Конспект урока по биологии по теме: " Вирусы"
Оценка 4.6

Конспект урока по биологии по теме: " Вирусы"

Оценка 4.6
docx
09.04.2021
Конспект урока по биологии по теме: " Вирусы"
КОНСПЕКТ.docx

Преподаватель профессиональных дисциплин

ГПОУ ТАПТ

Панюшкина Юлия Николаевна

 

Тема урока:

«Вирусы – неклеточная форма жизни»

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

· образовательные:

-рассмотреть особенности строения и значения вирусов;

- формировать навыки работы с компьютером (создание и показ презентаций);

· развивающие:

- развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

- развитие творческой мыслительной деятельности;

· воспитательные:

- прививать навыки коммуникативного общения;

- совершенствовать навыки самооценки и простейших приемов исследовательской

деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала (семинар).

Формы работы: индивидуальная, межпредметная групповая творческая работа.

Средства обучения: презентации с изображением строения и многообразия вирусов.

 

 

Ход урока. ( на слайде1 заставка)

I.                   Организационный момент. (Готовность учащихся и кабинета к уроку, приветствие, организация внимания).

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и начать работу с вами!

Организация рабочих мест,(опорный конспект).

II.                 Актуализация знаний. ( на слайде2 вопросы)

Прежде, чем мы приступим к основной части урока и изучению новой темы, я бы попросила вас ответить на следующие вопросы: (блиц-опрос)

1.      Чем живое отличается от неживого?

2.      Что является основой строения любого организма ? (Клетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов).

3.      Наука, изучающая клетку (Цитология).

4.      Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка?

5.      Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов (ДНК).

В ходе фронтальной беседы ученики исправляют и дополняют друг друга.

 

 Учитель: Ребята, вы молодцы и умнички!   А теперь, я предлагаю вам окунуться в мир удивительных существ и о каких именно, вы поймете, если разгадаете мои загадки!

По первым буквам полученных ответов необходимо составить слово, которое и будет являться темой нашего урока!

1. Не сеют, не сажают, сами вырастают олосы)

2. Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. (Иммунитет)

3. При необычном  каком-то явлении

   Его открываем мы от удивленья. от)

4. Название какой змеи может быть наречием. ж)

5. Кто целый век в клетке? (Сердце)

 

Совершенно верно, тема урока «Вирусы неклеточные формы жизни»

(на слайде3 ответы ,

на слайде4  тема

III.Итак, ребята, тема сегодняшнего урока «Вирусы»

Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошла до человека.

 

Все хорошо! Но, видимо, Природа

Иль просчиталась где, иль что недоучла,

Но в этой распрекрасной бочке меда

И ложку дегтя нам преподнесла!

То ль существа, а может, вещества—

Об этом долгий спор не утихает,

Но вирусы — и все об этом знают —

Среди других живут и процветают—

Печальная реальность такова!

Грозит нам СПИД — себя как уберечь?!

И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!

Как сделать, чтобы затупился меч,

А щит непробиваемым остался!?

 

Входит студент и зачитывает стихотворение:

Вы обо мне, а вот и Я.

Привет болезненный вам от меня.

Приносим мы один лишь вред,

Вирусы гриппозные.

Очень-очень грозные

Быстрые, проворные

И болезнетворные.

В общем, вирусы живут

И болезни создают,

Весело смеются,

Всем передаются.

Долго люди думали, гадали,

Почему же не видали

Этих всех опасных

Вирусов ужасных.

Объясняю всем сидящим,

Что таинственный микроб,

Он ужасно очень мелкий,

Видно только в микроскоп.

Беседа с классом с целью составления плана урока.

Ребята, вы узнали его! - Да, это вирус. Кто же он такой на самом деле и почему Приносит один лишь вред? И вообще Можно ли считать вирусы – особой формой жизни?

Давайте разбираться! Чтобы ответить на эти вопросы, Что же предстоит вам изучить?

- строение и происхождение вирусов, типы вирусов, их значение)

-Итак, верно, ребята. Вам предстоит сегодня рассмотреть строение вирусов, их многообразие, значение.

Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

Вирусы – это вещества или существа?

Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

(на слайде5 проблема и цель)

 

Учитель: Начнём с истории. Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

Студент  2 : История открытия вируса.

На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Гипотеза №1 «Первые на Земле»

Вирусы – это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4,5 млрд. лет.

Гипотеза №2

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

Гипотеза №3

Вирусы – это составные части клеток всех живых существ, своеобразные «одичавшие гены», постоянно образующиеся в живых клетках.

А Открыл вирусы в конце XIX века русский ученый Д. И. Ивановский при исследовании мозаичной болезни листьев табака.

Дмитрий Иосифович Ивановский родился в 1864 году в Петербургской губернии. Окончив с отличием гимназию, в августе 1883 года он поступает в Петербургский университет на физико-математический факультет. В 1887 году Д.И. Ивановскому предложили поехать на Украину для изучения заболевания табака, наносившего огромный ущерб сельскому хозяйству. Листья табака покрывались сложным рисунком, участки которого растекались, как чернила на промокашке, и распространялись с растения на растение.

Вирусы стали известны науке в 1892 году, когда Д.И. Ивановский впервые опубликовал результаты исследований мозаичной болезни табака. Он рассматривал под микроскопом растертые листья больного табака. Затем все это помещал в жидкость и фильтровал. Бактерии при этом задерживались

фильтром, а прошедшая фильтрацию жидкость должна была быть стерильной и не способной заразить здоровое растение при попадании на него. Но она заражала!

"А может быть, они такие маленькие, что их нельзя увидеть?" - подумал ученый. Если это так, то они должны пройти через фильтры, которые задерживают на своей поверхности обычные бактерии.

И действительно, вирусы мельче бактерий приблизительно в 100 раз, поэтому они свободно проходили сквозь все фильтры и заражали здоровые растения, попадая на них вместе с отфильтрованной жидкостью. Бактерии к тому же отличаются способностью размножаться в искусственно созданных питательных средах, а открытые Ивановским вирусы этого не делали.

"Значит, это нечто новое", - решил ученый.

Термин вирус (от латинского virus - яд) появился позже. В научный обиход через 7 лет его ввел голландский микробиолог М. Бейерник.

Вот таким образом Ивановский открыл вирусы - новую форму существования жизни. Своими дальнейшими исследованиями он заложил основы ряда научных направлений в вирусологии.

 

Учитель: Интересно, если Вирусы на столько малы, что их возможно увидеть только  в электронный микроскоп, то  какое строение они на самом деле имеют? Очень простое и интересное.

Исследовательская работа.

Исследовательская модель: «Обучение исследованию».

  1. Столкновение с проблемой: «Ученые до сих пор спорят, куда отнести вирусы — к живой или неживой природе? Каковы основания для ученого спора?»
  2. Вербализация, т.е. проговаривание проблемы. «Вирус — это существо или вещество?»

Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез. На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Гипотеза №1 «Первые на Земле»

Вирусы – это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4,5 млрд. лет.

Гипотеза №2

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

Гипотеза №3

Вирусы – это составные части клеток всех живых существ, своеобразные «одичавшие гены», постоянно образующиеся в живых клетках.

Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).

1: Понятие о вирусах.

Существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения. Эти существа носят названия вирусов (лат "вирус" - яд) и представляют неклеточные формы жизни. Вирусы нельзя отнести ни к животным, ни к растениям. Они исключительно малы, поэтому могут быть изучены только с помощью электронного микроскопа.

Вирусы способны жить и развиваться только в клетках других организмов. Вне клеток живых организмов вирусы жить не могут, и многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. У вирусов отсутствует такое проявление жизни, как обмен веществ и энергии. Вирусы не

размножаются на искусственных питательных средах – они чересчур разборчивы в пище. Обычный мясной бульон, который устраивает большинство бактерий, для вирусов не годится. Им нужны живые клетки, и не любые, а строго определенные.

Способность к размножению и связанные с ней наследственность и изменчивость они приобретают лишь при попадании в живую клетку. Поселяясь внутри клеток животных и растений, вирусы вызывают много опасных заболеваний. К числу вирусных заболеваний человека относятся,

например, энцефалит, корь, грипп, полиомиелит, герпес, гепатит, СПИД, некоторые онкологические (опухолевые) болезни.

Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну; через воздух; с пищей; половым путем и другие.

У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство; у растений – мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий – их распад.

Вирусы подразделяют на инфекционные, которые разрушают клетки, и опухолеродные, которые не разрушают клетки, но превращают их в опухолевые. Инфекционные вирусы и микробы вызывают в организме человека бессимптомные (скрытые) и явные инфекции той или иной степени

тяжести.

Учитель: Существует мнение, что вирусы способны выполнять и полезную миссию. Учеными открыт вирион, который способен избирательно разрушать некоторые опухоли мышей. Получены также вирусы, убивающие опухолевые клетки человека. Если удастся лишить эти

вирусы болезнетворных свойств и сохранить при этом их свойство избирательно разрушать злокачественные опухоли, то в будущем, возможно, будет получено мощное средство для борьбы с этими тяжелыми заболеваниями. Поиски таких вирусов ведутся, и сейчас эта работа уже не кажется фантастической и безнадежной.

Рассмотрим историю открытия вирусов.

Ученик 3: СТРОЕНИЕ ВИРУСОВ.

Величина вирусов колеблется от 20 до 100 нм, реже до 300 нм (вирус оспы). Большинство из них можно увидеть только в электронный микроскоп.

Устроены вирусы очень просто. Они состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Нуклеиновая кислота является носителем наследственной информации, белки защищают ее и обеспечивают ферментацию процессов. Оболочка вируса (капсид) построена из одинаковых

белковых субъединиц) и может иметь палочковидную, сферическую формы, а также форму многогранника.

Многие вирусы растений, а также вирус полиомиелита способны образовывать кристаллы, состоящие из миллионов элементарных вирусных частиц. В таком состоянии вирус очень устойчив к внешним воздействиям.

Хорошо изучен вирус табачной мозаики, имеющий палочковидную форму и представляющий собой полый цилиндр. Стенка цилиндра образована молекулами белка, а в его полости расположена спираль РНК. Белковая оболочка защищает нуклеиновую кислоту от неблагоприятных условий

внешней среды, а также препятствует проникновению ферментов клеток к РНК и ее расщеплению. Молекулы вирусной РНК могут самовоспроизводиться. Это означает, что вирусная РНК является

источником генетической информации. Поэтому в пораженной клетке в соответствии с программой нуклеиновой кислоты вируса происходит размножение. При поражении некоторыми вирусами

клетки не разрушаются, а начинают усиленно делиться, часто образуя у животных, в том числе и человека, злокачественные опухоли.

Учитель: с механизмом проникновения вируса в клетку нас познакомит следующий отрывок видеоматериала.

Видео: Способы проникновения вирусов в клетку.

Вирусы являются внутриклеточными паразитами. Способы проникновения вирусов в клетки живых организмов разнообразны. Проникновение вируса в растительную клетку, защищенную прочной клеточной стенкой, происходит в местах ее механических повреждений, наносимых

вредителями. После проникновения внутрь клетки-хозяина белковая оболочка вируса разрушается, и в клетке остается только вирусная нуклеиновая кислота. Она включается в обмен веществ клетки-хозяина.

Если вирусной нуклеиновой кислотой является ДНК, то она «размножается» путем самоудвоения. Затем образуется множество (иногда тысячи) вирусных частиц. У некоторых вирусов роль передачи наследственной информации выполняет РНК. Выход вирусных частиц из клетки может сопровождаться ее разрушением. В последнем случае после нескольких циклов размножения вируса клетка погибает. У вируса гриппа за 30 часов проходит 5-6

циклов с выходом более 100 вирусных частиц после каждого цикла.

При этом каждый вирус ищет именно «своего» хозяина, т. е. клетки строго определенного вида. Так, вирус — возбудитель гепатита, называемого иначе желтухой, проникает и размножается только в клетках печени, а вирус эпидемического паротита, в просторечии свинки, — только в клетках

околоушных слюнных желез человека.

Учитель: вирусы способны поражать не только растения и животных, он и бактерий. В этом случае их называю бактериофагами.

5: СТРОЕНИЕ БАКТЕРИОФАГА.

Вирусы, поражающие бактерии, называются бактериофагами. Все фаги имеют многогранную призматическую головку и хвост. Диаметр головки 60-95 нм, длина хвоста – 250 нм.

Головка состоит из белковой оболочки и заключенной в ней ДНК или РНК. Хвост – полый стержень, окруженный чехлом из белков. На конце него расположена пластинка с шипами и нитями, обеспечивающими выбор клетки хозяина и прикрепление на ней. Стержень прокалывает клеточную

стенку, и нуклеиновая кислота впрыскивается в клетку-хозяина. Примерно через 10—15 мин под действием этой ДНК перестраивается весь метаболизм бактериальной клетки, и она начинает образовывать ДНК бактериофага, а не собственную. Завершается процесс появлением 200— 1000

новых фаговых частиц, в результате чего клетка бактерии погибает и фаги выходят во внешнюю среду, нанося вред организму.

Учитель: И как стало уже всем понятно вирусы вызывают страшнейшие вирусные болезни.

 

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;
  • Изучить строение и классификацию вирусов;
  • Изучить жизненный цикл вирусов;

Развивающие

  • Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
  • Развивать коммуникативные умения учащихся;
  • Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные

  • Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его;
  • Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;
  • Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология обучения: ИКТ-технология.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, таблица «Вирусы», презентации, учебник «Общая биология 10-11 класс/А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. -М. :Дрофа, 2010.

Ход урока

I. Организационный момент

(приветствие, проверка готовности к уроку)

II. Актуализация знаний

рабочие листы (приложение)

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Чем живое отличается от неживого?
  • Какими свойствами обладают живые организмы?
  • Что является основой любого живого организма?
  • Какая структура является носителем наследственной информации в клетке?

В ходе фронтальной беседы ученики исправляют и дополняют друг друга. 

III. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока «Вирусы»

Цель нашей работы: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Какие задачи вы перед собой поставите, чтобы достичь этой цели? (учащиеся формируют задачи)

  • Познакомиться с историей появления и открытия вирусов;
  • Изучить особенности строения, жизнедеятельности вирусов, их классификацию и значение;
  • Познакомиться с особенностями строения вируса СПИДа и мерами профилактики этого заболевания.

Ребята, сегодня мы работаем следующим образом: перед вами лежит рабочий лист, где вы и будете вести все записи и выполнять все задания.

Положите рабочий лист перед собой и выполните задание №2, заполнив только 2 столбик.

IV. Изучение нового материала

1) В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако причины возникновения других не менее опасных заболеваний (оспа, корь, грипп, др.) обнаружить не удавалось. Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? (правильно, о вирусах)

Сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяестся по планете вирус СПИДа. Почему это происходит?

Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

  • Вирусы – это вещества или существа?
  • Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

2) Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

Выступление учащегося по теме «Гипотезы происхождения вирусов. История открытия вирусов.»

(сообщение + презентация)1. В рабочих листах – задание №3.

В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что это по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.

В переводе с латинского «вирус» означает «яд».

Наука, изучающая вирусы – вирусология.

3) Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов? Самостоятельная работа по вариантам с использованием текста учебника, параграф 20. Результаты учащиеся заносят в таблицу, затем проверяем и обсуждаем полученные результаты. В рабочем листе – задание №4

1 вариант «Сходство вирусов с живыми существами».

2 вариант «Отличия вирусов от живых организмов».

3 вариант «Специфические черты вирусов».

В итоге у учащихся должна быть заполнена следующая таблица:

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты вирусов

1. Размножение
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Приспособленность к меняющимся условиям среды

1. Не имеют клеточного строения
2. Не питаются
3. Не растут
4. Нет обмена веществ
5. Имеют форму кристалла, нет свойств живого

1. Маленькие размеры
2. РНК (ДНК) + капсид
3. Быстро размножаются
4. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей.
5. Внутриклеточные паразиты

4) Ребята, послушайте выступление вашего одноклассника на тему «Жизненный цикл вирусов» (сообщение + презентация) и постарайтесь ответить на вопрос«Почему вирусы называют двигателями эволюции? В рабочем листе – задание №5.

Итак, вот основные этапы размножения вирусов:

  1. Вирус прикрепляется к клетке.
  2. Проникновение вируса в клетку. Вирус работает как своеобразный шприц (ДНК или РНК проникают внутрь клетки, а капсид остается снаружи).
  3. Размножение вируса. Вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина.
  4. Синтез вирусных белков, самосборка капсида.
  5. Выход вирусов из клетки. 

5) Какие вирусы бывают и каково их значение? Выступление учащегося «Классификация вирусов. Их значение.» (сообщение + презентация). В рабочем листе – задание №6.

Вирусы могут различаться

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство)

1. С высокой специфичностью (грипп свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По химическому составу

По специфичности

По отношению к хозяину

Значение вирусов

  1. Вызывают различные заболевания
  2. Используются как метод борьбы с болезнетворными бактериями.
  3. Биологическое оружие.

6) Рассказ учителя о СПИДе.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.

Каковы пути передачи вируса? В рабочих листах у вас перечислены способы действия людей. Какие из них являются А) безопасными, Б) опасными, В) очень опасными?

В рабочем листе – задание №7.

V. Подведение итогов 

Итак, ребята, давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить?

Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).

  1. Вирусы – это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)
  2. Почему вирусы практически невозможно уничтожить? (быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п. )

Давайте подведем итог урока и ответим на вопрос: ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ВИРУС»?

VI. Закрепление

В рабочих листах ответьте на вопросы теста. 

Ребята, вернитесь к заданию №1 и заполните третий столбик.

VII. Оценивание учащихся

VIII. Домашнее задание 

Параграф 20, ответить на вопросы

Творческое задание: «Почему то, что поражает компьютер, тоже назвали вирусами?

Профориентация: презентация «Профессия вирусолог».

IX. В рабочих листах, пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите нужный для вас ответ) 

Урок

На уроке я

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

Не интересно

Отдыхал

Узнал много нового

скучно

Помогал другим

Не понял

Ребята, спасибо за урок! Вы сегодня хорошо поработали.

Сдайте, пожалуйста, рабочие листы.

1 Сообщения и презентации учащиеся готовят самостоятельно на 3-5 минут (консультация учителя желательна)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Преподаватель профессиональных дисциплин

Преподаватель профессиональных дисциплин

Название какой змеи может быть наречием

Название какой змеи может быть наречием

Что таинственный микроб, Он ужасно очень мелкий,

Что таинственный микроб, Он ужасно очень мелкий,

Но она заражала! "А может быть, они такие маленькие, что их нельзя увидеть?" - подумал ученый

Но она заражала! "А может быть, они такие маленькие, что их нельзя увидеть?" - подумал ученый

Понятие о вирусах. Существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения

Понятие о вирусах. Существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения

Устроены вирусы очень просто. Они состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или

Устроены вирусы очень просто. Они состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или

СТРОЕНИЕ БАКТЕРИОФАГА. Вирусы, поражающие бактерии, называются бактериофагами

СТРОЕНИЕ БАКТЕРИОФАГА. Вирусы, поражающие бактерии, называются бактериофагами

Ход урока I. Организационный момент ( приветствие, проверка готовности к уроку)

Ход урока I. Организационный момент ( приветствие, проверка готовности к уроку)

Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

Какие вирусы бывают и каково их значение?

Какие вирусы бывают и каково их значение?

VII. Оценивание учащихся VIII

VII. Оценивание учащихся VIII
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2021