Конспект урока по биологии: "Тип членистоногие "
Оценка 4.9

Конспект урока по биологии: "Тип членистоногие "

Оценка 4.9
docx
14.08.2024
Конспект урока по биологии: "Тип членистоногие "
8 кл общ харак членис.docx

                                                     План урока

1.Класс   8 А,Б,В,Г                                                         Дата;___________

2.Тема: Общая характеристика членистоногих

3.Тип урока: Комбинированный урок

4.Цель урока: Дать общую характеристику типу членистоногие, выяснить особенности их строения и многообразие.

5.Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

Предметные умения описывать строение и жизнедеятельность животного организма: опору и движение, питание и пищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение, регуляцию и поведение, рост, размножение и развитие.

6.Ключевые слова ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ   ЧЛЕНИСТЫЕ КОНЕЧНОСТИ    ЛИНЬКА ХИТИНОВЫЙ ПОКРОВ

7.Базовые понятия ВЕЩЕСТВО      ОРГАН            ОРГАНИЗМ

8.На уроке предусмотрено использование следующих видов деятельности: На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Видеолекция", "Самостоятельная работа".

                                    Блочно-модульное описание урока

Этап 1/БЛОК 1. Вхождение  в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.Мотивирование на учебную деятельность

Эпиграфами к сегодняшнему уроку я взяла следующие слова:

«Cкажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (Народная мудрость)

«Недостаточно лишь получать знания; надо найти им применение. Недостаточно только желать, надо творить» (И.В Гете)

Как вы думаете, почему? (Беседа с учащимися)

Кто же станет объектом вашего творчества? Вы должны отгадать. Я прочту загадку, а вы в конце хором скажете ответ.

«У всех животных этих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение,

На несколько отделов разделено их тело,

Отделы – на сегменты, сегменты – тоже тело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров,

Он защитить способен от всяческих врагов.

Всё это признаки животных многих,

Относящихся к типу _______________ .»

2. Актуализация опорных знаний

Биологический диктант

1. Тело кольчатых червей покрыто КУТИКУЛОЙ.

2. У многощетинковых червей на каждом сегменте имеются боковые выросты — ПАРАПОДИИ, снабжённые щетинками и иногда жабрами.

3. Полость тела ВТОРИЧНАЯ — ЦЕЛÓМ, она заполнена целомической жидкостью, которая выполняет функцию внутренней среды организма.

4. Целом функционирует как ГИДРОСКЕЛЕТ.

5. Пищеварительная система СКВОЗНАЯ.

6. Кровеносная система ЗАМКНУТАЯ.

7. Основу кровеносной системы составляют СПИННОЙ И БРЮШНОЙ СОСУДЫ.

8. Дыхание КОЖНОЕ, у многих морских видов газообмен осуществляется преимущественно через ЖАБРЫ, расположенные на параподиях.

9. Нервная система состоит из окологлоточного кольца с крупными надглоточным и подглоточным нервными узлами. Вдоль всего тела по брюшной стороне проходит БРЮШНАЯ НЕРВНАЯ ЦЕПОЧКА.

10. Органы выделения МЕТАНЕФРИДИИ.

Самостоятельная работа

3. Целеполагание     ты узнаешь о круглых червях

Этап 2/БЛОК 2. Освоение нового материала

1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Членистоногие — это первичноротые двусторонне-симметричные животные. В эмбриональный период развития вторичная полость тела — целом — сливается с первичной полостью. В результате формируется смешанная полость тела — миксоцель (от др.-греч. mixis [миксис] — «смешение» и kоilos [кóйлос] — «полый»), содержащая внутренние органы и наполненная гемолимфой (от др.-греч. haima [хайма] — «кровь» и lympha [лимфа] — «влага»). 

Внешнее строение

Членистоногим свойственна метамерия — разделение тела на повторяющиеся вдоль продольной оси схожие между собой участки — метамеры (сегменты), то есть тело сегментировано. Сходные по строению сегменты объединяются в отделы тела. Сегменты внутри отделов могут сливаться между собой, иногда сливаются и целые отделы. Такую сегментацию называют гетерономной (от др.-греч. heteros [гетерос] — «иной, другой» и nomos [номос] — «закон»), в отличие от гомономной (от др.-греч. homoios [гомойос] — «подобный») сегментации малощетинковых червей.

Тело состоит из головы, груди и брюшка. Иногда грудь сливается с головой, образуя головогрудь (у многих ракообразных и паукообразных).

 .

Конечности членистые. У более высокоразвитых форм они специализированы по функциям: за передвижение, дыхание, захват добычи, защиту отвечают разные по строению конечности.

Тело покрыто плотной хитиновой оболочкой, образующей наружный скелет. Эта оболочка состоит из нескольких слоёв, снаружи покрыта воскоподобным веществом и у большинства видов водонепроницаема. Такое строение покровов позволило членистоногим заселить сушу.

Внутреннее строение

Кожно-мускульного мешка нет. Мышцы из поперечнополосатой мышечной ткани представлены отдельными пучками, которые изнутри присоединены к хитиновому покрову. Обычно один конец мышцы прикрепляется к стенке одного сегмента тела или членика конечности, другой — к стенке другого сегмента (членика). Такое расположение мышц позволяет изменять положение разных частей тела относительно друг друга.

В зависимости от функции мышцы делятся на разные группы. Таким образом, у членистоногих появляется функциональная и морфологическая дифференцировка изначально одинаковых органов.

Пищеварительная система имеет следующую последовательность отделов: ротовое отверстие — ротовая полость — глотка — пищевод — желудок — средняя кишка — задняя кишка — анальное отверстие. В ротовую полость открываются протоки слюнных желёз, в полость средней кишки — протоки печени. Ротовой аппарат образован придатками, развивающимися из конечностей головных сегментов.

Кровеносная система незамкнута: сосуды открываются в полость тела, в них циркулирует гемолимфа. Есть сердце — сокращающийся спинной сосуд. 

Дыхательная система представлена жабрами, лёгкими или трахеями — в зависимости от среды обитания.

Выделительная система: видоизменённые метанефридии или мальпигиевы сосуды (у наземных форм, например у насекомых и паукообразных).

Нервная система состоит из надглоточного, или головного, ганглия (головного мозга), подглоточного ганглия и брюшной нервной цепочки. Надглоточный и подглоточный нервные узлы связаны и образуют окологлоточное кольцо. Органы чувств хорошо развиты. У некоторых групп развиваются сложно устроенные фасеточные глаза (от фр. facette [фасет] — «грань»).

2.Проверка первичного закрепления

1.Применение знаний,  в том числе в новых ситуациях

– Многие сейчас стали ездить на отдых за границу, в том числе в тропические страны. Но не все знают, какие опасные животные могут подстерегать Вас в турпоездках.

– Решите задачу (слайд 9 – фото скорпиона): двое учащихся рассматривали коллекцию и обратили внимание на скорпиона. Один утверждал, что это представитель ракообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав?

/Предполагаемый ответ: прав учащийся, относивший скорпиона к паукам, так как у него 4 пары конечностей, первая из которых превращена в клешни, усиков нет, отделов тела – 2: головогрудь и брюшко, органы зрения – простые глазки./

2.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.

3.Систематизация знаний и умений

- Решите, правильно или неправильно предложенное суждение. Если суждение на ваш взгляд правильное – поднимите зеленый кружочек, если вы с суждением не согласны – красный.

1. Членистоногие имеют хитиновый покров (да).

2. Тело рака состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (да).

3. Членистоногие произошли от моллюсков? (нет)

4. Членистоногие приспособились к полёту? (да)

5. Для ракообразных характерно наличие 3 пар конечностей? (нет,5)

6. У членистоногих сегментированное тело разделено на отделы: голова, грудь, брюшко (да)

7. Тип Членистоногие включает 4 класса? (нет)

8. Насекомые имеют три пары ног (да).

9. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви. (да)

10. Арахнология – наука о насекомых (нет)

1.Диагностика или самодиагностика.

Диагностика

Этап 5/БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.

1. Рефлексия.

2. Домашнее задание пар 10


 

План урока 1.Класс 8 А,Б,В,Г

План урока 1.Класс 8 А,Б,В,Г

Пищеварительная система СКВОЗНАЯ

Пищеварительная система СКВОЗНАЯ

Нервная система состоит из надглоточного, или головного, ганглия (головного мозга), подглоточного ганглия и брюшной нервной цепочки

Нервная система состоит из надглоточного, или головного, ганглия (головного мозга), подглоточного ганглия и брюшной нервной цепочки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2024