Тема: Поверхность нашего края.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
-уметь работать по плану, сверять свои действия с целью;
- контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Предметные УУД:
-знать формы рельефа Крыма;
-описывать на основе предложенного плана и по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края;
- находить на карте региона основные формы земной поверхности.
Оборудование: компьютер, телевизор, презентация по теме урока, учебник «Окружающий мир 4 кл./А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.
Ход урока
1. Мотивация
Нет края на
свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
- Почему в целом свете нет страны, сердцу милей? (Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить)
2. Актуализация знаний ( слайд с картой)
-Ребята, что это за карта? (физическая карта нашей страны)
-Что мы можем на ней увидеть? (формы земной поверхности)
Учитель: Ребята, рассмотрите физическую карту России. Какие основные формы рельефа вы видите? (На территории России есть: горы и равнины).
Учитель: приведите примеры гор на территории России. (Уральские, Кавказские).
-Какие горы бывают по высоте? (высокие и низкие)
Учитель: приведите примеры равнин. (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская).
Учитель: Какие бывают равнины? (холмистые-встречаются возвышенности в виде холмов и плоские-поверхность абсолютно ровная).
Кластер.
Учитель: Каким цветом на карте обозначаются горы, а каким - равнины? (Горы - коричневым, а равнины - зеленым).
Слайд физической карты Крыма
Учитель: Каким цветом на карте обозначена территория, на которой мы живём.
Учитель: Так, какова поверхность нашего края? – Определите тему урока (Поверхность нашего края) . Это и будет темой урока.
3. Выявление места и причины затруднения
- Ребята, мы с вами убедились в том, что на территории России и Крыма есть горы и равнины. Среди равнин встречаются низменности, возвышенности, или холмы, и плоскогорья.)
- Давайте подумаем, как эти формы земной поверхности использует в хозяйственной деятельности человек? ( где чаще всего человек строит населённые пункты, на каких поверхностях сажает культурные растения;)
Слайд с фотографиями.
- Что вы почувствовали, рассматривая эти фотографии? Почему?
-Эти фотографии показывают нам результат хозяйственной деятельности человека или разрушительные силы природы?
- Как называются эти объекты? (ответят не все) А вы уверены в том, что это именно то, о чём вы говорите.
-В чём наше затруднение? (мы не знаем, как правильно называются эти объекты)
- Значит, чему мы должны сегодня научиться? (1.как называются эти объекты, 2.узнать причины их появления, 3.способы борьбы )
4. Построение выхода из затруднения.
-А откуда мы можем узнать всё это? (Из различных источников информации, в т.ч., учебник)
- Сегодня на уроке основную информацию мы будем получать из учебника.
5.Изучение нового материала.
Учебник, с.139.
-Что такое овраг? (можно прочитать)
-На каких формах поверхности они встречаются?
-Как происходит образование оврагов?
-Чем овраг отличается от балки?
-А теперь покажите, на какой фотографии, по вашему мнению, находится овраг, а на какой – балка?
- Ребята, овраг и балка – это последствия разрушительной деятельности самой природы.
-Помимо того, что в самой природе происходят такие явления, но, зачастую. Ещё и человек, в результате своей деятельности, наносит природе вред.
СЛАЙД (карьер, свалки)
- Ребята, вы знаете, что это такое?
(Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным и образовалась огромная яма)
СЛАЙД СВАЛКА
- Ребята, а это что такое?
(Свалка – места земли, занятые строительным мусором: битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др. Свалки возникают возле строек. Строители сваливают туда остатки строительных материалов.)
Физминутка.
-Ребята, а теперь я предлагаю вам подумать, какие меры борьбы с ранами на земной поверхности вы можете предложить?
Работа в парах.
- В каком доступном вам источнике можно проверить правильность ваших предположений? (В учебнике.)
- Воспользуйтесь этим источником для проверки.
(Ответы детей.) с.140-142
- А как вы считаете, есть ли проблемы, о которых мы сегодня говорили, в нашем крае?(свалки и карьеры).
6. Первичное закрепление
Игра «Узнай меня».
§ Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора)
§ У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)
§ Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)
§ Я нахожусь на краю поля, а образовался я от неправильного распахивания земли. (Овраг)
6. Рефлексия
- Какие важные вопросы мы с вами сегодня обсуждали?
- Удалось ли вам получить ответы на них?
- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу
У вас на парте лежат кружочки. Если вам все было понятно, то поставьте восклицательный знак, если остались вопросы, то вопросительный знак.
- Ребята, я уверена, что когда вы вырастите, вы постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.
6. Домашнее задание.
- Прочитать параграф на стр.139-144; ответить на вопросы «Проверь себя».
3. Работа над новой темой
Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах,
терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и
т.д.)
Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и
животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)
А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?
А) Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? ( Это
холмистая равнина.)
На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку. Рассмотрите иллюстрации оврага и
балки, сравните их. (Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся.
Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками.)
- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой
рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и
поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом, он губит большие участки плодородной
почвы.)
Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой,
кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.
-Как вы думаете, много ли в нашей местности оврагов и балок? (В музее-заповеднике
Коломенское есть Голосовой овраг. Давайте , посмотрим на него.
3. Работа над новой темой
Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах,
терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и
т.д.)
Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и
животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)
А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?
А) Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? ( Это
холмистая равнина.)
На холмистой равнине мы можем встретить овраг и балку. Рассмотрите иллюстрации оврага и
балки, сравните их. (Овраг и балка имеют склоны. Склоны оврага - крутые, осыпающиеся.
Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками.)
- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой
рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и
поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом, он губит большие участки плодородной
почвы.)
Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой,
кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.
-Как вы думаете, много ли в нашей местности оврагов и балок? (В музее-заповеднике
Коломенское есть Голосовой овраг. Давайте , посмотрим на него.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.