КОНСПЕКТ УРОКА по географии в 6 классе.
Тема урока: Состав и строение Атмосферы.
Цель: познакомить учащихся с составом и строением воздушной оболочки Земли -атмосферой ,её газовым составом; раскрыть значение атмосферы для человека; рассмотреть проблемы, связанные с загрязнением атмосферы.
Задачи:
образовательные – сформировать представление о строении воздушной оболочки Земли, составе атмосферного воздуха, значении для человека;
развивающие – развивать словесно – логическое мышление, память, умение работать с учебником, обогащать словарный запас, развивать концентрацию и переключаемость внимания;
воспитательные - воспитывать заботливое отношение к окружающей среде, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни.
Тип урока: урок формирования знаний.
Оборудование: таблица "Строение атмосферы", космические снимки Земли, рисунки .
Ход урока.
I.Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих.
II.Актуализация опорных знаний.
1.Почему на нашей планете Земля так разнообразен растительный и животный мир?
2.Почему на нашей планете существует жизнь?
III.Изучение нового материала:
План изучения нового материала на доске:
1. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
2. Состав атмосферного воздуха.
3. Строение атмосферы.
4. Атмосферные явления..
5. Атмосфера и человек..
Знакомство с темой и планом урока, постановка задач самими учащимися.
Я -АТМОСФЕРА - у меня нет цвета, я сфера, над
поверхностью земли!
Чтоб излученья ультрафиолета, из космоса,
проникнуть не смогли.
Метеориты, чтобы и кометы не нарушали нашей
жизни ход.
Я воздух, я закон тепла и света, для всех, кто
дышит, движется - ЖИВЁТ!
Сегодня на уроке мы должны познакомиться с наиболее важной для жизни человека оболочкой Земли, ведь человек может прожить без еды около месяца, без воды-3 дня, а вот без воздуха- только несколько минут. В ходе урока мы познакомимся со строением атмосферы, рассмотрим проблему загрязнения воздушной среды и её последствиями для человека, попробуем найти пути решения. Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни те сведения, которые вы узнаете на сегодняшнем уроке по данной теме?. ( Учащиеся делают вывод о практической значимости данной темы).
Запись темы урока в тетрадь.
1.Понятие об атмосфере. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Этот термин предложил великий русский учёный 18 века М.В. Ломоносов (запись в тетрадь)
Ребята, давайте вспомним, какие еще оболочки Земли вы знаете?
Литосфера ,Гидросфера.(дать определение).
2.Состав атмосферного воздуха.
О чем идет речь в этой загадке: "Такой большой, что занимает весь мир, такой маленький, что проникает в щель"?.
Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа и азота. Какую же долю занимает каждый из газов в атмосфере?(рисунок 86.страница 126).
Кислород ,газ, необходимый для дыхания живых организмов, газ, обеспечивающий горение.
Итак, кислорода в атмосфере 21%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы?
Азот
Азот в переводе значит «безжизненный». Впервые азот был открыт английским ученым Д. Резерфордом в 1772 году.
В настоящее время этот элемент считают одним из самых важных элементов в живых существах. Без него не было бы ни белков, ни ДНК. Азот из воздуха улавливают клубеньковые бактерии и превращают его в соли, а растения поглащают корнями из почвы. Жизнь без азота невозможна. Несмотря на неисчерпаемые запасы азота в атмосфере, ни животные, ни большинство растений непосредственно из воздуха усваивать свободный азот не могут.
Ребята, Какие же газы занимают оставшийся 1% на диаграмме? (Углекислый газ и другие).
На заре зарождения нашей планеты соотношение газов атмосферы было другим. Углекислого газа было много, а кислорода не было совсем. Только после появления водорослей, растений изменили состав атмосферы.
Углекислый газ, кроме участия в фотосинтезе, играет очень важную роль на Земле: вместе с водяным паром он сохраняет тепло в атмосфере. Но повышенное содержание его грозит человечеству парниковым эффектом- повышением температуры нижних слоёв атмосферы планеты и изменением климата Земли ,что чревато многими негативными последствиями.
Примеси воздуха.
Озон – это видоизмененный кислород О з, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов химического элемента кислорода. Вы, наверное, помните ощущение свежести после грозы? Так вот в атмосфере озон образуется из кислорода при грозе.
Его роль очень важна: образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного для всех организмов излучения солнца.
А еще в воздухе есть примеси- твердые частички- пыль, споры растений, пыльца и микроорганизмы. Вместе с водяным паром они участвуют в образовании облаков).
Смолистый аромат в сосновом или еловом лесу, аромат трав в степи- обеспечивают газообразные летучие вещества- фитонциды, биологические активные вещества, выделяемые растениями .Их используют для профилактики и лечения заболеваний дыхательной, сердечно- сосудистой ,нервной системы.
Ребята, какие еще вещества, опасные для жизни человека могут находится в воздухе?( углекислый и угарный газы, сажа, свинец).Что является их источниками?(Металлургические заводы, тепловые электростанции ,автомобильные двигатели).
Первичное закрепление
Итак, ребята, что вы можете сказать о составе воздуха? (ответы учащихся)
(Работа в парах по карточкам)
Состав воздуха |
значение |
1.Азот |
А.Необходим для дыхания, поддерживает горение. |
2.Углекислый газ |
Б.Обеспечивает питание и рост растений. |
3.Кислород |
В.Задерживает тепло у поверхности Земли. |
4.Озон |
Г.Используют для профилактики и лечения заболеваний. |
5.Фитонциды |
Д.Задерживает ультрафиолетовые лучи. |
Проверка .1-Б,2-В,3-А,4-Д,5-Г.
Физкультминутка :
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше ,выше.
Вместе с детьми имитируем дуновение ветра (взмахиваем руками у лица, качаем туловищем в стороны. Медленно приседаем при словах"тише, тише",встаем и поднимаем руки вверх при словах"выше, выше".
3.Строение атмосферы, её слои и их особенности - предлагаю проработать самостоятельно в парах с текстом стр.127 и рис.на стр.125, и через 5 минут изложить результаты поиска в виде краткого конспекта, например:
а)Тропосфера- нижний и наиболее плотный слой, кухня погоды";
б)Стратосфера -воздух разреженный и очень сухой;
в)Верхние ,еще более разреженные слои атмосферы, постепенно переходят в безвоздушное пространство.
4. Обычные и необычные атмосферные явления(Сообщения учащихся об оптических явлениях- полярном сиянии, миражах).
1-й ученик.
Финское название полярного сияния_"Лисьи огни"-искры, которые взметнулись на небеса после взмаха лисьего хвоста. В Средние века считалось, что полярное сияние предрекает эпидемию и войны.
Михаил Ломоносов первым попытался объяснить это явление: он установил, что северное сияние имеет электрическую природу. Большинство заряженных частиц солнечного ветра, достигающих нашу планету, отражаются. А вот некоторым все-таки удается прорваться в магнитное поле Земли. Они и образуют свечение, сталкиваясь с молекулами воздуха в верхней части атмосферы ( на высоте 100 км над поверхностью Земли). Азот обеспечивает синие и фиолетовые оттенки, а кислород -зеленый, желтый, и красный цвет .Научное название — aurora borealis — полярное сияние получило в честь римской богини утренней зари Авроры.Часто полярное сияние называют "северным".
Традиционным сезоном северного сияния считается период между осенним и весенним равноденствием: с 21 сентября по 21 марта, в это время в северных широтах темнеет очень рано . Наблюдать сияние лучше всего в высоких широтах: 67–70°. В Северном полушарии это территория от Аляски до севера Скандинавского полуострова. можно увидеть его и южнее: при сильной солнечной активности явление наблюдали и в Шотландии, и даже в центральной части России, но оно не такое зрелищное.
2-й ученик.
Миражи. С глубокой древности людям известны миражи. О них сохранилось немало преданий. Миражи часто ассоциируются с пустынями, и такая ассоциация совершенно оправданна, ведь появляются они там, где поверхность земли и слой воздуха над ней сильно нагреты солнечными лучами. Температура у поверхности должна быть высокой – 60-70°С (так раскаляется песок в пустыне, а иногда даже и воздух над асфальтированной дорогой). Главное условие их появления – резкое изменение оптической плотности воздуха.
Миражи бывают нескольких видов: озерные, или нижние; верхние (возникают прямо в небе) или миражи дальнего видения. Более сложный вид миража называется «Фата-Моргана» — сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдалённые предметы видны многократно и с разнообразными искажениями. Получили свое название они по имени феи Морганы, по преданию живущей на морском дне и обманывающей путешественников призрачными видениями. Лучи при этом явлении преломляются в верхнем и в нижнем слоях воздуха и человек видит совершенно искаженную картину, обыкновенный камень принимают за небоскреб, а скалу – за средневековый замок. Фата-моргану обычно наблюдают в низких широтах вблизи морского берега. Для этого, самого загадочного вида миражей убедительных объяснений пока не найдено.
5.Атмосфера и человек. Охрана атмосферы. Безотходное производство, использование новых видов топлива, очистные сооружения, охрана и высаживание лесов.(рассказ учителя).
IV. Закрепление:
1.Вставить пропущенные слова:
Нижний, прилегающий к Земле слой атмосферы называется ___________________. Его толщина не одинакова: в экваториальных широтах ______________ километров, а в холодных полярных до 10 километров. В ней сосредоточена большая часть всей массы воздуха______ %. Выше, до высоты 50—55километров находится ___________________________.В её нижней части находится_______слой, задерживающий ультрафиолетовые лучи.
2.Ответьте на вопросы :
1. Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ- лучи губительны для жизни, вызывают ожоги, рак кожи)
2. Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно).
3.Тест:
1. Воздушная оболочки Земли:
а) гидросфера;
б) литосфера;
в) атмосфера.
2. Слой атмосферы, в котором "делается" погода:
а) стратосфера;
б) озоновый;
в) тропосфера.
3.Какого газа в атмосфере содержится больше всего:
а) азота;
б) кислорода;
в) углекислого газа;
г) озона.
4. Газ, необходимый для фотосинтеза:
а) кислород;
б) водород;
в) озон;
г) углекислый газ;
5. Слой атмосферы, в которой мы живем
а) тропосфера;
б) стратосфера;
в) мезосфера;
г) термосфера.
6.Какие приборы используются для изучения атмосферы :
а) барометр;
б) гигрометр;
в) лот .
7. этот газ составляет 78 % газа воздуха :
а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
Тестовые задания проверяются в процессе взаимопроверки самими учащимися . За 7 правильных ответов - 5, за 6 правильных ответов - 4, менее 6 оценка 3. Правильные ответы записаны на доске.
1 в,2 в,3 а,4 г,5 а,6 а,7.в.
V.Домашнее задание .§38 прочитать и пересказать, ответить на вопросы(стр.128) устно.
Дополнительное задание: найти в интернете информацию о необычных атмосферных явлениях: призраки Броккена, огни святого Эльма, пояс Венеры, зелелные лучи.
Творческое задание: нарисовать плакаты, рисунки "Охрана воздушной среды".
VI.Итог урока. Оценивание учащихся.
VII. Релаксия.
Итак, ребята, узнали ли вы для себя что-то новое, пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Как можно использовать полученные знания ?
Что вам понравилось на этом уроке, что бы хотели повторить в будущем?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.