Конспект урока ОСЖ по теме "Головные уборы"

  • docx
  • 29.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала головн уб.docx

Тема урока: Головные уборы.

Ход урока

- Добрый день!

- И добрый час!

- Я приветствую всех вас!

 

Слайд №1

Перечислите предметы, изображённые на картинке. (На картинке изображены шляпа, кепка, шапка…)

Как мы можем их назвать? (Головные уборы)

Задание. Учащиеся делятся на две группы, у каждой группы по  разрезанной картинке с изображением головного убора.

Задача. Собрать картинку и определить тему урока.

Слайд 2. Обращение к учащимся: актуализация знаний народных поговорок, настрой  на тему урока.

Как носили головные уборы на Руси?..  И какие они были? Об этом - в данной теме урока. «По Сеньке шапка, по Фоме колпак».

Знакома ли вам эта  поговорка? В старину мужчины в основном носили шапки. Причём по шапке можно было определить  - к какому сословию относится человек: чем знатнее род, тем выше шапка.

Отсюда появилась поговорка:  «По Сеньке шапка, по Фоме колпак».

Работа по новому материалу

Слайд №3

Самые высокие шапки были у бояр.

Слайд №4

 

Женскому головному убору уделялось особое внимание.

По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и

каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.

Слайд №5  

Рассказ о значении женских и девичьих головных уборах и обычаях их ношения.

Девичий головной убор отличался от головного убора замужней  женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу. Замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины - покрывающие волосы, у девушек - оставляющие их   открытыми.
Непокрытые волосы у девушек считались показателем «чистоты»

Слайд №6  

Женщины носили  кокошники  полумесяцем, вышитые на  бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник  надевали в день свадьбы, затем носили его по большим  праздникам до рождения первого ребенка.

После этого женщины носили платки. Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно.

Носили так же платки и шали, которые изготавливались из различных тканей и имели разные названия:    бумажные,     кисейные .   шелковые,   кашемировые,    персидские,    французские,    ковровые,    аглицкие и др. .

В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных костюмов.

Слайд №7  

Сохранился обычай женщинам и девушкам покрывать голову при посещении храма.

Физкультурная минутка. «Развесить белье». (Класс делится на две команды)

Для проведения физкультурной минутки выходят 2 человека от команды, чтобы держать веревку для сушки белья. Нужно каждой команде развесить белье на веревку. Первый человек берет из таза белье, вешает его, возвращается на место, второй – проделывает ту же операцию и т.д. Ваша задача развесить всё бельё на веревку, чья команда выполнит задание первой, получает 5 баллов.

Слайд №8-11  

      Первичная проверка полученных знаний. Что лишнее?

 Беседа с учащимися, привлечение их жизненного опыта: использование

народных головных уборов в современной жизни, какие обычаи, связанные с головными уборами сохранились в наши дни.

 Конкурс  «Чья шапка?»

Учитель. Какие только шапки не встречаются в сказках и рассказах: шапки-невидимки, колпаки, тюрбаны, тюбетейки, шлемы — все и не перечислить. Внимание! Я буду называть литературного героя, а каждая команда по очереди будет называть его головной убор.

1) Кот в сапогах. (Шляпа с пером.)
2) Мурзилка. (Красный берет.)
3) Красная Шапочка. (Красная шапочка.)
4) Буратино. (Колпачок с кисточкой.)
5) Почтальон Печкин. (Шапка-ушанка или треух.)
6) Дядя Степа. (Милицейская фуражка.)
7) Незнайка. (Голубая шляпа.)