Конспект урока обучения грамоте. Звуки [й’у], [’у]. Буква Ю ю. С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке

  • docx
  • 07.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обучение грамоте.docx

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта урока обучения грамоте

Для 1 «Б» класса

На тему:

«Звуки [й’у], [’у]. Буква Ю ю»

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

 

Выполнил:

студент группы Ш-37

Смирнова Анастасия Семёновна

Проверили:

Методист колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

_________________

Учитель 1 «Б» класса

Стукова Ольга Анатольевна

_________________

Отметка: «        » (________________)

 

г. Соликамск, 2020


 

Технологическая карта

Тема урока

«Звуки [й’у], [’у]. Буква Ю ю». С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». 1 «Б» класс.

УМК

«Школа России»

Цели деятельности педагога

Познакомить детей со звуками [й’у], [’у], обозначить их буквой «ю», научить детей читать слоги, слова и предложения с данной буквой.

Тип урока

Знакомство с новой буквой.

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные: Ценностное отношение к сказке С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Метапредметные:

· регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

· познавательные – овладевать логическими действиями сравнения, анализа;

· коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других; донести свою позицию до других.

Предметные: ознакомление со звуками [й’у], [’у], обозначение их буквой «ю», умение читать слоги, слова и предложения с данной буквой, умение составлять текст по иллюстрации, умение озаглавливать текст.

Методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная формы обучения и работа в парах.

Основные понятия и термины

Звуки, буква, характеристика звука, гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.

Образовательные ресурсы

 

Наглядно-демонстрационный материал

 

Оборудование

АРМ педагога


 

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодей

ствия

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

1.Оргмомент

Развивающий элемент, развивает ответственность к подготовке на урок

- Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Семёновна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

- Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям.

- Проверьте, на столе у вас должны лежать Азбука, пенал с письменными принадлежностями и цветными карандашами.

- Если у вас все готово, можете садиться.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

 

Зрительный контакт

2.СТИЦ

Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других

Пела ночью мышка в норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

- Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

 

- Сегодня на уроке нам с вами предстоит помочь маме  мышке уложить спать непослушного мышонка.

- Но для начала давайте узнает тему нашего урока. Для этого вам нужно отгадать загадку.

 

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная …

 

- На какую букву начинается наша отгадка?

- Кто догадался, с какой буквой мы сегодня будем знакомиться?

- Тема нашего урока «Звуки [й’у], [’у]. Буква Ю ю». С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

- Сегодня мы с вами познакомить со звуками [й’у], [’у] и буквой Ю ю, будем читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-4 ученика отвечают по поднятой руке.

- Юла.

 

- На букву ю.

 

- С буквой Ю.

Фронтальная

 

 

Ответы по поднятой руке

3. Актуализация знаний

 

- А чтобы помочь Маме мышке уложить непослушного мышонка спать, нам с вами нужно выполнить несколько заданий. После каждого задания к мышонку будет приходить новая няня, и петь ему колыбельную.

 

1)Упражнение по ленте памяти:

1. Игра «Что изменилось?».

- Давайте выполним упражнение по ленте памяти.

На слайде представлена лента памяти, но несколько букв стоят не на своих местах.

- Какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.

2) Работа с дидактическим материалом.

- На партах у вас лежат карточки. Ваша задача составить схемы слов, представленных на иллюстрациях.

- В квадраты вы вписываете буквы.

- Какой звук х в первом слове? Твердый или мягкий?

- Объясните, почему в первом слове звук х твердый.

- А какой звук х во втором слове? Твердый или мягкий?

- Почему во втором слове звук х мягкий?

- Итак, мы с вами повторили звуки х и х’.

 

3) Игра на составление слов. Работа в парах.

- Отодвиньте карточки со схемами.

- Найдите такую же карточку как на слайде.

- Ваша задача составить слова. Вам необходимо соединить начало слов и их окончания.

- На это задание вам одна минута.

Проверка слов: отвечают ученики с 1 парты 3 ряда, со 2 парты 2 ряда и с 3 парты 1 ряда.

- Мы с вами потренировались в составлении слов.

- Поднимите руку те, кто составил все слова.

 

- Вот мы с вами и выполнили первое задание.

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

 

- Какой же непослушный наш мышонок. Не смогла тетя утка уложить его спать. А это значит, что надо новую нам няню звать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

Ответы по поднятой руке

4. Выделениеизучаемого звука

Знакомство с новым звуком. Слого-звуковой анализ слова. Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление, воображение

- Для того чтобы помочь маме мышке позвать новую няню, нам нужно познакомиться с новыми звуками [й’у], [’у].

- Посмотрите на слайд и скажите, что же там изображено?

- Верно.

 

- Давайте проведем слого-звуковой анализ слова.

1)Произнесите данное слово по слогам, определите количество слогов.

2) Назовите каждый слог по порядку

 

3)Назовите ударный слог.

 

- Позовем это слово вместе. 3-4. Ю-ЛА.

- Что необычного вы заметили? С какого звука начинается слово юла?

4) Назовите слияния и звуки вне слияния.

 

5)Назовите новый изучаемый звук.

- А в чем его особенность?

 

- Разберем первый звук - [й].

6)Определите какой он: гласный или согласный.

 

 

 

 

 

7)Определите, он звонкий или глухой? Парный или непарный?

-  Твердый или мягкий? Парный или непарный?

8) Дайте полную характеристику звуков.

 

 

- А теперь разберем звук [у].

- Звук [у] гласный или согласный?

 

 

 

 

- На слайде появилась еще одна иллюстрация. Что на ней изображено?

- Давайте проведем слого-звуковой анализ слова.

1)Произнесите данное слово по слогам, определите количество слогов.

2) Назовите каждый слог по порядку

 

3)Назовите ударный слог.

 

- Позовем это слово вместе. 3-4. Брюки.

- Что необычного вы заметили? Какой первый гласный звук в слове брюки?

- Это не просто звук у. Это звук у со смягчением предыдущего согласного звука.

4) Назовите слияния и звуки вне слияния.

5)Назовите новый изучаемый звук.

6)Определите какой он: гласный или согласный.

 

 

 

- Давайте разберемся, в каких словах два звука [й’у], а в каких один звук [’у].

- Два звука встречаются в тех словах, где ю стоит в начале слова.

- Например: юг, юбка, юнга.

- Или в тех словах, где ю стоит после гласного звука.

- Например: даю.

- А один звук ю обозначает после мягкого согласного.

- Например: утюг, ключ, блюдо.

- Сделаем вывод.

- Буква Ю обозначает два звука в начале слова и после гласного. И один звук после мягкого согласного.

 

1) Артикуляция звука.

а) губы трубочкой выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

в) задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

2) Задание на слышание звука.

- Давайте потренируемся слышать звук.

- Сейчас я буду читать вам слова.

- Ваша задача поднять зеленый круг со звуком [й’у], если вы услышите в слове звук [й’у]. И поднять красную карточку со звуком [’у], если в слове вы услышите звук [’у].

- Мы с вами потренировались слышать новые звуки.

 

 

- Вот мы с вами справились с еще одним заданием.

 

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя жаба,

Нашу детку покачать.

 

-Не смогла и жаба уложить мышонка спать.

 

 

 

 

- Юла.

 

 

 

 

 

- Ю-ла. В слове юла 2 слога, потому что 2 гласные буквы.

- 1 слог – Ю, 2 слог – ла.

- юлА. Ударный слог – Ла.

 

 

- [й’у].

 

- Сияния Ю и Ла. Звуков вне слияния нет.

- [й’у].

- Это два звука [й] и [у].

 

- Звук [й] – согласный, потому что при произношении воздух встречает препятствие в виде зубов.

- Звук [й] – звонкий, непарный.

- Звук [й] – мягкий, непарный.

- Звук [й] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный.

 

- Звук [у] – гласный, потому что при произношении воздух не встречает препятствий.

- Брюки.

 

 

 

 

- Брю-ки. В слове брюки 2 слога.

 

- 1 слог – Брю, 2 слог – Ки.

- Ударный слог Брю.

 

 

 

- Звук [у].

 

 

 

 

 

- Слияния – рю и ки. Звук вне слияния б.

- Звук [‘у]

- Звук у гласный, потому при при его произношении воздух не встречает препятствий.

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

Ответы по поднятой руке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поднятие зеленой или красной карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Физминутка

 

- Но прежде, чем выполнять следующее задание, давайте отдохнем.

- Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами.

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

 

Фронтальная

 

Выполнение движений

6. Знакомство с буквой

 

- Звуки [й’у], [’у] на письме обозначается буквой Ю ю. В таком виде буква Ю встретится вам в учебниках и книжках.

- Как вы думаете, куда нам надо расположить букву Ю на ленте памяти?

- Буква Ю расположена с гласными буквами, на нижнем ряду, под буквой У. Потому что она обозначает мягкость предшествующего согласного.

- Буква Ю может быть заглавной и строчной.

- Заглавной она будет в именах девочек или мальчиков, названиях городов, кличек, первое слово в предложениях.

- Например, Юля, Юрий, город Южноуральск.

 

- Вот мы и познакомились с буквой Ю.

- Теперь вы знаете, как она выглядит и в каких словах она будет заглавной.

 

Побежала мышка-мать,

Тетю лошадь в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

 

- И тетя лошадь не смогла уложить непослушного мышонка спать.

 

 

 

 

Ответы учеников.

Фронтальная

 

Ответы по поднятой руке

7. Чтение слогов

 

- Чтобы позвать нам следующую няню, нужно нам научиться читать слоги с новой буквой.

 

- Внимательно посмотрите на те слоги, которые есть у вас в азбуке. Прочитайте их жужжащим чтением.

 

- А теперь прочитайте слоги друг другу в парах. 1 вариант читает 1 слог, 2 вариант – 2 слог, 1 вариант – 3 слог и так же прочитайте все слоги.

 

- Вот мы с вами научились читать слоги с новой буквой.

 

Побежала мышка-мать,

Стала свинку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя свинка,

Нашу детку покачать.

 

- Тетя свинка тоже не смогла уложить мышонка спать.

 

 

 

 

Читают жужжащим чтением.

 

 

 

Ученики в парах читают слоги.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

Жужжащее чтение

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слогов

 

8. Чтение слов

 

- На странице 47, найдите слова с пометами. Сейчас мы с вами будем их читать, сначала читаем жужжащим чтением, затем по рядам.

 

- Теперь первый ряд читаем вслух первые 2 слова в первом столбике, на 3,4.

- Второй ряд, последние два слова в первом столбике, 3-4

- Третий ряд, второй столбик, 3-4.

- Что объединяет все эти слова?

- Чем отличаются слова рисую и рисуют?

 

 

 

 

- А чем отличаются слова пою и поют?

 

 

 

 

- А слова играю и играют?

 

 

 

 

 

- И с этим заданием вы справились.

 

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

— Приходи к нам, тетя клуша,

Нашу детку покачать.

 

- И Курица не справилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это действия.

- Слово рисую говорят про одного человека, про себя.

- Слово рисуют говорят, когда людей много.

- Слово пою говорят про одного человека, про себя.

-  Слово поют говорят про нескольких людей.

- Слово играю говорят про одного человека, про себя.

- Слово играют говорят про несколько людей.

 

Фронтальная

 

 

9. Чтение текста

 

- Найдите на странице 47 текст.

- Прочитайте его жужжащим чтением.

- Первое предложение вслух нам прочитает (имя ученика).

- Второе предложение нам вслух прочитает (имя ученика).

- Что шьет еж?

- Кого он одевает?

- В каких словах встретилась буква Ю?

- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей?

- А теперь прочитаем текст с выражением.

 

- Вот вы справились и с чтением текста.

 

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.

 

 

- А теперь внимательно посмотрите на сюжетную иллюстрацию.

- Составьте предложение по этой иллюстрации из двух слов.

- Составьте предложение из трех слов.

- Составьте предложения из четырех слов.

 

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

— Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Портной.

Фронтальная

 

 

Жужжащее чтение

Чтение вслух

 

 

 

Ответы на вопросы

 

 

 

 

 

Выразительное чтение

9. Развитие речи.

 

- Посмотрите на иллюстрацию на странице 46.

- Ребята, кто знает, к какой сказке эта иллюстрация?

- Кто автор этой сказки?

- Кто изображен на данной иллюстрации?

- Почему на иллюстрации изображена кошка?

 

 

- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша?

- Как поются колыбельные песни?

 

- Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы?

- Прочитаем отрывок из колыбельной песни. Сначала прочитайте жужжащим чтением.

- А теперь прочитаем вслух.

- Первое предложение прочитает (имя ученика).

- Второе предложение прочитает (имя ученика).

- Третье предложение прочитает (имя ученика).

- Четвертое предложение прочитает (имя ученика).

 

- А теперь давайте прочитаем выразительно.

- Первые две строки прочитает нам (имя ученика).

- И оставшиеся две строки нам прочитает (имя ученика).

- В каких словах есть наша новая буква?

 

- Мама мышка уже позвала кошку. Но чем же это закончилось?

 

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Голосок твой так хорош —

Очень сладко ты поешь!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать…

 

- Вот что стало с непослушным мышонком. Кошка утащила его с собой.

- Но наш мышонок не простой. Вы сможете помочь ему вернуться домой на уроке письма.

 

 

 

 

 

 

 

- Мама-мышка пригласила её в няньки.

 

 

 

- колыбельную.

 

- тихо, ласково, спокойно

Фронтальная

 

Ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жужжащее чтение

 

Чтение вслух

10. Итог

 

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Сколько звуков обозначает буква Ю?

 

Фронтальная

 

Ответы на вопросы

11. Рефлексия

 

- На партах у вас есть иллюстрации с мышками.

- Выберите и поднимите ту, которая соответствует вашей работе на уроке.

1) - Вы усвоили полученные знания.

2) - Вы не усвоили новые знания.

3)  - У вас еще остались вопросы.

 

Фронтальная

 

Выбор иллюстрации