Конспект урока "Переместительнок свойство сложения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Переместительное свойство сложения"
Иконка файла материала Конспект урока математики.docx

Слайд №1.

 

Урок математики

Система развивающего обучения Л.В.Занкова

 

Тема. Переместительное свойство сложения.

 

Цель деятельности учителя: организовать работу для освоения

   обучающимися переместительного свойства

   сложения.

Планируемые результаты:

личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности;

                       проявлять интерес к учебному материалу;

                       иметь представление о причинах успеха в учёбе;

 

метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои  

                           действия; выполнять учебные действия в устной и

                           письменной форме;

познавательные: находить нужную информацию в учебнике; понимать

                              заданные вопросы и в соответствии с ними строить  

                              ответы; понимать знаки, символы, модели;

коммуникативные: участвовать в разных формах работы; допускать

                                  существование разных точек зрения;

 

предметные: использовать переместительное свойство сложения при

    прибавлении большего числа к меньшему;

    овладеть умением прибавлять числа 5, 6, 7, 8, 9 к однозначным

    числам без перехода через разрядную единицу.

 

Оборудование: учебник «Математика» (авторы И.И.Аргинская,

        Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина), компьютер,

                           проектор, презентация, экран, доска, сигнальные карточки с

       цифрами.

 

 

 

 

 

Ход урока

 

I. Психологический настрой на работу.

Учитель говорит:

Сядьте ровно, повернитесь,

 И друг другу улыбнитесь!

Ребята отвечают:

 Мы друг друга уважаем,

 Никого не обижаем.

Учитель продолжает:

 –  А теперь настроимся на работу – произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!» (слайд №2)

– Оцените своё настроение в начале урока: нарисуйте смайлик.

 

II. Актуализация опорных знаний.

1. Устный счёт: игра «Молчанка» (слайд №3).

 Рассмотрите слайд. Что скажете? (Это выражения; это суммы; слагаемые – однозначные числа.)

 Предложите задания. (Найти значения сумм.)

 Прочитайте задание на слайде. (Найдите значения сумм.)

Ребята показывают значения сумм на карточках. Появляются ответы на слайде.

 Сделайте вывод: в каком случае было легче  найти значение? (Когда к большему числу прибавляли меньшее.)

– Прочитайте вывод на слайде (слайд №4).

 

III. Осуществление целеполагания.

Работа со слайдом №5. (к №20 (верх) на с.10)

Рассмотрите слайд. Что скажете? (Это выражения; это суммы; слагаемые – однозначные числа; есть суммы с одинаковыми слагаемыми; одинаковые слагаемые поменялись местами.)

– Предложите задания. (Найти значения сумм.)

– Прочитайте задание на слайде. (Запишите суммы и найдите их значения.)

 

Проверка значения сумм по слайду №5.

 

– Прочитайте следующее задание на слайде. (Сравните значения сумм в каждом столбике.)

– Что скажете? (В суммах с одинаковыми слагаемыми – одинаковые значения.)

– Попробуйте поставить цель на сегодняшний урок. (Понять, что если в суммах слагаемые одинаковые, то значения выражений будут одинаковые; понять, что если к меньшему слагаемому надо прибавить большее слагаемое, то лучше поменять слагаемые местами – так легче вычислять.)

IV. Организация работы по теме урока.

Работа со слайдом №6. (к №20 (низ) на с.10)

Рассмотрите слайд. Что скажете? (Это выражения; это суммы; слагаемые – однозначные числа.)

– Предложите задания. (Найти значения сумм.)

– Прочитайте задание на слайде. (Запишите суммы и их значения в таблицу сложения.)

 

Ребята выполняют задание.

 

Проверка: слайд №6.

 

Как удобнее складывать числа? (Удобнее к большему числу прибавлять меньшее.)

– Каким правилом пользовались при нахождении значений сумм? (Если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменится.)

–  Найдите в учебнике, как называется это свойство сложения. (Правило в №20 (середина) на с.10). Прочитайте и расскажите это соседу.

– Прочитайте правило на слайде (слайд №7).

Что новое поняли? (Что при вычислении можно пользоваться переместительным свойством сложения, потому что от перестановки  слагаемых  значение суммы не меняется.)

 

Физминутка.

 

V. Применение нового.

1. Работа со слайдом №8. (к №21 на с.10)

Рассмотрите слайд. Что скажете? (Это выражения; это суммы; слагаемые – однозначные числа.)

– Предложите задания. (Найти значения сумм; найти значение сумм с помощью переместительного свойства сложения.)

– А теперь прочитайте задание на слайде. (Запишите суммы. Найдите их  значения с помощью переместительного свойства сложения.)

 

Ребята выполняют задание.

 

Проверка: слайд №8.

 

 – Каким свойством сложения пользовались? (Переместительным свойством сложения: если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменится.)

– Для чего нужно применять переместительное свойство сложения? (Чтобы было легче находить значение суммы; легче к большему числу прибавлять меньшее.)

 

 

– Оцените свою работу при помощи шкал.

Какие шкалы используете? (Правильно ли нашли значение выражений и красиво ли написали).

Выполняют самооценку.

 

2. Организация работы в парах.

1) работа с учебником: с.11, №23.

– Рассмотрите рисунок. (Это зима; дети катаются с горки на санках; хорошая погода; детей семеро; двое детей поднимаются на горку; пятеро детей катятся с горки.)

– Предложите задания к рисунку. (Составить и записать выражения и найти их значения; придумать математические рассказы; записать выражения к математическим рассказам.)

– Прочитайте задание в учебнике. Совпало ли с вашими заданиями?

–  Какое задание выполните первым? (Составим два математических рассказа.)

 

Ребята в парах составляют и рассказывают математические рассказы.

 

– Какое следующее задание? (Записать по каждому рассказу выражение: сумму или разность.)

 

Ребята в парах составляют и записывают выражения по математическим рассказам, представляют сообщения от пар: записывают на доске составленные выражения, класс показывает отношение, объясняется согласие и несогласие.

 

2) работа со слайдом №9. (к №23, с.11)

– Рассмотрите слайд. Что скажете? (Это суммы; они одинаковые; в них одинаковые слагаемые; одинаковые значения сумм.)

– К какому математическому рассказу подойдёт равенство 2 + 5 = 7?  

– К какому математическому рассказу подойдёт равенство 5 + 2 = 7?

 

– Оцените свою работу при помощи шкал.

Какие шкалы используете? (Правильно ли нашли значение выражений и красиво ли написали).

Выполняют самооценку.

 

3. Выполнение задания №25 на с.11.

1) работа со слайдом №10.

– Рассмотрите слайд. Что скажете? (Два числовых ряда; на них выполняли действия.)

– Прочитайте вопросы на слайде и ответьте. (Невозможно ответить, потому что нет стрелок, которые показывают, в какую сторону «шагали» по числовому ряду.)

 – Рассмотрите рисунок в №25 на с.11. Сравните слайд и рисунок.

– Чем они похожи? (Два ряда; кружками обведены одни и те же числа.)

– Чем отличаются? (На слайде между числами просто изогнутые линии, а на рисунке в тетради – стрелки.)

– Теперь по рисунку ответьте на те же самые вопросы слайда. (Сложение выполняли по второму (нижнему) ряду. Вычитание выполняли по первому (верхнему) ряду.)

– Предложите задания. (Записать выражения по рядам и найти их значения.)

– Прочитайте задание в учебнике. (Запиши сумму и разность.)

 

Двое ребят выполняют работу у доски, класс показывает отношение, объясняется согласие и несогласие.

 

2) работа с учебником.

– Рассмотрите выражения. Что скажете? (Это выражения; есть и суммы, и разности.)

– Предложите задания. (Найти значения сумм и разностей.)

– Прочитайте задание в учебнике. Совпало ли с вашими заданиями?

– Какое значение будете выполнять? (Найти значения выражений удобным способом.)

 

Ребята выполняют задание в тетрадях, затем «цепочкой» читают выражения, называют значение и объясняют способ нахождения значения. Класс показывает отношение, объясняется согласие и несогласие.

  

V. Подведение итога урока.

А сейчас подведём итог урока. Закончите мои фразы. Слайды №11-13.

 

–Сегодня вы поняли (переместительное свойство сложения).

– Оно звучит так: (если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменится).

– Чтобы найти значение суммы, удобнее (к большему числу прибавлять меньшее).

 

   VI. Рефлексия.

Кто достиг цели?

– Кто не достиг?

– Что было легко?

– Что было трудно?

– Оцените своё настроение в конце урока: нарисуйте смайлик.

 

Слайд №14.

– Всем спасибо за работу! Молодцы!