Тема урока: Головные уборы.
Ход урока
- Добрый день!
- И добрый час!
- Я приветствую всех вас!
Слайд №1
Перечислите предметы, изображённые на картинке. (На картинке изображены шляпа, кепка, шапка…)
Как мы можем их назвать? (Головные уборы)
Задание. Учащиеся делятся на две группы, у каждой группы по разрезанной картинке с изображением головного убора.
Задача. Собрать картинку и определить тему урока.
Слайд 2. Обращение к учащимся: актуализация знаний народных поговорок, настрой на тему урока.
Как носили головные уборы на Руси?.. И какие они были? Об этом - в данной теме урока. «По Сеньке шапка, по Фоме колпак».
Знакома ли вам эта поговорка? В старину мужчины в основном носили шапки. Причём по шапке можно было определить - к какому сословию относится человек: чем знатнее род, тем выше шапка.
Отсюда появилась поговорка: «По Сеньке шапка, по Фоме колпак».
Работа по новому материалу
Слайд №3
Самые высокие шапки были у бояр.
Слайд №4
Женскому головному убору уделялось особое внимание.
По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и
каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
Слайд №5
Рассказ о значении женских и девичьих головных уборах и обычаях их ношения.
Девичий
головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и
прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну
косу. Замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или
свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины -
покрывающие волосы, у девушек - оставляющие их открытыми.
Непокрытые волосы у девушек считались показателем «чистоты»
Слайд №6
Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка.
После этого женщины носили платки. Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно.
Носили так же платки и шали, которые изготавливались из различных тканей и имели разные названия: бумажные, кисейные . шелковые, кашемировые, персидские, французские, ковровые, аглицкие и др. .
В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных костюмов.
Слайд №7
Сохранился обычай женщинам и девушкам покрывать голову при посещении храма.
Физкультурная минутка. «Развесить белье». (Класс делится на две команды)
Для проведения физкультурной минутки выходят 2 человека от команды, чтобы держать веревку для сушки белья. Нужно каждой команде развесить белье на веревку. Первый человек берет из таза белье, вешает его, возвращается на место, второй – проделывает ту же операцию и т.д. Ваша задача развесить всё бельё на веревку, чья команда выполнит задание первой, получает 5 баллов.
Слайд №8-11
Первичная проверка полученных знаний. Что лишнее?
Беседа с учащимися, привлечение их жизненного опыта: использование
народных головных уборов в современной жизни, какие обычаи, связанные с головными уборами сохранились в наши дни.
Конкурс «Чья шапка?»
Учитель. Какие только шапки не встречаются в сказках и рассказах: шапки-невидимки, колпаки, тюрбаны, тюбетейки, шлемы — все и не перечислить. Внимание! Я буду называть литературного героя, а каждая команда по очереди будет называть его головной убор.
1)
Кот в сапогах. (Шляпа с пером.)
2) Мурзилка. (Красный берет.)
3) Красная Шапочка. (Красная шапочка.)
4) Буратино. (Колпачок с кисточкой.)
5) Почтальон Печкин. (Шапка-ушанка или треух.)
6) Дядя Степа. (Милицейская фуражка.)
7) Незнайка. (Голубая шляпа.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.