Открытый урок биологии в 9 классе
«Пищеварение в ротовой полости»
Учитель биологии
Колычева Н.Е.
2019-2020
Цель урока:
Сформировать у учащихся знания о процессах механической и химической обработки пищи в ротовой полости, о роли ферментов в процессе пищеварения в ротовой полости; о строении и типах зубов.
Задачи:
образовательные:
раскрыть роль органов ротовой полости в процессе пищеварения,
обеспечить усвоение знаний о:
· механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
· свойствах ферментов;
· рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
· строении и типах зубов.
развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:
воспитательные:
Оборудование:
презентация «Пищеварение в ротовой полости», компьютер, кусочки накрахмаленного бинта, ватные палочки,чашки Петри со слабым раствором йода, чашка со снегом, химические стаканы, раздаточный дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Методы: проблемно -поисковый метод, объяснительно-иллюстративный.
Приёмы:
1. словесные (эвристическая беседа; рассказ, объяснение);
2. наглядные (метод иллюстраций, демонстраций);
3. практические (работа с учебником и дополнительной литературой, наблюдение, использование инструктивных карточек, лабораторная работа).
Методы работы учителя: рассказ, объяснение, беседа.
Методы работы учащихся: упражнения, самостоятельная работа.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная общеклассная, парная, индивидуальная.
Понятийный аппарат:
ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка; зубная эмаль, дентин, зубная пульпа; резцы, клыки, малые и большие коренные зубы, кариес, пульпит.
ХОД УРОКА
Здравствуйте, ребята
Вам предлагаю улыбнуться, сделать вдох и потянуться.
Носом глубокий вдох и медленно через рот – выдох.
Вдох-выдох.
Садитесь. (Слайд 2)
II. Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.
Фронтальный опрос-цепочка
q Пищеварение – это … (Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.)
q Питательные вещества – это … (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.)
q Пищевые продукты – это … (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде.)
q Пищеварительный канал состоит из: … (Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника.)
q Функции пищеварительной системы:
….……(Секреторная, двигательная, всасывающая.)
Проверочнаяработа (Самопроверка)(Слайд 3)
Задание 1.
Открытый тест по домашнему параграфу
1. Источником энергии и строительного материала является (пища).
2. Благодаря какому обмену происходит усвоение питательных веществ? (пластическому).
3. Процесс механической и химической обработки пищи называется (пищеварением).
4. Печень – это пищеварительная (железа).
5. Какой полостью начинается пищеварительный канал? (ротовой)
6. Из пищевода пища попадает в (желудок).
7. Первый отдел тонкого кишечника называется (12-перстная кишка).
8. Кишечник образует ряд (петель).
9. Кишечник подвешен за выросты брюшины, называемые (брыжейкой).
10. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода – это питательные (вещества).
Задание 2.
Рассмотрите органы и железы человеческого организма. Выберите из них органы и железы, относящиеся к пищеварительной системе, и раскрасьте органы пищеварительного канала в зеленый цвет, а железы пищеварительной системы – в желтый.
Критерии оценивания самостоятельнойработы (Слайд 4)
q 0 ошибок – отметка «5»
q 1-2 ошибка – отметка«4»
q 3-4 ошибки – отметка«3»
q 5 и более – отметка«2».
Дополнительное задание (Слайд 5)
Выбрать:
питательные вещества – 3,4,5, 9,10, 13,14,15,17.
продукты питания – 1,2, 6,7,8,11,12,16.
1.Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. Нуклеиновые кислоты. 5. Углеводы. 6.Хлеб. 7. Треска. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13.Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15.Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.
III. Мотивация учебной деятельности.
Однажды известный английский физик Николас Курти сказал: «одна из печальных странностей нашей цивилизации заключается в том, что мы можем измерить температуру Венеры и, в то же время не знаем, что творится внутри суфле». Похоже, это справедливо и по отношению к человеку. Миллионы людей имеют представление о том, как устроена Солнечная система, почему за летом следует осень, отчего иногда идет дождь, а порой падает снег… И тем не менее, как отмечает английский врач ТреворУэстон, «мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма». А ведь каждому из нас жизненно важно понимать, что представляет собой тело, как оно устроено и как работает, что его поддерживает, а что выводит из равновесия. Подобные «пробелы в образовании» обходятся человеку очень дорого, создавая множество проблем с самим собой и другими людьми. Пищеварительная система не является исключением.
IV. Формулирование темы и цели урока
Учитель: Строение пищеварительной системы вы уже знаете. А вот какие превращения происходят с пищей в каждом ее отделе? С этим вам еще предстоит познакомиться. Начнем изучение с начального отдела пищеварительной системы … Как он называется?
Ученик: С ротовой полости.
Учитель: Возьмите тетрадь Приложение. Запишите в правом верхнем углу дату и тему урока: «Пищеварение в ротовой полости».
Что вы бы вы хотели узнать?
Заслушиваем 2-3 ответа.
Учитель: Давайте с вами сформулируем цель нашего урока.
Учитель помогает формулировать учащимся цель, задавая наводящие вопросы.
Учитель: Итак, цель урока: познакомиться со строением и процессами пищеварения в ротовой полости, строением зубов и их функциями.
Какова личная значимость этой темы? (Мы познакомимся с правилами ухода за зубами и.т.д.)
Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова древнегреческого философа Сократа:
«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить». (Слайд 6)
Начать урок я бы хотела с познавательной задачи.(Слайд 7)
… Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимого предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? Почему?
Учитель: Ребята, я предлагаю вам как бы заглянуть вовнутрь себя и ответить на вопрос?
Как устроена ротовая полость? В рабочей тетради заполнить схему « Строение ротовой полости». (Губы, щеки, язык, зубы, слюнные железы.)(Слайд 8)
Учитель: Каким двум типам обработки подвергается пища в ротовой полости?
Ученик: Механической и химической.
Учитель: Что понимают под механической обработкой?
Ученик: Измельчение, дробление пищи.
Учитель: Под химической обработкой?
Ученик: Обработка пищи ферментами слюны.
Учитель: Ротовая полость образована челюстями - неподвижной верхней и подвижной нижней, верхним и нижним мягким небом. В ротовой полости находится язык, выстлана ротовая полость многослойным плоским эпителием. Язык является мышечным органом. Во время жевания он переворачивает пищу во рту, благодаря чему она перемешивается со слюной и смачивается. Поверхность языка покрыта вкусовыми луковицами, чувствительными к сладким, соленым, кислым и горьким веществам, что помогает определять характер пищи. У человека язык выполняет также функцию органа речи. (Слайд 9)
Жевание составляет механическую стадию пищеварения, благодаря которой увеличивается поверхность пищи, доступная действию ферментов. Зубы представляют собой очень твердые образования, идеально приспособленные для выполнения ими своей функции.
Какое важное правило мы должны помнить, когда начитаем жевать пищу?
Ученик: Жевать ее нужно долго и тщательно.
Учитель:Еще Сервантес говорил: «Рот без зубов - все равно, что мельница без жерновов».
Когда-то плантаторы, выбирая себе рабов, смотрели им в рот, на состояние зубов. Рабов с больными зубами или без зубов они не брали.
У людей, которые плохо пережевывают пищу или у которых отсутствуют некоторые зубы, частицы пищи остаются большими, и они взваливают дополнительную нагрузку на желудок, с которой он может не справиться. Это часто приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта. Вот почему плантаторы не брали рабов без зубов, они не хотели тратить свои деньги на их лечение, а больной раб не сможет хорошо работать.
Учитель: Итак, ребята изучим строение зубов.
Работа с учебником
Откройте стр. 163 учебника, рассмотрите рис. 73 и ответьте на вопросы:
- Сколько зубов у человека?
- Как дифференцируются зубы по выполняемым ими функциям?
- Каково строение зуба?(Слайд 10)
Учитель: Зубы выполняют сложную работу, поэтому они могут портиться и разрушаться, если не ухаживать за ними правильно.
Уход за зубами (Выступление учащегося по книге И. Д. Зверева «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», 2 минуты).(Слайд 11)
Учитель:вы должны помнить важные правила ухода за зубами и ротовой полостью. А вспомнить их вам помогут памятки, которые лежат у вас на столах. С ними вы познакомитесь дома.
Заболевания зубов (Сообщение ученика, 2 минуты)(Слайд 12)
Учитель: Мы рассмотрели с вами процесс обработки пищи с помощью зубов. А теперь назовите пищеварительные железы, протоки которых открываются в ротовую полость?
Ученик: Слюнные железы.
Учитель: Их три пары крупных – околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные и множество мелких в слизистой оболочке рта. Предлагаю вам определить положение слюнных желез.
Проводим демонстративную практическую работу
”Определение положения слюнных желез”.
Цель этой работы – выяснить расположение слюнных желез.
Особенно важно знать, где расположена околоушная железа, так как ее воспаление часто бывает связано с эпидемическим паротитом (свинкой). Инфекция паротита распространяется воздушно-капельным путем. Болезнь часто поражает детей в возрасте от 5 до 15 лет и опасна тяжелыми осложнениями.
Ход работы.
Определение положения околоушной слюнной железы. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуете, как во рту появляется слюна.
Определение места положения подчелюстной слюнной железы. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2 – 3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.
Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато легко обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.
Учитель: Посмотрите на рисунок 72 в учебнике или слайд 13 и запомните расположение слюнных желез.
Учитель: Что выделяют слюнные железы?
Ученик: Слюну.
Учитель: «Вот-те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» - говорил так о слюне великий русский физиолог Иван Петрович Павлов. Действительно, жидкость, которой в сутки у человека выделяется около 2 литров, является уникальной и выполняет много важных функций. Слюна на 99,5% состоит из воды, имеет слабощелочную реакцию, а еще в ее состав входят бактерицидные вещества, которые убивают бактерии, попадающие с пищей, слизь, которая способствует формированию пищевого комка, и легкому продвижению его по пищеводу. А что еще содержится в слюне?
Ученик: Ферменты – биологически активные вещества.
СОСТАВ СЛЮНЫ: (Работа со слайдом 14)
q Муцины – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание.
q Лизоцим убивает микробы.
q Амилаза является ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы.
А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны, мы с вами узнаем, проведя лабораторную работу.
Всё необходимое для её выполнения у вас находится на столах.
Учитель: Исследование вы будете выполнять в парах. Ход эксперимента описан в инструктивных картах, которые лежат у вас на столах. После выполнения опытов общий вывод работы мы сформулируем вместе. Работать вы должны аккуратно. В чашках у вас налит слабый раствор йода, случайное попадание которого на руки не окажет на них никакого воздействия. После работы приведите свое рабочее место в порядок. Читайте внимательно инструктивные карты. Желаю успеха!
Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»
Цель эксперимента: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.
Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, ватные палочки, чашки Петри с раствором аптечного йода (5% -ый йод + вода).
Ход работы.
1. Ватную палочку смочите слюной. Напишите букву на накрахмаленном бинте.
2. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин).
3. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.
Пока учащиеся ждут результаты опыта, проводится релаксационная пауза (Слайд 15, 16)
Обсуждение результатов по парам, заполнение таблицы.
Условия опыта |
Результат йодно-крахмальной реакции |
Вывод |
Крахмал+слюна (температура тела, слабощелочная среда) |
Белое пятно на синем фоне |
Ферменты слюны расщепляют крахмал. |
Крахмал+вода (температура тела) |
Вся марля имеет синее окрашивание |
Вода не расщепляет крахмал. |
Крахмал+слюна (0оС) |
Вся марля имеет синее окрашивание |
Ферменты слюны активны при температуре тела. При охлаждении их активность теряется. |
Учитель: На основании результатов опыта сформулируйте общий вывод.
Ученик: Ферменты слюны в ротовой полости начинают переваривать углеводы (крахмал) до глюкозы, активны они в слабощелочной среде при температуре тела (37 0С).
Общий вывод учащиеся записывают в тетрадь.
Учитель: Посмотрите вот сюда. Что это? (Учитель показывает лимон). Что вы чувствуете? Что появляется у вас в ротовой полости?
Ученик: Слюна.
Учитель: Процесс выделения слюны у человека рефлекторный. Попав в рот, пища раздражает рецепторы ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс носит характер безусловного рефлекса. В течение жизни у человека вырабатываются и условные слюноотделительные рефлексы в ответ на запах пищи, ее вид, звон посуды и другие раздражители. Вот и у вас сейчас возник условный рефлекс на вид и запах лимона. Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками. С этим механизмом мы познакомимся на последующих уроках.(Слайд 17)
VI. Рефлексия
… А теперь вернемся к вопросу,который был рассмотрен в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек виновен?
(ответы учащихся)
Если учащиеся не могут ответить, ответ сообщает учитель.
Учитель: При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить не возможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.
Учитель: Выполните задания в тетрадях. Выполнение задания поможет вам понять, насколько хорошо вы усвоили тему.
Задание. Что происходит с пищей в ротовой полости? Выпишите номера правильных ответов.
Ответ: 1,2,3,6.
Учитель: Проверьте правильность выбранных вами номеров с образцом. Те, кто не допустил ни одной ошибки, отлично усвоили материал, те, кто допустил одну ошибку - хорошо, вам необходимо поработать еще, а те, кто допустил больше, чем две ошибки, вы должны обратить особое внимание, и еще дома хорошо поработать над этой темой.
- Что нового вы сегодня узнали?
- В чем возникли затруднения?
- Что помогло их разрешить?
- Достигли ли мы поставленной цели?
Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока. Согласны вы с высказыванием Сократа?(учащиеся высказывают собственное мнение)
Конечно, пища важна для жизни человека. Энергия, которую мы получаем с пищевыми продуктами, нужна для работы всех систем органов нашего организма. Но для полноценной жизни человек должен творить, писать картины, сочинять музыку, быть просто хорошим рабочим, учителем, инженером, врачом и не возводить еду в культ.
VIII. Домашнее задание: (Слайд 19)
- обязательный уровень: выучить параграф 31 и ответить на вопросы в конце параграфа;
- базовый уровень: нарисовать и подписать в рабочей тетради части зуба.
- продвинутый уровень: подготовить ответ на вопрос: Зачем нужна смена молочных зубов коренными?
Творческое задание (по желанию):Женская красота всегда была предметом восхищения поэтов, художников, музыкантов. Эталоны же женской красоты в разные времена были разные. Подберите примеры по теме урока.
Мультимедиаподдержка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.