Конспект урока окружающего мира по теме:
«Природные зоны. Тундра».
Цель: познакомить с географическим положением природной зоны,
климатическими условиями, растительным и животным миром и
деятельностью человека;
Задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
-формировать представление о природной зоне тундры;
-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
-работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
- Проверим, как вы подготовились к экспедиции.
- Природу какой зоны мы исследовали на прошлом уроке? (Природную зону арктических пустынь.)
- Покажите на карте Арктику? Как называется океан, который омывает север нашей страны?
1) Почему снега в этом краю никогда не тают?
2) Как происходит смена дня и ночи в полярном крае?
3) Какое захватывающее явление можно наблюдать только в арктическом небе? Что вы о нем знаете?
4) Есть ли в Арктике растения?
5) Назовите самого крупного зверя Арктики. Расскажите о нём.
6) Как особенности растений и животных связаны с состоянием неживой природы?
- Сейчас вы выполните тест, приготовленный для более подробного опроса домашнего задания.
- Сегодня продолжим говорить о природных зонах нашей страны, о тундре.
II. Тема урока.
На доске план изучения природной зоны:
1) Географическое положение.
2) Природные условия.
3) Растительный и животный мир.
4) Занятие населения.
- Ваша задача заполнить таблицу. А для этого вы распределитесь на 3 команды, каждая из которых будет ответственен за свою колонку в таблице. Итак, начинаем изучение природной зоны. Экскурсия наша планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут синоптики, ботаники, зоологи и экологи, которые побывали в тундре в составе научно-исследовательских экспедиций.
Природная зона |
Климат и характеристика |
Растения
|
Животные
|
Использование и влияние человека |
1. Географическое положение.
Слово «тундра» произошло от финского «tunturi», которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Самая северная, самая холодная зона – Арктика. К югу от этой зоны, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.
По карте природных зон России найдите зону тундры.
Как она расположена? (Зона тундры расположена к югу от зоны арктических пустынь. Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. На крайнем востоке спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря.)
1) Определите воды какого океана омывают ее с севера.
2) По берегам каких морей тянется территория тундры?
(по 1 члену от каждой команды выходят к доске и ведут показ по карте)
- Подумайте, будет ли зона тундры резко отличаться от зоны арктических пустынь?
III. Физкультминутка.
2. Природные условия.
Самостоятельное изучение по учебнику окружающего мира природных условий тундры.
Занесение показаний в таблицу.
- Тундра- это царство холода, снега, многолетней мерзлоты. В переводе с финского слово «тундра» означает «бесплодная», или «враждебная».
Что влияет на климат в этой природной зоне? (Положение Солнца над горизонтом).
- Местоположение. Климат.
- отрицательные температуры
- зимой до – 50 градусов, летом до + 10 градусов
- многолетняя мерзлота
- лето – 2-3 месяца
- полярные день и ночь
- болота, мелкие озёра
Почему тундру называют краем болот и озер? (Оттаивает только поверхностный слой почвы. Талые воды не просачиваются, поэтому в тундре много болот).
- Какие почвы в тундре? (малоплодородные)
- Какие полезные ископаемые найдены в тундре? (газ, нефть, каменный уголь)
3. Изучение растительного мира тундры.
- Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях
- 5. Слово ботанику.
- – Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.
- Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются.
- Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето.
- Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.
- Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник или ягель, который служит основной пищей для северных оленей.
- Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой.
- В тундре много различных мхов. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.
- Учитель:
- – Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?
- – Берёза.
- Слайд «Берёза»
- – Художники и поэты воспели берёзу в своих произведениях. И вот эту красавицу берёзку: стройную, высокую. Попробуем поселить в тундре. На какую глубину в почву уйдут корни?
- Назовите условия, благоприятные для роста и развития растений.
(Тепло, солнечный свет, воздух, вода).
- Все ли необходимые условия есть в тундре? Чего в избытке, чего не хватает?
- Мы знаем, что на Земле растут различные растения: деревья, кустарники, травы, мхи, водоросли, лишайники, грибы. Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре? Докажите.
- Рассмотрите внимательно картину. Весной тундра красива. Растения торопятся зацвести, образовать плоды, семена, ведь лето очень короткое. Луга кажутся покрытыми пестрым ковром: фиолетовые цветы камнеломки, белые с желтой серединой цветы куропаточьей травы. По болотам весной цветут осока и пушица.
- А каких привычных для нашей местности растений вы не видите?
(деревьев)
- Как вы думаете, почему деревья, такие как у нас, не могут расти в зоне тундры? (Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни растениям; и наконец, сильные ветры)
- Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза.
Физкультминутка.
Тема урока.
4.Изучение животного мира тундры.
- А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к суровым условиям обитания? Чтобы ответить на эти вопросы послушайте сказку о том, как животные приспособились к условиям тундры.
Сказка о том, как животные приспособились к условиям тундры
(экологическая сказка).
Летели два мороза, дедушка и внук, на Северный полюс. Дедушка Мороз решил отдохнуть. А остановился он на земле, которая называлась тундрой, и была в это время длинная полярная ночь.
Стал внук Морозец дальше прыгать по снежным кочкам. Глядь - а перед ним стоит пушистый белый зверь, похожий на лису, стоит и ловит кого-то под снегом. Вспомнил Морозец, что это песец и стал его морозить: то за спину схватит, то за хвост. Ничего не получается. Мех у песца пушистый и теплый, чисто белого цвета. Подошвы лап густо заросли волосами, которые греют их и не дают скользить по льду. А под шкурой толстый слой жира, который защищает песца от холода и служит запасом питательных веществ. Такого белого зверя на снегу не сразу заметишь.
С песцом Морозец не справился и решил поморозить птиц: у них-то нет шерсти. Забрался он в сугроб, разворошил его, вылез, запрыгал по кочкам и столкнулся с белой совой. Белая сова сидела и грела яйцо, которое лежало прямо на голой земле. Она сидела и высматривала: не летит ли самец. Не несет ли ей поесть. Подкрался Морозец и стал белую сову морозить. А сова только перья растопырила. Сидит, хохлится, греется. Оперение у нее густое, покрывает всю её голову так, что клюв едва заметен. Лапы у совы покрыты перьями до самых когтей. «Нет и с совой мне не справится! Пойду поищу другую птицу»,- решил Морозец.
Только взлетел, вдруг видит: кто-то разгребает снег и вытаскивает из-под него ягоды и почки растений. «Да это же белая куропатка!» - узнал ее Морозец. Оперение у нее белое, пальцы покрыты длинными перьями, а из-под них видны длинные когти. «Так вот почему она не вязнет в снегу и так легко его разгребает! Нет, с куропаткой мне тоже не справиться».
Полетел Морозец к дедушке и рассказал ему, как хотел зверей тундры заморозить. «Глуп ты еще, мало по свету летаешь и многого не знаешь, - отвечал ему дед. - Хорошо эти звери приспособлены к условиям тундры. А справиться мы можем только с больными и слабыми животными. Да и зачем их нам обижать? Пусть живут. Ведь каждое животное в природе свое назначение имеет».
- Итак, ответьте какие основные виды животных обитают в тундре?
(использование иллюстрации в учебнике)
Записывают в таблицу названия животных).
(Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги.
Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары -гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых.
Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова).
- Как они приспособились к суровым условиям обитания? (шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; окраска тела).
- В каждой группе есть исследователи, которые более подробно изучили жизнь некоторых животных. Сейчас они вам о них расскажут.
Сообщения учащихся.
1 команда - о северном олене;
2 команда - о лемминге;
3 команда - о тундровой куропатке.
(Показ иллюстраций из книг. Сообщения подготовлены заранее).
5. Занятие населения тундры.
Чтение и обсуждение текста «Тундра и человек».
- Чем занято население тундры?
Тундра и человек.
– В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера. Главное занятие населения – оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.
- Как человек влияет на природу тундры?
- Почему её нужно охранять?
- Какие правила поведения в природе соблюдали бы вы, оказавшись в тундре на самом деле?
“Страничка экологии”
– Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. местность загрязняется нефтью во время ее добычи.
Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.
Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:
· белый журавль или стерх,
· малый или тундровый лебедь,
· краснозобая казарка, кречет.
Все они внесены в красную книгу России.
В тундре создан Таймырский заповедник, в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан.
Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом.
IV. Закрепление изученного материала.
Работа в парах
Вставить пропущенные слова в текст:
· Природные условия тундры менее суровы, чем …
· В тундре много различных мхов и …
· Кроме того, здесь растут …, …, …, …
· Растения тундры …, многие стелются по земле.
· В тундре летом много комаров и мошек, поэтому сюда прилетают …, …, …
· А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная …
· Самым главным животным тундры является северный …
· Основное занятие населения тундры – …
V. Подведение итогов урока.
Итак, мы познакомились с удивительным краем – тундрой. Понравилась вам экскурсия?
VI. Д.З.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.