Конспект урока обучения грамоте. Звуки [й’у], [’у]. Буква Ю ю. С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке
Оценка 4.6

Конспект урока обучения грамоте. Звуки [й’у], [’у]. Буква Ю ю. С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке

Оценка 4.6
docx
07.04.2021
Конспект урока обучения грамоте. Звуки [й’у], [’у]. Буква Ю ю. С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке
Обучение грамоте.docx

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта урока обучения грамоте

Для 1 «Б» класса

На тему:

«Звуки [й’у], [’у]. Буква Ю ю»

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

 

Выполнил:

студент группы Ш-37

Смирнова Анастасия Семёновна

Проверили:

Методист колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

_________________

Учитель 1 «Б» класса

Стукова Ольга Анатольевна

_________________

Отметка: «        » (________________)

 

г. Соликамск, 2020


 

Технологическая карта

Тема урока

«Звуки [й’у], [’у]. Буква Ю ю». С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». 1 «Б» класс.

УМК

«Школа России»

Цели деятельности педагога

Познакомить детей со звуками [й’у], [’у], обозначить их буквой «ю», научить детей читать слоги, слова и предложения с данной буквой.

Тип урока

Знакомство с новой буквой.

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные: Ценностное отношение к сказке С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Метапредметные:

· регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

· познавательные – овладевать логическими действиями сравнения, анализа;

· коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других; донести свою позицию до других.

Предметные: ознакомление со звуками [й’у], [’у], обозначение их буквой «ю», умение читать слоги, слова и предложения с данной буквой, умение составлять текст по иллюстрации, умение озаглавливать текст.

Методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная формы обучения и работа в парах.

Основные понятия и термины

Звуки, буква, характеристика звука, гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.

Образовательные ресурсы

 

Наглядно-демонстрационный материал

 

Оборудование

АРМ педагога


 

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодей

ствия

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

1.Оргмомент

Развивающий элемент, развивает ответственность к подготовке на урок

- Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Семёновна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

- Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям.

- Проверьте, на столе у вас должны лежать Азбука, пенал с письменными принадлежностями и цветными карандашами.

- Если у вас все готово, можете садиться.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

 

Зрительный контакт

2.СТИЦ

Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других

Пела ночью мышка в норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

- Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

 

- Сегодня на уроке нам с вами предстоит помочь маме  мышке уложить спать непослушного мышонка.

- Но для начала давайте узнает тему нашего урока. Для этого вам нужно отгадать загадку.

 

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная …

 

- На какую букву начинается наша отгадка?

- Кто догадался, с какой буквой мы сегодня будем знакомиться?

- Тема нашего урока «Звуки [й’у], [’у]. Буква Ю ю». С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

- Сегодня мы с вами познакомить со звуками [й’у], [’у] и буквой Ю ю, будем читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-4 ученика отвечают по поднятой руке.

- Юла.

 

- На букву ю.

 

- С буквой Ю.

Фронтальная

 

 

Ответы по поднятой руке

3. Актуализация знаний

 

- А чтобы помочь Маме мышке уложить непослушного мышонка спать, нам с вами нужно выполнить несколько заданий. После каждого задания к мышонку будет приходить новая няня, и петь ему колыбельную.

 

1)Упражнение по ленте памяти:

1. Игра «Что изменилось?».

- Давайте выполним упражнение по ленте памяти.

На слайде представлена лента памяти, но несколько букв стоят не на своих местах.

- Какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.

2) Работа с дидактическим материалом.

- На партах у вас лежат карточки. Ваша задача составить схемы слов, представленных на иллюстрациях.

- В квадраты вы вписываете буквы.

- Какой звук х в первом слове? Твердый или мягкий?

- Объясните, почему в первом слове звук х твердый.

- А какой звук х во втором слове? Твердый или мягкий?

- Почему во втором слове звук х мягкий?

- Итак, мы с вами повторили звуки х и х’.

 

3) Игра на составление слов. Работа в парах.

- Отодвиньте карточки со схемами.

- Найдите такую же карточку как на слайде.

- Ваша задача составить слова. Вам необходимо соединить начало слов и их окончания.

- На это задание вам одна минута.

Проверка слов: отвечают ученики с 1 парты 3 ряда, со 2 парты 2 ряда и с 3 парты 1 ряда.

- Мы с вами потренировались в составлении слов.

- Поднимите руку те, кто составил все слова.

 

- Вот мы с вами и выполнили первое задание.

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

 

- Какой же непослушный наш мышонок. Не смогла тетя утка уложить его спать. А это значит, что надо новую нам няню звать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

Ответы по поднятой руке

4. Выделениеизучаемого звука

Знакомство с новым звуком. Слого-звуковой анализ слова. Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление, воображение

- Для того чтобы помочь маме мышке позвать новую няню, нам нужно познакомиться с новыми звуками [й’у], [’у].

- Посмотрите на слайд и скажите, что же там изображено?

- Верно.

 

- Давайте проведем слого-звуковой анализ слова.

1)Произнесите данное слово по слогам, определите количество слогов.

2) Назовите каждый слог по порядку

 

3)Назовите ударный слог.

 

- Позовем это слово вместе. 3-4. Ю-ЛА.

- Что необычного вы заметили? С какого звука начинается слово юла?

4) Назовите слияния и звуки вне слияния.

 

5)Назовите новый изучаемый звук.

- А в чем его особенность?

 

- Разберем первый звук - [й].

6)Определите какой он: гласный или согласный.

 

 

 

 

 

7)Определите, он звонкий или глухой? Парный или непарный?

-  Твердый или мягкий? Парный или непарный?

8) Дайте полную характеристику звуков.

 

 

- А теперь разберем звук [у].

- Звук [у] гласный или согласный?

 

 

 

 

- На слайде появилась еще одна иллюстрация. Что на ней изображено?

- Давайте проведем слого-звуковой анализ слова.

1)Произнесите данное слово по слогам, определите количество слогов.

2) Назовите каждый слог по порядку

 

3)Назовите ударный слог.

 

- Позовем это слово вместе. 3-4. Брюки.

- Что необычного вы заметили? Какой первый гласный звук в слове брюки?

- Это не просто звук у. Это звук у со смягчением предыдущего согласного звука.

4) Назовите слияния и звуки вне слияния.

5)Назовите новый изучаемый звук.

6)Определите какой он: гласный или согласный.

 

 

 

- Давайте разберемся, в каких словах два звука [й’у], а в каких один звук [’у].

- Два звука встречаются в тех словах, где ю стоит в начале слова.

- Например: юг, юбка, юнга.

- Или в тех словах, где ю стоит после гласного звука.

- Например: даю.

- А один звук ю обозначает после мягкого согласного.

- Например: утюг, ключ, блюдо.

- Сделаем вывод.

- Буква Ю обозначает два звука в начале слова и после гласного. И один звук после мягкого согласного.

 

1) Артикуляция звука.

а) губы трубочкой выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

в) задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

2) Задание на слышание звука.

- Давайте потренируемся слышать звук.

- Сейчас я буду читать вам слова.

- Ваша задача поднять зеленый круг со звуком [й’у], если вы услышите в слове звук [й’у]. И поднять красную карточку со звуком [’у], если в слове вы услышите звук [’у].

- Мы с вами потренировались слышать новые звуки.

 

 

- Вот мы с вами справились с еще одним заданием.

 

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя жаба,

Нашу детку покачать.

 

-Не смогла и жаба уложить мышонка спать.

 

 

 

 

- Юла.

 

 

 

 

 

- Ю-ла. В слове юла 2 слога, потому что 2 гласные буквы.

- 1 слог – Ю, 2 слог – ла.

- юлА. Ударный слог – Ла.

 

 

- [й’у].

 

- Сияния Ю и Ла. Звуков вне слияния нет.

- [й’у].

- Это два звука [й] и [у].

 

- Звук [й] – согласный, потому что при произношении воздух встречает препятствие в виде зубов.

- Звук [й] – звонкий, непарный.

- Звук [й] – мягкий, непарный.

- Звук [й] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный.

 

- Звук [у] – гласный, потому что при произношении воздух не встречает препятствий.

- Брюки.

 

 

 

 

- Брю-ки. В слове брюки 2 слога.

 

- 1 слог – Брю, 2 слог – Ки.

- Ударный слог Брю.

 

 

 

- Звук [у].

 

 

 

 

 

- Слияния – рю и ки. Звук вне слияния б.

- Звук [‘у]

- Звук у гласный, потому при при его произношении воздух не встречает препятствий.

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

Ответы по поднятой руке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поднятие зеленой или красной карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Физминутка

 

- Но прежде, чем выполнять следующее задание, давайте отдохнем.

- Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами.

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

 

Фронтальная

 

Выполнение движений

6. Знакомство с буквой

 

- Звуки [й’у], [’у] на письме обозначается буквой Ю ю. В таком виде буква Ю встретится вам в учебниках и книжках.

- Как вы думаете, куда нам надо расположить букву Ю на ленте памяти?

- Буква Ю расположена с гласными буквами, на нижнем ряду, под буквой У. Потому что она обозначает мягкость предшествующего согласного.

- Буква Ю может быть заглавной и строчной.

- Заглавной она будет в именах девочек или мальчиков, названиях городов, кличек, первое слово в предложениях.

- Например, Юля, Юрий, город Южноуральск.

 

- Вот мы и познакомились с буквой Ю.

- Теперь вы знаете, как она выглядит и в каких словах она будет заглавной.

 

Побежала мышка-мать,

Тетю лошадь в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

 

- И тетя лошадь не смогла уложить непослушного мышонка спать.

 

 

 

 

Ответы учеников.

Фронтальная

 

Ответы по поднятой руке

7. Чтение слогов

 

- Чтобы позвать нам следующую няню, нужно нам научиться читать слоги с новой буквой.

 

- Внимательно посмотрите на те слоги, которые есть у вас в азбуке. Прочитайте их жужжащим чтением.

 

- А теперь прочитайте слоги друг другу в парах. 1 вариант читает 1 слог, 2 вариант – 2 слог, 1 вариант – 3 слог и так же прочитайте все слоги.

 

- Вот мы с вами научились читать слоги с новой буквой.

 

Побежала мышка-мать,

Стала свинку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя свинка,

Нашу детку покачать.

 

- Тетя свинка тоже не смогла уложить мышонка спать.

 

 

 

 

Читают жужжащим чтением.

 

 

 

Ученики в парах читают слоги.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

Жужжащее чтение

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слогов

 

8. Чтение слов

 

- На странице 47, найдите слова с пометами. Сейчас мы с вами будем их читать, сначала читаем жужжащим чтением, затем по рядам.

 

- Теперь первый ряд читаем вслух первые 2 слова в первом столбике, на 3,4.

- Второй ряд, последние два слова в первом столбике, 3-4

- Третий ряд, второй столбик, 3-4.

- Что объединяет все эти слова?

- Чем отличаются слова рисую и рисуют?

 

 

 

 

- А чем отличаются слова пою и поют?

 

 

 

 

- А слова играю и играют?

 

 

 

 

 

- И с этим заданием вы справились.

 

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

— Приходи к нам, тетя клуша,

Нашу детку покачать.

 

- И Курица не справилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это действия.

- Слово рисую говорят про одного человека, про себя.

- Слово рисуют говорят, когда людей много.

- Слово пою говорят про одного человека, про себя.

-  Слово поют говорят про нескольких людей.

- Слово играю говорят про одного человека, про себя.

- Слово играют говорят про несколько людей.

 

Фронтальная

 

 

9. Чтение текста

 

- Найдите на странице 47 текст.

- Прочитайте его жужжащим чтением.

- Первое предложение вслух нам прочитает (имя ученика).

- Второе предложение нам вслух прочитает (имя ученика).

- Что шьет еж?

- Кого он одевает?

- В каких словах встретилась буква Ю?

- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей?

- А теперь прочитаем текст с выражением.

 

- Вот вы справились и с чтением текста.

 

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.

 

 

- А теперь внимательно посмотрите на сюжетную иллюстрацию.

- Составьте предложение по этой иллюстрации из двух слов.

- Составьте предложение из трех слов.

- Составьте предложения из четырех слов.

 

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

— Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Портной.

Фронтальная

 

 

Жужжащее чтение

Чтение вслух

 

 

 

Ответы на вопросы

 

 

 

 

 

Выразительное чтение

9. Развитие речи.

 

- Посмотрите на иллюстрацию на странице 46.

- Ребята, кто знает, к какой сказке эта иллюстрация?

- Кто автор этой сказки?

- Кто изображен на данной иллюстрации?

- Почему на иллюстрации изображена кошка?

 

 

- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша?

- Как поются колыбельные песни?

 

- Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы?

- Прочитаем отрывок из колыбельной песни. Сначала прочитайте жужжащим чтением.

- А теперь прочитаем вслух.

- Первое предложение прочитает (имя ученика).

- Второе предложение прочитает (имя ученика).

- Третье предложение прочитает (имя ученика).

- Четвертое предложение прочитает (имя ученика).

 

- А теперь давайте прочитаем выразительно.

- Первые две строки прочитает нам (имя ученика).

- И оставшиеся две строки нам прочитает (имя ученика).

- В каких словах есть наша новая буква?

 

- Мама мышка уже позвала кошку. Но чем же это закончилось?

 

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Голосок твой так хорош —

Очень сладко ты поешь!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать…

 

- Вот что стало с непослушным мышонком. Кошка утащила его с собой.

- Но наш мышонок не простой. Вы сможете помочь ему вернуться домой на уроке письма.

 

 

 

 

 

 

 

- Мама-мышка пригласила её в няньки.

 

 

 

- колыбельную.

 

- тихо, ласково, спокойно

Фронтальная

 

Ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жужжащее чтение

 

Чтение вслух

10. Итог

 

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Сколько звуков обозначает буква Ю?

 

Фронтальная

 

Ответы на вопросы

11. Рефлексия

 

- На партах у вас есть иллюстрации с мышками.

- Выберите и поднимите ту, которая соответствует вашей работе на уроке.

1) - Вы усвоили полученные знания.

2) - Вы не усвоили новые знания.

3)  - У вас еще остались вопросы.

 

Фронтальная

 

Выбор иллюстрации

 


 

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени

Технологическая карта Тема урока «Звуки [й’у], [’у]

Технологическая карта Тема урока «Звуки [й’у], [’у]

Наглядно-демонстрационный материал

Наглядно-демонстрационный материал

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Развивает умение слушать и понимать других

Развивает умение слушать и понимать других

Тема нашего урока «Звуки [й’у], [’у]

Тема нашего урока «Звуки [й’у], [’у]

Работа с дидактическим материалом

Работа с дидактическим материалом

Итак, мы с вами повторили звуки х и х’

Итак, мы с вами повторили звуки х и х’

Мы с вами потренировались в составлении слов

Мы с вами потренировались в составлении слов

Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление, воображение -

Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление, воображение -

Определите, он звонкий или глухой?

Определите, он звонкий или глухой?

Давайте проведем слого-звуковой анализ слова

Давайте проведем слого-звуковой анализ слова

Давайте разберемся, в каких словах два звука [й’у], а в каких один звук [’у]

Давайте разберемся, в каких словах два звука [й’у], а в каких один звук [’у]

Задание на слышание звука. -

Задание на слышание звука. -

Давайте потренируемся слышать звук

Давайте потренируемся слышать звук

Не смогла и жаба уложить мышонка спать

Не смогла и жаба уложить мышонка спать

ФронтальнаяВыполнение движений 6

ФронтальнаяВыполнение движений 6

Ю. - Теперь вы знаете, как она выглядит и в каких словах она будет заглавной

Ю. - Теперь вы знаете, как она выглядит и в каких словах она будет заглавной

Вот мы с вами научились читать слоги с новой буквой

Вот мы с вами научились читать слоги с новой буквой

Второй ряд, последние два слова в первом столбике, 3-4 -

Второй ряд, последние два слова в первом столбике, 3-4 -

Стала думать мышка-мать: Надо курицу позвать

Стала думать мышка-мать: Надо курицу позвать

Вот вы справились и с чтением текста

Вот вы справились и с чтением текста

Нашу детку покачать. Стала петь мышонку кошка: —

Нашу детку покачать. Стала петь мышонку кошка: —

Прочитаем отрывок из колыбельной песни

Прочитаем отрывок из колыбельной песни

Мама мышка уже позвала кошку. Но чем же это закончилось?

Мама мышка уже позвала кошку. Но чем же это закончилось?

Рефлексия - На партах у вас есть иллюстрации с мышками

Рефлексия - На партах у вас есть иллюстрации с мышками

У вас еще остались вопросы.

У вас еще остались вопросы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2021