Конспект урока по информатике 10 класс. Компьютерные сети

  • pdf
  • 27.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока информатики в 10 классе по теме _Компьютерные сети. Основные понятия_..pdf

Конспект урока на тему: Компьютерные сети. Основные понятия.

Класс: 10

Тип урока: Урок изучения нового материала

В системе уроков: первый урок

Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления сформировать у обучающихся целостное представление по теме «Компьютерная сеть», развивать познавательный интерес к предмету.

Задачи:

Обучающие:

дать представление о компьютерных сетях, их видах;

познакомить со структурой, с устройствами компьютерной сети, технологией передачи и обработки данных, топологией сети «звезда», «общая шина», «кольцо». 

работать над осмыслением основных понятий по теме ««Компьютерная сеть»;

Развивающие:

Способствовать развитие навыков и способностей критического мышления, направленных на выбор оптимальных решений.

развивать фантазию и образное мышление учащихся, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной групповой работе, Воспитательные:

воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность;

уверенность в своих силах.

Метапредметные результаты:

предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование и визуализация информации;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

регулятивные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

Личностные образовательные результаты:

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, технология «Перевернутый класс», технология развития критического мышления (приемы прием «Корзина идей», прием «Синквейн», прием «Кластер», прием «Дерево предсказаний», прием «Толстые и тонкие вопросы»).

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Применяемое оборудование и ресурсы: презентация, ПК (ноутбуки), карточки для приемов ТРКМ, Microsoft Office Power Point, проектор, экран, наглядные пособия.


 


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводномотивационный

Фаза- вызов

- Формирование положительного эмоционального настроя на урок - Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

Приветствие.

Формирование учебно - познавательных мотивов. Постановка учебной задачи

Прием «Дерево предсказаний»

        Ребята, в сетевом городе я вам дала задание к уроку изучить материал параграфа 44-45. Какая была тема параграфа?

Эту тему мы будем изучать на уроке слайд 1

       Предлагаю построить модель нашего урока. Для этого мы используем прием «Дерево предсказаний». Посмотрите на наше дерево. Ствол дерева – это тема урока «Компьютерная сеть». Вы выдвигаете предположения «Что мы будем делать или более подробно рассматривать на уроке?». Предположения ваши –это ветви дерева. И они начинаются со слов «возможно» или «вероятно».

Все верно. Итак, я говорила, что ваши предположения – это ветви. На каждой ветви растут листья. Листья – это обоснование ваших предположений, аргументы.

Все верно. Попробуйте сформулировать цель урока. Запишите тему урока в тетради.

Ответы детей: «Компьютерная сеть»

Дети выдвигают предположения по вопросу «Что мы будем делать или рассматривать на уроке?». Читают и размещают на дереве.

Примерные ответы детей:

«Возможно мы будем изучать что такое компьютерная сеть?»

«Вероятно рассмотрим преимущества или недостатки компьютерной сети» «Возможно более подробно рассмотрим какие бывают сети»

«Вероятно рассмотрим структуру сети»

Примерные ответы детей:

«потому что, это тема урока» «необходимо знать преимущества и недостатки»

«чтобы научиться разобраться в них»

«важно знать структуру сети»

«это понадобится нам в жизни»

 

Операционносодержательный

Фаза-осмысление

Вы внимательно прочитали материал параграфа 44-45.

Сегодня мы будем работать по группам. Поработаем над осмыслением содержания.

                                        I.           Интеллектуальная разминка.

Задание 1: Запишите в тетради «Что такое компьютерная сеть?» и какие бывают линии связи.  Вам дается 2 мин.  Устная проверка ответов

На слайде

Компьютерная сеть — это группа компьютеров, соединённых линиями связи.

Для передачи данных между компьютерами могут использоваться:

       телефонная линия;

       специальные электрические кабели;

       оптоволокно (нить из стекла или пластика, по которой идёт свет); ● радиоволны (в беспроводных сетях).

Задание 2

Первая группа на красном стикере перечисляете преимущества компьютерной сети.

Вторая группа на синем стикере перечислите недостатки компьютерной сети.

Посмотрим, чего больше - преимуществ или недостатков. Ответы размещают на доске. Какие выводы можно сделать?

На слайде

Преимущества

       быстрый обмен данными между компьютерами без использования сменных носителей (CD- и DVD-дисков, флэш-дисков);

Работа в тетради. За верные и полные ответы получают по 1 баллу.

В командах перечисляют преимущества и недостатки компьютерной сети. Ответы детей размещаются на доске. Делают выводы.

За то, что перечислили все преимущества и недостатки получают по 3 балла. Ни одного

0.

 

 

       совместное использование ресурсов:

− общих данных, которые могут быть размещены на одном компьютере;

− программ, которые могут запускаться с другого компьютера;

− внешних устройств (например, все компьютеры в сети могут использовать один принтер);

       электронную почту и другие способы сетевого общения (чаты, форумы и т. п.).

Недостатки:

       необходимы денежные затраты на сетевое оборудование (кабели, вспомогательные устройства) и программное обеспечение (например, операционную систему специального типа);

       снижается безопасность данных, поэтому компьютеры, на которых ведутся секретные разработки, не должны быть подключены к сети;

       для настройки сети и обеспечения её работы необходим высококвалифицированный специалист — системный администратор.

                                        II.          Работа с понятиями

У меня в корзине написаны все понятия по теме. Вытягиваем по одному понятию и сразу раскрываем. Какая команда больше раскроет смысл понятий. Остальные записывайте в тетрадь все понятия.

Что такое

-Компьютерная сеть

-персональные сети

-локальные сети

-корпоративные сети

Дети по очереди раскрывают понятия. Остальные записывают в тетради.

 

 

-Сервер

-Клиент

-Протокол -Топология

-  Wi-Fi

-  системный администратор

-  шлюз

                                                                                III.        Прием «Кластер»

Составьте опорную схему, используя слова «сервер», «клиент», «протокол», «шлюз».

«Какие бывают типы компьютерных сетей?»

На слайде

По «радиусу охвата» обычно выделяют следующие типы компьютерных сетей:

1. персональные сети - объединяющие устройства одного человека (сотовые телефоны, карманные компьютеры, смартфоны, ноутбук и т.

Прием «Кластер»

        В центре находится ключевое понятие

«Компьютерная сеть». Обучающиеся логически связывают с ключевым понятием типы компьютерной сети. В результате получается опорная схема.

 

 

п.) в радиусе не более 30 м. (Bluetooth).

2.      локальные сети - объединяющие, как правило, компьютеры в пределах одного или нескольких соседних зданий.

3.      корпоративные сети - сети компьютеров одной организации (возможно, находящиеся в разных районах города или даже в разных городах);

4.      городские сети, объединяющие компьютеры в пределах города; 5. глобальные сети, объединяющие компьютеры в разных странах (Интернет).

                                                                  IV.        Аналитическое исследование

Заполните таблицу:

схема

структура схемы

достоинства

недостатки

«звезда»

 

 

 

«кольцо»

 

 

 

«шина»

 

 

 

Предложите «Какую структуру вы предложили бы использовать для школьной сети?». Обоснуйте ответ

Дети заполняют таблицу. Озвучивают результат групповой работы.

Рефлексивнооценочный этап урока

Фаза-рефлексия

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

           Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах.

         Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа

На столах у вас тонкие и толстые вопросы. Прочитай вопрос и ответьте на него.  Определите «Тонкий» или «Толстый вопрос»

        1.   Компьютерная сеть-это группа компьютеров, соединенных линиями

 

 

 

связи? (да) Тонкий вопрос

2.      Перечислите известные вам типы компьютерных сетей.

(персональные, локальные, корпоративные, городские, глобальные) Тонкий вопрос

3.      Опишите структуру, достоинства и недостатки сетей типа «звезда»,

«кольцо» и «общая шина» Толстый вопрос

4.      Что такое топология сети? Тонкий вопрос

5.      Какие задачи решают компьютеры-серверы? Тонкий вопрос

6.      Что такое точка доступа? Тонкий вопрос

7.      Что такое зона доступа Wi-Fi? Тонкий вопрос

   Вот мы и разобрали все тонкие и толстые вопросы по теме «Компьютерные сети. Я пришла к выводу, что вы очень хорошо изучили материалы параграфа 44-45.  Вы очень хорошо поработали в группах.

           И в конце урока составим синквейн, которая выражает ваше отношение к уроку. От группы можно по 2 синквейна.

Домашнее задание – выполнить онлайн тест.

 


 

Посмотрите также