конспект урока по химии 8 класс "Металлы"

конспект урока по химии 8 класс "Металлы"

docx
14.01.2020
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

урок8.docx

 

Тема: Металлы

Цели:

Образовательные:

1. Расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения атомов металлов, расположения металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строения кристаллической металлической решетки и металлической химической связи.

2. Познакомить с общими физическими свойствами металлов, ввести понятие эластичности, пластичности.

3.Расссмотреть металлы с точки зрения их температур кипения и плавления 4.Научить характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

Развивающие:

1. Развитие общеучебных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать и делать выводы).

2. Развитие познавательной активности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно получать и приобретать знания.

3. Формирование научной картины мира.

Воспитательные:

1. Способствовать развитию интереса к предмету.

2. Воспитание трудолюбия, внимательности.

Оборудование: компьютер, проектор, (путеводный лист) план-конспект урока, изображения на листах А- 4 элементов – металлов. Инструктажи по технике безопасности. Подсказки к уроку.

Химическая лаборатория: медная проволока, алюминиевая фольга, серебряные и золотые украшения, железный гвоздь, магнит, градусник, штатив с пробирками, соль, оксиды металлов, соли, спиртовка, сухое горючее, химическая посуда, пробиркодержатель.

Методы работы: рассказ с элементами стихотворной прозы, беседа, структуры сингапурских методов обучения.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, подготовка учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

1.Сообщение темы и целей урока

Учитель:

- Раз, два, три, четыре, пять. На урок иду опять, но хочу вам сообщить новость школы 22. Вы скажите, не стесняясь, мне, с которой начинать. Есть хорошая и не очень, так, что дружно мне ответьте - хором.

-Ребята, в нашей школе случилось ЧП, учитель русского языка и литературы потерял серебряный и золотой век поэзии, учитель истории - железный и медный век, учитель математики - золотое сечение, учитель технологии – железные гвозди и медную проволоку, а в столовой пропали алюминиевые ложки, даже секретарь не досчитался скрепок и кнопок, а в медкабинете куда-то, исчез ртутный термометр. Чтоб найти пропажу, надо всем уж постараться. Вы на слова еще раз посмотрите, прилагательные найдите, оберните их в слова. И ответ держать пора. …

Ученики:

Ответ: Серебро, золото, железо, медь, алюминий, ртуть

Учитель:

- Молодцы вы уж ребята, быстро справились с задачей, а теперь открою вам секрет, что все они в таблице есть, а в какой вы мне скажите, только долго не томите. 

Ученики:





Ответ: Периодическая система химических элементов

 

Учитель:

В Древнем Египте считали все, что металлов – всего 7!

Семь металлов создал свет по числу семи планет

Медь, железо, серебро… дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец… всем им Ртуть – родной отец.

Учитель:

Значит, тема нам дана - про металлы изучать, все узнаем мы про них, кто они, и где живут, и какая в них есть связь, свойства злата, серебра не забудем указать. Цель у нас сейчас одна, все узнать и рассмотреть, можно ль их всех перечесть, что-то общее найдем, в путеводный лист внесем.

Ответ: Металлы

Учитель:

Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о металлах. Запишите в путеводных листах тему урока: «Простые вещества – металлы».

 

1.    Актуализация ранее изученных знаний

2.    Учитель:

·         Обратите внимание на тему урока. Понятия «простые вещества» и «металлы» нам уже знакомы. Давайте вспомним, какие вещества называются простыми?

Ответ: Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми веществами.

Учитель:

·         А что вы уже знаете о металлах?

Ответ: Строение металлов, расположение в Периодической системе элементов металлов, металлическую химическую связь.

Учитель:

- Заполните колонку «ДО» в таблице, которая находится в путеводном листе. Сингапурская структура «ЭЙ-АР-ГАЙД». (Отводится 2 минуты) (Приложение 1)

Учитель:

Теперь, положите листочки на край стола, вернемся к этому заданию в конце урока.

·         Вспомним расположение металлов в ПСХЭ.

Если провести диагональ от элемента бора - В (порядковый номер 5) до элемента астата- At (порядковый номер 85), то слева внизу под этой диагональю в Периодической системе все элементы являются металлами, кроме этого металлами являются все элементы побочных подгрупп. Справа вверху над диагональю находятся элементы неметаллы (исключая металлы побочных подгрупп). Назовите, какой буквой идет обозначение элементов главных и побочных подгрупп.

Без подсказки обойдитесь, буквы четко назовите, и ответ держать, будет снова № 2

Ответ: Буква - А, главная, В - побочная.

·         Каких элементов в Периодической таблице Д.И. Менделеева больше?

Ответ: В Периодической таблице Д.И.Менделеева больше металлов.

Учитель:

·         Внимательно посмотрите на путеводный лист. Сколько металлов указано?

·          

Ответ: Из 118 элементов Таблицы Д.И.Менделеева 96 металлы и лишь 22 неметаллы.

Слева направо по периоду металлические свойства и радиус - R атома уменьшаются.

Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов и R атома увеличиваются.

Сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне?

Ответ: От 1 до 3 электронов на внешнем энергетическом уровне.

Зная, что металлы имеют сравнительно большие радиусы атомов и небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы металлов?

Ответ: Атомы металлов стремятся отдать электроны с внешнего энергетического уровня.

- Во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?

Ответ: Атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы.

- Простые вещества, которые образуют элементы – металлы, при обычных условиях, являются твердыми кристаллическими веществами, кроме ртути, свинца.

Вспомним строение кристаллической решетки металлов.

Ответ: В узлах металлической кристаллической решетки находятся положительные ионы и атомы металлов (атом-ионы), а между ними – свободные электроны. Эти электроны свободно перемещаться. Свободные электроны имеют отрицательный заряд и притягивают положительно заряженные ионы металлов. Поэтому кристаллическая решетка металлов является устойчивой.

Правильнов металле постоянно существуют атомы, ионы и свободные электроны. Составьте на в путеводном листе схемы металлической химической связи для Na, Mg , Al.

А теперь возьмите другую ручку, и проверьте себя.

·         .

·         Вспомните, как называется связь между положительными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов?

Ответ: Металлическая связь.

·         Свободные электроны внутри металлической кристаллической решетки могут переносить теплоту и электричество, отражать световые волны, поэтому они являются причиной главных физических свойств металлов – высокой электро- и теплопроводности.

III. Изучение нового материала.

Начинаем изучать «Физические свойства металлов».

Снова к теме подойдем, свойства их сейчас прочтем, посмотрите на экран, что увидим, запишите, но забыть вы не спешите, эти свойства нам важны, в них вся сила в них вся мощь,так что помни их дружок. - Сейчас мы будем изучать физические свойства металлов, которые вы должны перечислить в тетради. При этом запишем сведения с экрана.

1. Твердость – все металлы при обычных условиях твердые вещества, кроме ртути. (Просмотр видео «Ртуть»)

По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром, который может царапать стекло. Самые мягкие – щелочные металлы и свинец (Демонстрация видео «Щелочные металлы – Литий, натрий, калий»). Щелочные металлы хранят в особых условиях: литий в вазелине из-за своей низкой плотности, натрий в керосине, керосин в стеленной баночке, баночка в асбестовой крошке, асбест в жестяной баночке, жестяная баночка в сейфе.

2. Пластичность, ковкость – это свойство металлов изменять свою форму при ударе. Прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев

атомов и не сопровождается разрывом связи и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью. Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один его грамм можно вытянуть в проволоку длиной 2км. Демонстрация учащимся алюминиевую фольгу.

3. Металлический блеск – все металлы обладают металлическим блеском. Электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Самые блестящие металлы – это ртуть и серебро. Из ртути изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала», современные зеркала изготавливают из серебра.

4. Металлы звенят – это свойство используется для изготовления колоколов, музыкальных инструментов и т.д. самые звонкие металлы – это золото, серебро и медь.

Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой (карандашом) слышен очень долгий высокий и чистый звук.

Слайд №12

5. Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Лучшие проводники серебро, медь, золото, железо, алюминий.

·         Если самый лучший проводник – серебро, то почему электрические провода из него не делают?

Ответ: Высокая стоимость этого металла.

Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец вольфрам.

6. Температура плавления металлов изменяется в широких пределах. Самый легкоплавкий металл – ртуть (t0пл. = -38.90С), самый тугоплавкий – Вольфрам (t0пл. = 33800С).

7. Плотность металлов тоже изменяется в широких пределах. Металл с наименьшей плотностью – литий 0,53*10кг/м3. Металл с наибольшей плотностью осмий 22,48*10кг/м3.

8. Аллотропия - способность атомов одного ХЭ образовывать несколько простых веществ – модификации.

Рассказ учителя про аллотропные модификации олова.

IV. Физминутка

·         А теперь немножко отдохнем. Внимательно смотрите на экран, на нем будут появляться названия химических элементов. Если на экране – металл, вы должны встать, если нет – продолжаем сидеть (Сингапурская структура «Тейк оф тач даун»). Внимание на экран! А теперь вернемся снова к таблицам, которые мы заполняли в начале урока. Только теперь заполните колонку «После». (Дается время – 2мин)

·         Изменилось ли ваше мнение?

Ответ:

·         Зачитайте мне ваши результаты, стол №…. участник №… (так учитель спрашивает у нескольких учеников)

·         В конце проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Для этого возьмите лист А4, которые у вас на столах. Сложите в 4, потом сложите уголок и раскройте лист. (Сингапурская структура «Модель Фрейера») (Приложение 3)

(Дается 10 минут)

Теперь за каждым столом по очереди зачитайте ваши ответы («Сингл раунд робин»). (На каждого ученика по 30 секунд)

·         Стол №… , участник №…, зачитайте ваши ответы (спрашивается у нескольких учеников)

 

VIII. Домашнее задание:

 

- Параграф 13 прочитать, стр. 69-72., упр.1-3 стр.72 (устно).









 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)