Конспект урока по географии в 6 классе.По теме:"Состав и строение Атмосферы"
Оценка 4.7

Конспект урока по географии в 6 классе.По теме:"Состав и строение Атмосферы"

Оценка 4.7
docx
08.02.2020
Конспект урока по географии в 6 классе.По теме:"Состав и строение Атмосферы"
Мой урок.docx

КОНСПЕКТ УРОКА по географии  в 6  классе.

Тема урока: Состав и строение Атмосферы.

Цель: познакомить учащихся с составом и строением воздушной оболочки Земли -атмосферой ,её газовым составом; раскрыть значение  атмосферы для человека; рассмотреть проблемы, связанные с загрязнением атмосферы.

Задачи:

образовательные – сформировать представление о строении воздушной оболочки Земли, составе атмосферного воздуха, значении для человека;

развивающие  –  развивать словесно – логическое мышление, память, умение работать с учебником, обогащать словарный запас, развивать концентрацию и переключаемость внимания;

воспитательные - воспитывать заботливое отношение к окружающей среде, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни.

Тип урока: урок формирования знаний.

Оборудование: таблица "Строение атмосферы",  космические снимки Земли,  рисунки .

Ход урока.

I.Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих.

II.Актуализация опорных знаний.

1.Почему на нашей планете Земля так разнообразен растительный и животный мир?

2.Почему на нашей планете существует жизнь?

III.Изучение нового материала:

План изучения нового материала на доске:

1.      Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

2.      Состав атмосферного воздуха.

3.      Строение атмосферы.

4.      Атмосферные явления..

5.      Атмосфера и человек..

 Знакомство с темой и планом урока, постановка задач самими учащимися.

Я -АТМОСФЕРА - у меня нет цвета, я сфера, над поверхностью земли!
Чтоб излученья ультрафиолета, из космоса, проникнуть не смогли.
Метеориты, чтобы и кометы не нарушали нашей жизни ход.
Я воздух, я закон тепла и света, для всех, кто дышит, движется - ЖИВЁТ!

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с  наиболее важной для жизни человека оболочкой Земли, ведь человек может прожить без еды около месяца, без воды-3 дня, а вот без воздуха- только несколько минут. В ходе урока мы  познакомимся со строением атмосферы, рассмотрим проблему загрязнения воздушной среды и её  последствиями  для человека, попробуем найти  пути решения. Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни те сведения, которые вы узнаете на сегодняшнем уроке по данной теме?. ( Учащиеся делают вывод о практической значимости данной темы).

Запись темы урока в тетрадь.

1.Понятие об атмосфере. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Этот термин предложил великий русский учёный 18 века М.В. Ломоносов (запись в тетрадь)

Ребята, давайте вспомним,  какие еще оболочки Земли вы знаете?

Литосфера ,Гидросфера.(дать определение).

2.Состав атмосферного воздуха.

О чем идет речь в этой загадке: "Такой большой, что занимает весь мир, такой маленький, что проникает  в щель"?.

 Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа  и азота. Какую  же долю занимает каждый из газов в атмосфере?(рисунок 86.страница 126).

Кислород ,газ, необходимый для дыхания живых организмов, газ, обеспечивающий горение.

Итак, кислорода в атмосфере 21%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы?

Азот

Азот в переводе значит «безжизненный». Впервые азот был открыт английским ученым Д. Резерфордом в 1772 году.

В настоящее время этот элемент считают одним  из самых важных элементов в живых существах. Без него не было бы ни белков, ни ДНК. Азот из воздуха улавливают клубеньковые  бактерии и превращают его в соли, а растения поглащают корнями из почвы. Жизнь без азота невозможна. Несмотря на неисчерпаемые запасы азота в атмосфере, ни животные, ни большинство растений непосредственно из воздуха усваивать свободный азот не могут. 

Ребята, Какие же газы занимают оставшийся 1% на диаграмме? (Углекислый газ и другие).

На заре зарождения нашей планеты соотношение газов атмосферы было другим. Углекислого газа было много, а кислорода не было совсем. Только после появления водорослей, растений изменили состав атмосферы.

Углекислый газ, кроме участия в фотосинтезе, играет очень важную роль на Земле: вместе с водяным паром он сохраняет тепло в атмосфере. Но повышенное содержание его грозит человечеству парниковым эффектом- повышением  температуры нижних слоёв атмосферы планеты  и изменением  климата Земли ,что чревато  многими негативными последствиями.

Примеси воздуха.

Озон – это видоизмененный кислород О з, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов химического элемента кислорода. Вы, наверное, помните ощущение свежести после грозы? Так вот  в  атмосфере озон образуется из кислорода при грозе.

Его роль очень важна: образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного для всех организмов излучения солнца.

 

А еще в воздухе есть примеси- твердые частички- пыль,  споры растений,  пыльца и микроорганизмы.  Вместе с водяным паром  они участвуют в образовании облаков).

Смолистый аромат в сосновом или еловом лесу, аромат трав в степи- обеспечивают газообразные летучие вещества- фитонциды, биологические активные вещества, выделяемые растениями .Их используют для  профилактики и лечения заболеваний  дыхательной, сердечно- сосудистой ,нервной системы.

Ребята, какие еще вещества, опасные для жизни человека могут находится в воздухе?( углекислый и угарный газы, сажа, свинец).Что является их источниками?(Металлургические заводы, тепловые электростанции ,автомобильные двигатели).

Первичное закрепление

Итак, ребята, что вы можете сказать о составе воздуха? (ответы учащихся)

 (Работа в парах по карточкам)

Состав воздуха

значение

1.Азот

А.Необходим для дыхания, поддерживает горение.

2.Углекислый газ

Б.Обеспечивает  питание   и рост растений.

3.Кислород

В.Задерживает тепло у поверхности Земли.

4.Озон

Г.Используют для профилактики и лечения заболеваний.

5.Фитонциды

Д.Задерживает ультрафиолетовые лучи.

Проверка .1-Б,2-В,3-А,4-Д,5-Г.

Физкультминутка :

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше ,выше.

Вместе с детьми имитируем дуновение ветра (взмахиваем руками у лица, качаем туловищем в стороны. Медленно приседаем при словах"тише, тише",встаем и поднимаем руки вверх при словах"выше, выше".

3.Строение атмосферы, её  слои  и их особенности  - предлагаю проработать самостоятельно в парах с текстом стр.127 и рис.на стр.125, и через 5 минут изложить  результаты поиска в виде краткого конспекта, например:

а)Тропосфера- нижний  и наиболее плотный слой, кухня погоды";

б)Стратосфера -воздух разреженный и очень сухой;

в)Верхние ,еще более разреженные слои атмосферы, постепенно переходят в безвоздушное пространство.

4. Обычные и необычные атмосферные явления(Сообщения учащихся об оптических явлениях- полярном сиянии, миражах).

1-й ученик.

Финское название полярного сияния_"Лисьи огни"-искры, которые взметнулись на небеса после взмаха лисьего хвоста. В Средние века считалось, что полярное сияние предрекает эпидемию и войны.

Михаил Ломоносов первым попытался объяснить это явление:  он установил, что северное сияние имеет электрическую природу. Большинство заряженных частиц солнечного ветра, достигающих  нашу  планету, отражаются. А вот некоторым все-таки удается прорваться в магнитное поле Земли. Они и образуют свечение, сталкиваясь с молекулами воздуха в верхней части атмосферы ( на высоте 100 км над поверхностью Земли). Азот обеспечивает синие и фиолетовые  оттенки, а кислород -зеленый, желтый, и красный цвет .Научное название — aurora borealis —  полярное сияние получило в честь римской богини утренней зари Авроры.Часто полярное сияние называют "северным".

Традиционным сезоном северного сияния считается период между осенним и весенним равноденствием: с 21 сентября по 21 марта, в это время в северных широтах  темнеет очень рано . Наблюдать сияние лучше всего в высоких широтах: 67–70°. В Северном полушарии это территория от Аляски до севера Скандинавского полуострова. можно увидеть его  и южнее: при сильной солнечной активности явление наблюдали и в Шотландии, и даже в центральной части России, но оно не такое зрелищное.

2-й ученик.

Миражи.  С глубокой древности людям известны миражи. О них сохранилось немало преданий.  Миражи часто ассоциируются с пустынями, и такая ассоциация совершенно оправданна, ведь появляются они там, где поверхность земли  и слой воздуха над ней сильно нагреты солнечными лучами. Температура у поверхности должна быть  высокой –  60-70°С (так  раскаляется песок в пустыне, а иногда даже и воздух над асфальтированной дорогой). Главное условие их появления – резкое изменение оптической плотности воздуха.

 Миражи бывают нескольких видов: озерные, или нижние; верхние (возникают прямо в небе) или миражи дальнего видения. Более сложный вид миража называется «Фата-Моргана»  — сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдалённые предметы видны многократно и с разнообразными искажениями. Получили свое название они  по имени феи Морганы, по преданию живущей  на морском дне и обманывающей путешественников призрачными видениями. Лучи при этом явлении  преломляются  в верхнем и в нижнем слоях воздуха и человек видит совершенно искаженную  картину, обыкновенный камень принимают  за небоскреб, а скалу – за средневековый замок. Фата-моргану обычно наблюдают в низких широтах  вблизи  морского берега. Для этого, самого загадочного вида миражей убедительных объяснений пока не найдено.

5.Атмосфера и человек. Охрана атмосферы. Безотходное производство, использование новых видов топлива, очистные  сооружения, охрана  и высаживание лесов.(рассказ учителя).

IV. Закрепление: 

1.Вставить пропущенные слова:

Нижний, прилегающий  к Земле слой атмосферы называется  ___________________. Его толщина не одинакова: в экваториальных широтах ______________ километров, а в холодных полярных до 10 километров. В ней сосредоточена большая часть всей массы воздуха______ %. Выше, до высоты 50—55километров  находится ___________________________.В её нижней части находится_______слой, задерживающий  ультрафиолетовые лучи.

 

2.Ответьте на вопросы :

1.     Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ- лучи губительны для жизни, вызывают ожоги, рак кожи)

2.     Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно).

 

3.Тест:

1. Воздушная  оболочки Земли:

а) гидросфера;

б) литосфера;

в) атмосфера.

2. Слой атмосферы, в котором "делается" погода:

а) стратосфера;

б) озоновый;

в) тропосфера.

3.Какого газа в атмосфере содержится больше всего:

а) азота;

б) кислорода;

в) углекислого газа;

г) озона.

4. Газ, необходимый для фотосинтеза:

а) кислород;

б) водород;

в) озон;

г) углекислый газ;

5. Слой атмосферы, в которой мы живем

а) тропосфера;

б) стратосфера;

в) мезосфера;

г) термосфера.

6.Какие приборы используются для изучения атмосферы :

а) барометр;

б) гигрометр;

в) лот .

7. этот газ составляет 78 % газа  воздуха :

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот.

Тестовые задания проверяются  в процессе  взаимопроверки самими учащимися . За 7 правильных ответов - 5, за 6 правильных ответов - 4, менее 6 оценка 3. Правильные ответы записаны на доске.

1 в,2 в,3 а,4 г,5 а,6 а,7.в.

V.Домашнее задание .§38 прочитать и пересказать, ответить на вопросы(стр.128) устно.

Дополнительное задание: найти в интернете информацию  о необычных атмосферных явлениях: призраки Броккена, огни святого Эльма, пояс Венеры, зелелные лучи.

Творческое задание: нарисовать плакаты, рисунки "Охрана воздушной среды".

VI.Итог урока. Оценивание учащихся.

VII. Релаксия.

Итак, ребята, узнали ли вы для себя что-то новое, пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Как можно использовать полученные знания ?

Что вам понравилось на этом уроке, что бы хотели повторить в будущем?

 

 


 

КОНСПЕКТ УРОКА по географии в 6 классе

КОНСПЕКТ УРОКА по географии в 6 классе

Состав атмосферного воздуха .

Состав атмосферного воздуха .

Углекислый газ Б.Обеспечивает питание и рост растений

Углекислый газ Б.Обеспечивает питание и рост растений

Шотландии, и даже в центральной части

Шотландии, и даже в центральной части

Какого газа в атмосфере содержится больше всего : а) азота; б) кислорода; в) углекислого газа; г) озона

Какого газа в атмосфере содержится больше всего : а) азота; б) кислорода; в) углекислого газа; г) озона
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020