Конспект урока Окружающий мир 2 класс
Тема: Механизмы, измеряющие время
Подготовила конспект учитель начальных классов Подчинёнова Виктория Александровна.
Тема: Механизмы, измеряющие время
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Формирование представлений учащихся о разнообразии часов, принципа их действия.
Задачи:
*обучающие:
· познакомить учащихся с различными видами часов (солнечными, водяными, песочными, современными);
· познакомить с устройством циферблата, назначением маленькой и большой стрелки часов.
*развивающие:
· формировать познавательный интерес к предмету «Окружающий мир»;
· развить практические навыки и умения определять время по механическим/кварцевым часам;
· совершенствовать умение слушать
· развивать логическое мышление.
*воспитательные:
· воспитывать у детей интерес к наблюдениям за работой различных видов часов (песочных, современных – кварцевых/механических);
· воспитать у детей уважительное отношение к товарищам, их мнению.
Ожидаемые результаты:
1) Предметные:
* умеют определять вид часов по их внешнему виду, описанию;
* знают названия и внешний вид различных часов;
*знают устройство циферблата;
*знают назначение большой и маленькой стрелок часов;
2) Метапредметные:
* познавательные:
o строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
o развитие умения обобщать и делать выводы.
* коммуникативные:
o слушать учителя и друг друга, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы;
o высказывать свою точку зрения.
* регулятивные
o ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
3) личностные:
o проявлять уважение к одноклассникам и к учителю, к их мнению;
o уметь самостоятельно делать выбор;
o проявлять интерес к получению новых знаний.
Оборудование: доска, учебник Окружающий мир Е.В.Саплина, А.И.Саплин, рабочая тетрадь по окружающему миру В.И.Сивоглазов, компьютер, интерактивная доска, презентация, песочные часы, макет циферблата.
Ход урока:
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Образовательные задачи |
|||
Организационный момент (1 мин) |
- Здравствуйте, ребята! - Сначала тихо сядут девочки, затем мальчики. Молодцы! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Покажите, чему вы научились на уроках окружающего мира, как умеете активно и плодотворно работать. |
Приветствуют учителя.
|
Привлечь внимание, настроить на работу. |
|||
Актуализация знаний (2 мин) |
- На прошлых уроках вы знакомились с календарём. Итак, скажите, по какому календарю мы живём? - Верно! А сколько месяцев в нашем календаре?
- Хорошо, а сколько всего дней в году? - А откуда, ребята, взялся еще один день?
- Верно! |
- Григорианский календарь.
- Двенадцать месяцев в календаре.
- 365 дней в году обычном и 366 в високосном.
Земля делает оборот вокруг Солнца за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Эти 5 часов и 48 минут округлили до 6 часов и раз в 4 года у нас накапливается 24 часа, то есть еще одни сутки. |
Обобщить ранее полученные знания о зиме и неживой природе. |
|||
Подготовка к восприятию и изучению нового материала (1 мин) |
- Люди создали не только календари, но и часы. - А зачем нам нужны часы?
- Да, ребята. Сегодня на уроке мы поговорим о часах. Часы являются механизмом для измерения времени. Тема нашего урока «Механизмы, измеряющие время». (ОТКРЫТЬ на доске). - Самыми первыми были солнечные, водяные и песочные часы. |
- Чтобы измерять время, знать, который сейчас час, чтобы не опаздывать в школу и т.д
|
Проблемный вопрос подталкивает учащихся к выявлению назначения часов.
|
|||
Изучение нового (20 мин)
Солнечные часы
Водяные часы
Песочные часы
Современные часы
|
- Итак, ребята, поговорим о солнечных часах. Это одни из самых древних видов часов. Во время движения Солнца по небу все предметы отбрасывают тень. Если отмечать положение и длину тени, то можно приблизительно определить время. Давайте откроем учебник на странице 38. Посмотрите на рисунок справа. Какое время показывают солнечные часы?
- Верно! А удобно ли так определять время?
- Ребята, также были изобретены водяные часы. Они были изобретены около трех с половиной тысяч лет назад. Давно, правда?
- Такие часы использовались в Др. Египте. Посмотрите на слайд. (СЛАЙД) Водяные часы представляли собой прибор для измерения промежутков времени в виде цилиндрического сосуда с истекающей струёй воды.
- Давайте теперь рассмотрим песочные часы. Кто-нибудь видел такие часы, может быть, у кого-то они есть дома? - (СЛАЙД) Песочные часы – это прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.
Учитель показывает песочные часы учащимся. - Ребята, это небольшие песочные часы. Мы видим с вами два сосуда, в одном из которых есть песок. На перемене можно будет посмотреть, потрогать, попробовать измерить время.
- Как вы считаете, удобно ли измерять время часами, которые мы только что рассмотрели? - Раньше люди с помощью них измеряли время, а в современном мире человек использует более удобные часы. Современные часы подразделяются на электронные, механические и электромеханические, их еще называют кварцевыми.
- Вы, может быть, слышали от своих родителей, бабушек/дедушек, что часы нужно «завести». Так это идет речь о механических часах. (СЛАЙД) В них есть специальный механизм, который нужно «заводить», чтобы часы начали работать. Они бывают наручные и настенные.
- Наверняка у многих из вас есть дома электронные часы. Давайте посмотрим на их изображение. (СЛАЙД).
- В современном мире распространены и кварцевые часы (или электромеханические). (СЛАЙД) Они также бывают наручные и настенные. Их отличие от механических в том, что кварцевые часы «питаются» от батареек и их не нужно заводить.
Учитель показывает макет циферблата - Давайте познакомимся с циферблатом часов. На нем расположены стрелки и размещены цифры. - Как вы думаете, что показывает маленькая стрелка часов?
- Верно! Маленькую стрелку называют часовой.
- А большая стрелка, что показывает?
- Верно! Большую стрелку называют минутной.
- Как вы видите, на циферблате по кругу расположены 12 чисел. Часовая стрелка медленно передвигается от одного числа к другому. За это же время минутная стрелка делает полный круг. Как только большая стрелка сделала круг и встала на число 12, а маленькая переместилась с одного числа на другое, прошел ровно час.
- А сколько же в одном часе минут? - Совершенно верно! - А теперь давайте попробуем на нашем циферблате изобразить определенное время, например, пять часов вечера. (работают у доски разные ученики)
- Хорошо, теперь поставьте стрелки так, чтобы часы показывали 10 часов 30 минут утра. - Отлично, а теперь покажите 3 часа дня. - Молодцы! |
- Тень падает приблизительно между 3 и 4 часами дня.
- Нет!
- Очень давно!
Рассматривают водяные часы.
Ответы детей.
Рассматривают песочные часы и слушают учителя.
- Нет!
Рассматривают изображения механических часов.
Рассматривают изображения электронных часов.
Рассматривают изображения кварцевых часов.
- Она показывает часы.
- Большая стрелка показывает минуты
Слушают учителя.
- В одном часе 60 минут
Учащиеся работают с циферблатом у доски. |
Познакомить учащихся с устройством солнечных, водяных, песочных, современных часов.
Показать принцип работы песочных часов.
Познакомить с устройством циферблата, назначением стрелок часов.
|
|||
Физминутка (1 мин) |
- Ребята сейчас немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста Раз -
подняться, потянуться, |
Повторяют движения за учителем |
Сменить вид деятельности учащихся |
|||
Первичное закрепление изученного материала (5 мин, без доп. задания)
Дополнительное задание |
- Ребята, давайте закрепим наши знания, выполнив задания на доске. Итак, ваше задание будет заключаться в том, чтобы Установить соответствие между названием часов и их изображением. (Задание - Разнообразные часы)
- Отлично!
- А теперь выполним такое задание – вам нужно расположить будильники в правильном порядке, начиная с того, который показывает самое раннее время – 12:30. (Задание – Время) 12:30 – 14:00 – 15:00 – 16:40 – 18:15 – 20:00
- Выполним задание в рабочей тетради: с.19 №2, №4 |
Выполняют задания на интерактивной доске. |
Сформировать у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивать умение самостоятельно работать. |
|||
Подведение итогов (2 мин) |
- Скажите, ребята, какая была тема нашего урока?
- О каких часах мы говорили на уроке?
- А на какие виды делятся современные часы?
- Какие часы нужно «заводить»?
- А кто скажет мне, сколько минут в одном часе? - Верно!
- Узнали ли вы что – то новое на сегодня уроке?
|
- Мы говорили о механизмах, измеряющих время.
- Мы говорили о водяных, песочных, солнечных и современных часах. - Кварцевые, электронные, механические.
- Механические часы.
- В одном часе 60 минут.
- Мы узнали о том, что существуют водяные часы и т.д |
Развивать умение делать о вывод, о проделанной работе, обобщать изученный материал.
|
|||
Оценка результатов (1 мин) |
- Ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо за урок. Мне хочется отметить, что на этом уроке многие ребята давали полные ответы, активно участвовали в беседе. А как вы считаете? Кому сегодня можно поставить хорошую оценку и почему? - Дневники принесете мне на перемене. |
Учащиеся оценивают свою работу и работу своих одноклассников, аргументируя ответ |
Развивать умение адекватно оценивать работу товарищей. |
|||
Дом. задание (1 мин)
|
- Открываем дневники, записываем домашнее задание на четверг первым уроком.
1 Окр.мир п.т. с.18 №1, 2 (если не выполнили в классе), 3 |
Записывают домашнее задание в дневники. |
|
Механизмы
измеряющие
время
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.