов)

Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов)

Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание — с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов

Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание — с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов

Учитель: Все поступки людей должны соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в обществе, в государстве

Учитель: Все поступки людей должны соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в обществе, в государстве

Притча. - Закончить наше занятие мне хочется притчей: «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину

Притча. - Закончить наше занятие мне хочется притчей: «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2024