Автор: Пискунова Алина Вячеславовна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №64 им. Б. Ручьева»
г. Магнитогорска, Челябинской области
Конспект урока описание картины
по картине И. Левитана « Золотая осень»
Цель: способствовать формированию описывать картину.
Задачи:
Образовательные: научить писать сочинение по картине.
Развивающие: развивать мыслительные операции; развивать речь учащихся.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и творческую активность ребенка; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и литература: картина И. Левитана « Золотая осень», тетради¸ наглядность, музыка
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач
Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-описание по картине. Давайте вспомним, в чем заключается особенность такого сочинения? |
Учащиеся здороваются и садятся на свои места
В данном сочинении мы описываем картину и свое впечатление от нее. |
Личностные , коммуникативные |
Подготовка к знакомству с источником речи |
Послушайте стихотворение и ответьте мне на вопрос: какому времени года будет посвящено сочинение-описание?
Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый. Утешает осень:" Не жалейте лета!" Посмотрите – роща - золотом одета. З. Федоровская
Как вы это поняли? О чем говорится в стихотворении? Что сделала очень?
О каких деревьях говорится в стихотворении?
Какие слова говорит осень в стихотворении? Кому направлены эти слова?
Молодцы! А какие еще изменения происходят осенью: – в неживой природе?
– в живой природе?
Совершенно верно! Теперь подберите к слову осень прилагательные. Какая осень может быть?
Меняется ли настроение людей с наступлением осени?
А как относится к осени автор картины « Золотая осень» И. Левитана мы узнаем, когда рассмотрим ее. |
Сочинение-описание будет посвящено осени
В стихотворении говорится об осени. Осень покрасила все листья в желтый, пурпурный цвет. В стихотворении говорится об орешнике, клене, дубе. Она говорит о том, чтобы люде не жалели лета, не грустили. И обратили внимание, какое это замечательное и красивое время года (роща золотом одета).
Дни становятся короче, ночи длиннее. Холодает. Небо покрывается низкими серыми облаками, идут кратковременные дожди. Холоднее становятся водоемы и т.д. Листья на деревьях и кустарниках меняют свою окраску, становятся желтыми, пурпурными, золотисто-багряными. Листопад. Птицы улетают на юг, некоторые животные впадают в спячку и т.д.
Поздняя, ранняя, холодная, теплая, золотая, красивая, великолепная, богатая, багряная, серая, дождливая, грустная, яркая, разноцветная.
– Настроение людей меняется, становится грустно, что закончилось лето. – некоторые люди любят осень за ее красоту (дети могут высказать свое отношение к осени) |
Коммуникативные, познавательные, регулятивные |
Знакомство с источником речи |
Молча посмотрите на картину. Представьте, что мы с вами пошли на прогулку по лесу, который нам изобразил Исаак Ильич Левитан. Учитель вывешивает на доску репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Чтобы еще лучше погрузиться в атмосферу осени я включу вам отрывок под названием «Времена года. Осенняя песня», который написал П.И. Чайковский.
|
Дети рассматривают картину и слушают музыкальную композицию И.П. Чайковского. |
Познавательные |
Анализ первичного восприятия |
Получилось у вас представить, что мы оказались внутри картины? Куда же мы с вами пришли? Что же обозначает подобранное вами слово «опушка»? Ребята, попробуйте доказать, что на картине изображена очень.
Какие деревья изобразил художник с левой стороны реки? Как разукрасила их осень?
Что еще можно сказать про них?
Превосходно! А какие деревья собрались в кружок вдали и водят хоровод? Какие наряды подарила этим березкам осень? Давайте обратим внимание на одинокое дерево, которое растет на правой стороне реки. Что это за дерево? Какой же наряд у этой красавицы?
Чем же отличается ее окраска о окраски других деревьев?
Ребята, какие же деревья остаются зелеными и не хотят одеваться в осенний наряд? Правильно! Как вы можете доказать, что день на картине Левитана – солнечный и теплый?
С помощью чего художник добивается появления чувства радости и спокойствия у людей, смотрящих на нее?
Отлично, мы выяснили с вами, что день теплый, солнечный. А что вы можете сказать про реку?
С вами нельзя не согласиться. Несмотря на то, что день солнечный, вода уже совсем холодная. А что же видно на высоком берегу вдали? О чем говорят эти зимние всходы?
Посмотрите на картину еще раз. Какое чувство вызывает у вас эта картина? |
Да, получилось!
Мы пришли на опушку леса.
Это край леса. Картина выполнена в осенних оттенках. Листья деревьев желтые, трава тоже поменяла свою окраску. Молоденькие осинки и березки.
Их листья желтые и оранжевые. Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями.
Березки.
Она накинула на них легкие сарафаны.
Это тоже березка
Эта березка вся золотая. Березка стоит совсем одна, вся золотая, а на других березках и осинках еще можно разглядеть зеленый цвет на листочках. Хвойные деревья.
Небо, изображенное автором, ясное, без ветра. В лесу совсем тихо, деревья освещены солнцем и солнечные зайчики бегают на траве.
Художник использовал яркие краски – голубые, желтые. Он создает у нас праздничное настроение. Солнышко – желтое и от него становится теплее на душе. От желтых листьев тоже чувствуется тепло.
Вода у берега темная, в ней можно заметить отражение травы. Вода темная, как в омуте, она очень холодная.
Пройдет зима, придет долгожданная весна, и все снова кругом зазеленеет.
Чувство гордости за красоту нашей необъятной Родины. Это все – наше родное и любимое. |
Познавательные, регулятивные |
Языковая подготовка |
1)Вставьте пропущенные буквы и составьте словосочетания со словами: з.л.тая бронзовая к.льчуга кр.савица лимонная ж.лтизна легкие багряная р.зоватые с.р.фан облака к.сынка треп.тная набросила 2) Подберите синонимы к словам: Желтый
Художник
Картина
Набросила
3) Какими словами мы можем описать: День
Небо
Облака
Деревья
Березы
Траву Реку
Солнце
3)Какая осенью береза и осина? Составьте предложения с данными словами.
4)Названия, каких цветов и оттенков можно использовать при описании осени?
5)Составление плана сочинения -С чего бы вы начали сочинение по картине?
Как можно озаглавит первый пункт плана?
- Что бы вы написали после вступления? Обратите внимание на природу изображенную художником. Что изображено на переднем плане, что на заднем, какие деревья нарисовал автор и какие цвета использовал. Есть ли река, какая она? Какое небо, солнце? Какое настроение передает картина? -Как можно озаглавить второй пункт плана? - Каково было бы заключение в вашем сочинении?
Как озаглавим последний пункт плана?
- Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы, при описании картины, постарайтесь использовать богатые возможности русского языка. |
Золотой, янтарный, лимонный, золотистый Автор, живописец, пейзажист Полотно, холст, произведение Надела, накинула, нарядила
погожий, хороший, теплый, осенний ясное, голубое, светлое, лазурное Легкие, воздушные, белые, пушистые Желтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные Стройные, гибкие, белоствольные Желтая, зеленая Голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая Игривое, осеннее, лучистое Белая береза с золотыми листьями гнется от ветра. Тонкая осинка начала сбрасывать свои листья. желтый, красный, оранжевый, коричневый, голубой, чистый, яркий, пестрый
Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Левитан изобразил красивую пору - осень.
1. Осень наступила.
Стали бы подробно описывать деревья, реку, небо и т.д.
2.Лес, точно терем расписной Обязательно написали бы о том, какое красивое время года - осень, и как Левитан хорошо ее изобразил, о том что картина мне очень понравилась.
3.Осень-прекрасная пора |
Коммуникативные, регулятивные, познавательные |
Подведение итогов подготовительной работы |
Теперь Вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем писать, в каком порядке. Знаете, многие слова, которые можно употребить в вашем сочинении Каждый из Вас напишет о своих впечатлениях, вызванных картиной И. Левитана «Золотая осень». Старайтесь писать выразительно, грамотно. При необходимости обращайтесь ко мне за помощью. |
|
Регулятивные |
Написание сочинения, редактирование текста. |
Индивидуальная помощь учителя. |
Каждый учащийся самостоятельно пишет сочинение по картине в своей тетради. Примерное сочинение: Передо мной картина знаменитого художника Левитана. На ней мастер изобразил свое любимое время года - осень. В пейзаже преобладают теплые, золотистые краски. На картине изображена опушка леса. Одетые в желтую листву березки выделяются на фоне голубого неба. Две трепетные осинки, как подружки, притаились на краю рощи. Они уже сбросили свою листву. Через рощу бежит речка. Вода в ней темная, потому что холодная. Вдалеке вода светлее, в ней отражается синева неба. Река течет к деревеньке, которая видна на холме. Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство гордости за нашу Родину. Наша природа очень красива! |
Познавательные, личностные |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.