МБОУ «Кочёвская средняя общеобразовательная школа»
Урок окружающего мира 2 класс УМК «Школа России»
Какой бывает транспорт
конспект
Составила:
Маскалева Светлана Дмитриевна
учитель начальных классов
МБОУ «Кочевская СОШ»
2020г.
Тема урока : «Какой бывает транспорт»
Цель: дать представление о разнообразии и видах транспорта, его назначении; учить различать современный и старинный транспорт, группировать транспорт по назначению.
Универсальные учебные действия :
Регулятивные: способность принять учебную задачу, способность контролировать себя, - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, - коррекция- способность исправлять свои действия, а также возможные ошибки, оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: общеучебные – умение осуществлять поиск информации в тексте; логические – умение владения основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умение выделять существенную информацию.
Коммуникативные: формирование умения строить понятные для партнеров высказывания
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- работа в парах;
- фронтальная.
Методы обучения:
- словесные (беседа, рассказ, звуковоспроизведение),
- наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ плакатов, схем),
- практические (упражнения).
Оборудование: учебник «Окружающий мир 2 класс» А. А. Плешаков, рабочая тетрадь на печатной основе, презентация, карточки.
Ход урока
I. Стадия вызова.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Улыбнулись друг другу
Улыбнулись гостям. Садитесь.
Мы урок наш начинаем,
Что учили – вспоминаем.
2.Проверка дом. задания.
- Что такое экономика?
-Какие отрасли экономики вы знаете?
3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
О чём пойдёт сегодня речь на уроке, вам подскажет стихотворение. Послушайте, пожалуйста, отрывок из сказки К.Чуковского «Тараканище». Чтение отрывка (Слайд 2)
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле…
-Ребята, скажите на чем передвигались животные?
-Как одним словом назвать все это?
- Догадались, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Действительно тема нашего урока « Какой бывает транспорт» (СЛАЙД 3)
- А знаете ли вы, что такое транспорт?
Обратимся к словарю. (Слайд 4)
Транспорт
1.Отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств.
2. Тра́нспорт - средство, предназначенное для перемещения людей, грузов из одного места в другое.
- Слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает «перемещение». Вначале транспортом называли грузовые морские суда (Слайд 5)
Они доставляли из страны в страну разные товары: ткани, специи, чаи, кофе, золото. Первые транспортные средства в России появились в 12 веке: телега и сани. (Слайд 6)
Телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой.
В чем сходство и в чем различие?
В каких сказках вы видели сани? (Слайд 7)
Затем в конце 17-начале 18 века появились кареты. (Слайд 8)
Карета - это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых. В 19 веке люди стали ездить на удобных комфортных и красивых автомобилях. Слайд 9
4.Этап постановки проблемы ( цели)
-А сейчас предлагаю вам выполнить небольшое задание. ( на доске картинки)
Задание: Разделите виды транспорта на две группы.
Автомобиль, поезд, лодка, автобус, мотоцикл, метро, пароход.
Затрудняйтесь. Какую цель поставим?
Цель: Узнать на какие виды можно разделить транспорт? ( вывешиваю на доску)
II. Стадия осмысления
1.Работа с текстом.
- Предлагаю поработать в парах с текстом №1. ( тексты - листочки на партах)
–Задание: прочитайте, подчеркните виды транспорта.
Чтение текста «Виды транспорта».
Существует множество видов транспорта : наземный, водный,
воздушный, подземный. Наземный транспорт – это транспорт, который
передвигается по земле ( автобусы, троллейбусы, различные машины и
т.д.)
Водный транспорт передвигается по воде ( морской, речной – катера,
корабли)
К воздушному транспорту относится транспорт для передвижения по
воздуху ( самолет, вертолет)
А что такое подземный транспорт? Это транспорт для передвижения
под землей – метро.
( проверка) СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ( на доске)
Транспорт
Наземный воздушный водный подземный
Добавьте к каждому виду несколько примеров.
Автобус Самолет Теплоход Метро
Автомобиль Вертолет Яхта
- Какой транспорт называют наземным? Воздушным? Водным? Подземным? (слайд 10, 11, 12, 13)
Метро – это скоростной пассажирский поезд, который двигается по рельсам, проложенным под землей в специальных тоннелях. Первое метро появилось в Лондоне в 19 веке.
В нашей стране первым городом, в котором появилось метро, был г. Москва. Управляет таким подземным поездом машинист из головного вагона. Метро служит для перевозки большого количества пассажиров в крупных городах, где на улицах очень много автомобилей
Вывод: На что мы опирались, когда их делили на группы? ( способ передвижения)
Физкультминутка«Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (садятся)
Работа над текстом.
Прочитайте следующий текст №2 (1 ученик читает громко)
Одни виды транспорта перевозят людей, другие - грузы. Поэтому транспорт можно разделить на пассажирский, который служит для перевозки людей, и грузовой , который служит для перевозки грузов.
Дополним схему. (Пассажирский Грузовой )
- Но есть ещё транспорт. Об этом вы узнаете, выполнив задание группой. Работаем дружно, спокойно, слаженно.
Задание в конвертах. (работа в группах)
Задание: Угадай машину по описанию, найди картинку, приклей.
1)Я очень нужная машина. Меня вызывают, если случилась беда. Машина моя берет с собой нужный инструмент: лестницу, шланги. Если мы едем по дороге и мигаем синим фонариком, то все машины уступают дорогу нам.
2) Моя машина скоростная. Выезжает на различные происшествия, если избили человека, ограбили квартиру, произошла авария. Есть у меня мигалка. Люди, которые мчатся на этой машине, вооружены.
3) От приезда моей машины зависит жизнь человека, потому что я везу тяжелобольных людей. Поэтому мне всегда уступают дорогу все машины.
- Как называются такие машины, узнаем по учебнику с.121.(сам-но читают)
- Давайте дополним схему вместе. (Пассажирский Грузовой Специальный )
- Какой номер наберем, если кто-то заболеет? 03
-Вдруг увидели пожар, куда позвоните?01 или 110
- Если что-то у вас украли? 02
- А какой номер объединяет все три вида экстренных служб? (112)
Вывод: По какому признаку делили на группы? (по перевозке, что перевозят) (слайд 14)
Минутка отдыха.
Игра «Что у кого?»
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, … (мотор)
– У человека ноги, … (колёса)
– У человека кровь, … (бензин)
– Человек вытирает руками, … (дворниками)
– Человек может заболеть, … (ломается)
У. Ребята, а как
называется профессия человека, который управляет автомобилем?
Д. Водитель, шофёр.
У. Какие ещё профессии, связанные с работой на транспорте вы
знаете?
Д. Машинист, таксист, капитан, пилот, проводник и
др.
Игра «Отгадай»
– Подумайте, ребята,
людям каких профессий принадлежат эти слова?
1. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить на работу. (Водитель)
2. С огнём бороться мы
должны –
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
3. – Малый вперёд, полный вперёд, так держать! (Капитан)
4. – Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего авиалайнера! (Стюардесса)
Работа по учебнику ( по схеме)
- А теперь посмотрите на схему в учебнике с.120
- Каких групп у нас не хватает на схеме (Личный Общественный)
Составьте рассказ по схеме и по плану ( парами)
- Работайте в парах – не даром говорят… «Одна голова хорошо, а две лучше»
План
1. Виды транспорта.
2. Почему так называются?
3.Примеры.
Подсказки. Как вы думаете, что относится к личному транспорту? А к общественному?
Вывод: Общественный транспорт – это транспорт, которым могут пользоваться все люди. К общественному транспорту относят автобус, троллейбус, трамвай, поезд. На нём каждый может поехать туда, куда ему нужно.
Автобусы, троллейбусы, трамваи используются в городах, где живёт много людей, чтобы добраться из одной части города в другую.
На поездах же можно ездить из одного города в другой.
Вывод: По какому признаку делили на группы? ( по принадлежности)
6. Закрепление изученного материала.
Работа по схеме .
-По каким признакам можно разделить виды транспорта? ( по способу передвижения, по перевозке, по принадлежности)
- Как вы думаете, какой транспорт является наиболее безопасным средством передвижения? (каждый опасен по-своему)
- Как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом? (правила поведения)
Самостоятельная работа
Работа в тетрадях № 1. Отметить карандашами разных цветов название водного, воздушного и подземного транспорта буква ПГС отметить пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
Дайте полную характеристику поезду, самолёту и т.д. (2-3 транспорта)
III. Рефлексия
- В завершении нашего урока давайте проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Игра «Верю- не верю» Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».
1. Транспорт – это средство передвижения. (+)
2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–)
3. Корабль является наземным транспортом. (–)
4. К подземному транспорту относится метро. (+).
5. Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.(+)
6. Весь транспорт делится на 4 основные группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)
7. Водный транспорт передвигается по земле. (-)
- Проверим себя по таблице, которая изображена на доске. (слайд 15) Итог. (слайд 17)
-Достигли ли цели урока?
- На какие виды мы разделили весь транспорт?
Я узнал…..
Я запомнил….
Мне понравилось…
Молодцы! Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.