Конспект урока по чтению по теме: «К.И.Чуковский «Путаница».
Учитель:Кустова М. В.
ГБОУ «Школа – интернат №3», г.о. Тольятти.
Тема: К.И.Чуковский «Путаница».
АООП, авторы: С. Ю. Ильина, А. А. Богданова.
Тип урока: объяснение нового материала.
Класс: 4
Методы: беседа, частично-поисковый, эвристический, словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя, метод стимулирования интереса к учению, метод самоконтроля, работа с печатным словом, изложение, повествование, рассуждение, наблюдение,
Приёмы: антиципация, самооценка, взаимооценка, группировка, сравнение, декламация, доказательство, проблемная ситуация, интерпретация, трансформация, конструирование, прогнозирование, причинно-следственные связи, целеполагание, опора, ключевые слова, мнемоника, иллюстрирование, звукоподражание, выделение главного, инструктаж, обобщение, сопоставление, конкретизация.
Формы организации познавательной деятельности: дифференцированная работа, групповая работа, парная работа (статическая), фронтальная.
Средства обучения: учебник, ИКТ, использование презентации «Произведения К.И. Чуковского», аудио запись сказок К.И. Чуковского толковый словарь, раздаточный дидактический материал.
Цель: познакомить с произведением К.И.Чуковского «Путаница».
Задачи
образовательные:
-познакомить с биографией К. И. Чуковского.
-учить читать плавно, целыми словами, соблюдая интонацию;
-учить слушать и слышать текст;
-учить определять жанр прослушанного произведения;
-учить работать со словарём;
-развивать фонематический слух;
-развивать познавательный интерес;
-расширить знания детей о взаимоотношениях людей;
развивающие:
-способствовать самопознанию и самовоспитанию личности ребенка;
-развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;
-учить работать в парах, группами, сообща;
Коррекционные: способствовать коррекции мышления, памяти и внимания через специально подобранные упражнения( загадки, прослушивание аудиозаписи, выборочное чтение и т п.)
воспитательные:
- создать условия для привития любви к чтению через творчество К.И. Чуковского.
-воспитание положительной мотивации к учению;
-воспитывать доброжелательность, чувство взаимоуважения, самостоятельность, дисциплинированность;
-формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости;
-формирование коммуникативных умений и навыков посредством работы в паре и группе;
План урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка темы и цели урока.
III. Работа по теме урока.
IV. Физминутка 1.
V. Работа над произведением «Путаница».
1. Первичный анализ текста.
2. Вторичный анализ текста. Комбинированное чтение. Работа с толковым словарём.
3. Жужжащее чтение. Словарная работа. Работа в парах.
4. Анализ прочитанного произведения. Выборочное чтение. Чтение по ролям.
VI.Физминутка 2.
VII.Повторение.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
IX.Домашнее задание.
Развёрнутый конспект:
I.Организационный момент.
1. Мотивация к учебной деятельности:
-Высказываются детям добрые пожелания.
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
-Предлагаю этот урок провести под девизом: «Чтение – лучшее учение» и «Если хочешь быть любимым – люби»
II.Постановка темы и цели урока.
-Прослушайте стихотворение и назовите фамилию автора:
Нам
жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал:
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
В.Д. Берестов
-О ком это стихотворение?
-А почему в детстве К. И. Чуковский не читал перечисленных сказок? (Потому что он их сам написал, когда был уже взрослым.)
-Сегодня мы с вами познакомимся с биографией К. И. Чуковского, будем читать его небылицу «Путаница», проверим, какие сказки Чуковского вы знаете.
III. Работа по теме урока.
1.Рассказ учителя о К.И Чуковском.
-Сначала познакомимся с писателем поближе. Послушайте биографию К. И. Чуковского.
Корней Иванович Чуковский - это литературный псевдоним. По-настоящему литературного деятеля звали Николаем Васильевичем Корнейчуковым. (Николай Васильевич Корнейчуков) родился19 марта (31 н.с.) в Петербурге. Но считал датой своего рождения 1 апреля - веселый день смеха. Его отец — Эммануил Левенсон, был сыном известного врача. Мать — Екатерина Осиповна Корнейчукова, горничная. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. Когда ему было три года, родители развелись, он остался жить в только с матерью и с сестрой Марусей. Мать увезла детей в Одессу, к родителям. Жили бедно, Мама, Екатерина Осиповна, работала прачкой, швеёй. В Одессе Коля ходил в садик. Учился в одесской гимназии, из пятого класса которой был исключен из-за «низкого» происхождения. Коля работал расклейщиком объявлений, чистильщиком крыш, разносчиком газет. Много читал. Благодаря великолепной памяти, самостоятельно выучил английский язык. И в последствии стал не только талантливым поэтом, но и переводчиком. В 1901 году он пишет в г. Одессе в газете свою первую статью «К вечно юному вопросу». От этой статьи и берет начало его литературный талант и псевдоним К. И. Чуковский. Для детей он написал много рассказов, стихов, сказок, загадок. Такие как: «Цыпленок», «Айболит», «Бармалей», «Краденое солнце»и другие произведения. За свои произведения был награждён государственными премиями. 28 октября 1968 в возрасте 87 лет К. Чуковский скончался. 31 марта этого года ему исполнится 137 лет. Он прожил трудную и светлую жизнь. Закон его жизни был таким: «Если хочешь быть любимым - люби».
-Что вы узнали из биографии о К. И. Чуковском?
IV.Физминутка 1.
- Подготовимся к работе. Выполним упражнения для укрепления глазных мышц
V. Работа над произведением «Путаница».
1. Первичный анализ текста.
-Откройте учебники на странице __ , прочитайте название произведения.
-Рассмотрите иллюстрации к произведению.
-По названию и иллюстрациям выскажите свое предположение: о чем и о ком будет это произведение?
- Как вы считаете, каким может быть это произведение: грустным или весёлым?
2. Вторичный анализ текста. Комбинированное чтение. Работа с толковым словарём.
- Внимательно послушайте и постарайтесь определить характер произведения.
Читаю я и хорошо читающие ученики по очереди.
- Какое настроение создаёт автор своим произведением?
-К какому жанру можно отнести: сказка или стихотворение? Почему?
- Как понимаете значение слова «небылица»?
Послушайте значение этого слова из толкового словаря.
Небылица - лживое сообщение.
В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.
3.Жужжащее чтение. Словарная работа. Работа в парах.
a)Жужжащее чтение.
- Продолжение произведения «Путаница» прочитайте самостоятельно в тексте, напечатанном на листе. Читайте вполголоса по одной строчке, чередуясь с соседом по парте. Постарайтесь прочитать выразительно, подчеркните карандашом непонятные для вас слова и выражения.
- Какие слова подчеркнули?
-Объясните, как вы понимаете значение этих слов..
Словарная работа.
Ковш - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
Кадка - бочка с прямыми боками и одним дном.
Ушат - небольшая кадка с ушами.
4. Анализ прочитанного произведения. Выборочное чтение. Чтение по ролям.
- Что случилось с героями сказки?
- Почему?
- Что говорил им зайка? Зачитайте.
- Можно ли баловаться спичками? К чему это может привести?
- Как звери восприняли пожар?
-Прочитаем об этом по ролям, постарайтесь передать интонацию голоса каждого героя.
- Смогли бы звери потушить пожар?
- Прочитайте, кто потушил пожар?
- Почему ей удалось потушить?
- Какими словами можно закончить сказку?
- Какой рисунок нарисовали бы?
VI.Физминутка 2.
VII.Повторение.
Проверим, какие сказки Чуковского вы знаете?
-Я читаю отрывок, а вы называете сказку.
1. Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
(Мойдодыр»)
2. И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"
(«Федорино горе»)
3. Ox, нелёгкая это работа —
Из болота тащить бегемота!
(«Телефон»)
4.Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
(«Путаница»)
5. Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд.
(«Тараканище»)
6. Пошла Муха на базар
И купила самовар:
(«Муха – цокотуха»)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
IX. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.