Конспект урока окружающего мира для 4 класса по теме "Поверхность нашего края"
Оценка 4.9

Конспект урока окружающего мира для 4 класса по теме "Поверхность нашего края"

Оценка 4.9
docx
13.12.2020
Конспект урока окружающего мира для 4 класса по теме "Поверхность нашего края"
Поверхность нашего края.docx

Тема:  Поверхность нашего края.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

-уметь работать по плану, сверять свои действия с целью;

- контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Предметные УУД:

 -знать формы рельефа Крыма;

-описывать на основе предложенного плана и по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края;

- находить на карте региона основные формы земной поверхности.

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация по теме урока, учебник «Окружающий мир 4 кл./А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.

 

Ход урока

1. Мотивация

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

- Почему в целом свете нет страны, сердцу милей? (Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить)

2. Актуализация знаний ( слайд с картой)

-Ребята, что это за карта? (физическая карта нашей страны)

-Что мы можем на ней увидеть? (формы земной поверхности)

Учитель: Ребята, рассмотрите физическую карту России. Какие основные формы рельефа вы видите? (На территории России есть: горы и равнины).

Учитель:  приведите примеры гор на территории России. (Уральские, Кавказские).

-Какие горы бывают по высоте? (высокие и низкие)

Учитель:  приведите примеры равнин. (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская).

Учитель: Какие бывают равнины? (холмистые-встречаются возвышенности в виде холмов и плоские-поверхность абсолютно ровная).

Кластер.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583159/img1.gif

Учитель: Каким цветом на карте обозначаются горы, а каким - равнины? (Горы - коричневым, а равнины - зеленым).

Слайд физической карты Крыма

Учитель: Каким цветом на карте обозначена территория, на которой мы живём.

Учитель: Так, какова поверхность нашего края? – Определите тему урока (Поверхность нашего края) . Это и будет темой урока.

3. Выявление места и причины затруднения

- Ребята, мы с вами убедились в том, что на территории России и Крыма есть горы и равнины. Среди равнин встречаются низменности, возвышенности, или холмы, и плоскогорья.)

- Давайте подумаем, как эти формы земной поверхности использует в хозяйственной деятельности человек? ( где чаще всего человек строит населённые пункты, на каких поверхностях сажает культурные растения;)

Слайд с фотографиями.

- Что вы почувствовали, рассматривая эти фотографии? Почему?

-Эти фотографии показывают нам результат хозяйственной деятельности человека или разрушительные силы природы?

- Как называются эти объекты? (ответят не все) А вы уверены в том, что это именно то, о чём вы говорите.

-В чём наше затруднение? (мы не знаем, как правильно называются эти объекты)

- Значит, чему мы должны сегодня научиться? (1.как называются эти объекты, 2.узнать причины их появления, 3.способы борьбы )

 

4. Построение выхода из затруднения.

-А откуда мы можем узнать всё это? (Из различных источников информации, в т.ч., учебник)

- Сегодня на уроке основную информацию мы будем получать из учебника.

5.Изучение нового материала.

Учебник, с.139.

-Что такое овраг? (можно прочитать)

-На каких формах поверхности они встречаются?

-Как происходит образование оврагов?

-Чем овраг отличается от балки?

-А теперь покажите, на какой фотографии, по вашему мнению, находится овраг, а на какой – балка?

- Ребята, овраг и балка – это последствия разрушительной деятельности самой природы.

-Помимо того, что в самой природе происходят такие явления, но, зачастую. Ещё и человек, в результате своей деятельности, наносит природе вред.

СЛАЙД (карьер, свалки)

- Ребята, вы знаете, что это такое?

 (Карьер – это огромная рана на поверхности земли.  Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые.  После окончания разработок карьер остался заброшенным и образовалась огромная яма)

СЛАЙД СВАЛКА

- Ребята, а это что такое?

 (Свалка – места земли, занятые строительным мусором: битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др. Свалки возникают возле строек. Строители сваливают туда остатки строительных материалов.)

Физминутка.

-Ребята, а теперь я предлагаю вам  подумать, какие меры борьбы с ранами на земной поверхности вы можете предложить?

Работа в парах.

- В каком доступном вам источнике можно проверить правильность ваших предположений? (В учебнике.)

- Воспользуйтесь этим источником для проверки.

(Ответы детей.) с.140-142

- А как вы считаете, есть ли проблемы, о которых мы сегодня говорили, в нашем крае?(свалки и карьеры).

6. Первичное закрепление

Игра «Узнай меня».

§  Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.  (Гора)

§  У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина.  (Холм)

§  Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)

§  Я нахожусь на краю поля, а образовался я от неправильного распахивания земли. (Овраг)

6.  Рефлексия

- Какие важные вопросы мы с вами сегодня обсуждали?

- Удалось ли вам получить ответы на них?

- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу

У вас на парте лежат кружочки. Если вам все было понятно, то поставьте восклицательный знак, если остались вопросы, то вопросительный знак.

- Ребята, я уверена, что когда вы вырастите, вы постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

6. Домашнее задание.

- Прочитать параграф на стр.139-144; ответить на вопросы «Проверь себя».

3. Работа над новой темой

Рассмотрите  внимательно  фотографии  (пустыри,  заброшенные  карьеры,  свалки  в  оврагах,

терриконы).   Какие чувства вы  испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и

т.д.) 

Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и

животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)

А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?

А)  Мы  с  вами  живем  на  Восточно-Европейской  равнине.  Чем  она  характеризуется?  (  Это

холмистая равнина.)

 На  холмистой  равнине  мы  можем  встретить овраг  и  балкуРассмотрите  иллюстрации  оврага  и

балки,  сравните  их.    (Овраг  и  балка  имеют  склоны.  Склоны  оврага  крутые,  осыпающиеся.

Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками.)

- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с  маленькой

рытвины,  бороздки на поверхности почвы.  Потоки талой и дождевой воды размывают её, и

поэтому овраг постепенно увеличивается.  При этомон губит большие участки плодородной

почвы.)

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой,

кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.

-Как вы думаете, много ли в нашей местности оврагов и балок? (В музее-заповеднике

Коломенское есть Голосовой овраг.  Давайте , посмотрим на него.

3. Работа над новой темой

Рассмотрите  внимательно  фотографии  (пустыри,  заброшенные  карьеры,  свалки  в  оврагах,

терриконы).   Какие чувства вы  испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и

т.д.) 

Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и

животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)

А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?

А)  Мы  с  вами  живем  на  Восточно-Европейской  равнине.  Чем  она  характеризуется?  (  Это

холмистая равнина.)

 На  холмистой  равнине  мы  можем  встретить овраг  и  балкуРассмотрите  иллюстрации  оврага  и

балки,  сравните  их.    (Овраг  и  балка  имеют  склоны.  Склоны  оврага  крутые,  осыпающиеся.

Склоны балки - пологие, поросшие травой, деревьями, кустарниками.)

- Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с  маленькой

рытвины,  бороздки на поверхности почвы.  Потоки талой и дождевой воды размывают её, и

поэтому овраг постепенно увеличивается.  При этомон губит большие участки плодородной

почвы.)

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой,

кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.

-Как вы думаете, много ли в нашей местности оврагов и балок? (В музее-заповеднике

Коломенское есть Голосовой овраг.  Давайте , посмотрим на него.


 

Тема: Поверхность нашего края

Тема: Поверхность нашего края

Кластер. Учитель: Каким цветом на карте обозначаются горы, а каким - равнины? (Горы - коричневым, а равнины - зеленым)

Кластер. Учитель: Каким цветом на карте обозначаются горы, а каким - равнины? (Горы - коричневым, а равнины - зеленым)

Построение выхода из затруднения

Построение выхода из затруднения

В каком доступном вам источнике можно проверить правильность ваших предположений? (В учебнике

В каком доступном вам источнике можно проверить правильность ваших предположений? (В учебнике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2020