Конспект урока по ФГОС
Русский язык, УМК «Школа России» 2 класс.
Тема урока: Разделительный мягкий знак. Когда в словах пишется разделительный мягкий знак.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Форма урока: обычный урок
Цель: Создать условия на уроке для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком.
Задачи предметные:
– содействовать изучению правила;
- развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
- развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, созданием проблемных ситуаций.
- воспитывать умение слушать других.
-наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.
-соотношение количества звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.
-подбор примеров слов с разделительным мягким знаком.
-умение различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.
Планируемые результаты:
личностные УУД- интерес к познанию русского языка;
– формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.
Способствовать формированию метапредметных УУД:
Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Регулятивные - развитие умения критически мыслить, умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.
Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Оборудование урока: книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» (В.Г.Горецкий, В.П. Канаткина),2 класс, часть 2.
ТСО: компьютер, проектор.
Ход урока
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и приемы организации деятельности |
1. Организационный момент |
|
- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся и пожелаем удачи друг другу. Желая удачи другу, мы желаем и себе того же! Поэтому, ребята, будем радоваться успехам своих товарищей! Запишите число, классная работа.
1) Проверяет готовность к уроку;
2) Предлагает вспомнить правила посадки;
3) Организует речевую разминку для отработки правильного речевого дыхания и интонации; Акцентируем внимание детей на правила речевого дыхания: «Говорим на выдохе» ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь.
|
1) Показывают готовность к уроку; 2) Показывают правильность посадки и расположение тетрадей на столе; Включаются в диалог с учителем, повторяют за учителем. |
|
2. Проверка домашнего задания |
2-3 минут |
|
|
|
3. Минутка чистописания |
5 минут |
1) Организует каллиграфическую работу, мотивирует учащихся: -ребята, почему нужно стараться писать правильно и красиво, и аккуратно в тетради? - красивое письмо- это показатель культуры человека, уважительного отношения к тому, кто будет читать твою запись. Что нужно знать и уметь, чтобы написать красиво? 2) Включает учащихся в решение каллиграфических задач: -рассмотрите буквы записанные на доске: ььььььььь ья ье ьё ью ьи
А) формирует графическую задачу: - как называется одинаковый по форме элемент который встречается в буквах? Б) формирует каллиграфическую задачу: В) предлагает рассмотреть образец для работы в тетради и установить закономерность чередований букв и соединительных элементов. Дописать до конца строчки.
_________________________________
Г) организует контроль выполнения работы учащимися. Предлагает критерии для самооценки: -1-2 ошибки (высокий уровень) -3-4 (средний) -5 и более ( низкий) |
-высказывают свое мнение.
-вспоминают правила красивого письма, отвечают на вопрос учителя.
- Анализируют, вспоминают названия элементов.
Работают с правилом красивого письма. Анализиуют и выявляют закономерность в чередовании букв; Работают в тетрадях с опорой на образец.
Контролируют выполнение своей работы с опорой на предложенные учителем критерии, работают со шкалой самооценки. |
|
4. Самоопределение деятельности |
|
1. Выдвигает проблему: Запишите одним словом: - Время суток, когда мы бодрствуем . - Мать, отец, дети - Верхняя одежда, которую мы надеваем в холода -Близкие товарищи - Что общего в написании этих слов? Какую функцию выполняет мягкий знак?
- Чем объединены эти слова? - Между какими буквами стоит мягкий знак? - Если убрать ,что получится? - Мягкий знак что делает? - Какие гласные стоят после мягкого знака ? - Подчеркните согласный, мягкий знак и гласные. - Какую работу еще выполняет мягкий знак ?
- Что мы сегодня будем изучать?
|
-ульи - день - семья -пальто
-друзья Ь -показатель мягкости, разделительный -во всех словах есть мягкий знак -между согласными и гласными -согласный сольётся с гласным -разделяет согласный от гласного
-и, е, ё, я, ю
Подчеркивают -смягчает предшествующий согласный -мягкий знак |
|
5. Этап изучение новых знаний |
|
1) Организует работу над орфографическим правилом: А) прочитайте правило на стр. 32 Раскрытие сущности правила. -о правописании чего говорится в правиле? -почему Ь важен в русском языке? Б) овладение формулировкой правила: - Найдите и прочитайте в формулировке правила в которой говорится о том, что объясняет правило. Правописание чего? -Что особенного в словах с разделительным мягким знаком? Прочитайте. Приведите примеры. В) предлагает обобщить или сделать вывод о правописании разделительного мягкого знака: -итак, какую функцию выполняет Ь в словах?
Работа с учебником упр 51 стр 31: Давайте ещё раз посмотрим перед какими гласными стоит мягкий знак? - Что разделяет мягкий знак? 1.Сравним два слова: Полю и полью, солю и солью (рисунки с изображением) Какой звук обозначает буква Ю в первом слове, во втором слове? Мягкий знак в словах полью, солью - это разделительный мягкий знак. Он показывает, что следующая за ним согласный Л-мягкий, буква Ю обозначает два звука [йу]. 2. На доске: Составить и записать из слов предложения: 1 вариант - На, лисьи, видны, снегу, следы , и ,волчьи. 2вариант - На, птичьи, висят, кормушки, деревьях. Выполнить синтаксический разбор.
|
Отвечают на вопросы учителя по содержанию правила.
Дети находят в тексте.
Работают с формулировкой правила, зачитывают ответы на вопросы учителя. Дети отвечают.
-и, е, ё, я, ю.
-согласный от гласных и, е, ё, я, ю .
Полю – у, полью - й"у, Солю- у, солью- й у.
- На снегу видны лисьи и волчьи следы.
- На деревьях висят птичьи кормушки. |
|
6. Словарно- орфографическая работа |
|
Работа с раннее изученными словарными словами: - Запишите словарные слова, вставьте пропущенные буквы: ф…враль, м…роз, м…тель, с…пог, пал..то - На какие две группы можно разделить словарные слова? - Какую функцию здесь выполняет ь? Работа с новым словарным словом: Обезьяна - Какую функцию здесь выполняет ь?
|
-Выполняют задание.
Объясняют свои ответы. |
|
7. Первичная проверка понимания |
|
Работа по учебнику Упр. № 52 стр. 32: - записать слова в тетрадь; - выяснить перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак и после каких; - сколько звуков в этих случаях обозначают буквы Е Ё Ю Я И и почему. (Вспомнить правило) Образец выполнения: Ателье - [й" э ] . Вывод: Разделительный Ь пишется перед буквами Е Ё Ю Я И Разделительный Ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки.
|
Выполняют упражнение, отвечают на вопросы учителя. |
|
8. Физкультминутка |
3 минуты |
Ребята, я сейчас буду читать слова. Если в этих словах Ь смягчает слова – присядем. Если разделяет – встанем и хлопнем в ладоши 1 раз.
|
|
|
9. Первичное закрепление |
|
Выполним упражнение 53 стр. 32.: - прочтите, - объясните, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак? -запишите любые слова из упражнения по памяти. |
Читают. Объясняют.
Выполняют. |
|
10. Информация о домашнем задании. Инструктаж выполнения |
|
Учебник стр. 32- запомнить правило, Упражнение 54 стр. 33- выполнить в тетради.
|
|
|
11. Рефлексия |
|
Итак, в течение урока мы много работали с вами, делали выводы. – О какой орфограмме мы сегодня говорили? - Какое новое открытие сделали? - Какую «работу» выполняет мягкий знак? - Где же пишется разделительный Ь? - Что удалось на уроке? - Что больше всего понравилось? - Что было самым трудным? - Чьим успехам смогли порадоваться? - За что можете себя похвалить? - Какое настроение у вас создал урок?
|
Отвечают на вопросы. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.