Урок № 45 (алгебра и начала мат. анализа)
Класс: 10
Тема урока: «Показательные уравнения»
Цель урока: усвоение умений и навыков решения простейших показательных уравнений по заданному алгоритму; усвоение умений и навыков решения показательных уравнений, самостоятельно выбирая нужный метод решения; усвоение умений и навыков применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Задачи урока:
1. Воспитательные: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи, умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях; воспитание умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умения анализировать свою деятельность, делать самостоятельные выводы.
2. Развивающие: развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации; развитие навыков реализации теоретических навыков в практической деятельности; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие интереса к предмету через содержание учебного материала; развитие умений самостоятельно оценивать и принимать решения; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; развитие внимания, мышления, памяти, самостоятельности; расширение кругозора.
3. Образовательные: формирование умений и навыков решения показательных уравнений; отработка способа действий; формирование умений и навыков применения полученных знаний на практике; а также умения открывать закономерности, решать упражнения нестандартными способами и формирование умения корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Тип урока: урок усвоения умений и навыков.
Методы: показательно-иллюстративные с применением мультимедийных технологий: словесный, практический, контролирующий.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.
Оборудование урока: компьютер, учебники.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка подготовленности учащихся к занятию.
Приветствие учителя и учащихся.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка темы, целей и задач урока, проверка домашнего задания.
Тема «Показательные уравнения» является важной темой в математике. Научившись решать такие уравнения, вы смело будете решать показательные неравенства. Показательные уравнения встречаются в заданиях ЕРЭ по математике. Показательные уравнения широко используются при решении химических и физических задач. Межпредметные связи.
3. Актуализация мыслительных процессов через организацию сопутствующего повторения.
Найдите значение выражений.
1. (30 - )- 1 ( ответ: 1,25)
2. ( 7 + 2-3)0 (ответ: 8)
3. (ответ: 1/3)
4. (ответ: 9)
5. (ответ: 1)
Устный фронтальная опрос.
1.Дайте определение показательной функции.
2.Какие из перечисленных ниже функций являются показательными?
1) у = 2х 2) y = x2 3) у = ( )x 4) у = x 5) у = (x - 2)3 6) у = 7) у = 3-x |
3.Назовите основные свойства показательной функции?
4.Выберите возрастающие функции:
1)у=4х 6) у=(2) -Х
2)у=( )Х 7)у=( Х
3)у=3Х 8)у= 0,9Х
4)у=(0,1)Х 9) у=( Х
5)у=( ) - Х 10) у=( )Х
5. Какая из функций будет ближе располагаться к оси Оу?
1) у=3х 2) у=4х 3) у=5х 4) у=10х
Групповая работа.
Ребята! А сейчас я прошу вас объединиться в группы. Работа с карточками в группах (дифференцированные задания).
Класс делится на группы. Каждая группа получает дифференцированное задание на способы решения показательных уравнений.
Способы решения показательных уравнений:
1.Приведение обеих частей уравнений к одному и тому же основанию. (1 задание – «3»)
3х = 27
каждую часть уравнения представим в виде степени с основанием 3
3х =33 31/2
3х = 33,5
Т.к. основания равны, то приравниваем и показатели
х=
Ответ: х=3,5
2. Замена переменной. (2 задание – «4»)
9х - 4
3.Вынесение общего множителя за скобки. (3 задание – «5»)
3х+1 - 2
4. Здороровьесберегающие технологии.
Комплекс упражнений для снятия усталости глаз, профилактики близорукости и улучшения зрения –1 минута.
5. Решение частных задач, применение полученных знаний на практике.
Первичное закрепление изученного материала.
М. В. Ломоносов говорил: «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения».
1.3х-1 -3х + 3х+1 = 63
2.7 2х – 6 7х –7 = 0
Тестовая работа с самопроверкой.
ответы к тесту:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
а |
б |
в |
б |
а |
6. Рефлексия.
Учитель задает вопросы, побуждая обучающихся к анализу своей деятельности на уроке. Выражает удовлетворение от работы на уроке, оценивает работу, благодарит за работу на уроке.
7. Подведение итогов урока. Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Повторить §12 стр.77.
Решить письменно.
Дифференцированное домашнее задание
1 уровень – «3» |
2 уровень – «4» |
3 уровень – «5» |
82x-3 = 1 |
9x – 6 · 3x – 27 = 0 |
5x+1 – 3 · 5x-2 = 122 |
2x+2 + 2x = 5 |
22х = 42√3 |
4x – 14· 2x – 32 =0 |
27х = -27 |
25х=0 |
5х+4·51-2х = 0,2 |
9 -9+х=729 |
102x = 0,1 |
2*3х+1−6*3х-1−3х =9 |
Или решить №211(1; 2); №217(1; 2) письменно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.