План урока
1.Класс 8 А,Б,В,Г Дата;___________
2.Тема: Общая характеристика членистоногих
3.Тип урока: Комбинированный урок
4.Цель урока: Дать общую характеристику типу членистоногие, выяснить особенности их строения и многообразие.
5.Планируемые результаты:
Личностные: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
Предметные умения описывать строение и жизнедеятельность животного организма: опору и движение, питание и пищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение, регуляцию и поведение, рост, размножение и развитие.
6.Ключевые слова ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ ЧЛЕНИСТЫЕ КОНЕЧНОСТИ ЛИНЬКА ХИТИНОВЫЙ ПОКРОВ
7.Базовые понятия ВЕЩЕСТВО ОРГАН ОРГАНИЗМ
8.На уроке предусмотрено использование следующих видов деятельности: На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Видеолекция", "Самостоятельная работа".
Блочно-модульное описание урока
Этап 1/БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.Мотивирование на учебную деятельность
Эпиграфами к сегодняшнему уроку я взяла следующие слова:
«Cкажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (Народная мудрость)
«Недостаточно лишь получать знания; надо найти им применение. Недостаточно только желать, надо творить» (И.В Гете)
Как вы думаете, почему? (Беседа с учащимися)
Кто же станет объектом вашего творчества? Вы должны отгадать. Я прочту загадку, а вы в конце хором скажете ответ.
«У всех животных этих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – на сегменты, сегменты – тоже тело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Всё это признаки животных многих,
Относящихся к типу _______________ .»
2. Актуализация опорных знаний
Биологический диктант
1. Тело кольчатых червей покрыто КУТИКУЛОЙ.
2. У многощетинковых червей на каждом сегменте имеются боковые выросты — ПАРАПОДИИ, снабжённые щетинками и иногда жабрами.
3. Полость тела ВТОРИЧНАЯ — ЦЕЛÓМ, она заполнена целомической жидкостью, которая выполняет функцию внутренней среды организма.
4. Целом функционирует как ГИДРОСКЕЛЕТ.
5. Пищеварительная система СКВОЗНАЯ.
6. Кровеносная система ЗАМКНУТАЯ.
7. Основу кровеносной системы составляют СПИННОЙ И БРЮШНОЙ СОСУДЫ.
8. Дыхание КОЖНОЕ, у многих морских видов газообмен осуществляется преимущественно через ЖАБРЫ, расположенные на параподиях.
9. Нервная система состоит из окологлоточного кольца с крупными надглоточным и подглоточным нервными узлами. Вдоль всего тела по брюшной стороне проходит БРЮШНАЯ НЕРВНАЯ ЦЕПОЧКА.
10. Органы выделения МЕТАНЕФРИДИИ.
Самостоятельная работа
3. Целеполагание ты узнаешь о круглых червях
Этап 2/БЛОК 2. Освоение нового материала
1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Членистоногие — это первичноротые двусторонне-симметричные животные. В эмбриональный период развития вторичная полость тела — целом — сливается с первичной полостью. В результате формируется смешанная полость тела — миксоцель (от др.-греч. mixis [миксис] — «смешение» и kоilos [кóйлос] — «полый»), содержащая внутренние органы и наполненная гемолимфой (от др.-греч. haima [хайма] — «кровь» и lympha [лимфа] — «влага»).
Внешнее строение
Членистоногим свойственна метамерия — разделение тела на повторяющиеся вдоль продольной оси схожие между собой участки — метамеры (сегменты), то есть тело сегментировано. Сходные по строению сегменты объединяются в отделы тела. Сегменты внутри отделов могут сливаться между собой, иногда сливаются и целые отделы. Такую сегментацию называют гетерономной (от др.-греч. heteros [гетерос] — «иной, другой» и nomos [номос] — «закон»), в отличие от гомономной (от др.-греч. homoios [гомойос] — «подобный») сегментации малощетинковых червей.
Тело состоит из головы, груди и брюшка. Иногда грудь сливается с головой, образуя головогрудь (у многих ракообразных и паукообразных).
.
Конечности членистые. У более высокоразвитых форм они специализированы по функциям: за передвижение, дыхание, захват добычи, защиту отвечают разные по строению конечности.
Тело покрыто плотной хитиновой оболочкой, образующей наружный скелет. Эта оболочка состоит из нескольких слоёв, снаружи покрыта воскоподобным веществом и у большинства видов водонепроницаема. Такое строение покровов позволило членистоногим заселить сушу.
Внутреннее строение
Кожно-мускульного мешка нет. Мышцы из поперечнополосатой мышечной ткани представлены отдельными пучками, которые изнутри присоединены к хитиновому покрову. Обычно один конец мышцы прикрепляется к стенке одного сегмента тела или членика конечности, другой — к стенке другого сегмента (членика). Такое расположение мышц позволяет изменять положение разных частей тела относительно друг друга.
В зависимости от функции мышцы делятся на разные группы. Таким образом, у членистоногих появляется функциональная и морфологическая дифференцировка изначально одинаковых органов.
Пищеварительная система имеет следующую последовательность отделов: ротовое отверстие — ротовая полость — глотка — пищевод — желудок — средняя кишка — задняя кишка — анальное отверстие. В ротовую полость открываются протоки слюнных желёз, в полость средней кишки — протоки печени. Ротовой аппарат образован придатками, развивающимися из конечностей головных сегментов.
Кровеносная система незамкнута: сосуды открываются в полость тела, в них циркулирует гемолимфа. Есть сердце — сокращающийся спинной сосуд.
Дыхательная система представлена жабрами, лёгкими или трахеями — в зависимости от среды обитания.
Выделительная система: видоизменённые метанефридии или мальпигиевы сосуды (у наземных форм, например у насекомых и паукообразных).
Нервная система состоит из надглоточного, или головного, ганглия (головного мозга), подглоточного ганглия и брюшной нервной цепочки. Надглоточный и подглоточный нервные узлы связаны и образуют окологлоточное кольцо. Органы чувств хорошо развиты. У некоторых групп развиваются сложно устроенные фасеточные глаза (от фр. facette [фасет] — «грань»).
2.Проверка первичного закрепления
1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
– Многие сейчас стали ездить на отдых за границу, в том числе в тропические страны. Но не все знают, какие опасные животные могут подстерегать Вас в турпоездках.
– Решите задачу (слайд 9 – фото скорпиона): двое учащихся рассматривали коллекцию и обратили внимание на скорпиона. Один утверждал, что это представитель ракообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав?
/Предполагаемый ответ: прав учащийся, относивший скорпиона к паукам, так как у него 4 пары конечностей, первая из которых превращена в клешни, усиков нет, отделов тела – 2: головогрудь и брюшко, органы зрения – простые глазки./
2.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.
3.Систематизация знаний и умений
- Решите, правильно или неправильно предложенное суждение. Если суждение на ваш взгляд правильное – поднимите зеленый кружочек, если вы с суждением не согласны – красный.
1. Членистоногие имеют хитиновый покров (да).
2. Тело рака состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (да).
3. Членистоногие произошли от моллюсков? (нет)
4. Членистоногие приспособились к полёту? (да)
5. Для ракообразных характерно наличие 3 пар конечностей? (нет,5)
6. У членистоногих сегментированное тело разделено на отделы: голова, грудь, брюшко (да)
7. Тип Членистоногие включает 4 класса? (нет)
8. Насекомые имеют три пары ног (да).
9. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви. (да)
10. Арахнология – наука о насекомых (нет)
1.Диагностика или самодиагностика.
Диагностика
Этап 5/БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.
1. Рефлексия.
2. Домашнее задание пар 10
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.