Конспект урока по истории на тему: "Чему учил китайский мудрец Конфуций?" 5 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по истории на тему: "Чему учил китайский мудрец Конфуций?" 5 класс

Оценка 4.7
docx
22.05.2021
Конспект урока по истории на тему: "Чему учил китайский мудрец Конфуций?" 5 класс
Чему учил китайский мудрец Конфуций.docx

Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

Цели: ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция; продолжить формирование умений правильно показы­вать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.»

Ход урока

I.  Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты»

1.  Подготовка устного ответа по карточке № 22.

КАРТОЧКА №22

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» Для этого вспомни:

124.  Чем занимались жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги, которых, по легенде,Брахма создал из частей своего тела?

125.  Как эти группы людей отличались внешне друг от друга?

126.  Какие права имела каждая из этих групп?

Сделай вывод.____________________________________

 Примерный ответ учащегося

В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у ко­торых были строго определенные права и обязанности. Самыми поч­тенными в Индии считались брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того чтобы стать настоящим брах­маном, нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать **а земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, об­служивали своих хозяев, подчинялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.

2. Работа с классом (учитель выбирает любой из предложенных вариантов).

Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде (с. 98-99 § 21 Вигасина).

-      Когда произошло объединение Индии? (В III е. до н. э.)

-      Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

-      Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

-      У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встречали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)

Вариант 2. Тест[1].

3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III.   Переход к изучению новой темы

Мы познакомились с религиозными верованиями древних ин­дийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхож­дению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

-      Ознакомимся с учениями китайского мудреца Конфуция.

IV.  Изучение новой темы

План

1)  Географическое положение и природные условия Китая.

2)  Конфуций - древнекитайский философ.

3)  Учение Конфуция.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций,

бамбук.

1.  Работа по карте (с. 103 Вигасина).

-      Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

-      Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)

-      Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими ле­сами.)

-      Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

2.  Рассказ учителя.

Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, раз­рушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правите­ли которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы (подробнее о Конфуции см. ниже в дополнительном ма­териале для учителя).

3.  Работа с историческим документом на с. 104-105 Вигасина.

4.  Беседа по прочитанному.

-      Всякого ли образованного человека Конфуций считал на­стоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

-      Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с ка­кими? Если нет, то с какими? (Ответы детей.)

5.  Сообщение учащегося о письменности и книгах древних ки­тайцев.

V.  Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 89 (с. 74).

б) Решите задачу.

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в го­сударстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различа­ют знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледельцев всегда становятся зем­ледельцами».

-      Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций? (Этот философ пытается закрепить неравен­ство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.)

VI.   Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 22 Вигасина или § 20л. 1, 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83, заполните контурную карту «Китай в древности»; для любознательных: а) подумайте, в чем сход­ство и в чем различия учений Будды и Конфуция; б) подго­товить сообщение о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик).

Дополнительный материал

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н. э.)

Древний китайский проповедник и писатель.

В историю мировой культуры Конфуций вошел как основополож­ник особой религии - конфуцианство. Это имя было дано ему иезуит­скими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти.

Как о любом религиозном деятеле, о нем складывались различные легенды. Согласно одной из них матери Конфуция было видение о том, что она должна отправиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила младенца. Вокруг новорожденного парили драконы и бодисатвы.

На самом же деле Конфуций родился в городе Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристо­кратов, чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.

Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось най­ти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева бамбука или на шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.

Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре просла­вившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.

После смерти матери он последовал общепринятому обычаю - вер­нулся домой и соблюдал траур три года. Он отказался от всех удоволь­ствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Jly. Но какое-то время спустя ему при­шлось уйти со службы из-за интриг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже не вернулся на служ­бу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуньцю».

Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Суть учения Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организо­ванное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей.

Он также утверждал, что управлять низшими классами следует прежде всего с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники являются для народа «отцом и ма­терью». Подобные взгляды Конфуция основывались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. В свою очередь корнями они уходили в традиции китайской культуры.

В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг к другу и о необходимости соблюдать обычаи. Он также полагал, что дворянин и придворный чиновник должны не стремиться к власти и получению новых чинов, а изучать музыку, поэзию и историю своих предков.

Соблюдение обрядов означало почитание памяти предков, появление уважения к современным правителям и почтение к пожилым людям.

Последние годы жизни Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречении были собраны в литературный сборник, получивший назва­ние «Аналекты Конфуция». Одно из изречений, например, гласит: «Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе».

Распространение идей Конфуция началось с правления династии Хань (202 г. до н. э.), тогда была принята идея философа о необходи­мости работы ученых людей в правительстве и начато обучение пра­вительственных чиновников. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались таковыми до 1912г., когда был сброшен последний китайский император.

Правда, к началу 20-х гг. влияние конфуцианства в Китае ослабло, и сегодня на его место пришел буддизм.

Все обо всех. Том 2. М., 1996. С. 131-135.

Древнего мира в 5 классе общеобразовательных школ, рассчитаны на преподавателей, работающих по учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение), Ф.А. Михайловского (М.: Русское слово).


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] См. приложение, тест 7.

Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

III. Переход к изучению новой темы

III. Переход к изучению новой темы

V. Подведение итогов урока

V. Подведение итогов урока

Подобные взгляды Конфуция основывались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам

Подобные взгляды Конфуция основывались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021