Тема урока: " Изображение земной поверхности "
Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно - деятельностного подхода
1.Предмет: география
2.Учитель: Денисова Юлия Владимировна
3. Класс: 5
4. Тема урока: «Изображение земной поверхности»,
5. Учебник «География. 5 класс». Авторы: Баринова И.И. , Дронов В.П., «Дрофа», 2015.
6. Цель: Сформировать знания о глобусе, плоских изображениях Земли.
7. Задачи:
- обучающие: расширить знания об изображении земной поверхности;
- развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, выделять в тексте учебника нужную информацию, работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
8. Планируемые результаты:
- личностные: учащиеся должны знать основные виды изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности, осознание ценностей географического знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
предметные: дать представления о глобусе, роли плоских изображений Земли, аэрофотоснимках и космических снимках. Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический план, географическая карта, легенда карты.
9. Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
10. Тип урока: комбинированный.
11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
12. Оборудование: проектор, персональный компьютер, презентация, маршрутные листы, глобус, фломастеры, 3 листа бумаги, пластиковая бутылка.
13. Структура и ход урока
№ п/п |
Деятельность |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Этап 1. Организационный |
Приветствие учащихся Внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места. Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке. Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, готовность к уроку.
|
Этап 2. Создание проблемной ситуации |
Предлагает сформулировать тему урока, создание проблемной ситуации. - Представьте себе, что вы отдыхали на комфортабельном круизном лайнере по Индийскому океану. Проплывая вдоль берегов Африки, ваше судно попало в шторм, в результате корабль сел на мель, к утру, буря утихла и вы увидели какой – то остров. На шлюпках вы высадились на берег. Обследовав остров, вы поняли, что он необитаем. Также все средства связи вышли из строя. Что делать? Остается одно средство – бутылочная почта. Ваша задача изобразить остров, где вы находитесь, чтобы те, к кому ваша записка попадет, поняли, где вы и пришли к вам на помощь. (2-3 минуты). (выбирается ученик в роли рыбака) - Рыбак с рыболовецкой шхуны, с островов поймав эту бутылку, видит некое изображение. На русском языке он не говорит. Господин рыбак, что вы видите на этих изображениях? - Понятно, что изобразили наши туристы? А вот наш известный географ Н.Н. Баранский говорил «…это второй язык географии, без которого эта наука не может обойтись. Это несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь, устная или письменная». О каком языке говорил ученый? (Слайд 2) Какая же тема нашего урока? (Слайд 3) Сегодня на уроке вы будете работать в маршрутном листе. Подпишите фамилию, число, тему урока. Задание №1 вы самостоятельно заполняете по ходу урока. Вы должны записать виды изображения местности |
Вспоминают изученный ранее материал (П).
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Определяют, каких знаний им не хватает (Р) Делятся на три группы, пытаются изобразить остров, на котором находятся. Ученик в роли рыбака читает записки и пытается понять, что это.
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
Этап 3. Целеполагания: |
Объявление темы урока. Уточняет цели урока. Формулирует вместе с учащимися задачи урока. Слайд 3 -Что вы знаете об изображении земной поверхности с древних времён? А как сейчас изображают земную поверхность, с помощью чего? -Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о глобусе, как объемной модели Земли, узнаем об аэрофотоснимках и космических снимках, узнаем о преимуществе географических планов и географических карт. а также узнаете о том, что такое легенда карты. |
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.
Цель обсуждается и записывается (Р).
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К) |
Этап 4. Актуализация опорных знаний по теме «Изображение земной поверхности» «Открытие» нового знания |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. -Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? - Что является уменьшенной моделью Земли? (Слайд 5-6) Найдите в тексте на стр.48. когда и кем был изобретен первый глобус? Первый глобус, дошедший до нашего времени был создан немецким географом Мартином Бехаймом в 1492 году. Каких материков и океанов нет на нем? (Слайд 7-8) Дайте определение понятию «глобус». Проверим по учебнику, с. 48. Чем же глобус похож на Землю?( Слайд 9) Задание №2. Используя текст на стр. 48 выпишите в маршрутный лист основные свойства Земли, отраженные на глобусе. Проверяем то, что вы записали. В конце маршрутного листа есть таблица, оцените себя, как вы выполнили это задание (Задание №2) - Как вы считаете, удобно пользоваться глобусом? При всех преимуществах глобуса использовать его для решения практических задач неудобно, т.к. он во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что есть на земной поверхности. На глобусе показывают только важнейшие географические объекты6 материки, океаны, реки, горы. равнины и т.д. Поэтому люди используют плоские изображения Земли. А как создать это изображение, при помощи чего? Андрей Виноградов подготовил сообщение о том, как производится съемка земной поверхности. (Слайды с 10 по 28) Физкультминутка Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветер тише – тише – тише Деревцо все выше – выше. -Аэрофотоснимки и космические снимки люди научились совсем недавно. А какие изображения на плоскости известны очень много веков? Правильно это географическая карта и географический план (Слайд 29-30-31) Давайте попробуем составить определение -географическая карта и географический план по опорной схеме.(Слайд 32) Запишите определение географическая карта и географический план в маршрутный лист -А зачем нам изучать план и карту? -Вам приходилось пользоваться планами и картами? Скажите, какие карты вы уже знаете? (Слайд 34-35) Наиболее удобно пользоваться географическим планом. Как вы думаете почему? (Слайд 36) -Что такое условные знаки? Для чего они нужны? (Слайд 37)Найдите в тексте на стр.51. Что такое легенда карты? (запишите в маршрутном листе). (Слайд 38) Оцените выполнение задания №3 в оценочной таблице.. Давайте посмотрим, как можно при помощи разных способов изобразить одну и ту же местность на примере центра г. Костромы ( Слайд 39-42)
|
Работают с учебником : находяти узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р) Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П,К).
Работают с учебником : находят и узнают информацию, записывают в маршрутный лист (П,Р)
Вступают в диалог, отвечают на вопросы
Вступают в диалог, отвечают на вопросы учителя
|
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Предлагает задания на «новое» знание, закрепление изученного материала. Давайте проверим сможете ли вы заполнить схему – задание №1 ( Слайд №43) Опираясь на полученные знания, заполните таблицу «Отличия основных видов изображений земной поверхности», вписывая соответствующий признак. (Слайд 44) Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. (Слайд 45) Поставьте в оценочной таблице оценку за задание №4 Решите тест по изученной теме на ваших маршрутных листах. |
Обсуждают в парах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.(Р,П,К) Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К) Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) |
Этап 6. Закрепления и применения знаний и способов деятельности.
|
Решите тест по изученной теме на ваших маршрутных листах. |
Решают тест в маршрутном листе (Л,П,Р) |
Этап 7. Рефлексия (итог урока) |
Формулирует выводы. Достигли мы цели и задачи урока? (Слайд 46-47) На ваших маршрутных листах в конце оцените степень изучения материала урока. Также в конце маршрутного листа есть три смайлика отметьте какое у вас настроение к концу урока.
|
Записывают выводы.(Р,Л) Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)
Отмечают свое настроение.(Л) |
Этап 8. Домашнее задание |
Комментирует д/з : §13, выполнить задание № 3-4 на стр.51 (Слайд 48) |
Записывают домашнее задание. |
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.