Конспект урока обществознания "Распределение доходов"
Оценка 4.9

Конспект урока обществознания "Распределение доходов"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика +1
8 кл
21.09.2020
Конспект урока обществознания "Распределение доходов"
Тип урока: изучение нового материала. Технология: проблемно-диалогическое обучение. Оборудование: компьютер, экран. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Сверхзадача: каждый человек – кузнец своего счастья. Цель: Обучающая - рассмотреть основные источники доходов, механизм реализации социальной поддержки населения. - выяснить содержание понятий «потребительская корзина» и «прожиточный минимум», «экономическое неравенство». Развивающая – - развивать познавательный интерес к проблемам современного мира; - побуждать обучающихся к обсуждению и поиску решения общественных проблем; -развивать учебно-организационные умения: умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку; -развивать учебно-информационные умения: умение работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую; -развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы; - развивать коммуникативную компетенцию. Воспитательная – формировать гражданскую позицию учащихся, осознание личного вклада каждого в дело процветания государства; формировать коммуникативные навыки - умение слушать и слышать выводы друг друга. - формировать культуру учебного труда, воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.
Распределение доходов.doc

 

 

 Конспект урока обществознания  «Распределение доходов».

Конкурс «Педагог года – 2017».

Учитель: Дёмина  Алена Юрьевна.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемно-диалогическое обучение.

Оборудование: компьютер, экран.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Сверхзадача: каждый человек – кузнец своего счастья.

Цель:

Обучающая - рассмотреть основные источники доходов, механизм реализации социальной поддержки населения.

- выяснить содержание понятий «потребительская корзина» и «прожиточный минимум», «экономическое неравенство».

Развивающая – развивать познавательный интерес к проблемам современного мира;

- побуждать обучающихся к обсуждению и поиску решения общественных проблем;

-развивать учебно-организационные умения: умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;

-развивать учебно-информационные умения: умение работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

-развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;

- развивать коммуникативную компетенцию.

Воспитательная – формировать гражданскую позицию учащихся, осознание личного вклада каждого в дело процветания государства; формировать коммуникативные навыки - умение слушать и слышать выводы друг друга.

- формировать культуру учебного труда, воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.

 

Ход.

 

Орг.момент.

Мы продолжаем знакомство с экономической сферой общества. Недавно завершилась неделя финансовой грамотности в России. Цель мероприятия: познакомиться с основными финансовыми понятиями и принципами финансово грамотного поведения. Поработаем и над нашей финансовой грамотностью.

Просмотр видео-сюжета «Азбука грамотности».

https://www.youtube.com/watch?v=2O0SyhITbmA

- О чем, на ваш взгляд, пойдет речь на уроке? (запись темы).

Сл. 1. Вы, как ученики пред выпускного класса, наверняка уже задумывались о профессиональном самоопределении. Представьте себе, что вы молодые сотрудники еженедельной газеты «Коммерсантъ», напишите мини-заметку, используя следующие понятия:

Доход

Блага

Льготы

Потребительская корзина

Прожиточный минимум

Экономическое неравенство

Человеческий капитал. (2 минуты).

(Выслушать 2-3 учащихся, сделать выводы (скрытое целеполагание)). Приглашаю пополнить багаж знаний.

Фронтальный опрос.

что такое доход?

- источники доходов населения?

- ради чего люди зарабатывают деньги?

Сл.2 Перед вами корзина. Какие экономические ассоциации, связанные с ней, у вас возникают? (потребительская корзина).

 

Анализ документа (приложение № 1) «Приложение к Федеральному закону «О потребительской корзине».

У каждого на парте есть приложение № 1 «Приложение к Федеральному закону «О потребительской корзине». Прошу познакомиться с источником и ответить на вопросы к нему.

(учащиеся отвечают на вопросы:

1.                    Что входит в состав потребительской корзины?

2.                    Потребительская корзина устанавливается сроком на пять лет. Какая социальная проблема может возникнуть в связи с этим обстоятельством?

Фронтальный опрос:

- что такое «потребительская корзина»? (2-3 ответа). Запись понятия в тетрадь. Сл. № 3.

- как на основе состава потребительской корзины рассчитать прожиточный минимум? (ответы – стоимость «потребительской корзины»).

 

Работа со статистическим материалом.

Всероссийский центр измерения общественного мнения в 2016 году провел опрос, в основе которого лежит степень финансовых затруднений семьи (субъективная оценка). Результаты проведенного опроса у вас на партах (приложение № 2). Обсудите в паре и проанализируйте данные социологического опроса (в обществе существует социальное неравенство, в основе которого разница в доходах).

Конечно, я уверена, что у вас есть свои предположения о причинах неравенства доходов. Но что нам об этом говорит наука. Обратимся к материалам учебника стр. 203, пункт «Неравенство доходов», абзац 1 читать. На основе текста, имеющегося социального опыта и схемы на стр. учебника 202, приведите примеры по схеме: (записать на доске).

Категория населения – источники дохода (на работу 1,5 минуты. 2-3 учащихся пригласить к доске для записи своего примера, пока идет запись – устный опрос).

Фронтальный опрос:

- что из предложенных доходов облагается налогом? (заработная плата, прибыль).

- и налог составляет … (13 % - запись на доске).

 

Групповая работа.

Мы говорили о людях абстрактно. Познакомимся с конкретными личностями. (Работа с раздаточным материалом приложение № 3). Сл. № 4.

1 ряд – приложение № 3. Историческая личность.

2 ряд – приложение № 3. Современник.

3. ряд – приложение № 3. Земляк.

- в чем причина успешности каждого? (это человеческий капитал: талант, трудолюбие, образование, опыт, умения…. и т.д.).

Фронтальный опрос:

- какой налог идет государству с дохода этих граждан (современников)? (13 %).

- 13 % в первом и во втором случает – это равнозначные суммы?

- куда поступают налоги и на какие цели они расходуются?

 

Сл. № 5. Закрепите выводы на основе данной схемы.

 

Вы помните, что вы - молодые журналисты. У каждого есть доход, в виде заработной платы. Представьте себе, что не государство, а каждый гражданин сам имеет право определить, куда будут потрачены налоги с его доходов. На экране статьи «Распределения расходов» государством. Прошу выйти и поставить маркером плюс в той статье, на которую, на ваш взгляд, требуется выделить большие средства.

- почему вы так распорядились этими средствами?

 

Работа с текстом. Сл. № 6.

Государство за счет своих расходов стремится снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечивает социальную защиту малоимущих граждан. Перед нами данные сайта «Юридическая помощь – он-лайн». Прочитайте информацию.

- оцените помощь государства (она очень мала). Почему?

 

Информация из рабочей тетради к учебнику Боголюбова Л.Н. издательство «Просвещение», 2015 г.. Страница 88, задание № 8.

Некоторые страны Западной Европы столкнулись со следующей проблемой: беднейшие слои населения, преимущественно иммигранты, получающие от государства пособия по безработице, детские пособия, льготы по оплате жилья, продовольствие и одежду, бесплатную медицинскую помощь (пусть и в ограниченном объеме), не стремятся найти работу, изменить свою жизнь, причем такая модель поведения проявляется и у следующих поколений.

- прокомментируйте данную ситуацию.

 



Государство, заботясь о своих гражданах, имеет четкий механизм социальной поддержки, и этот механизм находится на постоянном контроле правительства. Присоединимся к данной работе.

Групповая работа.

Уважаемые сотрудники журнала, обсудите в группе, и один представитель группы подытожит:

1 ряд. Кому необходимо оказывать социальную поддержку?

2 ряд. Какие должны быть формы социальной поддержки населения.

3 ряд. Действует ли механизм социальной поддержки населения в Тюменской области. (на работу в группе 1 минута).

 

Спасибо за предложения. Сверим ваши предложения и информацию портала «Все о социальной поддержке».

http://www.socialnaya-podderzhka.ru

- ваши выводы?

 

Предлагаю вернуться к началу нашего урока (сл. № 8), и дополнить вашу заметку для «Коммерсанта» с учетом новых знаний.

Познакомиться с вами было очень приятно. Желаю вам всегда успешно сотрудничать, открывать новые знания. Спасибо за работу.


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока обществознания «Распределение доходов»

Конспект урока обществознания «Распределение доходов»

Работа со статистическим материалом

Работа со статистическим материалом

Государство, заботясь о своих гражданах, имеет четкий механизм социальной поддержки, и этот механизм находится на постоянном контроле правительства

Государство, заботясь о своих гражданах, имеет четкий механизм социальной поддержки, и этот механизм находится на постоянном контроле правительства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020