Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Во времена Древней Руси».
Тема |
Вo времена Древней Руcи |
Тип урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний |
Цель занятия |
Создaть условия для знaкомства обучaющихся с жизнью слaвян во времена Древней Руси |
Задачи |
|
Формируемые УУД |
-действия смыслообразования
- целеполагание - контроль - планирование - оценка · Познавательные - действия со знаково-символическими средствами - логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство) - рефлексия - общеучебные ( смысловое чтение, извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации) · Коммуникативные - контроль, оценка действий партнёра - умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Планируемый результат |
В результате изучения темы учащиеся знают · способ управления древним государством; · о завоеваниях князя Олега; · о деятельности князя Владимира; · историю принятия Русью христианства; · преимущества, полученные в связи с Крещением. |
Основные понятия |
Князь, советники, бояре, княжеская дружина, христианство, Крещение |
Межпредметные связи |
Литературное чтение |
Ресурсы: |
Электронная презентация, видео-фрагмент. |
Оборудование |
мультимедиа проектор, экран, компьютер, Плешаков А. А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса: В 2 ч, картина Васнецова «Три богатыря», «Никита Кожемяка», карта Древней Руси., контурная карта «Древней Руси», портрет князя Владимира. |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная,парная |
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||
Орг. Момент Цель: Включить детей в деятельность. - Назовите раздел, тему который начали изучать на прошлом уроке?
СЛАЙД 2. |
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
- Страницы истории России. - Жизнь древних славян |
Л: принятие образа хорошего ученика. |
|||
Актуализация опорных знаний Цели этапа: Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности - Ответьте на вопросы теста -А теперь посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы теста.
Поднимите руки у кого нет ошибок; кто допустил ошибки. СЛАЙД 3. Кто затруднялся? (рекомендации: прочитать еще раз статью про жизнь древних славян) СЛАЙД 4. - Как вы себя оцениваете? Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому. Назовите основные занятия древних славян. Во что они верили? Чему поклонялись древние славяне.
Как жили древние славяне? Для чего им нужно было жить вместе? |
Работают с тестом Взаимопроверка
Дети отвечают поочереди.
- Показывают кружочки.
Охота, рыболовство, бортничество, земледелие. Славяне были язычниками Идолам
Племенами. Для того, чтобы вместе выполнять работу |
Р: - контроль
П: -умение строить монологическое идиалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- рефлексия |
|||
|
Разгадывают кроссворд. (отвечают на вопросы) |
П: строят речевое высказывание. |
|||
Постановка темы. Цели этапа: Определить тему и цель урока. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока. - Нам было интересно узнать , как жили наши предки. - А что же происходило дальше? - Вот сегодня об этом мы и будем говорить. - Определите тему нашего урока? - Но племена – это ещё не государство. СЛАЙД 6. - А что же такое «Русь»? - Было ли государство в тот период, о котором говорилось на прошлом уроке? –Исходя из вышесказанного, предположите на какой вопрос нужно получить ответ сегодня на уроке?– Давайте сначала вспомним признаки государства.
- Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. - В этом вам помогут карточки, которые лежат у вас на столах. |
Пользуясь содержанием учебника, определяют тему занятия
Во времена Древней Руси
Государство.
Нет О возникновении древнерусского государства под названием Русь жизни людей в этот период. --------------------------- Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ. |
Р: - планирование П: - умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации - логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство) |
|||
Изучение нового материала Цели этапа: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала. - Можно ли Древнюю Русь назвать – ГОСУДАРСТВОМ? Докажите. - Было ли государство у Древних славян? Докажите. Рассказ учителя. Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.
- Что могли увидеть иностранцы, попавшие на территорию Древней Руси в начале IΧ века? Прочитаем отрывки из их высказываний. (раздаются карточки с текстом). -Уважаемые гости! Добро пожаловать в Древнюю Русь. – Что же интересного вы у нас увидели? «Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая…» (Ибн-Русте, арабский писатель IΧ века) «Земля здесь покрыта лесом разной породы… Зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только если разведёшь костёр… Такие холода продолжаются сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло… Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного» «Борисфен (так называлась в древности река Днепр) – самая прибыльная река: по берегам её простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья, прозрачна.» (Геродот, древнегреческий историк)
- Ехали в Древнюю Русь с разных концов света купцы. Везли разнообразные товары. - На пути движения торговых караванов возник Древний город - Киев, который в дальнейшем стал столицей Древней Руси. Постепенно площадь Древней Руси расширялась. СЛАЙД 7. В 879 году власть над новгородскими землями после смерти Рюрика получил Олег. В 882 Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу. «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.» (Повесть временных лет) - Почему Киев стал Столицей Древней Руси?
Задание СЛАЙД 8. - Рассмотрите карту на с. 41 учебника. - Найдите территорию Древней Руси в конце IX века . - Покажите у доски на карте территорию Древней Руси 9 века. - У вас на столах лежат контурные карты. Обведите зелёным карандашом границы Древней Руси 9 веке. - Проведите красным карандашом главный торговый путь «из варяг в греки». СЛАЙД 9. - С приходом князя Владимира размеры территории Древней Руси увеличились, границы раздвинулись. Почему? - Сравните эти территории. - Как изменилась территория Древней Руси? - Как вы думаете, почему? - У вас лежат карты. Обведите границы Руси 11 века. - Увеличилась ли граница Руси? Закрепление изученного материала. Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства именовался – Великим князем. Прочитайте о нём статью на с. 42 в учебнике - Князь не мог управлять один такой территорией? - Были и былинные воины. СЛАЙД 10. ФИЗМИНУТКА
В историю вошёл киевский князь – Владимир Святославович. Его воспевали былины и легенды. Прочитайте текст на с. 43-44 чебника. Ответьте на вопросы — Что стало главной заботой князя Владимира? — Что делал князь для защиты своих территорий? — О каких былинных богатырях того времени мы с вами знаем? — На Руси богатырей было много, а былинные БОГАТЫРИ сочетали в себе все качества самых лучших богатырей. (храбрость, отвага, мудрость, любовь к Родине). СЛАЙД 11. Картина Виктора Васнецова «Три богатыря). Перед тем как Васнецов создал это полотно, он изучил сохранившиеся летописи, архивы, народные сказания, былины, в которых упоминалось о богатырях. На картине три могучих русских богатыря. Они всматриваются в даль, не движется ли враг на родную землю. Русская земля широка и необъятна. В ней много лесов и рек. За эту территорию приходилось часто воевать. Вот и мечтал русский народ о богатырях, которые смогут её защитить. Слагали о них песни и былины. - Чем ещё прославился князь Владимир? Сейчас мы об этом посмотрим фильм. ВИДЕО. СЛАЙД 12. - В историю он вошёл как креститель Руси. - Кто первым принял Крещение? СЛАЙД 13. СЛАЙД 14. На прошлом уроке мы с вами уже говорили, во что верили славяне. Вспомните, чему они поклонялись? (явлениям природы) - Жизнь древнего человека зависела от природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Славяне верили, что богов много. Такая вера называется язычеством. В летописи есть рассказ о том, как князь Владимир послал в разные страны своих людей, чтобы те познакомились с разными религиями и рассказали ему о них. В 988 году Русь приняла христианство – религию, которая пришла к нам от греков из Византии. Как происходил этот обряд? - Что приказал сделать Владимир с идолами? СЛАЙД 15. _ Все статуи идолов Владимир приказал выбросить в реки или сжечь. - Кого мама называет солнышком? Почему? - Почему Владимира в народе прозвали – Красным Солнышком? - За введение христианства на Руси Владимир признан церковью Святым. Стр. 43-44.
|
Слушают.
Работа с карточками.
(читают 3 учащихся в костюмах)
У города выгодное местоположение. Киев располагается на пересечении торговых путей.
Чтение по учебнику. Работают с картой.
Территория увеличилась. Племена стали объединяться.
2 учащихся показывают, все повторяют. (под музыку)
Нет. Ему помогали бояре и княжеская дружина Защита родных рубежей.
Ставил заставы.
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Никита Кожемяка.
Крестился Владимир. Крестил 12 своих сыновей. Крестил народ.
28 июля – ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ.
|
П: -общеучебные ( смысловое чтение,извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации)
П: - действия со знаково-символическими средствами - логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство)
Р: - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; Л: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
П: - ориентироваться на разннобразие способов решения задач.
|
|||
Итог урока Цели этапа:
Самооценка собственной деятельности. - К сожалению время нашего урока подходит к концу. Много ещё интересного можно узнать и рассказать о временах Древней Руси. Вы это будете изучать в старших классах. Но мой вам совет - поищите материал в энциклопедии или в интернете, и почитайте об этом времени. - Мы подведём итог нашего урока. 1. Как называли в то время правителя? 2. Кто ему помогал? 3. Какой город был столицей? 4. Какой князь завоевал Царьград? 5. Кого величали «Красным Солнышком?» 6. Какое важное событие произошло в 988 году? |
Князь Дружинники Киев Олег Владимир
Крещение Руси |
К: - умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|||
Рефлексия СЛАЙД 16. Цели этапа: Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу содержания учебного материала и деятельности. - Сегодня мы многое узнали на уроке, а что вам было интересно. Продолжите предложение. |
Цели этапа: Соотнести цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, наметить дальнейшие цели деятельности.
Мне было интересно узнать…
Высказывают мнения.
|
П: - логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство) К: - контроль, оценка действий партнёра - умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|||
Домашнее задание СЛАЙД 17. Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания - Выберите каждый для себя тему сообщения.
1. Сообщение о Князе Владимире. 2. Сообщение о Крещении Руси. — С.40-45 ответить на вопросы.
СЛАЙД 18.
- Благодарю вас. - Давайте скажем «Спасибо» гостям. - Давайте друг другу поаппладируем. |
Высказывают предположения. Записывают домашнее задание. |
П: - общеучебные ( смысловое чтение,извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации)
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.