Технологическая карта урока по окружающему миру
Класс: 2 «Е»
УМК: «Школа России»
Дата проведения: 02.04.2021
Тема: «Формы земной поверхности»
Цели урока: Формирование представлений о формах земной поверхности.
Планируемые результаты:
Предметные: узнают формы земной поверхности. Поймут их отличие друг от друга. Смогут сравнить холм и гору.
Личностные: проведут самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: смогут определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: смогут оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в парах, группе.
Познавательные: смогут ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь Плешаков «Окружающий мир», 2 часть; раздаточный материал для работы в группе, ПК, проектор.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационно-мотивационный |
Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? |
Приветствуют учителя.
Присаживаются за рабочее место. |
Л: интерес к учебной деятельности; К: Готовность к сотрудничеству |
Актуализация знаний |
На прошлом уроке мы с вами начали тему «Посмотри вокруг». Давайте проверим, как вы усвоили тему. Сейчас 2 человека будут работать по карточкам, остальные с классом. Задание 1. Объяснить приметы (слайд 2) - Зачем нам нужно знать эти приметы когда они нам могут пригодиться?
- Молодцы. Вижу, что к путешествию в мир неизведанного вы готовы. (оценки). |
Дети называют приметы (сл. 2) Ученик 1. (слайд 3) 1. Используя рисунок, объясни, что такое горизонт?Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. 2. Допиши на рисунке-схеме названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга. Ученик 2. (слайд 4) 1. Как называется прибор для определения сторон горизонта? 2. Назови и покажи, из каких частей он состоит. Объясни и покажи, как им пользоваться. |
П: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Развивать навыки сотрудничества Л: Формировать понимание практической значимости данной темы для собственной жизни К: Развивать умения корректно формулировать свою точку зрения; |
Постановка темы и задач урока |
Мой край - моя земля,
родимые просторы! - Перед вами карта. Как она называется? (слайд 6) - Что Вы можете рассказать об этой карте. - Что на физической карте обозначено коричневым и зеленым цветом? - Давайте послушаем Влада и узнаем тему урока.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Сформулируйте задачи урока. (слайд 8)
- Какие формы земли были названы в стихотворении? - Что вы уже знаете об этих поверхностях земли? |
- Физическая карта России Дети отвечают - Горы - коричневым, равнины - зеленым. Я взобрался на холм, оглянулся вокруг – В этот сумрачный час не узнал я равнины. Плыл с болота туман, надвигаясь на луг, И над ним возвышались деревьев вершины. А внизу, вдалеке, у подножья холма, Где в овраге ручей извивался, играя, Всем уже завладела и правила тьма. Я спустился туда, осторожно ступая. Свежий запах травы и вечерний туман, Засыпающих птиц одинокие всхлипы – Ночь для нас сотворила пьянящий дурман. Я качнулся и сел под раскидистой липой. - Формы земной поверхности. Рельеф - Мы узнаем, какие бывают формы земли, из каких частей они состоят, научимся изображать их в объеме. - холм, равнина, овраг. Дети отвечают |
К: умение слушать и вступать в диалог; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать предстоящую работу; Развить умение прогнозировать предстоящую работу; П: умение ориентироваться в своей системе знаний |
Первичное усвоение знаний |
- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа будет изучать свою форму земной поверхности. Потом каждая группа расскажет нам о ней по плану (слайд 10). - Выберите в группе, кто у вас будет следить за временем (время работы 5 минут), выберите спикера, т.е. того, кто будет представлять вашу группу (возможно 2 человека). Выберите скульптора, который на основе полученных сведений будет делать из пластилина макет формы поверхности земли.
- Ну, что время истекло. Проверяем работу! Кто будет выступать первым, узнаем, отгадав загадку. Вокруг – простор и широта Конца и края им не видно. Какая чудная картина, А называется ….. (равнина) - Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Слайд 11) - Что такое равнина нам расскажет группа 1.
- Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. По слайду 13 проверили ,по щелчку открывались равнины. - Обратите внимание, каким цветом показаны равнины на карте.
- Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? - Познакомимся со следующей формой рельефа. А я большим не вышел ростом, Нет снега, да не крут и склон, И называюсь очень просто Меня все узнают, как ….. (холм) - Возвышения на равнине - это холмы.
-Что такое вершина? подошва? склон?
- В рабочей тетради на странице 32 подпишите части холма. (Время 1 минута) - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Если к работе нет замечаний ставим «!», если есть недочеты ставим «+», если работа не выполнена или выполнена неверно ставим «-» . (слайд 15) - Проверим: у кого все верно? У кого есть недочеты, замечания? Кто не справился с работой? |
Дети смотрят на слайде план выступления
Дети распределяют роли в группе. Готовят ответ, модели формы земной поверхности
Группа1 рассказывает о равнине. Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. (слайд 12) - Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье. - Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом. - Есть возвышения.
Группа 2 представляет свою работу Подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. (слайд 14) Дети отмечают части холма.
Взаимопроверка
Дети поднимают руки |
Р: Формировать умение работать по плану, реконструировать материал по рисункам учебника и раздаточного материала П: Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; Регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающего мира; анализ, синтез, классификация К: Развивать умения корректно формулировать свою точку зрения; Формировать умение слушать и вступать в диалог |
Физминутка |
Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале: Вправо, влево повернись! Наклонись и поклонись! Руки вверх и руки в бок И на месте прыг да скок! А теперь на левой ножке И на правой - по дорожке! |
||
Первичное усвоение знаний (продолжение) |
- На равнинах встречаются возвышения – холмы. А как называются понижения??? От дождей, текучих вод Он растет из года в год Он полей равнинных враг А зовут его ….. (овраг) - Проверим работу еще одной группы. Под облаками в снежной шапке, Крутые склоны у меня Я- выше всех на свете нашем И называюсь я ….. (гора) - Как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой?
- Какие горы вы видите на карте? Назовите. Мы с вами живем на Урале. Уральские горы издавна считались естественной границей, разделяющей две части света - Европу и Азию. Эти горы не высоки. Лишь несколько вершин достигают полутора тысяч метров над уровнем воды. Самая высокая вершина на Урале — это гора Народная (1894,5 метра) (слайд 24) Когда говорят о России, я вижу мой дивный Урал…. |
Представление ответа группы 3, макета оврага (слайд 16,17)
- Возвышения. Группа 4 представляет работу, макет горы (слайд 18,19,20) Проверка по слайду 21 |
|
Первичное закрепление |
- С какими формами земной поверхности вы познакомились? (слайд 25) - Какие бывают равнины? (слайд 26) -Какая форма земной поверхности называется холмом? - Какая форма земной поверхности называется оврагом? На доске появляется схема. "Формы земной поверхности".(слайд 27) - Чем отличаются холм и гора? (слайд 28) |
- Горы и равнины
- Плоские и холмистые
- Возвышения на равнине - углубления с крутыми склонами Дети отвечают с опорой на карту |
П: Развивать умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний; К: Развивать умения корректно формулировать свою точку зрения; Формировать умение слушать и вступать в диалог |
Информация о д/з, инструктаж по выполнению |
- Ребята дома вам нужно еще раз повторить тему «Формы земной поверхности» и завершить работу в печатной тетради. По желанию можете приготовить сообщение о крупных формах рельефа на территории нашей страны (горы, равнины, плоскогорье, низменности) |
Записывают д/з |
|
Рефлексия |
- Сейчас я попрошу сюда выйти скульпторов и представить свои труды. - Давайте послушаем Леру, она прочитает нам стихотворение.
- Используя опорные слова, оцените свою работу на уроке. (слайд 29)
- На уроке поработали все хорошо. Оценки (слайд 30) |
Скульпторы показывают свои работы
Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики... Берегите молодые всходы На зеленом празднике природы, Небо в звездах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу, Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите...
- Я узнал … - Я научился … - У меня получилось / не получилось… - Я хочу узнать подробнее еще о |
Л: Развивать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; Р: Формировать умения проводить рефлексию своих действий. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.