Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам п. Алексеевка Хвалынского района»
Конспект урока на тему: «Общение без конфликтов»
Подготовила: учитель трудового обучения Мухтаренкова Ольга Николаевна
Алексеевка 2023 г. |
«Если у человека есть конфликт
с самим собой, он обязательно
вступит в конфликт с окружающими».
Цель занятия:
- формирование у детей компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций;
- формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление с понятием "конфликт", причинами его возникновения и эффективными способами разрешения;
- обучение методу анализа конфликтной ситуации;
- дать представление о различных стилях разрешения конфликта;
- закрепление представлений о смысле законов и норм поведения у несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности, формирование активной жизненной позиции;
- воспитание толерантности, уважительного отношения к себе и другим;
- создание в коллективе атмосферы сотрудничества.
- профилактика асоциального поведения несовершеннолетних детей.
Развивающие:
- развитие критического мышления и навыков саморегуляции;
- развитие навыков общения и разрешения конфликтов;
- развитие творческих и аналитических способностей.
Оборудование:
- карточки с описанием конфликтных ситуаций;
- бумага для упражнения “Снежинки”;
- ватман с правилами обсуждения конфликтных ситуаций;
- кроссворд;
- компьютер или ноутбук;
- аудиозаписи.
Ход занятия.
1. Организационный
Цель: подготовка обучающихся к работе на занятии.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня нам предстоит вместе, сообща плодотворно поработать на уроке, а, чтобы всем было комфортно, предлагаю поближе познакомиться и выполнить игровое упражнение «Моя визитная карточка». Послушайте внимательно его правила.
«Рассаживаемся по кругу. Я, например, говорю: "Меня зовут Оксана, я люблю пельмени"; следующий говорит: "Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре"; третий говорит: "Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол" и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с "визиткой", сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.»
2. Актуализация знаний для изучения нового материала.
Цель: мотивация детей на деятельность.
Метод: проблемный.
Прежде чем определить тему нашего занятия, послушайте стихотворение С.Михалкова «Бараны».
Учитель:
По крутой тропинке горной Не сойдут с твоей дороги».
Шел домой барашек черный Помотал один рогами,
И на мостике горбатом Уперся другой ногами...
Повстречался с белым братом. Как рогами ни крути,
«Братец, вот какое дело: А вдвоем нельзя пройти.
Здесь вдвоем нельзя пройти - Сверху солнышко печет,
Ты стоишь мне на пути». А внизу река течет.
Черный брат ответил: «Ме-е. В этой речке утром рано
Ты в своем, баран, уме-е? Утонули два барана.
Пусть мои отсохнут ноги,
Учитель: - Ребята, о чём это стихотворение? Что произошло между баранами? Почему бараны утонули?
(ответы детей)
Учитель: - Правильно, между ними произошла ссора или конфликт. Почему это случилось? Каковы причины? Как этого можно было избежать? На эти вопросы нам и предстоит ответить на сегодняшнем занятии «Общение без конфликтов».
3.Изучение нового материала.
Методы: репродуктивный, проблемный.
Цель: дать представление о положительной и отрицательной стороне конфликта.
Учитель: - Ребята, что такое конфликт в вашем понимании?
(Ответы детей: Ссора, спор, драка, когда люди не могут поделить что-то, размолвка, недопонимание, отстаивание своего права, разногласие, недружелюбие, разные точки зрения, обсуждение проблем).
Учитель: Если же обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова, то мы увидим, что слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьёзное разногласие, спор».
Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.
Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы ещё убедимся в этом при выполнении упражнения “Снежинки”.
Его алгоритм:
Молча возьмите листок.
Сложите его пополам.
Оторвите правый верхний угол.
Сложите ещё раз пополам.
Ещё раз оторвите правый верхний угол.
Ещё раз сложите пополам.
И ещё раз оторвите верхний правый угол.
Учитель: Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” друг другу. Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло?
(Ответы детей).
Учитель: А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Но часто конфликты отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку.
- Ребята, приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?
- Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов).
Цель: помочь обучающимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.
Учитель: Давайте же вместе поищем возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Для этого выполним упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации». Для начала давайте поделимся на четыре группы. Каждой группе будет дана карточка с ситуацией для обсуждения. Ваша задача: вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт, обсудить возможные пути выхода из неё и изложить их нам. Обсуждение ситуаций должно вестись по следующим правилам.
(Зачитываются педагогом. На доску вывешивается ватман с данными правилами).
Правила обсуждения:
1.Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.
2.Не осуждайте чужие идеи.
3.Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные.
4.Предлагайте, как можно больше идей.
Ситуации:
1
группа.
Кто-то дразнит или обзывает тебя.
2 группа. Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной.
3 группа. Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом.
4 группа. Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик.
(После того как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы, идёт обсуждение, какие из них были бы наиболее эффективными. Выбираются лучшие пути решения конфликтных ситуаций.)
Учитель: - Как видите, путей выхода из конфликта множество. Но разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
- Что, на ваш взгляд, ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс).
- А вы знаете, что такое компромисс? (это согласие на основе взаимных уступок).
- Тот, кто не боится идти на компромисс, сотрудничество друг с другом чаще выходит из конфликта.
Цель: продемонстрировать детям, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.
Учитель: А теперь давайте докажем или опровергнем этот вывод с помощью упражнения «Конфликт или взаимодействие?»
Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге).
Учитель: - Ребята, ваша задача — за 30 секунд "уложить" руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков (1 касание — 1 очко)».
(Большинству пар придется бороться за каждое очко, но! некоторые участники не будут оказывать никакого сопротивления тому, кто наклоняет их руку, а будут сами помогать в этом партнеру. Когда время, отведенное на упражнение, закончится, вручаются призы победителям.)
Учитель: — Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?
— Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание — с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации. (ответы учащихся).
Цель: снять утомление, обеспечить отдых и повысить умственную работоспособность обучающихся
Релаксация.
Учитель: - Ребята, я чувствую вы немного устали, поэтому предлагаю вам расслабиться. Это принесет пользу всем. Воображение – хороший помощник для расслабления.
(В качестве музыкального
сопровождения берётся спокойная мелодия.)
Учитель: «Притворись, что ты
снежная баба. Тебя вылепили маленькие дети, и теперь они ушли. У тебя есть
голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ногах.
Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь,
что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, потом – другая. Постепенно,
понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по
земле. Но вот дети возвращаются и снова начинают лепить снежную бабу. Готов
один ком – это крепкие ноги, вылеплен второй – туловище, есть голова и две
торчащие в стороны руки. Холодный ветер дует на тебя: “Ф-ф-у… Ф-ф-у… Ф-ф-у,” -
и ты снова крепок.»
Учитель: - Отдохнули? А теперь давайте улыбнёмся друг другу и вернёмся к теме нашего занятия. Кстати, об улыбке. Ведь с её помощью тоже можно обойти конфликт. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).
Цель: дать представление о различных стилях разрешения конфликта.
Учитель: - Ребята, давайте разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
Упражнение “Ответ с улыбкой”.
Для этого нам нужно разделиться на пары. Каждой паре я дам карточку с конфликтной ситуацией, причём одна и та же ситуация может повториться у нескольких пар. Ваша задача: театрализовано разыграть данные ситуации.
Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.
Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?
Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели множество вариантов выхода из конфликтных ситуаций. Давайте попробуем составить правила решения подобных ситуаций.
- Ребята, какие правила можете предложить вы?
(Ответы детей).
Учитель: Теперь давайте систематизируем ваши ответы и добавим то, что, возможно вы упустили. Итак, 6 основных правил выхода из конфликта
для этого необходимо:
1. Относиться друг к другу терпимо.
2. Идти на компромисс.
3. Уважать друг друга.
4. Уметь ставить себя на место другого.
5. Сочувствовать.
6. Сопереживать.
Учитель: - Ребята, руководствуйтесь этими правилами в своей жизни, а, чтобы их не забыть, предлагаю после занятия сделать памятку «Правила выхода из конфликта» и повесить в вашей учебной кабине. Ведь соблюдая эти правила можно совершать такие поступки, которые не причиняют вреда другим.
Цель: закрепление представлений о смысле законов и нормах поведения.
Учитель: Все поступки людей должны соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в обществе, в государстве. Правила, принятые в сообществе людей, являются законом. Основным законом нашей страны является Конституция РФ. Тот, кто сознательно нарушает установленные законы, должен нести наказание согласно статьямосновного закона: Конституции РФ.
- Ребята, как вы думаете, зачем инструкции, правила и законы нужны людям? Ограничивают или расширяют они свободу человека?
(ответы детей)
Вывод: Законы и правила поведения имеют целью охранять удобства, безопасность, личную свободу каждого.
4. Закрепление учебного материала.
Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Метод: проблемный
Учитель: Ребята! Целью нашего занятия “Общение без конфликтов” было знакомство с основами бесконфликтного общения: нормами и правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали, чему научились? Каждому из вас предлагаю быстро и кратко ответить на мои вопросы.
— В чем причины конфликтов?
— Как можно предотвратить конфликт?
— Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?
— Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?
Учитель: А теперь, предлагаю вам разгадать кроссворд.
(Кроссворд нарисован на ватмане, прикрепленный к доске).
Ключевое слово спор (синоним конфликта).
Задание: заполните пустые клетки словами-качествами человека, которые помогут избежать конфликт.
с |
о |
ч |
у |
в |
С |
т |
в |
и |
е |
|
|||
|
т |
е |
р |
П |
и |
м |
о |
с |
т |
ь |
|
||
к |
о |
м |
п |
р |
О |
м |
и |
с |
с |
|
|||
|
с |
о |
п |
е |
Р |
е |
ж |
и |
в |
а |
н |
и |
е |
Учитель: - Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Цель: самоанализ эмоционального состояния обучающихся.
Словесная рефлексия.
- Ребята, а вам было интересно на занятии?
-А когда было особенно интересно?
- Трудные для вас были задания? В чём была трудность?
- Как вы справились?
- А где могут пригодиться знания, которые вы сегодня получили?
- А что вы расскажите дома о нашем занятии?
- Что было самым главным на занятии?
- Как вы считаете, что нам удалось на занятии? А что нет? Почему?
- А за что вы можете поблагодарить друг друга?
- Какие можете сделать выводы?
(ответы детей)
Цель: закрепление мотивации детей на положительное решение конфликтных ситуаций.
Притча.
- Закончить наше занятие мне хочется притчей:
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!
Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в решении конфликтных ситуаций!
Правила бесконфликтного общения.
1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
4. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
5. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
6. В споре будь сдержан и тактичен.
7. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
8. Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора
произошла - скорее помирись.
9. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
10. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Список использованной литературы
1. Аджаева Е.М., Байкова Л.В., Гребенкина Л.К., Еремкина О.Е., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. 50 сценариев классных часов. М., 2000.
2. Землянушкина О.О. Конфликты межу детьми и их разрешение//Школьный психолог.2000. №43.
3. СелевкоГ.К.,Маркова Н.Н., Левина О.Г.Познай себя.М.,2000
4. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Божович, под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: АСТ, 2010. - 322 с.
5. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст]: учеб. пособие / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, - 189 с.
6. Ворожейкин, И.Н. Конфликтология [Текст]: учебник / И. Н Ворожейкин, А.Я. Кибанова, Д. К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.
7. Волков, Б.З. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б.З. Волков. - М.: Издат. центр «Владос», 2009. - 343 с.
8. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
9. Гришина, Н.В. Психология конфликта 2-е изд. [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
10. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1986. 544 с.
11. Донченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония [Текст] / Е. А. Донченко, Т.А. Титаренко. - Киев, 2009 - 163с.
12. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / И. В. Дубровина. - М.: Издат. центр «Академия», 2010. - 368 с.
13. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В.И. Журавлев. - М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1995. - 184 с.
14. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления [Текст]: книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
15. Лямина, Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. В. Лямина // Педагогика и психология. 2009. № 4 (6). С.939 - 943.
16. Психология человека от рождения до смерти [Текст]. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2012. - 656 с.
17. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Текст]: учебник для вузов / Н. В. Самоукина. - М.: Новая школа, 1995. - 144 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.