Конспект урока по детской литературе на тему "Лирика поэтов 2-й половины XIX века в детском чтении"
Оценка 5

Конспект урока по детской литературе на тему "Лирика поэтов 2-й половины XIX века в детском чтении"

Оценка 5
Лекции
docx
преподавание
Взрослым
07.07.2021
Конспект урока по детской литературе на тему "Лирика поэтов 2-й половины XIX века в детском чтении"
Данный материал используется на занятиях в педагогическом колледже при изучении курса детской литературы
Лирики 19 века.docx

Конспект урока по детской литературе с практикумом по выразительному чтению

 

Тема: «Лирика поэтов 2-й половины XIX века в детском чтении»

 

Количество часов: 2

Цель: Обобщение, закрепление и систематизация знаний.

Задачи:

1.      Закрепить и систематизировать знания о творчестве поэтов Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.Н. Майкова, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова, И.С. Никитина.

2.      Учить анализировать, обобщать, логически мыслить, развивать связную устную речь, выразительно читать произведения (ПК.3.4, ОК.2).

3.      Воспитывать коммуникативность, самостоятельность, интерес к поэзии (ОК.1, ОК.4, ОК.6).

 

План урока:

1.      Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого в детском чтении.

2.      Картины родной природы в лирике А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, И.С. Никитина.

 

Материал:

Презентация к уроку с биографическими данными поэтов.

Раздаточный – Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 2004, С.107-116.

Сборники с произведениями поэтов.

Тип занятия: Комбинированный урок (лекция с элементами беседы).

Вид контроля: Фронтальный.

 

Ход урока

Здравствуйте, уважаемые студенты. Сегодняшняя тема нашего урока является продолжением изучаемого раздела «Литература XIX века в детском чтении», в частности, поэзии, вошедшей в круг детского чтения.

Прочитайте эпиграф к занятию.

Как вы понимаете слова Н.А. Некрасова?

 

Вслед за И.А. Крыловым, В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым в поэзию для детей в середине 60-х годов XIX века один за другим стали приходить большие поэты-лирики. Однако представители плеяды русских лириков 60-70-х годов весьма различались по своим общественным позициям, по взглядам на поэзию, ее роль и назначение.

Под знаком «чистой поэзии», «чистого искусства» выступали поэты, развивающие романтические традиции русской литературы и ее философскую, общечеловеческую направленность. К ним принадлежали Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой и др.

Ф.И. Тютчев сложился как поэт в конце 20-х – начале 30-х годов, печататься начал с 15 лет, но долгие годы оставался безвестным для читательской аудитории. Тютчев – блестящий мастер пейзажной лирики, он любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всей ее правде, во всем разнообразии. Художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтизма (читаем «Зима недаром злится», «Весенняя гроза», «Весенние воды»). Может, кто-то знает наизусть эти стихотворения?

Какой рисует природу Тютчев?  Какой художественный прием использует?

Тютчев рисует природу, словно живое, мыслящее существо: оно у него чувствует, дышит, радуется и грустит. Так, первый гром грохочет в небе, «как бы резвяся и играя», а весенние воды «Бегут и будят сонный брег», «гласят во все концы». Уступая дорогу весне, зима «злится», «хлопочет», «ворчит», «бесится». Олицетворения, использованные поэтом, усиливают уподобление природы человеку.

А.А. Фет. Этому поэту также свойственно чувство слитности с природой, антропоморфизация ее. В пейзажной лирике передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею («Я пришел к тебе с приветом» - знакомое с детства стихотворение).

О чем оно?  Каждая строчка стихотворения убеждает нас: все это пробуждение происходит одновременно и в природе, и в душе поэта. Читая Фета, ощущаешь цвет воздуха, игру теней, прозрачность каждой капли ручья («Весенний дождь»). Поэзии Фета присуще особое умение – «ловить неуловимое, давать образ и название мимолетным ощущениям души человеческой».

Но есть у Фета и другие стихи: мирные, ласковые зарисовки усадебного быта, пронизанные чувством тепла, уюта, устойчивого семейного покоя («Кот поет, глаза прищуря…», «Мама! Глянь-ка из окошка…»).  В них открывается мир природы во всем его разнообразии и очаровании. В них присутствуют и сами дети – со своими заботами, со своим восприятием окружающего.

А.К. Толстой. Стихотворения, вошедшие в круг детского чтения, посвящены природе. Он чувствовал и передавал ее красоту необычайно глубоко и проникновенно, в созвучии с настроением человека – то грустным, то мажорно-счастливым. («Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»)

Какое настроение вызывает это стихотворение? Почему?

Каждая подробность кажется очень зримой, ощутимой и не может не вызвать соответствующего настроения:  весело и горько смотреть на эту еще трогающую сердце красоту, прощание с которой болезненно отзывается в душе.

А вот еще одно стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает…».

Что можно сказать по поводу этого произведения? Какое настроение навевает оно? Очень радостное, приподнятое, потому что идет весна, и «все кругом и любит и поет».

Качества, отличающие поэзию Толстого – это талантливое умение выделить наиболее яркий признак предмета, точность в описании деталей, ясность лексики.

А.Н. Майков. Майков видел свое место среди тех поэтов, которые провозглашали целью искусства погружение человека в светлый мир радости от созерцания природы и искусства. Его стихи пронизаны радостным миром природы, полным гармонии. Подобная гармоничность и светлое мироощущение были свойственны эллинистической (древнегреческой) поэзии, которой молодой Майков увлекся в годы учебы в Московском университете.

В стихах, вошедших в круг детского чтения, ощущается идиллический взгляд на мир: в них все крупно, ярко, все в движении («Летний дождь» - радостное ощущение бытия)

(«Сенокос») С чем или с какими картинами связывает пейзаж Майков? С картинами деревенской жизни, и все тоже выглядит ярким и праздничным, показаны размах и ширь крестьянских работ. Все это – повседневная жизнь крестьянская; она протекает среди гармоничной природы и основана на истинных ценностях и радостях – на труде и награде за этот труд: богатом урожае, заслуженном отдыхе после его сбора, когда амбары наполнены «золотистым зерном».

Символически звучат строки еще одного стихотворения – «Ласточка примчалась…». В нем не просто вера в неизбежность смены времен года, но и выражение своей поэтической программы, основанной на радостном ощущении бытия.

«Колыбельная песня» - мир дитяти раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.

Особый интерес критиков, издателей, педагогов, разделявших демократические идеи, вызывали те поэты, которые стремились рассказать детям о народе и его нуждах, о жизни крестьян, о родной природе. Русская лирика обрела в их творчестве невиданную до сих пор глубину психологического и социально-философского подтекста, освоила новые, считавшиеся прежде «непоэтичными» темы.

А.Н. Плещеев. Принадлежал к некрасовской школе, исповедовал нераздельное слияние жизни и поэзии. Детство для Плещеева – лучшая пора жизни, пора чистых радостей, дружбы, светлых надежд, когда все на свете должно служить ребенку («Огни погасли в доме»). Но при этом для поэта время детства полно и первых ударов судьбы. Он выводит ребенка в огромный мир, дает ему понять и почувствовать, что в жизни есть свой драматизм, рядом с радостью существует и горе («Нищие»).

В 60-70-е годы Плещеев создал ряд замечательных пейзажных стихотворений: «Осень наступила», «Весна», «Скучная картина», «Сельская песня» и др.

Какие ощущения остаются после прочтения этих стихотворений?

Обращение к ранней осени, картина безрадостного будущего. А приход весны вызывает картины, окрашенные солнечным, чисто детским восприятием природы. Свой отклик здесь находят и чувства взрослых: наступает время новых надежд, возрождения жизни после долгой студеной зимы.

Для передачи отношения ребенка к окружающей действительности поэт выбрал немногосложную строку, часто состоящую только из существительного и глагола. В стихах, как и в фольклорных произведениях, много уменьшительных суффиксов, повторов.

И.З. Суриков. Примыкал к некрасовскому кружку. Хорошо знал жизнь крестьянского ребенка и стремился изобразить ее во всей полноте, с разных сторон.

«Детство». Какие картины рисует автор в стихотворении? Сколько их?

Всего две: искрящаяся весельем картина дневных детских шалостей и забав и вечер дома, в избе. Но картины выписаны крупно, зримо, эмоционально. Днем – безоглядная радость общения с природой, с друзьями. А в бедной избе – один огонек света, все расставлено по своим местам (мать, дед, бабка). Стихотворение передает те главные, изначальные чувства и понятия, которые формируют человека, служат ему опорой всю жизнь.

«Зима». О чем говорится в этом стихотворении?

Рисуется простая и ясная, реальная картина прихода зимы. Использует автологический стиль: слова и выражения употребляются в прямом значении. Скупость поэтических средств: краткость в описании, лаконизм в выражении чувств, редкие метафоры и сравнения – все это создает ощущение необычайной простоты.

И.С. Никитин. В творчестве поэта проступают традиции А.В. Кольцова с ориентацией на народно-песенное начало. Именно жизнь народа Никитин считал основным источником поэзии. В пейзажной лирике поэта широкая песенная стихия соединяется с мыслями о судьбах народа, о его природном оптимизме и жизнестойкости.

«Утро» - хрестоматийное произведение.

«Встреча зимы», «Полюбуйся, весна наступает…». Создатель исполненных света пейзажей. Произведения отличаются большим реализмом, простотой языка. Автор не прибегает к каким-либо изощренным изобразительным приемам, полагаясь на поэтичность самой пейзажной картины.

 

Давайте подведем итоги нашего урока.

Какие, по вашему мнению, темы поднимали в своем творчестве поэты 60-70-х годов XIX века? Какое время года они любили описывать больше всего и почему? Ваши суждения.

Закончить урок мне хочется словами Ф.И. Тютчева:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Думаю, под этими словами мог бы подписаться каждый из выше названных поэтов.

А теперь посмотрите на экран: вашим домашним заданием будет написать мини-сочинение на одну из тем (объем – не более одного тетрадного листа):

1.      «Россия в лирике поэтов 60-х гг. XIX в.».

2.      «Тема детства в поэзии 60-х гг. XIX в.».

3.      «Пейзажная лирика поэтов 60-х гг. XIX в.».

 

Рекомендуемая литература:

  1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 448 с. – С. 245-248.
  2. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: Учебник. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2016. – 352 с.

3.      Статьи в журнале «Дошкольное воспитание».

4.      Интернет источники.

5.      Стихи поэтов-лириков.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по детской литературе с практикумом по выразительному чтению

Конспект урока по детской литературе с практикумом по выразительному чтению

Зима недаром злится», «Весенняя гроза», «Весенние воды»)

Зима недаром злится», «Весенняя гроза», «Весенние воды»)

Сенокос») С чем или с какими картинами связывает пейзаж

Сенокос») С чем или с какими картинами связывает пейзаж

И.С. Никитин. В творчестве поэта проступают традиции

И.С. Никитин. В творчестве поэта проступают традиции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2021