Конспект урока окружающего мира "Екатерина Великая"
Оценка 4.7

Конспект урока окружающего мира "Екатерина Великая"

Оценка 4.7
docx
06.06.2022
Конспект урока окружающего мира "Екатерина Великая"
Окр. мир, Канева Ксения, 331.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова»

 

 

Технологическая карта

пробного урока по окружающему миру

на тему «Екатерина Великая»

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Канева Ксения Юрьевна

МАОУ СОШ №__, класс 4, каб. № ___

Дата проведения занятия: _____________

Смена __ Номер урока _________

Начало урока ________________________

ФИО учителя школы:

____________________________

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

                                                                                          (Подпись учителя)                                                                     

Цель:  

Содержательная: сформировать представление о Екатерине Великой;  познакомить обучающихся с жизнью России во времена правления Екатерины II.

Деятельностная: создать условия для развития УУД,

 

Личностные:

·         Развивают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

 

Предметные:

·         знают императрицу Екатерину Великую;

·         знают, что происходило с жизнью России в период правления Екатерины  II.

 

Метапредметные:

А) Познавательные:

·         пользуются действиями анализа, синтеза, классификации и т.п.

·         осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

·         составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

 

Б) Регулятивные:

·         формулируют учебные задачи совместно с учителем;

·         умеют работать согласно инструкции;

·         осуществляют самоконтроль и самооценку.

 

В) Коммуникативные:

·         умеют слушать и понимать речь других;

·         оформляют свои мысли в устной и знаковой форме;

·         умеют работать в группе.

 

Оборудование:

У учителя: учебник, конспект пробного урока, презентация, раздаточный материал.

У учащихся: учебник, тетрадь, пенал, карточки.

Образовательные ресурсы:

·        Учебник Окружающий мир. 4 класс 2 часть. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

·        https://histrf.ru/read/biographies/iekatierina-ii

 

 

Этапы:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Формы:

1. Организационный момент

- Здравствуйте!  Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь другу другу и подарите хорошее настроение.

- Меня зовут Ксения Юрьевна,  сегодня я проведу для вас урок окружающего мира.

- Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, тетради и ручка.

- Теперь мы готовы начать урок!

- Прослушайте стихотворение:

Екатерина, лик твой ясный,
Ты так блистала красотой!
Императрицею ты властной,
Век написала золотой!
Пусть с именем твоим как в праздник –
Дворцы и города опять!
Твое лишь имя Медный всадник
Навечно будет охранять!

- Лик – это лицо человека.

- Скажите, о ком это стихотворение?

- Пусть пока это будет загадкой, но быть может в течении урока мы с вами должны узнать о ком оно!

Приветствие.

 

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы не знаем.

Прием «Отсроченная отгадка».
Фронтальная работа.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

 

- Вспомните, о ком вы говорили на прошлом уроке? Какая была тема?  

- Верно. И чтобы проверить, что вы запомнили с прошлого занятия, я предлагаю вам сыграть в очень интересную игру. Я буду спрашивать у вас вопросы о биографии Михаила Васильевича Ломоносова, вы в случае согласия показываете знак «+», в случае несогласия «-».

- Начинаем:

1.     С момента, когда жил Михаил Васильевич прошло три столетия.

2.     Маленького Ломоносова увлекала грамматика и арифметика.

3.     Для того чтобы выучится грамоте, он уходит из дома и отправляется в Петербург.

4.     Ломоносов учился в академии.

5.     Он написал первый учебник по математике.

6.     Михаил Васильевич сделал важное открытие о планете под названием Венера. 

7.     Первым учителем Ломоносова был Дьяк.

 

- Молодцы! Какой вывод можно сделать? Вы усвоили прошлую тему или нет?

- Человек, о котором мы будем говорить сегодня, жил в одно время с Ломоносовым и был важным человеком в истории России. Михаил Васильевич отправил нам письмо, в котором сказано о человеке, о котором мы будем с вами говорить.

- О Ломоносове.

 

 

 

 

 

 

 

 

- «+» .

 

- «+».

 

- «-».

 

- «+».

- «-».

- «+».

 

- «+».

 

- Усвоили.

 

 

Прием «Да-нет».

 

3. Постановка целей и задач урока.

- Что же написано в письме? Пусть прочтет один человек из класса, которого я выберу.

Вопрос на слайде: «Кто такая

?».

- Какое неожиданное содержание письма! Посмотрите, в нем даже есть ребус. Вы его разгадали? Что там зашифровано?

- Как вы думаете, что же Ломоносов хотел сказать нам этим письмом?

 

 

- Верно. Наверное, так и есть. Посмотрите, пришло еще одно письмо!

Текст письма на слайде: «Вы правильно решили ребус и определили человека, о котором вы будете говорить на уроке. Вам  необходимо назвать тему урока и цель».

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Вы правы! Тема урока «Екатерина Великая». А какая тогда будет цель урока?  

 

 

Ученик читает содержание письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Екатерина Великая.

 

- Что человек, о котором мы будем говорить на уроке – это Екатерина Великая.

 

 

Обсуждение вопроса.

 

 

 

 

 

- Екатерина Великая.

- Узнать о Екатерине Великой, о том, что она сделала для страны.

Прием «Ребус».

4.  Открытие нового знания

- Нам с вами необходимо узнать о жизни Екатерины Великой, ее значимости в истории нашей страны и достижениях.

- Для этого мы с вами разделимся на 6 групп. В первую группу будут входить две первых парты на первой колонке, во вторую третья и четвертая парты перты на первой колонке… (И по аналогии).

- Каждой группе я дам карточки с информацией о жизни Екатерины Великой. Ваша задача: изучить информацию, разделить ее между участниками вашей группы и представить всему классу. Ко мне подойдут по одному представителю от группы. Вытяните листочек и возвращайтесь к своей группе.

- Перед тем как начать, нам необходимо вспомнить правила работы в группе. Какие вы знаете?

- Молодцы! ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ:
1. Работаем вместе, тихо.
2. Если не понятно, переспроси.
3. Своё несогласие высказывай вежливо. Уважай мнение другого человека.

4. Работаем сообща.

5. Говорим вполголоса, чтобы не мешать одноклассникам.

 

- Теперь мы можем приступить к выполнению! На эту работу вам дается 5 минут. Ребята с Карточкой №4 подойдите ко мне (Учитель сопоставляет с детьми карточку с заранее подготовленными слайдами). Приступайте!

 

Карточка №1:

Через некоторое время после правления  Петра I в России царствовала Екатерина II. Второй императрицу называют потому, что до нее уже была императрица с именем Екатерина, это была жена Петра  I . Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православной веры было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская.  Она была немецкой принцессой и происходила из старинных родов. В 14 лет Екатерина II переехала в Россию. В тот момент в России царствовала императрица Елизавета Петровна.

Екатерина II была очень умна и красива, все свое свободное время она тратила на учебу. Она много читала. И, несмотря на то, что русский язык не был ее родным языком, ей удалось выучить его очень хорошо. Она знала множество поговорок и даже писала сочинения на русском языке.

 

Карточка №2:

После смерти супруга Петра III, Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого. Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник. 

Екатерина II решила создать в России такие законы, чтобы они охватили все стороны жизни общества и сделали его подданных счастливыми.  

 

Карточка №3:

Императрица подготовила документ под названием «Наказ». Он включал в себя следующие законы:

1.     Ввести бумажные деньги.  

2.     Отменить пытки.

3.     Она распорядилась во всех городах России открыть аптеки и больницы.

4.     Обязала всех россиян сделать прививки от оспы.

Оспа – это опасная болезнь, которая передается из-за вируса. При этом заболевании у людей поднимается высокая температура, возникает сыпь на коже.

5.     В России появились школы для девочек. Первая школа для девочек – Смольный институт благородных девиц в Петербурге.

Не всё из «Наказа» удалось воплотить в жизнь.

Также императрица построила Эрмитаж.

 

Карточка №4:

Эрмитаж – это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов, как самые древние, так и самые новые. Он находится в Санкт-Петербурге.

Вот некоторые из них:

1.     Часы «Павлин» - это часы, которые создал английский мастер Джеймс Кокс. Они изготовлены из бронзы, серебра и страз. Эти часы работают и очень хорошо сохранились до нашего времени.

2.     Колыванская ваза. Это самая большая ваза в мире, из каменной породы зеленого цвета. Весит такая ваза 19 тонн. Высота вазы почти 3 метра.

3.     Рыцарский зал. В нем находятся доспехи и оружие воинов. Насчитывается около 15 тысяч предметов.

4.      «Лавки» - это серия из четырех картин, художника Франс Снейдерса. В которой представлены натюрморты торговых лавок.

 

Карточка №5:

При Екатерине был создан героический Черноморский флот, легендарный город Севастополь – «гордость русских моряков» и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе. За три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного сильного поражения. Большая заслуга в этом и талантливых полководцев: А.Суворова, Ф.Ушакова.

Федор Федорович Ушаков – один из создателей российского Черноморского флота и его командующий. Одержал ряд крупных побед над турецким флотом. Он успешно провел Средиземноморский поход во время войны против Франции.

Александр Васильевич Суворов – русский полководец. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Он стал генералиссимусом, получил наивысшее воинское звание в русской армии. 

 

Карточка №6:

Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием. Императрица была очень образована, вела переписку с умнейшими людьми своего времени. У Екатерины был редкий дар выбирать себе помощников и советников. Её время знаменито славными военачальниками и выдающимися государственными деятелями.

По приказу императрицы был открыт воспитательный дом – приют для сирот и детей бедняков, в Москве.

Благодаря Екатерине Великой село Усть-Сысола стало городом Усть-Сысольск. Сейчас это наш любимый город Сыктывкар.

 

- Поднимайтесь со своих мест, немного разомнемся!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Осторожно ветер
За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте)
Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух, (Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте)
И, расправив гордо
Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте)
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в стороны, махи руками)

 

- Время на выполнение подошло к концу. Но перед тем как начать слушать ваши выступления, давайте обговорим правила поведения. Как мы должны слушать одноклассников?

- Верно. Мы не должны перебивать другу друга и внимательно слушать.

- Представьте нам свою работу!

- Когда ваши одноклассники будут представлять свою работу, вам необходимо будет составить кластер с важными достижениями Екатерины Великой.

Учитель на доске показывает, как сделать кластер.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Не мешать, работать дружно и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слушать внимательно, не мешать друг другу.

 

 

Представление работ учащихся.

Прием «…».

Групповая работа.

5. Закрепление нового знания

- Поднимайтесь со своих мест, немного разомнемся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты)

 

- Молодцы! Благодаря вашим рассказам мы знаем о том, каким человеком была Екатерина Великая, чем она занималась и что сделала для нашей страны.

- Давайте обобщим полученные знания. Посмотрите, на нашей доске есть сердцевина цветка. Чего цветку не хватает? 

- Верно! Лепестки мы будем прикреплять к сердцевине. Но лепестки это будут не простые! На каждом лепестке мы напишем достижения Екатерины  II.

- Что, по вашему мнению, самое важное сделала Екатерина Великая?

 

Все ответы детей фиксируются на лепестках.

- Вспомните, в начале урока я читала вам стихотворение.

- Вот как оно звучало:

Екатерина, лик твой ясный,
Ты так блистала красотой!
Императрицею ты властной,
Век написала золотой!
Пусть с именем твоим как в праздник –
Дворцы и города опять!
Твое лишь имя Медный всадник
Навечно будет охранять!

- Теперь мы знаем о ком оно?

- О ком?

 

- Почему ей посвящены эти строки?

 

- Верно! Императрицу Екатерину  II не просто так называют Великой. А именно потому, что она сделала много добрых дел для благополучия нашей страны – России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Лепестков.

 

 

 

 

- Открыла первую школу для девочек, создала непобедимую армию и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

- Об императрице Екатерине Великой.

- Она сделала много добрых дел для страны.

Прием «Ромашка».

Фронтальная работа.

 

6.  Рефлексия деятельности Подведение итогов урока

- Вот и подошел к концу наш урок.

- Скажите, что мы сегодня изучали?

 

- Что вам показалось легким на уроке?

- Что для вас было тяжелым?

- Что вы сделали, чтобы преодолеть трудности?

- Сейчас мы с вами обобщим знания, полученные на уроке, и составим синквейн.  Синквейн – небольшое стихотворение, которое состоит из четырех строк.

В 1 строке записывается 1 слово –  существительное, например тема урока.

2 – 2 слова описание этого существительного. (Два прилагательных)

3 – записывается три слова действия. (Три глагола)

4 – фраза или предложение, показывающее ваше отношение к теме. В четвертой строке должно быть 4 слова.

5 – 1 слово синоним, которое обобщает тему.

Например:

Екатерина  II.

Умная, Красивая.

Правила, создала, ввела.

Она создала непобедимую армию.

Императрица.

- Приступайте к работе. Передайте свои листочки мне.

- Вы хорошо потрудились сегодня, мне было приятно с вами работать! Надеюсь, что мы сможем поработать вместе вновь!

- Жизнь Екатерины Великой, что она сделала для страны.

Предполагаемые ответы детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют рефлексию.

 

 

 

 

Прощание.

Прием «Синквейн».

Индивидуальная работа.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Конспект урока окружающего мира "Екатерина Великая"

Конспект урока окружающего мира "Екатерина Великая"

Этапы:Деятельность учителя:Деятельность ученика:Формы: 1

Этапы:Деятельность учителя:Деятельность ученика:Формы: 1

Начинаем: 1. С момента, когда жил

Начинаем: 1. С момента, когда жил

Какое неожиданное содержание письма!

Какое неожиданное содержание письма!

И по аналогии). - Каждой группе я дам карточки с информацией о жизни

И по аналогии). - Каждой группе я дам карточки с информацией о жизни

Через некоторое время после правления

Через некоторое время после правления

Поэтому история дала ей имя Великой

Поэтому история дала ей имя Великой

Карточка №4: Эрмитаж – это один из крупнейших в мире музеев

Карточка №4: Эрмитаж – это один из крупнейших в мире музеев

Большая заслуга в этом и талантливых полководцев:

Большая заслуга в этом и талантливых полководцев:

Благодаря Екатерине Великой село

Благодаря Екатерине Великой село

Как мы должны слушать одноклассников? -

Как мы должны слушать одноклассников? -

И зайчата убегают. (Бег на месте)

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Век написала золотой! Пусть с именем твоим как в праздник –

Век написала золотой! Пусть с именем твоим как в праздник –

Три глагола) 4 – фраза или предложение, показывающее ваше отношение к теме

Три глагола) 4 – фраза или предложение, показывающее ваше отношение к теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2022