Слайд №1.
Урок математики
Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Тема. Переместительное свойство сложения.
Цель деятельности учителя: организовать работу для освоения
обучающимися переместительного свойства
сложения.
Планируемые результаты:
личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности;
проявлять интерес к учебному материалу;
иметь представление о причинах успеха в учёбе;
метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои
действия; выполнять учебные действия в устной и
письменной форме;
познавательные: находить нужную информацию в учебнике; понимать
заданные вопросы и в соответствии с ними строить
ответы; понимать знаки, символы, модели;
коммуникативные: участвовать в разных формах работы; допускать
существование разных точек зрения;
предметные: использовать переместительное свойство сложения при
прибавлении большего числа к меньшему;
овладеть умением прибавлять числа 5, 6, 7, 8, 9 к однозначным
числам без перехода через разрядную единицу.
Оборудование: учебник «Математика» (авторы И.И.Аргинская,
Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина), компьютер,
проектор, презентация, экран, доска, сигнальные карточки с
цифрами.
Ход урока
I. Психологический настрой на работу.
Учитель говорит:
Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Ребята отвечают:
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
Учитель продолжает:
– А теперь настроимся на работу – произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!» (слайд №2)
– Оцените своё настроение в начале урока: нарисуйте смайлик.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устный счёт: игра «Молчанка» (слайд №3).
– Рассмотрите слайд. Что скажете? (Это выражения; это суммы; слагаемые – однозначные числа.)
– Предложите задания. (Найти значения сумм.)
– Прочитайте задание на слайде. (Найдите значения сумм.)
Ребята показывают значения сумм на карточках. Появляются ответы на слайде.
– Сделайте вывод: в каком случае было легче найти значение? (Когда к большему числу прибавляли меньшее.)
– Прочитайте вывод на слайде (слайд №4).
III. Осуществление целеполагания.
Работа со слайдом №5. (к №20 (верх) на с.10)
– Рассмотрите слайд. Что скажете? (Это выражения; это суммы; слагаемые – однозначные числа; есть суммы с одинаковыми слагаемыми; одинаковые слагаемые поменялись местами.)
– Предложите задания. (Найти значения сумм.)
– Прочитайте задание на слайде. (Запишите суммы и найдите их значения.)
Проверка значения сумм по слайду №5.
– Прочитайте следующее задание на слайде. (Сравните значения сумм в каждом столбике.)
– Что скажете? (В суммах с одинаковыми слагаемыми – одинаковые значения.)
– Попробуйте поставить цель на сегодняшний урок. (Понять, что если в суммах слагаемые одинаковые, то значения выражений будут одинаковые; понять, что если к меньшему слагаемому надо прибавить большее слагаемое, то лучше поменять слагаемые местами – так легче вычислять.)
IV. Организация работы по теме урока.
Работа со слайдом №6. (к №20 (низ) на с.10)
– Рассмотрите слайд. Что скажете? (Это выражения; это суммы; слагаемые – однозначные числа.)
– Предложите задания. (Найти значения сумм.)
– Прочитайте задание на слайде. (Запишите суммы и их значения в таблицу сложения.)
Ребята выполняют задание.
Проверка: слайд №6.
– Как удобнее складывать числа? (Удобнее к большему числу прибавлять меньшее.)
– Каким правилом пользовались при нахождении значений сумм? (Если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменится.)
– Найдите в учебнике, как называется это свойство сложения. (Правило в №20 (середина) на с.10). Прочитайте и расскажите это соседу.
– Прочитайте правило на слайде (слайд №7).
– Что новое поняли? (Что при вычислении можно пользоваться переместительным свойством сложения, потому что от перестановки слагаемых значение суммы не меняется.)
Физминутка.
V. Применение нового.
1. Работа со слайдом №8. (к №21 на с.10)
– Рассмотрите слайд. Что скажете? (Это выражения; это суммы; слагаемые – однозначные числа.)
– Предложите задания. (Найти значения сумм; найти значение сумм с помощью переместительного свойства сложения.)
– А теперь прочитайте задание на слайде. (Запишите суммы. Найдите их значения с помощью переместительного свойства сложения.)
Ребята выполняют задание.
Проверка: слайд №8.
– Каким свойством сложения пользовались? (Переместительным свойством сложения: если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменится.)
– Для чего нужно применять переместительное свойство сложения? (Чтобы было легче находить значение суммы; легче к большему числу прибавлять меньшее.)
– Оцените свою работу при помощи шкал.
Какие шкалы используете? (Правильно ли нашли значение выражений и красиво ли написали).
Выполняют самооценку.
2. Организация работы в парах.
1) работа с учебником: с.11, №23.
– Рассмотрите рисунок. (Это зима; дети катаются с горки на санках; хорошая погода; детей семеро; двое детей поднимаются на горку; пятеро детей катятся с горки.)
– Предложите задания к рисунку. (Составить и записать выражения и найти их значения; придумать математические рассказы; записать выражения к математическим рассказам.)
– Прочитайте задание в учебнике. Совпало ли с вашими заданиями?
– Какое задание выполните первым? (Составим два математических рассказа.)
Ребята в парах составляют и рассказывают математические рассказы.
– Какое следующее задание? (Записать по каждому рассказу выражение: сумму или разность.)
Ребята в парах составляют и записывают выражения по математическим рассказам, представляют сообщения от пар: записывают на доске составленные выражения, класс показывает отношение, объясняется согласие и несогласие.
2) работа со слайдом №9. (к №23, с.11)
– Рассмотрите слайд. Что скажете? (Это суммы; они одинаковые; в них одинаковые слагаемые; одинаковые значения сумм.)
– К какому математическому рассказу подойдёт равенство 2 + 5 = 7?
– К какому математическому рассказу подойдёт равенство 5 + 2 = 7?
– Оцените свою работу при помощи шкал.
Какие шкалы используете? (Правильно ли нашли значение выражений и красиво ли написали).
Выполняют самооценку.
3. Выполнение задания №25 на с.11.
1) работа со слайдом №10.
– Рассмотрите слайд. Что скажете? (Два числовых ряда; на них выполняли действия.)
– Прочитайте вопросы на слайде и ответьте. (Невозможно ответить, потому что нет стрелок, которые показывают, в какую сторону «шагали» по числовому ряду.)
– Рассмотрите рисунок в №25 на с.11. Сравните слайд и рисунок.
– Чем они похожи? (Два ряда; кружками обведены одни и те же числа.)
– Чем отличаются? (На слайде между числами просто изогнутые линии, а на рисунке в тетради – стрелки.)
– Теперь по рисунку ответьте на те же самые вопросы слайда. (Сложение выполняли по второму (нижнему) ряду. Вычитание выполняли по первому (верхнему) ряду.)
– Предложите задания. (Записать выражения по рядам и найти их значения.)
– Прочитайте задание в учебнике. (Запиши сумму и разность.)
Двое ребят выполняют работу у доски, класс показывает отношение, объясняется согласие и несогласие.
2) работа с учебником.
– Рассмотрите выражения. Что скажете? (Это выражения; есть и суммы, и разности.)
– Предложите задания. (Найти значения сумм и разностей.)
– Прочитайте задание в учебнике. Совпало ли с вашими заданиями?
– Какое значение будете выполнять? (Найти значения выражений удобным способом.)
Ребята выполняют задание в тетрадях, затем «цепочкой» читают выражения, называют значение и объясняют способ нахождения значения. Класс показывает отношение, объясняется согласие и несогласие.
V. Подведение итога урока.
А сейчас подведём итог урока. Закончите мои фразы. Слайды №11-13.
–Сегодня вы поняли (переместительное свойство сложения).
– Оно звучит так: (если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменится).
– Чтобы найти значение суммы, удобнее (к большему числу прибавлять меньшее).
VI. Рефлексия.
– Кто достиг цели?
– Кто не достиг?
– Что было легко?
– Что было трудно?
– Оцените своё настроение в конце урока: нарисуйте смайлик.
Слайд №14.
– Всем спасибо за работу! Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.