Конспект урока по химии "В гостях у скорости" для 8-9 классов.
Оценка 4.8

Конспект урока по химии "В гостях у скорости" для 8-9 классов.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
8 кл—9 кл
06.06.2023
Конспект урока по химии "В гостях у скорости" для 8-9 классов.
Урок по химии "В гостях у скорости"
урок по химии скорость химическойреакции.docx

Открытый урок  по химии «В гостях у скорости»

Задачи урока:

1) сформировать у учащихся знания о скорости химической реакции, о факторах, влияющих на скорость химической реакции;

2) показать значения ее в природе и деятельности человека;

3) углубить знания о катализаторах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о скорости химической реакции, о единицах ее измерения, знают влияние различных факторов на скорость химической реакции ( природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь соприкосновения и температура ).

Метапредметные: формируются навыки групповой работы, развивается самостоятельность мышления, умение обобщать ,анализировать и выделять главное.

Личностные: развивать коммуникативные умения в ходе групповой работы, способность применять полученные знания на практике, учащиеся осознают смысл и ценность познания.

Основные понятия урока: скорость химической реакции, факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Основные виды деятельности учащихся: самостоятельная работа с информацией, групповая работа, работа в парах, наблюдение химических превращений, описание химических реакций, участие в совместном обсуждении результатов опытов, обобщать и делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы изучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: раствор  H2SOр-р, Mg, Cu, CaCOмел, Zn, CuO, CaCOпорошок, H2O2, MnO2, NH3, (NH4)2Сr2O7, колба 500мл, спиртовка.

Тезис

 (Знания, не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок)

Актуализация опорных знаний просмотр мультфильма и эвристическая беседа с учащимися.

Мы живём в динамичном мире. Объекты живой и неживой природы движутся с различной скоростью. Изучая физику, вы узнали, что человек изобрёл сверхзвуковые самолёты. На уроках биологии узнали, что амёба тоже передвигается с определённой скоростью 0,2 мм в минуту, а самая быстрая дикая кошка-гепард развивает скорость 60км в час, а скорость распространения нервного импульса до 120 мв секунду. На уроках химии?

Давайте проведем эксперимент.

Поместим в пробирку с медным купоросом железную скрепку и скажем пойдет ли реакция?

Нальем в пробирку сульфат железа 2 и добавим красной кровяной соли? Что наблюдаете?

Теоретически реакции идут, но в первой реакции эффект на лицо, а во второй реакции мы не видим сразу никаких изменений.

Что  мы можем сказать по этому поводу? Правильно, что одни реакции идут быстро, другие медленно т.е реакции тоже идут с определённой скоростью. А что мы знаем о скорости реакции в химии? Поэтому я вам предлагаю ознакомиться с этим "понятием".

Изучения нового материала.

Учитель: на уроках физики вы уже рассматривали скорость механического движения, перемещения тела в пространстве.

Как она обозначается? По какой формуле вычисляют скорость движущегося тела?

υ = S/t км/ч ( м/с). Это пройденный путь за определенный промежуток времени.

Значит скорость- это изменение какой-то физической величины за единицу времени. В химии есть такое понятие " как скорость химической реакции". А что такое скорость химической реакции, в чем она измеряется?

Давайте проведем опыт. В стакан с воздухом поместим горящую свечу. Что произойдет со временем? Она потухнет, а почему? Какой газ у нас поддерживал горение? А что с ним произошло? Он закончился, поэтому и прекратилось горение свечи, значит изменилась концентрация исходных веществ, они уменьшились, а новые образовались.

Так что же такое скорость реакции в химии, давайте попробуем сформулировать определение скорости реакций. V = ΔС / Δt

Как изменится скорость этой реакции со временем?

Вывод: Скорость химической реакции уменьшается с течением времени.

Перед нами следующие объекты, ракеты, завод по производству сахара и муки. Эти объекты называют стратегическими, почему?

 На этот вопрос, я подожду правильного ответа в конце урока.

А для этого сегодня мы представим себя учеными-исследователями и совершим виртуальное путешествие в инновационный центр «Сколково»

Работа в группах.

Класс разделен на 5 научных химических лабораторий. Каждый в этой лаборатории имеет свою должность. Научный сотрудник будет руководить исследовательской работой и аргументировать полученные результаты, лаборант будет выполнять эксперимент по инструкции, корреспондент – доведет информацию о результатах исследования широкой общественности. Распределите обязанности в группе. У вас на столе для каждого приготовлены рабочие карты, которые вы будете заполнять в процессе урока.

Вам предстоит сегодня узнать какие факторы будут влиять на скорость химической реакции. Для это вы должны проводить эксперименты, далее обсудить результаты в своих группах и записать уравнение химической реакции на доске и в маршрутных листах

 

Исследовательская карточка

 

опыта

Химический эксперимент

Что наблюдаем?

Уравнения хим. реакций

Выводы

Опыт 1.

Поместите в пробирки медь и цинк соответственно, добавьте в каждую их них по 2 мл 5% серной кислоты. Результаты запишите рядом

Вывод 1.

Скорость реакции зависит……

Опыт 2.

Насыпьте в 2 пробирки немного оксида меди (II) на кончике шпателя и прилейте в каждую серной кислоты по 2 мл. Одну из пробирок оставьте нетронутой, а другую подогрейте осторожно на пламени спиртовки. Наблюдайте за изменениями, сделайте вывод.

Вывод 2.

Скорость реакции зависит….

Опыт 3.

В 2 пробирки поместите порошок карбоната кальция и кусочек мела соответственно, в каждую пробирку прилейте по 2 мл соляной кислоты. Наблюдайте за изменениями и сделайте вывод.

Вывод 3. Скорость реакции зависит…

Опыт 4.

Налейте в пробирку 2 мл пероксида водорода. Что наблюдаете? Добавьте к ней на кончике шпателя несколько крупинок катализатора оксида марганца (IV). Что произойдет? Результаты запишите.

Вывод 4.

Скорость реакции зависит…..

Опыт 5.

В 2 пробирки поместите порошок железа и добавьте в 1 пробирку  2 мл 5 %  серной кислоты, а во 2 по 2 мл 10 % серной кислоты

 

Вывод 5.

Скорость реакции зависит…

 

Физкультминутка!!!

Арабская притча о восемнадцати верблюдах. Жил когда-то на востоке человек, который разводил верблюдов. Всю жизнь он работал, а когда состарился, то позвал к себе сыновей и сказал:

"Дети мои! Я стар и немощен и скоро умру. После моей смерти разделите верблюдов так, как я вам скажу. Ты, старший сын, работал больше всех- возьми себе половину верблюдов. Ты, средний сын, только начал мне помогать - возьми себе третью часть. А ты, младший, возьми себе девятую часть."

Прошло время и старик умер. Тогда сыновья решили разделить наследство так, как завещал им отец. Они выгнали стадо на большое поле, пересчитали, и оказалось, что в стаде всего семнадцать верблюдов. И нельзя было разделить их ни на 2, ни на 3, ни на 9! Что было делать - никто не знал. Стали сыновья спорить и каждый предлагал своё решение. Они уже устали спорить, но так и не пришли к общему решению. В это время мимо ехал путник на своём верблюде. Услышав крик и спор, он спросил: "Что случилось?"

И сыновья рассказали о своей беде. Путник слез с верблюда, пустил его в стадо и сказал: "А теперь разделите верблюдов, как велел отец". И так верблюдов стало восемнадцать, старший сын взял себе половину, то есть 9, средний - треть, то есть 6 верблюдов, а младший девятую часть, то есть 2 верблюдов. И когда они разделили, таким образом, стадо, в поле остался ещё один верблюд, потому что 9+6+2= 17. А путник сел на своего верблюда и поехал дальше.

Какова роль восемнадцатого верблюда? И какая связь этой притчи с темой нашего урока? В подтверждении того, что катализатор влияет на скорость химической реакции послушаем выступление пятой группы.

 

 Итак подведем итоги. Первый фактор это…. (напечатать таблички)

Демонстрационный опыт учителя

 

Закрепление знаний (тестирование).

Выполните тестирование.

Вариант 1

1. При обычных условиях с наибольшей скоростью будет взаимодействовать с водой:

а) железо;    б) магний;   в) натрий;   г) алюминий.

2. Скорость выделения водорода будет наибольшей при взаимодействии с соляной кислотой:

а) кальция;   б) олова;   в) цинка;   г) меди.

3. Скорость разложения пероксида водорода можно увеличить, если:

а) добавить к нему оксид марганца (IV);

б) увеличить объём вещества;

в) понизить температуру реакции;

г) добавить воды.

4. На скорость реакции обжига колчедана 4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2 + Q не влияет:

а) повышение концентрации кислорода;

б) наличие катализатора;

в) повышение температуры;

г) увеличение площади поверхности соприкосновения колчедана и газа.

5. Скорость реакции железа с соляной кислотой увеличится, если:

а) повысить давление;

б) повысить концентрацию хлороводорода;

в) понизить температуру раствора;

г) добавить в раствор лакмус.

 

Вариант 2.

1. Скорость выделения водорода будет наибольшей при взаимодействии:

а) цинка с соляной кислотой; 

б) цинка с уксусной кислотой;

в) олова с соляной кислотой;

г) меди с уксусной кислотой.

 

2. Скорость реакции между металлом и разбавленной серной кислотой выше, если участвует:

а) цинк;   б) медь;   в) свинец;   г) железо.

 

3. Скорость коррозии железа уменьшится в паре с:

а) цинком;   б) свинцом;   в) медью;   г) оловом.

 

4. Скорость реакции магния с соляной кислотой увеличится, если:

а) повысить давление;

б) измельчить образец металла;

в) понизить температуру раствора;

г) добавить в раствор индикатор.

 

5. Распиленное на куски бревно сгорает с большей скоростью, чем целое, потому что:

а) уменьшается площадь поверхности дерева;

б) увеличивается площадь соприкосновения веществ;

в) понижается температура горения;

г) увеличивается доступ кислорода к каждому куску;

 

 Сверьте свои ответы с эталоном.

После выполненной работы проецируем на экран эталон ответов и обучающие осуществляют взаимопроверку, выставляя оценку.

Рефлексия (самооценка).

Ребята, вы сегодня все прекрасно работали на уроке в роли исследователей. Я вижу, что вы усвоили тему урока, а это было самое главное в нашей с вами совместной работе.

Скоро вы окончите школу и выберите себе будущую профессию. Возможно она не будет связана с химией. Но я очень надеюсь, что еще встречу ваши имена в числе передовых исследователей или даже нобелевских лауреатов.

Спасибо вам за урок.


 

Открытый урок по химии «В гостях у скорости»

Открытый урок по химии «В гостях у скорости»

Поместим в пробирку с медным купоросом железную скрепку и скажем пойдет ли реакция?

Поместим в пробирку с медным купоросом железную скрепку и скажем пойдет ли реакция?

Распределите обязанности в группе

Распределите обязанности в группе

Опыт 4. Налейте в пробирку 2 мл пероксида водорода

Опыт 4. Налейте в пробирку 2 мл пероксида водорода

Итак подведем итоги. Первый фактор это…

Итак подведем итоги. Первый фактор это…

Скорость реакции магния с соляной кислотой увеличится, если: а) повысить давление; б) измельчить образец металла; в) понизить температуру раствора; г) добавить в раствор индикатор

Скорость реакции магния с соляной кислотой увеличится, если: а) повысить давление; б) измельчить образец металла; в) понизить температуру раствора; г) добавить в раствор индикатор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2023