Конспект урока "Основные грамматические нормы современного русского литературного языка"

  • docx
  • 10.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основные грамматические нормы современного русского литературного языка 9 класс ИКТ.docx

Конспект урока по родному русскому языку, 9 класс

Тема «Основные грамматические нормы современного русского литературного языка»

Учитель русского языка и литературы МКОУ «Дучинская СОШ2», Чупалаева Муъминат Абдиновна

Цель: ознакомить учащихся с основными грамматическими нормами современного русского литературного языка, развить навыки их применения в письменной и устной речи, а также повысить уровень грамотности и уверенности в использовании языка.

Задачи:

Образовательные задачи:

-                Изучить основные грамматические нормы, включая правила пунктуации, орфографии и синтаксиса.

-                Научить распознавать и исправлять грамматические ошибки в текстах.

Развивающие задачи:

-                Развивать критическое мышление и аналитические навыки через обсуждение ошибок и их исправления.

-                Стимулировать творческое мышление учащихся через написание собственных текстов и эссе.

Воспитательные задачи:

-                Формировать уважение к родному языку и осознание важности грамотного общения.

-                Способствовать развитию навыков работы в команде и умения слушать и уважать мнение других

Оборудование: Презентация, Экран + компьютерное оборудование.

 

1. Введение в грамматические нормы (слайд 1)

·                 Определение: Грамматические нормы — это правила, которые определяют правильное употребление слов, форм слов и построение предложений в языке. Они обеспечивают единство и стабильность языка.

·                 Значение: Соблюдение грамматических норм важно для ясности и точности общения. Это помогает избежать недоразумений и ошибок.

2. Основные грамматические категории (слайд 2)

·                 Имя существительное:

o                Род, число, падеж.

o                Правила согласования существительных с прилагательными и глаголами.

·                 Имя прилагательное:

o                Согласование прилагательных с существительными по роду, числу и падежу.

o                Употребление кратких и полных форм.

·                 Глагол:

o                Время, лицо, число, род.

o                Правила образования форм глаголов (совершенный и несовершенный вид).

3. Синтаксические нормы (слайд 3)

·                 Строение предложения:

o                Простое и сложное предложение.

o                Правила построения сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

·                 Согласование и управление: (слайд 4)

o                Правила согласования подлежащего и сказуемого.

o                Употребление предлогов и управление глаголов.

4. Пунктуационные нормы (слайд 5)

·                 Основные правила пунктуации:

o                Знаки препинания в простом и сложном предложении.

o                Употребление запятой, точки, двоеточия, тире и других знаков.

·                 Примеры: Рассмотрим несколько примеров, чтобы увидеть, как правильно расставлять знаки препинания в различных предложениях.

5. Орфографические нормы (слайд 6)

·                 Правила написания слов:

o                Употребление букв, правил написания слов с приставками и суффиксами.

o                Правила написания сложных слов и слов с дефисом.

 

6. Практическая часть (слайд 7)

1. Упражнение на исправление ошибок

Задание:  Разделите класс на небольшие группы (по 3-4 человека). Каждой группе раздайте карточки с предложениями, содержащими грамматические ошибки.

Примеры предложений с ошибками: (слайд 8)

1.             На улице было много людей, которые ждут автобуса.

2.             Я не знаю, где он положил свои книги.

3.             Каждый из студентов должны сдать контрольную работу.

4.             Она быстро бегает и ловко прыгает через препятствия.

5.             Вчера мы с друзьями пошли в парк, где мы увидели много интересного.

Инструкция для групп:

·                 Найдите и исправьте ошибки в каждом предложении.

·                 Обсудите с одноклассниками, почему это ошибка и как правильно.

Время на выполнение: 10-15 минут

Обсуждение: После выполнения задания каждая группа представит свои исправления и объяснит, почему они выбрали именно такие варианты.

 

2. Викторина по пунктуации (слайд 9-17)

Задание: Проведите викторину на тему пунктуации. Подготовьте несколько предложений, в которых необходимо расставить знаки препинания.

Примеры предложений:

1.             Я не знаю что делать.

2.             Она купила яблоки груши и бананы.

3.             Если погода будет хорошая мы пойдем на пикник.

4.             Он сказал что придет позже.

5.             В лесу было тихо и спокойно.

Инструкция для участников:

·                 В индивидуальном порядке или в группах расставьте знаки препинания в предложениях.

·                 Объясните, почему вы выбрали именно такие знаки.

Время на выполнение: 10 минут

Обсуждение: После выполнения задания разберите каждое предложение и обсудите правильные варианты.

3. Орфографическая практика (слайд 18)

Задание: Напишите небольшой текст (5-7 предложений) на заданную тему, соблюдая орфографические нормы. Темы могут быть следующими:

·                 Мое любимое время года.

·                 Путешествие, которое я запомнил.

·                 Мой лучший друг.

Инструкция для выполнения задания: (слайд 19)

·                 Обратите внимание на написание слов с приставками и суффиксами, сложные слова и слова с дефисом.

·                 Проверьте написание всех слов, обращая внимание на возможные орфографические ошибки.

Время на выполнение: 15 минут

Обсуждение: После написания текстов, выберите несколько работ для прочтения вслух. Обсудите, какие орфографические правила были использованы, и какие ошибки были допущены.

4. Итоговое задание (слайд 20)

Задание: Напишите краткое эссе (10-15 предложений) на тему "Почему важно соблюдать грамматические нормы".

Инструкция:

·                 Используйте примеры из практической части урока.

·                 Объясните, как соблюдение норм влияет на общение и понимание.

Время на выполнение: 20 минут

Обсуждение: В конце урока предложите желающим прочитать свои эссе и обсудите, какие мысли были наиболее интересными.

 

 

7. Заключение (слайд 21)

·                 Подведение итогов: Обсудим, почему важно соблюдать грамматические нормы и как это влияет на наше общение.

·                 Домашнее задание: Написать небольшой текст, соблюдая все грамматические нормы, и подготовить его к обсуждению на следующем уроке.